Введение — Воргол.Ру

Введение

Введение в книгу «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».

Историко-экономический очерк «Елецкие кружева и кружевницы» можно назвать путешествием по истории елецкого древнего домашнего ремесла художественного кружевоплетения от его истоков до наших дней.

Читатели познакомятся с чудесным миром красоты прикладного народного искусства, с художниками, мастерами-кружевницами, творцами самобытных и неповторимых елецких кружев. Они чувствовали себя художниками, создавали свои узоры, композиции, совершенствовали технику и технологию елецкого кружевоплетения, отличного от вологодского, кирово-вятского и рязанского. Трудолюбивые руки и творческий разум елецких кружевниц десятилетиями создавали кружева-шедевры такой тонкой работы, такой художественной ценности и красоты, которые были представлены на многих всемирных выставках и прочно завоевывали мировую славу в XIX и XX веках.

Основное содержание настоящего очерка состоит не только в том, чтобы познакомить читателей с предысторией русского кружевного дела, но раскрыть историю становления елецкого кружевного промысла, основные этапы его развития, расцвета, депрессии и возрождения в послереволюционные и послевоенные годы, со 2-ой половины XIX века до 90-х годов XX столетия. История елецкого кружевного промысла связана с развитием экономики, с учетом сведений из прошлого города и Елецкого уезда, значения промысла в развитии экономики города и уезда, ведущей роли елецкого кружевного промысла в России, с учетом сведений о рынке сбыта кружев, цен на кружево, роли скупщика и положении кружевниц.

Главным достоинством елецкого кружева являются исторически сложившиеся художественные особенности, особый почерк кружевоплетения, его техника и технология, которые передавались из поколения в поколение. Это не только особые приемы, это особый стиль, особые узоры и композиции, создающие художественное богатство и ценность елецкого кружева, отличающегося своей спецификой от кружева всех регионов кружевного промысла России и за рубежом.

Более чем за 4-х вековую историю елецкое кружевоплетение органически впитало богатство художественных форм, узоров, мотивов и традиций всего русского прикладного искусства: вышивки, вязания, резьбы по дереву, художественной обработки металлов, кости, камня и т.п.

В Западной Европе и странах Востока елецкое кружево рекламировали как «подлинно русское», лучше, чем генуэзские, венецианские и бельгийские кружева. Елецкое кружевоплетение — одно из древнейших России, оно городского происхождения.

Документально появление елецкого кружева в торговле зафиксировано во второй половиной XVII века, когда Елец стал торгово-ремесленным городом. По документам Московского разрядного приказа он вел торговлю с 55-ю городами России и среднего Дона, вывозил металлоизделия, хлеб, меха, рыбу, соль, кожу, галантерею (кружево) [6]. В 1996 г. в ходе археологических раскопок в Ельце на Красной площади, на месте Воскресенского собора, были обнаружены фрагменты кружевного плетения серебряной нитью. Находку, согласно другим сопутствующим предметам, можно датировать XVII-XVIII вв. [5].

Кружевной промысел Елецкого уезда как народное, художественное искусство сложился к началу 2-ой половины XIX века. Но 50-60-е годы прошлого века — это только начало его становления и экономического развития в России.

В Государственном музее прикладного, художественного искусства России хранятся самые старинные елецкие кружева 2-ой половины XVIII века и начала XIX века. Их принадлежность к плетению елецких кружевниц искусствоведы определяют по особой елецкой технике и технологии. Только елецким узором является изображение ёлочек и благородного оленя как символов древнего герба нашего города.

В легендах и сказаниях различных народов благородный олень считается символом гордой красоты, искусства, мастерства и умения рук. Образ бегущего оленя был олицетворением народного творчества, полета человеческого разума к прекрасному. Когда умелые руки елецких мастериц XVII-XVIII веков плели гарус из разноцветных шерстяных ниток или кружево с различными узорами и блеском металлических нитей, они создавали красоту искусства и думали о славе родного города.

Давно известно, что герб древнего Ельца как города и защитника Руси, русской земли изображал символический щит, а на ковыльно-белом поле щита возвышалась стройная и вечно зеленая ель как символ красоты нашего края, а под елью гордо стоящий олень.

Испокон веков Елец славился не только древностью, но и замечательными промыслами — резьбой по дереву и камню, художественной обработкой металлоизделий, своими кузнецами, кожевниками, плотниками. Но самым выдающимся был кружевной промысел. Он занимал почетное место в экономике Елецкого уезда, определял лицо города и обусловил мировую славу Ельца и уезда.

Когда автор этих строк стал выяснять историю отечественного искусства кружевоплетения, то оказался перед вопросом, есть ли у нас основания считать, что его истоки относятся к XIII веку, а появление кружев в России — к XVI-XVII веку.

В 1988 году газета «Труд» опубликовала небольшое, но емкое сообщение, которое внесло коренные изменения в освещение вопроса о возникновении искусства кружевоплетения на Руси у древних славян, об истоках всего прикладного народного искусства как важной стержневой части материальной и духовной культуры страны [2].

При раскопках Старой Рязани археологи обнаружили сохранившиеся остатки кружева начала второго тысячелетия. Заслуженный художник РСФСР Диана Алексеевна Смирнова познакомилась с материалами археологической экспедиции. Опытному мастеру-художнику по образцам старого михайловского-рязанского кружева удалось возродить промысел забытых кружев. Вот и теперь по полуистлевшим остаткам узоров, по переплетам и узелкам она решила восстановить древние кружева почти тысячелетней давности.

Изучая то, что сохранилось, Д. Смирнова убедилась, что славянские древние мастерицы владели сложной техникой плетения. На реставрацию древнего кружева, восстановление сложных узоров и разгадывание техники плетения славянских мастериц Д. Смирнова затратила не один год. И вот в результате была выполнена кружевная скатерть по древним узорам «красное лето». Заискрились, засверкали мотивные узоры, которые считали безвозвратно утраченными. Диана Алексеевна сообщает о трудностях и путях выполнения этой архисложной и очень интересной работы. «Разбирая плетение, я обратила внимание на необычное очертание некоторых рисунков. Они как-то необычно вплетались в традиционные орнаменты рязанских русских кружев. Эти загадочные узоры напоминали пиктограммы, символы начального древнеславянского письма» [2].

Скатерть была передана Всероссийскому музею декоративно-прикладного искусства. Ученые-лингвисты увидели и признали в узорах элементы древнеславянской письменности, а мастера-художники в технике узоров — общий прием плетения полотнянки — «скань», характерный для древних образцов только елецких и рязанских кружев. Труд Д. Смирновой, ее скатерть «красное лето» — это произведение художника от бога, которое, на мой взгляд, является вещественным доказательством и документом, подписанным археологами и учеными-лингвистами о славянских самобытных истоках и корнях русского художественного кружевоплетения и прикладного народного искусства.

Во-вторых, все искусствоведы и историки елецкого кружевоплетения признают, что кружевоплетение в Ельце как ремесло и женское рукоделие существовало с древности.

До начала XX века в Елецком уезде все кружевные изделия были многоцветными, но преимущественно бело-черными. Рязанские, Михайловские кружева в древности также многоцветные, но узорные мотивы в виде «скани» для контрастности оттенялись красной, оранжевой, черной и голубой нитью. Елецкие кружевницы для контрастности и выразительности изобрели «скань», которая создается с помощью толстой нитки. Узор выполняется тонкими и шелковыми нитями. Все это дает нам основание предположить, что домашнее кружевное рукоделие пришло в Елец из Рязанской земли.

В узорах мерного парного елецкого кружева конца XVII — начала XIX вв., сохранившихся в музеях Петербурга, имеются мотивы древнерусского кружева из золотых и серебряных нитей. Не исключена возможность, что и в Елецком княжестве для украшения княжеской, боярской и церковной одежды плели гарус и кружева из металлических нитей, а узоры и мотивы древнего кружева передавались из поколения в поколение.

В наше время художественное производство и кружевной промысел существует в четырех регионах страны, где он исторически сложился и сохранился: в Липецкой области, г. Елец — «Елецкие кружева»; в г. Вологде — кружевное производственное объединение «Снежинка»; в Кировской области, г. Советск — филиал фабрики им. 8 Марта; в Рязанской области, г. Михайлов — кружевное производственное объединение «Труженица».

В дореволюционной России кружевной промысел существовал в 17-ти губерниях традиционного кружевоплетения. Но по объему производства кружев и количеству кружевниц, занятых в промысле, Елецкий уезд составлял примерно 50 процентов к общероссийскому. Елецкий уезд и г. Елец во 2-ой половине XIX — начале XX вв. славился хлебной торговлей, был единственным экспортером выделанных кож за границу и сапожной столицей России. В городе были различные промыслы, но мировую славу Ельцу принесли елецкие кружева и талант искусства, творческий труд женщин, елецких кружевниц. Елецкими кружевами торговали в России от Финляндии до Кавказа, от Варшавы до Сибири. Елецкое русское кружево пользовалось спросом, славилось и вывозилось в различные страны Западной Европы, Азии и Америки. Изделия елецких кружевниц были представлены на десятках международных выставок художественного прикладного искусства, награждались дипломами, золотыми медалями, призами. В елецких замечательных чудо — кружевах, как в зеркале, отражена красота природы края.

Наш край — это граница леса со степью. В древности за рекой Сосной открывались необъятные просторы степей к югу, а к северу — дремучие леса. Елец расположен на живописных холмах крутого левого берега р. Сосны. Здесь открываются чарующие, поэтические дали степей, строгая красота лесов и перелесков.

Наш город-памятник истории и культуры, родина художников, писателей, композиторов, видных архитекторов, изобретателей и поэтов. Это красивый живописный по архитектуре и древнему градостроительству город, зеленый и уютный, с богатой героической и трагической историей, отметивший 850-летний юбилей. Любой город имеет свою историю, свои оригинальные черты, облик. Характерной чертой нашего города являются не только древние исторические памятники, его облик украшен изумительными работами елецких мастеров — это кружевная резьба по дереву, резьба по камню, художественное чугунное литье балконов, окон, ограждений.

В довоенные и послевоенные годы было издано несколько брошюр и работ о елецких кружевах. Не обходят вниманием елецкое кружевоплетение и авторы-историки, искусствоведы, но до сих пор отсутствует историко-экономический обзор возникновения, становления и расцвета елецкого кружевного промысла со 2-ой половины XIX в. и до 90-х годов XX в. В историко-искусствоведческой литературе больше уделяют внимания художественным особенностям кружевоплетения по регионам, но обходят вниманием кружевниц.

Материал по историко-экономическому развитию елецкого кружевного промысла до 1916 г. имеется в книге З.М. Твердовой-Савицкой [7]. Художественное значение кружева и положение кружевниц изложено в фундаментальной работе конца XIX в. С.А. Давыдовой [1]. Новейшие исследования в этой области отражены в книге К. Майоровой и К. Дубинской по русскому народному прикладному искусству [4]. Автору книги пришлось изучить региональную периодику, в которой отразились сведения о елецком кружеве [3]. Автор благодарен директору Елецкого краеведческого музея В.Н. Евдокимову за предоставленную возможность работать в фондах музея. Слова огромной признательности выражаю Н.А. Тропину, зав. кафедрой истории ЕГУ им. И.А. Бунина, согласившемуся стать ответственным редактором моей работы.

Если читатели будут упрекать меня в том, что автор увлекся цифрами в своей работе по истории и экономике промысла, то я могу только вспомнить изречение великого Гейне: «Цифры не делают мира, но они красноречиво свидетельствуют, как плохо или хорошо управляется мир».

 

С.П. Ершов. Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк). — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 129 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-vvedenie/

Литература:

1. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. — СПб., 1982.
2. Загадка древнего кружева // «Труд» — 2.12.1988.
3. Зюрюкин В. Елецкое кружево // Орловский альманах. — 1948. — №1.
4. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М., 1990.
5. Новосельцев А.В., Соловьев В.С, Тропин Н.А. Воскресенский Собор г. Ельца (архитектурно-археологические исследования 1996 г.) — Елец, 1997,- С.10. — Рис.11.
6. РГАДА. Ф.210. Д.94, С.107; Ф.210. Д.188. С.1- 165; Ф.253. Д.207. С. 1-74.
7. Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. — М., 1916.

Статья подготовлена по материалам 2-го издания книги Ершова С.П. «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)», изданной в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в работе.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Промышленность города » Елецкие кружева и кружевницы
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий