Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы — Воргол.Ру

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введенская церковь
Введенская церковь. Фото 2006 г.

Введенская церковь в Ельце не только самая древняя из сохранившихся каменных построек, но и самая благодатная по духовному воздействию, а потому и самая притягательная… Все, кто бывал в Ельце, обязательно упоминают с особой душевной теплотой древний храм на Введенском спуске! Василий Васильевич Розанов, проживший несколько лет в Ельце, писал некогда К.Н. Леонтьеву: «Православным я стал лишь недавно, помолившись несколько раз в церкви Введения, познакомившись с дьяконицей Рудневой … внучкой Иннокентия Таврического». Введенский храм Ельца философ называл своей нравственной Родиной: «Храм навсегда для меня милый, моя нравственная Родина. Около его стены хотел бы я быть похороненным». [1] Введенскую церковь легко узнать и в произведениях И.А. Бунина: «После отъезда отца с матерью … И почему-то часто уезжали они в субботу, так что в тот же день вечером я должен был идти ко всенощной … в эти темные и глухие вечера, проводив отца с матерью и войдя истинно как в отчую обитель под её низкие своды, в её тишину, тепло и сумрак… чудотворная икона Божьей Матери, и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей, что стоит над рекой как раз против Аргамачи — тот древний образ, перед которым горят неугасимые лампады и всегда молится на коленях какая-нибудь женщина в тёмной шали, крепко прижав щепоть ко лбу». [2]

Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики — 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище.

В 1617 г. священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан. [3]

Введенский спуск на рисунке А.В. Новосельцева
Введенский спуск и храм Введения в XVIII в. Рис. А.В. Новосельцева

Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII в. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». [4] В писцовой книге Василия Сухотина 1678 г.: «да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…». [5]

Более подробное описание Введенского храма даётся в писцовой и межевой книге Тихона Камынина 1691-1693 гг.: «Церковь Введения Пресвятыя Богородицы в Олександровской же слободе древянная. А в той церкви Царские Двери и Деисус, и праздники, и месные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение попа Леонтия. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью восемь сажен, поперег три сажени, и около той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 9 сажен, по заподной стороне двенатцать сажен, а длины по южной стороне 11 сажен бес трети, да во вдовине дворе три сажени, по северной стороне 19 сажен. А от церкви мерою от олторя на восток 6 сажен с третью, на юг 5 сажен, на север 4 сажени, на запад 4 сажени с полусаженью. Да той же церкви на церковной земле живут дьячок Евдокимко Леонтьев, а по скаске ево ж, дьячка, на церковной земле живут дворами посацкие люди, 14 дворов…». [6]

Фрагмент плана города Ельца ок. 1781 г.
Фрагмент плана города Ельца ок. 1781 г. 1 — Введенская церковь, 2 — Успенская, Вознесенская соборная и Воскресенская церкви на Красной площади, 3 — Преображенская церковь, 4 – Архангельская церковь

К середине XVIII в. старый деревянный храм пришёл в ветхое состояние и был начат постройкой новый каменный. Ещё до окончания строительства, 15 февраля 1759 г. «поп Иосиф Фёдоров сын Леонтьев … ночным временем, без венечной памяти и в неосвященной вновь строющейся в г. Ельце каменном зданием церкви Введения Пресвятой Богородицы под алтарем в палате» повенчал крепостную девку Катерину с ландмилиционером Курского полка Семеном Быкановым и взял за это рубль. [7] Жалуясь в своей челобитной на священника в Елецкую провинциальную канцелярию, жёны елецких купцов Вавилова, Сафонова и Ростовцева сохранили для истории ряд обстоятельств строительства каменного Введенского храма. Палата, где повенчали беглянку, и сейчас находится под апсидой-алтарём церкви. Ещё два года после этого возводили мастера стены и купола с крестами каменного храма, прежде чем по древнему обычаю установить под престолом крест с надписью, что настоящий храм, построенный старанием помещика, канцелярского секретаря Осипа Данилова, «освящён в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году». [8]

Вид на Введенскую церковь и Аргамачью слободу
Вид на Введенскую церковь (слева) и Аргамачью слободу с Рождество-Богородицкой церковью. Фото начала XX в.

Введенский храм построен по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике». Так строили в глубокой древности деревянные шатровые церкви и башни крепостей, укладывая на сруб в четыре стены («четверик») сруб в восемь стен («восьмерик»). Позже стали так же строить и похожие на них, но каменные церкви. Такая конструкция особенно широко применялась с середины XVII в., только перекрывали храмы уже не шатром, а куполом. Пышное оформление окон и дверей, спаренные угловые пилястры на восьмерике и конструкция самого Введенского храма — вспарушенный купол и световой барабан, говорят о том, что памятник принадлежит к расцвету барокко, когда опыт зодчих позволял придавать своим постройкам праздничность, характерную русской архитектуре. И хотя расцвет стиля барокко в архитектуре пришёлся на начало и первую половину XVIII в., а на смену ему с середины столетия уже пришёл классицизм, Введенскую церковь новый архитектурный стиль не затронул.

Церковь Введения за её долгую историю не раз перестраивали и ремонтировали. В начале XIX в. храм распространили двумя приделами — северным и южным, во имя трёх святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, а также св. апостола Иоанна Богослова. Несмотря на господство в архитектуре того времени классического стиля, мастера при этом тактично подошли к перестройке храма, сохранив в оформлении приделов барочные наличники старой трапезной. Позже с юга и севера храма пристроили полукруглые паперти — боковые всходы.

Последний крупный ремонт храма состоялся в 1902 г., когда на пожертвованную прихожанином купцом Николаем Петровичем Череновым сумму в 30 тыс. руб. здание было оштукатурено снаружи, с запада возведены две пристройки к трапезной и крыльцо с сенью — к колокольне, настелены новые полы, вставлены новые оконные рамы с витражами, устроены двухъярусные золочёные по розовому фону иконостасы в приделах, сделаны ризы на иконах и вызолочена церковная утварь, внутри стены украшены живописью по образцу киевского Владимирского собора. Тогда же было устроено духовое отопление, для чего с северной стороны храма возвели печную трубу, разрушенную в 2006 г. К сожалению, ремонт 1902 г. принёс Введенской церкви не только улучшения. Церковь несколько изменила свой первоначальный облик — были срублены богатые кирпичные наличники, растёсаны оконные проёмы, а фасад поштукатурен.

Николай Петрович Черенов, устроивший на свои средства в Ельце в 1898 г. «Дом трудолюбия», выделил дополнительно 50 тыс. руб. на устройство около Введенской церкви приюта для круглых сирот и 150 тыс. рублей для содержания его на проценты. [9]

Согласно листкам страховых оценок Введенского храма 1910 г. главный четырёхъярусный иконостас, золочёный по розовому фону, имел высоту 15 арш., а ширину — 10 арш. Устроен он был вновь в середине XIX в. Два придельных имели высоту 4,5 арш., а длину 12 арш., считая южную и северную боковые стороны. [10]

Достопримечательности храма: местночтимые древние иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (почитаемая верующими как чудотворная), Господа Вседержителя и св. Николая Чудотворца, перешедшие, по преданию, в храм из упразднённого Троицкого монастыря, а также напрестольное Евангелие 1703 г. и древний хрустальный напрестольный крест. [11]

На трёхъярусной с внутристенной лестницей храмовой колокольне выделялся большой колокол весом 151 пуд, с надписью: «1818 г. ноября 15 дня. Божиею милостию вылит сей колокол в г. Ельце ко храму Введения Пресвятыя Богородицы при священнике Василии Климентове, старанием ктитора купца Семена Родионова Деева». [12]

Введенская церковь в 1970-е
Введенская церковь. Фото 1970-х гг.

Причт Введенской церкви в начале XX в. составляли священник, диакон и псаломщик. Диаконом храма в 1788-1797 гг. состоял Алексей Борисович Борисов — отец знаменитого церковного деятеля и богослова архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Священник о. Василий Фёдорович Климентов, бывший настоятелем Введенской церкви в 1810-1841 гг., был некоторое время учителем Иоанна Борисова, будущего архиепископа, занимался с ним латинским языком и риторикой. Святитель Иннокентий навсегда сохранил благодарную память об о. Василии, урокам которого придавал большое значение в своём развитии. Посещая Елец, он всегда навещал своего наставника, которому в период 1822-1855 г. адресовал письма, опубликованные в 1881 г. в журнале «Русская старина». [13]

Вид на Введенскую церковь с собора
Вид на Введенскую церковь с кровли Вознесенского собора. Фото 2006 г.

Более 50 лет, с 1842 по 1896 гг., настоятельствовал в Введенской церкви протоиерей Иоанн Иосифович Вуколов, снискавший любовь и уважение верующих не только своего прихода, но и всего города как «опытный в духовной жизни старец и мудрый советчик». Скончался он в возрасте 82 лет 22 октября 1896 г. и был погребён на городском кладбище в присутствии 10 тыс. человек. Многие ельчане считают своим долгом, бывая на кладбище, отслужить по о. Иоанну панихиду и помолиться на его могиле. [14]

В приходе Введенской церкви в начале XX столетия состояло 872 человека обоего пола, храму принадлежала 51 дес. земли. [15]

Приписным к храму являлся каменный столб — часовня с Нерукотворным образом Христа Спасителя в медной посеребрённой ризе и неугасимой лампадой у дома Деевых на углу Торговой и Орловской улиц, где, по преданию, стояли ворота Елецкой крепости. Здесь ежегодно вечером 15 августа причтом Введенской церкви совершалось всенощное бдение с чтением акафиста Спасителю. [16]

После революции храм стал рассматриваться местными властями как памятник и хранилище культурных ценностей.

Главный иконостас Введенского храма
Главный иконостас Введенского храма. Фото 2006 г.

Обследовавший его 14 декабря 1921 г. директор музея Кириллов составил следующий перечень храмовых достопримечательностей, достойных внимания:

«1. Три старинные иконы, сохранившиеся от древнего Троицкого монастыря: а) Господа Вседержителя, б) св. Николая, в) Божией Матери «Взыскание погибших». 2. Холщовый антиминс 1740 г. без мощей. 3. Деревянный барельеф святителя… Рекомендовано передать в музей». [17]

В 1922 г. из Введенской церкви изъята серебряная утварь весом 2 фунт. 46 золот. [18] В 1923 г. в Елецкий музей из Введенского храма была передана картина художника Калмакова XIX в. размером 156 х 124 см «Страшный суд». [19]

Закрытие Введенского храма произошло в 1938 г. Обстоятельства этого эмоционально иллюстрирует семейная переписка ельчан Ростовцевых, одна из представительниц которых была в храме материально ответственным лицом: «Введенскую церковь берут под военные нужды… Лёля сдает имущество, страшно убита … принимает финотдел … сколько ей горя, так она всё берегла…» [20] «Лёля сдала имущество по описи в финотдел и горсовет на хранение… все сложили в главный алтарь… поставили часовых, всё опечатали… С Лелей от всего виденного и пережитого было очень плохо. Сколько слёз и рыданий! Да и теперь она очень переживает — у неё нет аппетита — говорит, ничего не хочет… и никого видеть не хочет…». [21]

Согласно документам 1962 г., Введенский храм использовался как складское помещение [22], а в подклете алтарной части находилась керосиновая лавка.

Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. Введенская церковь поставлена под охрану как памятник архитектуры республиканского значения, в это время храм был лишён кровли, полуразрушен и требовал срочных ремонтно-восстановительных работ. Включение его в число памятников дало возможность начать реставрацию этой церкви, первой в Ельце за советский период. Руководила разработкой проекта московский реставратор из Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината М.И. Кулакова. Восстановительные работы начались в 1979 г. с составления акта, из которого следовало, что своды трапезной и колокольни были разрушены на 80 %, остальные своды — на 30%, стены по фасадам — на 30%, в интерьерах — на 20%, кирпичный декор — на 100%, решётки — на 80%, кровля — на 100%, паперти — почти на 100%. В 1979 г. в результате автомобильной аварии было разрушено крыльцо с сенью. В январе 1985 г. начались работы по восстановлению шпиля на колокольне, а в 1986 г., к 840 – летнему юбилею Ельца, завершилось устройство медной кровли, починка стен колокольни и восьмерика храмовой части, восстановление утраченного декора фасада. В 1987 г. была устроена кровля на трапезной, завершены столярные работы, в 1988 г. продолжался ремонт цокольной части апсиды, устройство папертей и отмосток. Работы в храме продолжались до конца 1990 г. Росписи стен внутри храма проводили елецкие художники Галина и Владимир Марченко, Геннадий Адаев. Храм передан Русской Православной Церкви в 1992 г., а в 1998 г. в Введенской церкви состоялась первая после шестидесятилетнего перерыва служба. [23]


Священно- и церковнослужители храма Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Священники:

Панкрат — уп. 1617
Прокофьев Дементий — уп. 1646
Леонтий – 1678-1693
Леонтьев Иосиф Фёдорович – 1753-1763
Дмитриев Фёдор — 1780-1787
Фёдоров Гавриил Родионович — 1780-1810
Климентов Василий Фёдорович — 1810-1841
Глаголев Иоанн — 1821
Вуколов Иоанн Иосифович — 1842-1896
Покровский Григорий — 1896-1897
Мусатов Григорий — 1898-1900
Ульяненко Алексей – 1900-1901
Зернов Николай Васильевич — 1901-1921
Хлебтовский Василий Гаврилович — 1933-1935
Протасов Николай Фёдорович — 1933-1935
Павлов Исидор Васильевич – 1934
Бунин Леонид Иоаннович – 1935
Щепихин Валерий Петрович — 2003-2004
Исаев Сергий Алексеевич — 2004-2005
Вылуск Александр Владимирович — 2005-2006

Диаконы:

Борисов Алексей Борисович — 1788-1797
Горохов Пётр Иоаннович — 1808-1834
Щеголев Иоанн Михайлович — 1828-1834
Барсов Пётр Иоаннович — 1836-1839
Виноградов Иоанн Николаевич — 1861-1870
Антоновский Иоанн Семёнович — 1872-1888
Рождественский Фёдор Гаврилович — 1897-1898
Кутепов Леонид Михайлович — 1899-1900
Архангельский Валентин — 1905-1913
Оболенский Павел — 1913-1917
Иншаков Александр Акимович — 1935

Дьячки:

Леонтьев Евдоким — уп. 1693
Щеголев Иван Михайлович — 1817-1827
Ефремов Иван — 1868-1870

Пономари:

Родионов Алексей — 1812-1817
Александров Николай — 1818-1831
Воскресенский Егор Фёдорович — 1832-1861

Псаломщики:

Руднев Иван -1871
Рождественский Фёдор Гаврилович — 1890-1896
Архангельский Валентин Васильевич — 1900-1904


Примечания:

1. Розанов В.В. Смертное. — М., 2004. С. 113.
2. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. — М., 1988. С. 331-332.
3. РГАДА. Ф. 210. Белг. стол. Стлб. 2. Л. 58060, 66 об.-67 об.
4. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 45.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 19.
6. РГАДА. Ф. 1209. Oп 1. Кн. 137. Л. 7.
7. Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орёл, 1899. С. 466-467; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 72-73.
8. Труды ОУАК. Вып. 2. — Орёл, 1890. С. 17-19; Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Орёл, 1865. С. 57; РГВИА. ВУА 18903. Л. 12.
9. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 121-122.
10. РГИА. Ф.799. Оп. ЗЗ. Д. 1267. Л. 11-12.
11. Ридиигер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 86-87.
12. Материалы для истории и статистики г. Ельца, собранные д. ч. стат. комит. Н. Ридингером. — Орёл, 1865. С. 57.
13. Записки Липецкого областного краеведческого общества. Вып. 3. Липецк, 2002. С. 195-206.
14. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 121-123.
15. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 49.
16. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 122.
17. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 29.
18. ГАЛО. Ф. Р-143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329 об.
19. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 150.
20. Письмо от 15 июля 1938 г. // Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
21. Письмо от 22 июля 1938 г. // Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
22. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 13.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 27.04.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий