Приходская церковь казачьей Александровской слободы, лежавшей к северо-западу от Елецкой крепости, существовала с момента восстановления Елецкой крепости и заселения прилегающих к ней слобод казаками. После строительства крепости «по государеву… указу учинено на Ельце десять станиц, а в станицах по осьми человек детей боярских и з головою, да по два вожа из елецких казаков». [1] Станицы были назначены с момента строительства города и организации службы. В конце XVI столетия казачьих слобод было пять: Александровская, Ламская, Беломестная, Аргамачья и Борисоглебская. Но лишь одна из них — Александровская — вплотную примыкала к городу, остальные отделялись от крепости реками Ельцом и Сосной.
Александровская слобода получила название по имени казачьего головы Александра Хотяинцева, третьего должностного лица после воеводы и городского головы. Он исполнял в 1592 г. обязанности воеводы И.Н. Мясного «в городе» на период его отъезда «на Москву». [2] Александровская слобода была, по-видимому, самой населённой в Ельце, поскольку только в ней размещалось сразу три прихода: Покровский, Христорождественский и Георгиевский.
Деревянная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца — покровителя русских воинов — была построена в Александровской слободе, скорее всего, в самом конце XVI — начале XVII в. Первое документальное свидетельство о существовании Георгиевского храма относится к ноябрю 1615 г.: «Егорьевский поп Антон к Егорьеву дни пива варит три чети, да вина курит осьмину». [3] Через два года — 20 декабря 1617 г. — священники Георгиевской церкви «поп Яков» и «вдоваи поп Офонасей» заверили подписями свидетельские показаний «детей духовных» из числа прихожан по делу о краже денег из царской казны. [4]
В переписных книгах Федора Барятинского 1646 г. упоминается в качестве «церкви Егорья Страстотерпца, что в Козачьей слободе за попом за Феофилактом двор Мартынки Шомина…». [5]
Первое описание Георгиевского храма мы встречаем в писцовых книгах Тихона Камынина 1691 г. «Да в казачей Александровской слободе церковь великомученика Георгия, да предел Ильи Пророка, деревянная. А в той церкви Царские Двери, и Деисусы, и иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение попово и мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трепезою 6 сажен, поперег 2 сажени с полсаженью и круг той церкви огорожено вновь кладбищу по наезду. А мерою того кладбища в переднем конце по восточной стране поперечнику двадцать сажен, в заднем конце по заподной стране 7 сажен, а длин того кладбища по южной стране 27 сажен, по северной дватцать сажен, а от церкви мерою до городьбы от олторя на восток тринатцать сажен, на юге семь сажен, на север 4, на запад 7, да той же церкви на церковной земле поп Павел, поп Фёдор, дьячок Мишка Никифоров…». [6]
Из этого описания видно, что в конце XVII в. Георгиевская церковь стояла посреди огороженного приходского кладбища. Она представляла собой небольшой деревянный храм размером в плане 5,5 х 13 м, и состояла из собственно храмовой части, алтарной апсиды и маленькой трапезы, в которой, вероятно, и размещался придел Ильи Пророка, появившийся при церкви между 1678 и 1691 гг. Колокольни при церкви не было. Церковный причт состоял из трёх человек: двух священников и дьячка.
Вместо обветшавшего за полтораста лет храма в 1760 г. по прошению однодворцев Александровской слободы Василия Иванова и Прокофия Сушенцева была построена новая деревянная церковь с прежним храмонаименованием. [7]
Дальнейшая судьба Георгиевского храма неизвестна и до сих пор представляет загадку для исследователей церковной истории Ельца. После 1760 г. церковь не упоминается ни в одном из документов и не показана ни на одном из планов города, начиная с 1769 г. Историк Ельца Н.А. Ридингер в своей книге приводит сведения, что «близ Покровской церкви, говорят, была церковь Георгиевская, на том месте, где ныне стоит дом купца Петра Александровича Сергеева. Эта церковь, по рассказам, будто бы перенесена в село Воргол». [8]
Несколько другие данные содержатся в исторических сведениях о Ельце Ивана Ивановича Уклеина, который писал: «Полагают старожилы, где ныне дом Ивана Герасимовича Петрова и Василия Александровича Сергеева … была церковь во имя великомученика и Победоносца Георгия и святого Василия. Оная перемещена в село Афанасьевское». [9] Однако, храм в с. Афанасьевском Елецкого уезда (ныне Измалковского района) никогда не носил имя Георгиевского, как и его приделы. А вот в с. Грунин Воргол того же Елецкого уезда в 1779 г. был поставлен деревянный храм во имя св. Георгия Победоносца, купленный в городе Ельце. [10] Однако непонятно, что могло заставить прихожан продать свой храм, построенный всего лишь несколькими годами ранее. Более вероятным представляется «исчезновение» Георгиевского храма по причине гибели его в огне большого пожара 1769 г.
Приведённое же Уклеиным местоположение древней Георгиевской церкви соответствует современному перекрёстку улиц Октябрьской и 9-го Декабря, находящемуся в 100 м к северо-западу от Покровской церкви.
Священно- и церковнослужители храма святого Георгия Победоносца:
Священники:
Антон — уп. 1615
Яков — уп. 1617
Афанасий — уп. 1617
Феофилакт — уп. 1646
Фрол — уп. 1678
Павел — уп. 1691-1693
Феодор — уп. 1691-1691
Дьячки:
Никифоров Михаил — уп. 1691-1693
Пономари:
Костин Иван — уп. 1678
Примечания:
1. РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Л. 234.
2. РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Л. 102, 103-106.
3. Памятники южновеликорусского наречия. — М., 1982. С. 46.
4. РГАДА. Ф. 210. Белг. стол. стб. 2. Л. 51-52 об.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 49.
6. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 7об.-8.
7. ОЕВ. 1871. № 3. С. 166.
8. Ридиигер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1865. С. 58.
9. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов / В кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Липецк, 1994. С. 42.
10. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. Орёл, 1905. С. 336.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»