Кружевной промысел во второй половине XX века

Продолжение книги «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».

Глава VII. Развитие елецкого кружевного промысла во второй половине XX века

В 60-70-х годах XX века кружевницы и художники создали наибольшее количество уникальных художественных изделий. Кружевницы производят более 200 наименований всевозможной продукции.

Елец стал одним из самых крупных центров кружевного производства в СССР. Комбинат художественных промыслов снабжает своей продукцией 95 городов Советского Союза. Елецкий Союз кружевниц стал самым большим предприятием Ельца по численности работающих и по объему произведенной продукции.

В окрестных районах города: Елецком, Становлянском, Долгоруковском и других — еще сохранились целые семьи, где женщины плетут кружевные изделия. На Свишенском производственном участке есть даже мужчина-кружевник Михаил Федорович Кузнецов, который искусно плетет воротнички, косынки не хуже чем женщины-мастера.

С 1954 по 1964 гг. Елецкий Союз кружевниц принимал участие в 40 Международных ярмарках и выставках в Праге, Нью-Йорке, Дели, Гаване, Пекине и Мехико. На внешнем и внутреннем рынках значительно повысился спрос на кружевную продукцию, которая перестала быть предметом роскоши. Творить красоту, украшать жизнь и быт общества предметом искусства — все это вдохновляло труд кружевниц и художников, служило делу духовного обогащения народа, развитию его культуры.

[singlepic id=1373 w=450 h=500]

В начале 70-х годов в связи с реорганизацией промысловой кооперации Елецкий Союз кружевниц стал комбинатом художественных промыслов. По существу, промысловая кооперация в стране с 1960 года была ликвидирована. Реформа Хрущева стремилась превратить промыслы в кружевные фабрики. В итоге это отрицательно сказалось на развитии промыслов в России.

Но в 70-80-х годах елецкий кружевной промысел по объему производства и качеству кружевной продукции занимал первое место, хотя количество кружевниц комбината сократилось с 20 тысяч до 3 тысяч кружевниц в 1980 году.

Елецкий кружевной промысел продолжал активно развиваться. Особенно знаменательны были 60-е годы, когда на Международной выставке в Москве было представлено 238 конкурсных работ, которые были награждены дипломами, денежными премиями и медалями, а Е.А. Шпакова, главный художник и кружевница А.П. Колчева были награждены орденами Ленина. За уникальные работы были награждены золотыми и серебряными медалями П.Е. Петрова, В.И. Григорьева, М.Ф. Целых, М.Д. Саввина, А.И. Севрюкова.

В 1960 году на Всемирной художественной выставке изделия елецких кружевниц в Нью-Йорке были награждены большой золотой медалью за высокое качество изделий и ассортимент.

В чем причины устойчивого развития кружевного промысла в 60-80-х годах? Во-первых, елецкие кружевницы, мастера и художники внесли огромный вклад в художественное богатство, технику и технологию русского древнего кружевоплетения. В художественных мастерских Елецкого Союза кружевниц была создана новая технология упрощенного плетения парного и многопарного плетения кружев, когда с небольшим числом пар коклюшек можно было выполнить любой сложный узор. Но это было первым шагом елецких мастеров к изобретению новой технологии и техники парного сцепного плетения.

Все это значительно повышало производительность труда кружевниц, улучшало качество и художественную ценность кружева. Во-вторых, елецкие кружевницы стали плести многопарное кружево, используя новые материалы: мулине, капрон, лавсан, — все это придавало изделиям нарядность и национально-праздничный колорит. В-третьих, в конце XIX-XX вв. в России появилось сетчатое плетение узоров и фоновых решеток. Этой техникой прекрасно владела Дарья Николаевна Матюхина. Она помогла возродить этот способ в елецком кружевоплетении, который обеспечивал кружеву легкость, прозрачность и красоту. В период Отечественной войны она продолжала плести уникальные дорожки, косынки, накидки и т.п. А когда в 1944 году появился Союз кружевниц, все созданные изделия она передала народному промыслу.

В 70-80-х годах основным мотивом елецкого узора остается цветок на стебле с листьями и цветами из пяти-семи лепестков. Главным направлением развития художественного стиля были цветочно-природные мотивы. Кружевницы и художники создавали морозные, звездные и цветочно-растительные мотивы и композиции. Сохранились традиционные особенности елецкого кружева: «скань» по контуру узора, различная плотность полотнянки и большое многообразие красивых решеток фона.

В узорах 70-80-х годов больше прозрачных решеток многообразных форм, часто решетки преобладают над орнаментом, решетки дополняют узоры и повышают их декоративное качество.

[singlepic id=1375 w=450 h=500]

Большое значение имело совершенствование обновленного парного и сцепного кружевоплетения, которое было проведено замечательными художниками и организаторами производства Валентиной Ивановной Григорьевой и Полиной Георгиевной Петровой.

Они с детства плели кружева и работали в промысле и хорошо знали традиции и художественные особенности елецкого кружева. Вот усилиями Петровой, Григорьевой и старейшей кружевницы Д.Н. Матюхиной удалось создать изделия парного и парносцепного кружева. Такой стиль стал характерен почерку только елецких кружевниц. Одна из особенностей состоит в том, что в композиции узоров используются различные звездно-лучистые и снежные елецкие решетки фона, а в узорах довольно разреженная полотнянка переходит в сетку.

Все это придает елецкому кружеву игру света и теней, эффект объемности узоров. Красота и декоративность обретает праздничность и ювелирность исполнения.

В современном елецком парносцепном кружеве, в его мотивах и узорах сохраняются художественные традиции прошлого — «жемчужка», «гречишка», «славянка», «речка», «жучки» и «паучки», которые гармонично сочетаются с новыми узорами и композициями. В уникальных работах, выполненных новой техникой художником и технологом Полиной Григорьевной Петровой, выражено глубокое понимание прошлого и настоящего. В довоенные годы П.Г. Петрова работала в елецком промысле, в годы войны до 1946 г. — в Вологодском кружсоюзе, затем 30 лет — главным технологом и художником в Ельце. За 30 лет работы в Елецком промысле она создала около 2 тысяч обновленных узоров и композиций. В 1970 году в Москве при Институте народных промыслов состоялась выставка всех ее уникальных произведений. Полина Григорьевна была награждена орденом «Знак Почета». Ее работы находятся в Музее прикладного искусства России.

П.Г. Петрова — участник различных Всесоюзных и Международных выставок, ее работы награждались золотыми и серебряными медалями, дипломами. Лучшими ее творческими произведениями являются панно «Вечный огонь», скатерть «Цветы», скатерть «Снежинка», панно «Метелица», занавес «Звездный». Характерная черта работ П.Г. Петровой — это четкость и яркость линий, декоративная выразительность, строгость узоров, четкость контуров, новизна и сложность цветочно-растительных орнаментов и мотивов.

В 70-е годы значительно обновляется ассортимент изделий елецкого кружева. Наряду с мерным кружевом и мелкими бытовыми украшениями одежды, промысел переходит к производству крупных вещей: занавесов, скатертей, блузок, пелерины, дорожек и панно. В 1967 г. на Международной выставке одежды в Москве елецкому кружеву была присуждена золотая медаль первой степени за новизну и качество.

В развитии елецкого кружевного промысла, в повышении качества продукции и художественных достоинств кружевных изделий Ельцу оказывали помощь работники Московского научно-исследовательского института художественных промыслов А.А. Кораблева, Н.В. Симакина, Э.С. Ванюкова, А.Н. Роботнова. Художник елецкого промысла Шпакова Евгения Андреевна в сотрудничестве с институтом разработали технику комбинированного ручного плетения и механического производства кружева.

В 1977 г. в ПО «Елецкие кружева» было выполнено Т.С. Ванюковой художественное панно в виде прямоугольника на фоне звездного млечного пути. В окружности размещена крона цветущего дерева с ветками, листьями и цветами. Эта красивая сложная композиция символизирует вечное дерево жизни в нашей галактике. Рисунок оригинален, неповторим в композиции. Такое же панно — цветущее дерево — было выполнено художником М.А. Гусевой, но каждый автор один и тот же сюжет создает и трактует по-разному, по-своему, но в почерке и стиле сохраняются елецкие традиции кружевоплетения.

Значительный вклад в организацию производства елецкого кружева, его обновление в 70-х годах внесла талантливая художница, участник войны Валентина Ивановна Григорьева. Более 20 лет она работала главным художником в Ельце. Она член Союза художников СССР, награждена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1967 году — серебряной медалью ВДНХ.

Расцвет творческой деятельности В.И. Григорьевой относится к 1960-1970 гг. Для ее уникальных работ характерен поиск нового. В ее кружевных изделиях преобладают при родно-растительные мотивы. Лучшими ее выставочными произведениями были «Русские женщины», «Горки Ленинские», панно «Аврора», отражающие общественные события в жизни страны. Григорьевой принадлежит много уникальных штучных работ: скатерти, покрывала, занавесы, дорожки. Среди них особо выделяется скатерть сложного растительного орнамента, где среди пышных цветов размещены птицы с узорным оперением.

Самыми лучшими работами Григорьевой признаны «Русские яблоки» и занавес «Яблоневые цветы». В целом для ее творчества характерны динамичность композиций, задушевность и лиричность в изображении узоров и мотивов, мягкость движений. Это самые характерные черты творчества художника.

Будет далеко от исторической правды утверждать, что обновление техники, технологии и художественного стиля и качество елецкого кружева принадлежит только замечательным, талантливым художникам, сестрам А.Г. Петровой и П.Г. Петровой, В.И. Григорьевой, Д.И. Матюхиной.

В этом заслуга всего творческого коллектива работников Елецкого Союза кружевниц и тех, кто посвятил свою жизнь и труд подготовке кадров, мастеров и художников.

В книге Н. Жуковой и А. Самохина «Елецкие кружева» есть документальный снимок: это творческая группа художников и мастеров союза кружевниц. В составе творческого коллектива В.И. Григорьева, П.Г. Петрова, Н.С. Жукова, А.В. Кораблева, В.Е. Окунева, Е.В. Прокофьева, М.Д. Саввина, Е.А. Гритчина, А.И. Севрюкова, А.А. Тушкина, А.С. Ванюкова, А. Дерюгина.

Одной из важных причин успехов в развитии промысла в 1970-х годах было большое внимание подготовке кадров мастеров. В этом огромная заслуга А.Г. Петровой, художника и организатора школы кружевниц, талантливого художника и педагога Н.С. Жуковой.

В 1913 г. в 17 губерниях России было 60 школ кружевниц. В Елецком уезде на 44 тысячи кружевниц кадры готовили 7 школ. Теперь на 2 тысячи кружевниц существует одно профессиональное училище №30. Его возглавляет директор Нина Савишна Агошкова. Здесь работает около 46 лет талантливый художник, заслуженный педагог Мария Павловна Маслова. Она является лауреатом Всесоюзных выставок за рубежом. Работы Масловой и ее учащихся были награждены на выставках в Финляндии, Китае, Бельгии дипломами и медалями. В ПТУ №30 работают мастера кружева и педагоги Г. Конова, И.Е. Лунева, Р.А. Селезнева, П.И. Щедрина. Все работники училища вносят огромный вклад в обучение и воспитание квалифицированных кадров елецкого промысла.

В начале 1980-х гг. Елецкий комбинат художественных промыслов был преобразован в производственное объединение «Елецкие кружева». В 1972 г. промысел первым в городе получил право выпуска кружевной продукции со Знаком качества. В 1974 г. художественный совет Министерства легкой промышленности РСФСР присвоил 14 изделиям объединения «Елецкие кружева» Знак качества. 75 лучших конкурсных работ были представлены на Всесоюзной выставке народного хозяйства, где елецкий промысел имел свой павильон.

[singlepic id=1376 w=560 h=500]

В цехах и производственных участках промысла работало более 3 тысяч кружевниц, мастеров и художников. Творцами изделий высокого качества были А.И. Астахова, А.А. Дерюгина, В.В. Большакова и А.И. Прохорина, которым были присвоены звания «Мастер золотые руки». Марию Яковлевну Мигунову называли творцом «кружевной сказки».

Большое влияние на повышение качества изделий из елецкого кружева оказали юбилейные конкурсные выставки, посвященные 825-летию Ельца, 60-летию образования СССР, 100-летию В.И. Ленина.

В 1970 г. на Международной выставке в Японии (г. Осака) елецкие кружевные изделия были награждены золотой медалью и дипломом за качество и разнообразие продукции. Впервые за всю историю развития кружевного промысла елецкие кружева, мастера и художники были награждены правительственными наградами: Шпакова Е.А., художник А.Н. Прохорина и кружевница Клокова орденами Ленина; Жукова Н.С., Григорьева В.И. — орденами Трудового Красного Знамени; кружевница З.К. Архипова — орденом Трудовой Славы; художник П.Г. Петрова и кружевница З.П. Ванина — орденом «Знак Почета».

В 1988 г. объем кружевной художественной продукции промысла в стоимостном выражении составлял 6 млн. 100 тысяч рублей. Это преимущественно изделия ручного плетения, а также изделия художественной вышивки в комбинации с кружевом. Продукция ручного плетения и вышивки значительно превышала производство механических кружев. Механические кружева в России появились в 90-х годах XIX века, но тогда они не получили распространения.

Только через 90 лет в цехах промысла было установлено 18 машин по производству механических кружев с применением автоматики и электроники. Механические кружева нельзя считать предметом прикладного искусства, но в настоящее время они используются для производства только мерного кружева, где требуются точность и последовательность повторения узоров.

Третья четверть XX века была периодом быстрого развития и расцвета производства елецкого кружева. Более 20-ти лет директором объединения был Меркулов Виктор Алексеевич — прекрасный организатор, хозяин и человек, влюбленный в кружевное искусство и в свой родной город. Но не только его заботами, а и усилиями всего коллектива кружевниц, мастеров, творческим трудом талантливых художников — П.Г. Петровой, Н.С. Жуковой, В.И. Григорьевой, А.И. Прохориной, Е.А. Шлаковой. К.Г. Пальчиковой, З.Е. Долгошеевой — Елец стал крупным центром, производящим одно из самых прекрасных и высококачественных кружев в мире.

Начало 90-х годов было переломным в развитии кружевного промысла. Объединение «Елецкие кружева» стало не только елецким, оно включало 29 производственных бригад, расположенных по всей Липецкой области. Бригады объединялись в 5 производственных участков, с общим числом кружевниц более 2-х тысяч человек. По качеству продукции Елец занимал 1-ое место в России. В 1992 году ПХО было преобразовано в Товарищество с ограниченной ответственностью.

Резкое повышение цен, сокращение спроса — все это лишило фирму денежных средств на производство кружев. За 1993 год произошло значительное уменьшение количества кружевниц-надомниц, 60% опытных работниц ушли на пенсии, количество бригад сократилось более чем в два раза — с 29 до 12. Осталось всего 1300 рабочих. В 1994 г. фирма «Елецкие кружева» на выставке в Москве «Сибирь — 94» была награждена золотой медалью. Затем в 1996-1997 гг. успешно мастера и художники Ельца участвуют в конкурсных юбилеях 850-летия Москвы и Ельца. Трудно живет и сохраняется древнее прекрасное и молодое кружевное народное искусство, слава и гордость нашего края.

В настоящее время АО «Елецкие кружева» возглавляет директор Сосов Юрий Петрович, опытный профессионал- хозяйственник, хороший организатор. Он все делает для того, чтобы сохранить и возродить производство и былую славу промысла.

Главный художник — Клокова Светлана Михайловна. Она 25 лет работает в промысле, по образованию инженер-технолог; организатор производства продукции. Главный технолог — Терезанова Наталья Дмитриевна, кружевница с детства, мастер-художник по призванию, 25 лет работы в промысле. Имеет много авторских уникальных изделий, участник многих Всесоюзных выставок, награждена серебряной медалью и дипломом ВДНХ. В настоящее время работает 7 производственных бригад, 700 кружевниц, постоянно в цехах работают 180 опытных мастеров кружевоплетения.

По заказам из Москвы и Петербурга фирма производит скатерти, панно, знаки зодиака, гербы и т.д.

Большой вклад в обеспечение художественного качества кружева в фирме вносят прекрасные художники: Пальчикова Клавдия Григорьевна, ветеран промысла, заслуженный художник СССР, а также художник 1-ой категории Светлана Дорошенко, автор панно «Герб Ельца».

Лучшими мастерами-художниками, которые всю жизнь отдали искусству кружева, являются работники фирмы: Григорьева М.Д., Пузикова Р.К., Малышева И.К. Все они работают в промысле 30 лет. Постепенно уходят ветераны из промысла, уменьшается производство кружева редкой красоты. Машины не заменят разума и искусства женских рук. Чтобы продолжать традиции и славу промысла, нужно уже в школах увлечь детей его историей, приглашать мастеров-кружевниц для обучения их кружевоплетению.

Елецкое кружево — это сплав большого творческого труда и таланта. Оно обладает богатством узоров и композиций, радугой красок и блеска. Как настоящее искусство оно дает радость красоты.

Для современного елецкого кружева характерна мягкость светотеневых переходов, изящество и ювелирная обработка фактуры изделия, нежность, прозрачность и воздушность узоров, эффект объемности.

Разнообразие красивых елецких фонов создает впечатление мерцающего звездного неба или мягко падающих снежинок-звезд.

Такую оценку основных художественных ценностей дает Н. Поскребышев — искусствовед Научного института художественной промышленности России. Настоящие произведения искусства вызывают восторг и согревают душу, потому что они не копируют природу и жизнь, а творчески, по законам красоты и гармонии отображают то, что мы не замечаем в суете нашей жизни. «ПРЕКРАСНОЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ — гармония суть красоты в природе жизни и обществе», — так утверждали Чернышевский и Достоевский.

 

С.П. Ершов. Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк). — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 129 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-7/

Статья подготовлена по материалам 2-го издания книги Ершова С.П. «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)», изданной в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в работе.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2021, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2021, Разработка WPcore  ·  2006-2021, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором