Храм Казанской иконы Божией Матери — Страница 2 — Воргол.Ру

Храм Казанской иконы Божией Матери

Казанское городское кладбище в 1960-е годы
Казанское городское кладбище. Фото 1960-х гг.

В самом конце декабря 1942 г. Елецкий горсовет, не уведомляя ни о. Иоанна Красовского и никого из организуемой им общины «патриаршего течения», отдал кладбищенскую церковь другой общине, которая просила митрополита Сергия (Страгородского) назначить в кладбищенскую церковь Ельца священником известного протоиерея Николая Лыкова, который до 1937 г. служил в Задонском обновленческом соборе и иногда при свидании с родными в Ельце служил в обновленческой Казанской кладбищенской церкви. Вопрос о передаче храма общине был решён 31 декабря 1942 г., а 3 января 1943 г. Казанский храм был готов для службы и считался официально открытым. [15]

24 февраля 1943 г. священник Н.А. Лыков получил в Патриархии справку о назначении в Казанский храм Ельца и вскоре, по свидетельству о. Иоанна Красовского, стал агитировать елецких священников «в обновление». Протоиерей И. Красовский писал, что его Лыков «…попробовал запугивать арестом, ссылкою, налогами, выставляя примером кафедрального протоиерея елецкого собора Исидора Павлова, арестованного 6 апреля 1943 г., а через три месяца тюремного заключения сосланного в Саровскую пустынь, напоминал … что седьмикратная моя тюремная отсидка не избавляет меня от ареста в восьмой раз, а свидетелей обвинения всегда можно найти». [16]

В 1943 г. община Казанской церкви численностью 300 человек была официально зарегистрирована. [17] Председателем церковного совета стала Анна Попова. А 30 апреля 1944 г. община приняла здание церкви в бессрочное пользование. По описи к этому времени в Казанском храме кроме иконостаса значились 32 иконы и 50 богослужебных книг. [18]

Могила родителей святителя Иннокентия Херсонского
Могила родителей святителя Иннокентия Херсонского на Казанском кладбище. Фото 2006 г.

Широко известна помощь, которую оказала община Казанской церкви в годы Великой Отечественной войны фронту. В письме от 26 марта 1944 г. настоятель этой церкви Николай Антонович Лыков писал: «Сборы за год 1943 г. на оборону страны, на Красную армию, на танк имени «Александра Невского», на инвалидов войны, на 2-й госзаем 1943 года наш храм по настоящее время внес 315000 руб…» Кроме того, в фонд Красной Армии и помощи детям-сиротам было собрано более 900 тыс. руб., что было отмечено благодарностью И.В. Сталина. В 1947 г. священник Н.А. Лыков был награждён медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.» [19] В 1947 г. во время пасхальной службы в Казанской церкви правительственная благодарственная телеграмма на имя бывшего настоятеля Николая Лыкова за сбор средств верующих на вооружение Советской армии, подписанная Сталиным, была похищена. [20]

В должности настоятеля Казанского храма Николая Лыкова в 1945 г. сменил о. Тихон Козмин — участник Великой Отечественной войны. В 1946 г. из-за анонимных писем, выражавших недовольство всеми священниками, его сменил протоиерей Иоанн Панов, которого 31 мая 1946 г. снял с регистрации, то есть запретил служить в церкви, уполномоченный по делам религии по Орловской области. [21] Снятие с регистрации, по всей видимости, было связано с тем, что о. Иоанн начал хлопотать об открытии в Ельце второго храма и подписал вместе с верующими письмо, к которому сделал приписку: «Прослужив в елецком Казанском храме около 4-х месяцев, я должен засвидетельствовать полное несоответствие помещения его громадной массе верующих, стекающихся со всего г. Ельца, Елецкого и Ливенского районов. В воскресные и праздничные дни народ буквально душится. При необходимости выйти наружу это бывает невозможно: толпа не может расступиться, происходят крики и восклицания, обмороки и изнеможения. Люди стоят вплоть до Царских Врат…» Заявив о «настойчивой необходимости открытия в Ельце второго храма», он заверил общее письмо верующих своей печатью благочинного.

Надгробный памятник с Казанского кладбища
Надгробный памятник с
Казанского кладбища в опоре Каракумовского моста. Фото 2006 г.

В 1947 г. настоятелем Казанского храма стал священник П.С. Левченко, который также поддержал требования верующих об открытии в Ельце второго храма. Община Казанской церкви мотивировала необходимость открытия ещё одного храма предстоящим ремонтом Казанской церкви — рядом с ней во время войны упало шесть бомб. Городским Советом, вынужденным реагировать на обращения граждан, как один из вариантов рассматривалась возможность открытия в Чёрной слободе Владимирской церкви. [22]

После многочисленных обращений ельчан во все уровни органов власти 24 июня 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР постановил «удовлетворить ходатайство верующих г. Елец Орловской области о передаче общине верующих Казанской кладбищенской церкви здания Вознесенского собора в г. Елец, оставив Казанскую кладбищенскую церковь за общиной в качестве приписной для отпевания умерших». [23]

В 1959 г. во времена хрущёвских гонений на Церковь местные власти рассматривали вопрос о закрытии Казанской церкви, но здравый смысл возобладал: «все похороны совершаются верующими в этой церкви. Если же её закрыть, то покойников с западной части города будут носить в центр города в собор, что крайне нежелательно, да и елецкие верующие (а их там ещё много) вряд ли допустят…» [24]

За несколько лет после открытия Казанского храма в 1943 г. его ризница пополнилась возвращёнными верующими предметами утвари и иконами. Согласно описи 1961 г., среди имущества храма перечислены: ковчег медный, Евангелие большое, три Евангелия малых, крест напрестольный серебряный, 5 медных и 2 деревянных, крест на жертвеннике, крест запрестольный медный, лжица серебряная, чаша большая — верх серебряный, чаша малая серебряная, плащаница Успения Божией Матери с ризой, две плащаницы Спасителя, в алтаре кадило серебряное, кадило медное, дискос позолоченный, тарелочки позолоченные, лжица позолоченная, ковшик позолоченный, звездница позолоченная, дароносица, дарохранительница, крест напрестольный, крест водосвятный, а также множество икон. Книг богослужебных числилось в храме 84 шт., а также колокол 30 кг разбитый, колокол 6 кг и два колокольчика. [25]

Решением Липецкого облисполкома № 824 от 2 ноября 1971 г. Казанский храм города Ельца был поставлен под государственную охрану как памятник истории и культуры. На средства Елецкого отделения ВООПИиК тогда же была отреставрирована часовня на кладбище, восстановлены на ней кровля и шпиль, а также установлена памятная доска.

Другая судьба сложилась за годы советской власти у Казанского кладбища, чей некрополь был своеобразным отражением истории города.

До революции для соблюдения порядка на кладбище недалеко от церкви была построена особая каменная сторожка, где помещался приставленный городом полицейский «для наблюдения за благочинием на кладбище при скоплении народа, особенно в праздничные дни». [26] В 1906 г. при Казанском кладбище существовало попечительство, целью которого было «…учреждение верного и правильного надсмотра за кладбищем, чтобы имелось не более одних ворот, открытых днем … где возможно устраивались дорожки». В уставе попечительства первым пунктом ставилась цель его создания: «1. Для поддержания внешнего порядка и благоустройства». Члены обязаны были единовременно сделать взнос в 10 руб. или ежегодно вносить не менее 1 руб. Было возможно «личным трудом способствовать достижению цели». Раз в год проводилось общее собрание и делался отчёт о проделанной работе.

Орловская духовная консистория даже рекомендовала, «чтобы во всех городах Орловской епархии были учреждены при кладбищах попечительства по примеру Казанского храма города Ельца». [27] Но не всегда причту и попечителям удавалось вовремя навести порядок на кладбище. Во время Первой мировой войны воинские захоронения не сразу приводились в порядок. Газета «Елецкий край» в мае 1916 г. писала: «Из 54 могил не найдётся и четырёх оправленных. 19 из них стоят без крестов и надписей». Положение решило исправить Елецкое общество хоругвеносцев, которое устроило крестный ход от Великокняжеской церкви и поставило задачу убрать Казанское кладбище. [28]

Протоиерей Владимир Вылуск
Протоиерей Владимир Вылуск — настоятель Казанского храма. Фото 1990-х гг.

Противоположное отношение к святому для ельчан месту было характерно для советского периода. Некрополь Казанского кладбища сильно пострадал в эти годы. Процветало мародёрство: захоронения вскрывались, разворовывались надгробия, которые часто не только перетёсывались, но и использовались в качестве строительного материала. Так, многие надгробные плиты Казанского и других кладбищ были вывезены и уложены в основание строящегося в начале 1930-х гг. Каракумовского моста. И по сейчас лежат эти камни со следами надписей и могильных крестов у подножия моста. А ведь среди надгробий были и уникальные произведения елецких ваятелей конца XVIII — начала XIX в. В этой связи вспоминается и тот факт, что годы учения в Елецкой гимназии у одного из таких кладбищенских ваятелей жил на квартире и постигал основы ваяния гимназист Ваня Бунин, с именем которого связано старое елецкое кладбище. Оно не раз упоминается в произведениях великого писателя. На нём «похоронены» герои его произведения «Лёгкое дыхание», «Поздний час», знакомые и одноклассники, в том числе и умерший в 1956 г. Дмитрий Нацкий, учившийся вместе с Буниным и сделавший немало для сохранения в Ельце памяти писателя. На кладбище покоится прах предков Н.Н. Жукова, Т.Н. Хренникова и многих наших других знатных земляков. Но значительная часть надгробий лишилось выгравированных надписей, таким образом, исчезли имена и могилы многих знаменитых ельчан.

Из сохранившихся захоронений следует отметить могилу почитаемого в Ельце угодника Божия блаженного Космы Игнатьевича Студеникина — духового друга святителя Тихона Задонского, скончавшегося 2 января 1802 г. [29] Иеромонах Геронтий свидетельствует, что могилы Студеникина и другого блаженного — Иоанна Каменева — были «покрыты чугунными плитами…». На Казанском кладбище находится могила родителей святителя Иннокентия Херсонского с чугунным памятником над ней и надписями: «Родители Иннокентия, архиепископа Херсонского», «Священник Успенской церкви отец Алексий и его супруга Акулина Борисовы», «Признательный сын своим родителям». Памятник этот отличается скромностью. Известно, что хлопотавшему о его сооружении священнику Введенской церкви о. Василию Климентову архиепископ Иннокентий, рассмотревший несколько проектов, писал: «Вели сделать по тому, который дешевле. Лучше остальные деньги употреби на милостыню, которая лучше для покойников всех памятников». Бывая в родном Ельце, Святитель всегда посещал могилу своих родителей на Казанском кладбище.

Особый интерес представляет фамильный некрополь купцов Петровых, так называемая Петровская усыпальница, огороженная известняковой стеной с двумя столбами калитки. За стеной у входа памятник с надписью: «Здесь покоится прах потомственного почётного гражданина Бориса Васильевича Петрова». Здесь же под безымянными плитами погребены, Иван Герасимович Петров — строитель Вознесенского собора, посвятивший его возведению 20 лет, его преемник Александр Петрович Петров и сын его Александр Александрович Петров. На Казанском кладбище нашли свой последний приют представители многих елецких родов, внесших значительный вклад в историю и культуру Ельца — Валуйские, Скуфьины, Хренниковы и пр. Здесь же находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны в боях за Елец.

В 1970 г. Казанское кладбище было закрыто, и с каждым годом впечатление забвения его все усиливается. Многие могилы брошены и захламляются кучами мусора, который теперь не вывозится с закрытого кладбища. Многие могильные плиты потеряли за эти годы свои первоначальные места. Очень жаль, что единственный сохранившийся некрополь города — одно из посещаемых не только ельчанами, но и гостями города мест — находится в таком состоянии. Слава Богу, что у общины и служителей Казанской церкви хватило сил и средств для поддержания в достойном виде хотя бы самого храма.

Старанием священника Владимира Вылуска в 1980 г. был произведён ремонт церкви. [30] Позднее силами бригады московских реставраторов частично проведены восстановительные работы, а над храмовой частью возведена новая главка в формах, характерных для конца XVIII в. В 2001 г. в Казанском храме проведён очередной ремонт, приведено в порядок и здание просфорни. С 1 сентября 1997 г. при храме действует воскресная школа для детей.

Храм Казанской иконы Божией матери
Храм Казанской иконы Божией матери. Фото 2006 г.

Священно- и церковнослужители храма Казанской иконы Божией Матери:

Священники:

Фёдор — уп. 1691
Лосев Иоанн Алексеевич – 1866-1877
Бутягин Павел – 1891
Кубинцев Николай — 1894-1902
Суздальский Иоанн – 1902-1912
Зайчевский Николай – 1914-1918
Левин Сергий Николаевич – 1922-1930
Лисянский Никанор Петрович — уп. 1941
Лыков Николай Антонович – 1943-1945
Козьмин Тихон Владимирович — 1945, 1949-1954
Никодим (Спиридонов), архимандрит – 1945
Панов Иоанн Семёнович – 1946
Бобров Андрей Васильевич – 1946
Карасёв Николай Георгиевич – 1947
Левченко Павел Симеонович – 1947-1948
Кондратюк Игнатий Онуфриевич – 1948-1953
Минин Валериан Константинович – 1950-1952
Клюшников Георгий – 1952-1954
Гайдашев Даниил Николаевич – 1953-1954
Иннокентий (Измер), архимандрит — 1954-1955
Успенский Митрофан Яковлевич – 1954
Корыстин Михаил Петрович – 1955
Поваляев Василий Сергеевич – 1956-1967
Мартьшов Леонид Фёдорович – 1955-1956
Августин (Разумовский), иеромонах – 1955
Зайчевский Николай Николаевич – 1955-1956
Дорофей (Смирнов), иеромонах – 1956
Локтионов Стефан Петрович – 1956-1967
Бардыга Николай Васильевич – 1961
Вишневский Павел Георгиевич – 1961
Луцкевич Георгий Михайлович – 1967-1973
Иосиф (Стулевич), игумен – 1967-1969
Лебедев Лев Александрович – 1968
Евсевий (Саввин), игумен – 1969-1970
Моисеев Алексей Трофимович – 1970
Куксов Геннадий Васильевич – 1970-1976
Вылуск Владимир Симеонович – 1976-1997
Пустовит Виктор Сергеевич -1976
Бычёк Серафим Иосифович – 1977
Анисимов Михаил Симеонович – 1984-1986
Баловнев Николай Димитриевич – 1987
Федюшин Владимир Васильевич – 1997
Зюзя Александр Иоаннович – 1998-2003
Хрипунов Вассий Иоаннович – 2001
Гостилин Георгий Николаевич – 2003-2006
Дорофеев Андрей Георгиевич – 2004-2006
Алексеев Роман Анатольевич – 2004-2006

Диаконы:

Платонов Пётр — 1871
Николаевский Виктор — 1903
Старых Иоанн — 1907-1915
Поликарпов Александр – 1916-1917
Архангельский Н.И. — 1947
Поваляев Василий Сергеевич – 1955-1956
Колошин Александр Васильевич – 1956-1983
Адоньев Александр Димитриевич – 1984-1987
Алексеев Роман Анатольевич – 2003-2004
Попов Михаил Геннадьевич – 2005-2006

Дьячки:

Иоанн — уп. 1691
Лукьянов Лев — уп. 1691
Данков Владимир – 1868-1869
Никольский Иоанн — 1870

Псаломщики:

Кречетов Иван – 1870
Тростнин Василий – 1871
Суходольский Василий Ефимович – 1873
Александровский Павел – 1903-1906
Остров Сергей – 1903
Говоров Фёдор – 1904-1906
Гаврилов Николай – 1907
Покровский Дмитрий Иванович — 1908


Примечания:

1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 7.
2. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 248.
3. ОЕВ. 1871. № 3. С. 170-171.
4. ОЕВ. 1867. № 9. С. 664; Справочная книжка по Орловской епархия на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 50.
5. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 10. Л. 51 об.
6. ГАЛО. Ф. Р-1110. Оп. 1. Д. 414.
7. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 105.
8. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С 248.
9. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 24.
10. Елецкая жизнь. 1911. № 20. С. 3.
11. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
12. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 36 об.
13. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви; Письма Ростовцевых // Собрание В.А. Заусайлова.
14. Архив Воронежско-Липецкой епархии. Дело Казанского храма г. Елец. Л. 168 об.
15. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 43. Л. 22; Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви. Л. 1.
16. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви.
17. ГАЛО Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 10. Л. 9.
18. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви, Л. 1-5.
19. Реквием. Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т. 3. Орёл, 1996. С. 54.
20. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 132. Л. 1-3 об.
21. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 101. Л. 2, 16, 17, 24.
22. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 101- Л. 15, 20.
23. Архив Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви.
24. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 6. Л. 126-127.
25. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви.
26. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 248.
27. Орловская епархия в 1906-1908 годах при Преосвященнейшем епископе Серафиме (Чичагове). — Кишинев, 1914. С 724.
28. Елецкий край. 27 мая 1916.
29. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 170.
30. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 27. Л. 157.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 01.05.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий