Троицкий мужской монастырь — Страница 2 — Воргол.Ру

Троицкий мужской монастырь

План Троицкого монастыря 1850 г.
План Троицкого монастыря 1850 г.

Новый проект был представлен в Департамент проектов и смет 9 декабря 1859 г., рассмотрен 17 — 18 декабря т. г., а «Высочайше утверждён» 7 января 1860 г. [28]

В 1861 г. архимандрит Флавиан был перемещён в Домницкий монастырь Черниговской губернии, где и скончался в 1863 г., а настоятелем Елецкого Троицкого монастыря был назначен архимандрит Дионисий. Он окончил Курскую духовную семинарию, служил священником в слободе Алексеевка Воронежской губернии, после смерти жены и принятии монашества проходил различные должности — учителя, эконома, первоприсутствующего духовной консистории. В 1840 г. возведён в сан архимандрита, после чего был настоятелем Черноморской и Екатеринолебяжской пустыни, Шацкого Черниева Николаевского, Задонского Богородицкого, Воскресенского ставропигиального монастырей. Из последнего он был переведён в Елецкий Троицкий с присвоением лично ему степени и прав настоятеля первоклассного монастыря.

О. Дионисий ввёл за правило еженедельное по пятницам чтение акафиста перед Тихвинской иконой Божией Матери, которая вскоре стала весьма почитаться ельчанами и с разрешения епархиального начальства бралась жителями города и Елецкого уезда в свои дома для совершения молебнов. Пред иконой стали совершаться чудеса, что ещё более укрепило авторитет Троицкой обители среди ельчан. При архимандрите Дионисии число братии Троицкой обители выросло с 12 до 80 человек.

Собрав необходимые средства, архимандрит Дионисий в 1864 г. приступил к благоустройству монастыря и ремонту Троицкого храма — вставке оконных рам со стёклами, замене полов и перекладке печей, устройству с запада кирпичной паперти и каменного крыльца и пр. Кругом сада была построена каменная ограда высотой 2,5 арш., а также дом настоятеля — деревянный на каменном фундаменте в пять комнат. [29]

В 1865 г. о. Дионисию была объявлена Орловским Владыкой Поликарпом (Радкевичем) архипастырская благодарность за попечение и усердие о благоустройстве Троицкой обители. Имея от «природы тихий, добрый, уступчивый нрав, нежно-любящее и отзывчивое сердце, архимандрит Дионисий приобрел всеобщее уважение и любовь к себе всей братии монастыря и был для всех и каждого скорым помощником и опытным кормчим». [30] Однако не суждено было о. Дионисию долгое время управлять Троицкой обителью и, может, ещё более привести её в цветущее состоянии. Он скончался 15 марта 1865 г. и был похоронен в усыпальнице у ног о. Иоанна Борисовича Жданова.

В 1865 г. после смерти архимандрита Дионисия Троицкой обителью временно управлял иеромонах Феофан, пока настоятелем её не был назначен бывший эконом Орловского архиерейского дома архимандрит Флорентий. Будучи самым деятельным и предприимчивым из всех предыдущих настоятелей обители, о. Флорентий многое сделал для развития и благоустройства Троицкого монастыря. Им был достроен пятиглавый каменный храм в честь Тихвинской Божией Матери. Освящение его главного алтаря совершил 15 сентября 1870 г. Преосвященный Макарий (Миролюбов), епископ Орловский и Севский.

В следующем 1871 г. 30 и 31 мая Владыка Макарий освятил престолы на хорах нового храма: правый — во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил небесных; левый — во имя св. Предтечи и Крестителя Иоанна. Престолы в приделах внизу освящены были самим архимандритом Флорентием: правый — во имя святителя Николая и муч. Пелагии — 25 апреля 1871 г.; левый — во имя св. Марии Магдалины и муч. Царицы Александры — 27 апреля 1871 г.

Кроме того, трудами архимандрита Флорентия в Троицком монастыре были построены и освящены: 13 июля 1873 г. — церковь во имя святителя Тихона Задонского, 10 сентября 1874 г. — храм св. Пантелеймона при трапезной, а 12 сентября 1874 г. — храм-усыпальница во имя свв. Космы и Дамиана. А также выстроен большой каменный двухэтажный братский корпус. [31]

Будучи строгим по отношению к братии монастыря и требуя от насельников неукоснительного посещения служб и благоговейного к ним отношения, а также посильного участия во всех монастырских постройках, о. Флорентий также строго относился к себе самому и был для братии живым примером. Отец настоятель лично рыл землю и носил кирпич для возводимых храмов Божиих. В Троицком монастыре, по свидетельству иеромонаха Геронтия, рассказывали о том, что, будучи однажды проездом через Елец и заехав в Троицкий монастырь заказать молебен пред чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, граф Л.Н. Толстой застал именно такую картину, братия во главе с архимандритом носила строительный материал. На его восклицание: «О, настоятель, Вам бы нужно пожалеть хоть певчих, ибо у них от известковой пыли может утратиться голос», — архимандрит Флорентий шутя ответил: «При труде ничто вредно не влияет, а напротив, находясь под открытым небом и в движении, голос их будет и звучнее, и чище». [32]

За отлично-усердную службу и ревность в благоукрашении вверенной ему Троицкой обители архимандрит Флорентий был награждён в 1870 г. орденом св. Анны II степени, а в 1876 г. — орденом св. Владимира IV степени. В 1877 г. он был уволен согласно прошению на покой и скончался в Троицком монастыре в 1882 г., принявши до этого схиму с именем Антоний.

С 1877 по 1880 г. монастырём управлял архимандрит Димитрий, переведённый из Болховского Троицкого Оптина монастыря, где прежде он был настоятелем. До этого о. Димитрий настоятельствовал в Кирилловом монастыре Новгородской епархии.

Архимандрит Димитрий в 1877 г. утверждён благочинным части монастырей Орловской епархии: Елецкого Троицкого, Волховского Оптина и Елецкого Знаменского.

Настоятель отличался примерной любовью к порядку и исполнительности в службе, и сам первым являлся в храм. Имея вспыльчивый характер, о. Димитрий всегда проявлял огромное смирение и по-братски просил прощение и прощал других. Он был награждён орденами св. Анны III и II степеней, св. Владимира IV степени, бронзовым наперсным крестом. Скончался архимандрит Димитрий в 1881 г. и погребён на братском кладбище на северной стороне алтаря Троицкого собора.

Пятым настоятелем Троицкого монастыря в 1881 г. был назначен игумен Иосиф, но управлял он обителью чуть более полугода и был переведён настоятелем в Белобережскую пустынь.

Фасад и план Тихвинского храма Троицкого монастыря
Фасад и план Тихвинского храма Троицкого монастыря. Рис. А.В. Новосельцева

С 1881 по 1893 г. Троицким монастырём управлял архимандрит Авель, начинавший свой путь служения Богу послушником в Брянском Петропавловском монастыре и переведённый вместе с братией оного в 1836 г. в Елец. Здесь он был рукоположен вначале в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1874 г. за ревностное исполнение возлагаемых на него послушаний о. Авель был награждён наперсным крестом. В 1881 г. он назначен настоятелем Троицкого монастыря и сразу же возведён в сан игумена, а в 1886 г. — в сан архимандрита.

По правую сторону Царских Врат: 1) местный образ Пресвятыя Живоначальныя Троицы в сребропозлащённой ризе 84 пробы, украшенный стразами; вес сер. 17 фун. 53 зол., ценою до 600 руб.; 2) образ святителя Димитрия Ростовского, в сребропозлащённой ризе 84 пр.; вес сер. 15 фунтов 48 золотн., ценою 534 руб.; 3) образ Св. Иоанна Предтечи, в изящном киоте и сребропозлащённой ризе 84 пробы; вес сер. 11 фун. 24 золот., ценою 412 р. 71 1/2 коп.

По левую сторону Царских Врат: 1) образ Пресвятыя Богородицы Елецкия, в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащённой ризой 84 пр.; вес сер. 17 фун. 57 золотн., ценою 648 руб. 56 1/2 коп.; 2) образ святителя Николая Чудотворца в изящном киоте, украшен сребропозлащённой ризой 84 пробы, вес сер. 15 фунтов 65 1/2 золотн., ценою 538 рублей.; 3) образ св. пророка Илии, в изящном киоте, сребропозлащённой ризе 84 пробы; вес сер. 11 фунтов 26 золотн., ценою 430 руб. 25 Ѕ коп.» [36]

За правым клиросом в великолепном резном с позолотой киоте под балдахином, укреплённом на 4-х фигурных золочёных колоннах и увенчанном крестом, находилась главная святыня обители — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери в сребропозлащённой ризе, сделанной усердием благочестивых ельчан. За левым клиросом в таком же киоте находился образ св. великомученика и целителя Пантелеймона в сребропозлащённой ризе с семью рубинами и эмалью, ценою в 1110 руб. Риза на образ пожертвована была 25 марта в 1887 г, елецким купцом Константином Алексеевичем и его женой Анной Яковлевной Гавриловыми. Киоты этих двух икон со всходами стоили каждый по 1 тыс. руб.

Левее образа св. Пантелеймона на особом столбике находился серебряный ковчег с частицами святых мощей в виде большого напрестольного сребропозлащённого креста, привезённого в Елец из Брянского Петропавловского монастыря.

Рядом с иконой св. Пантелеймона в киоте на стене находился образ св. великомученицы Варвары и св. муч. Параскевы, а над ними — изображение Успения Божией Матери. На образе — сребропозлащённая риза, местами шитая жемчугом. Икона эта пожертвована бывшим настоятелем монастыря архимандритом Димитрием.

В трапезной храма на правой стороне иконостаса в Петропавловском приделе находился местночтимый чудотворный Казанский образ Божией Матери в сребропозлащенном венце, привезённый из Брянского Петропавловского монастыря. В приделе св. Евдокии на левой стороне иконостаса находился образ Знамения Божией Матери в сребропозлащённом венце. Пожертвован он был женой подполковника Любовью Адриановой Турбиной. [37]

Троицкий монастырь на открытке
Троицкий монастырь. Открытка начала XX в.

Стены Троицкого храма были расписаны художником П.А. Соколовым — правнуком святителя Тихона. В куполе — Живоначальная Троица с предстоящими и ангелами. Меж окон — изображения 12 апостолов, ниже на парусах — евангелистов. В алтаре над престолом — Господь Саваоф, Святой Дух и сонм ангелов. На горнем месте — Иисус Христос, сидящий на престоле; над жертвенником — Иисус Христос. По стенам алтаря левее жертвенника — Матерь Божия в молитвенной позе, направо от горнего места — сошествие Св. Духа на апостолов, налево — трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Освещался храм трёхъярусным бронзовым вызолоченным через огонь паникадилом на 32 свечи, пожертвованным елецким купцом Михаилом Ивановичем Поповым. В притворе храма размещались ризница, архив и библиотека. С правой стороны находились священнослужительские и церковные облачения и священные предметы: ковчеги, сосуды, кресты напрестольные, Евангелия, кадильницы, митры, жезл настоятельский… С левой стороны хранились библиотека свыше 400 томов и монастырский архив, в котором отложились документы начиная с петровской эпохи… В библиотеке же обители можно встретить несколько экземпляров печатных книг XVIII столетия — богослужебных и церковно-учительных, представляющих собою ныне библиографическую редкость. [38]

Опись монастырского имущества даёт представление о богатстве Троицкого монастыря. В ней значится: ковчегов сребропозлащённых престольных — 3; дарохранительница малая серебряная 84 пробы — 1; сосудов с принадлежностями сребропозлащённых — 5, среди них — серебряный потир из Брянского Петро-павловского монастыря весом 4 ф. 5 1/2 золотника; серебряный ковш — 1; Евангелий напрестольных, украшенных серебряными досками с финифтяными изображениями, — 5; крестов напрестольных серебряных — 8; кадильниц серебряных — 4; лампад серебряных — 10; крестов наперсных серебряных — 2; архимандритский жезл серебряный – 1. [39]

2. Второй храм монастыря, освящённый в честь Тихвинской иконы Божией Матери, был каменным с пятью деревянными оштукатуренными главками. Заложен он был в 1856 г. архимандритом Флавианом и завершён при нём вчерне, но из-за обрушения купола в таком виде простоял до 1863 г. и достроен был по новому проекту только в 1867-1869 гг. старанием архимандрита Флорентия. Длина храма составляла 24 арш., ширина — 24 арш., а высота до карниза 18 арш. «Окон в храме 4 больших размером 3,5 аршина на 2 аршина, шестигранных окон 8 высотой и шириной в аршин. В куполе 4 окна. Отопление общее — духовое, устроенное под церковью». С северной и южной сторон к храму пристроены паперти с сенью. С западной стороны паперть закрытая. Общая оценочная стоимость его составила 20 тыс. руб.

В 1882 г. Тихвинский храм был сделан тёплым взамен Троицкого собора, ставшего с тех пор холодным. Стены Тихвинской церкви оштукатурены под серый мрамор и расписаны. Над главным иконостасом изображение «Явление святой иконы Божией Матери во граде Тихвине». Росписи храма выполнил орловский художник Г. Жиров. «Иконостасов 5… главный в один ярус, длиною 10 аршин и высотой 12 аршин, над ним хрустальная люстра, изготовленная на заводе Мальцева, и два боковых иконостаса — дубовых — во имя святителя Николая и св. преподобномученицы Пелагеи, второй — святой царицы Александры и равноапостольной Марии Магдалины, каждый шириной 6 аршин и высотой 4 аршина. Придельные на хорах — во имя Архангела Михаила и третьего обретения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, каждый шириной 6 аршин и высотой 4 аршина», липовые, с вызолоченною резьбой. [40] Оба иконостаса на хорах Тихвинского храма устроены были усердием елецкого потомственного почётного гражданина Ивана Ивановича Калабина. Внизу в боковых приделах дубовые иконостасы украшены матовой из дуба резьбой без позолоты.

Троицкий мужской монастырь на плане города Ельца 1908 г.
Фрагмент плана города Ельца 1908 г. 1 – Троицкий мужской монастырь, 2 – Казанская кладбищенская церковь

В храме за правым и левым клиросами располагались два изящных киота. В правом помещалась на зиму чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, в левом — образ св. Пантелеймона. На зиму две главные святыни Троицкой обители торжественно переносились в Тихвинский храм из летнего собора, а в мае также с крестным ходом возвращались обратно.

3. К южной стене Троицкого собора примыкала небольшая каменная церковь-усыпальница над гробом местночтимого подвижника о. Иоанна Борисовича Жданова с престолом во имя свв. Космы и Дамиана. Храм построен старанием архимандрита Флорентия при участии елецкого потомственного почётного гражданина Ивана Ивановича Калабина в 1874 г. и освящён 12 сентября 1875 г. [41], оценочная стоимость его составляла 1 тыс. руб. Основание храма было заглублено в землю, высота снаружи — 2 арш., изнутри — 3 арш. Длина храма — 17 1/2 арш., ширина — 12 арш. В храме иконостас длиной 12 арш., высотой 3 арш. [42] Для строительства Космодаминского храма использовался кирпич разобранного старого братского корпуса. Крыша над храмом и входной зонт были сделаны из железа и покрашены медянкой, фонарь и главка покрыты белой английской жестью. Внутри стены расписаны «орнаментурой на масле». Пол в храме каменный.

В Космодамианской церкви-усыпальнице о. Иоанна находились следующие замечательные иконы: Иверской Божией Матери на чугунной массивной доске, которую несли перед гробом о. Иоанна в день похорон в 1824 г.; «Умягчение злых сердец» — из дома о. Иоанна, пожертвованная в 1877 г. его родственниками; св. Иоанна Златоуста (небесного покровителя о. Иоанна) и св. Игнатия Богоносца (в день памяти которого 20 декабря скончался о. Иоанн). Икона эта изготовлена была в 1879 г. усердием епископа Нижегородского Иеремии (Соловьёва). Две последние иконы размещались в серебряных с позолотой окладах с привесками. [43]

Посреди церкви находилась могила о. Иоанна, над ней — деревянное крашеное надгробие, поверх которого возложена была медная посеребрённая доска с рельефным изображением подвижника во весь рост в полном священническом облачении. [44] У гроба о. Иоанна, который постоянно посещался верующими, часто совершались по вере и молитве обращавшихся к угоднику Божию чудесные исцеления болящих.

В алтаре храма находился склеп первых вкладчиков и благотворителей святой Троицкой обители — городского головы купца Ивана Васильевича и его жены Евдокии Фёдоровны Шапошниковых. Над прахом первого был поставлен святой престол, над прахом второй — жертвенник. В этом же храме были погребены несколько настоятелей монастыря: прямо от входа — у ног о. Иоанна — архимандрит Дионисий, скончавшийся 15 марта 1865 г., первое надгробие от входа налево у стены — архимандрита Флорентия (в схиме Антония), скончавшегося 11 ноября 1882 г., несколько дальше — архимандрита Авеля, скончавшегося 9 мая 1893 г. [45]

В стене усыпальницы располагались памятники, под которыми покоился прах елецкого первой гильдии купца Петра Алексеевича Талдыкина и его сестры — купеческой жены Александры Алексеевны Калабиной, ставших главными благотворителями и попечителями монастыря после смерти Шапошниковых.

В храме-усыпальнице свв. Космы и Дамиана над прахом о. Иоанна еженедельно в субботу самим настоятелем монастыря с братиею торжественно совершались соборные панихиды, за которыми поминались имена почивших настоятелей и благотворителей обители. Помимо сего, у гроба о. Иоанна постоянно служились панихиды за упокой его души искренними почитателями памяти подвижника.

4. Между Троицким собором и Тихвинской церковью, несколько к востоку, на монастырском кладбище находился кирпичный тёплый храм во имя святителя Тихона Задонского над усыпальницей елецких купцов Петровых. Построен он по указу Орловской духовной консистории от 28 июля 1871 г. усердием потомственных почётных граждан Александра и Петра Александровичей Петровых над прахом их родителей — Александра Петровича и Любови Матвеевны Петровых. Окончен храм постройкой и освящён архимандритом Флорентием в 1871 г. Общая оценочная стоимость его составляла 6 тыс. руб. Длина храма — 10 арш., ширина — 6 арш., высота — 6 арш. Окон: пять, размером 3 x 1 1/2 арш. и 2 окна размером 2 x 1 арш. Колокольня четырёхъярусная: основание размером 20 х 20 арш., высота — 27 арш.

Иконостас деревянный позолоченный, шириной 6 арш., высотой 3 арш. Иконы для него написаны художником А. Малышевым. В алтаре – «Восстание Христа из гроба», с северной стороны — преподобного Феодора, с южной — преподобного Киприана. Храм отапливался голландской печью. [46]

5. Пятый монастырский каменный храм во имя св. Пантелеймона примыкал к братскому корпусу. Построен он был по указу Орловской духовной консистории от 7 июля 1873 г. и освящён архимандритом Флорентием 10 сентября 1875 г. [47] Общая оценка храма составляла 3 тыс. рублей. Размеры его: длина — 12 арш., ширина — 10 арш, высота — 5 арш. Окон: 4 размером 1 1/2 x 1 арш. Двери одни с улицы, а второй вход — из братского корпуса. Иконостас деревянный, обложенный разноцветной «морозной» жестью, с вызолоченной резьбой, оценённый в 1911 г. в 500 руб. [48] В иконостасе с правой стороны находился образ св. Пантелеймона на кипарисной доске — копия с чудотворной иконы, что находилась в Троицком соборе. К храму пристроена просторная каменная одноэтажная братская трапеза, составляющая с храмом единое целое. Во время ремонта 1891 г. стены Пантелеимоновского храма были расписаны священными образами. На южной стороне: 1) образ преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских, держащих св. икону Успения Пресвятой Богородицы; 2) изображение святых, имена коих носили высочайшие особы: святой князь Александр Невский, Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, св. Георгий Победоносец, преподобная Ксения, благоверная княгиня Ольга, благоверный князь Михаил Черниговский, святой пророк Осия и преподобный Андрей Критский; 3) преподобные Онуфрий и Афанасий Афонские. На западной стороне: 4) священная картина со следующим сюжетом: у преподобного Феодосия за трапезою обедает вместе с братиею великий князь Изяслав Киевский, который спросил преподобного: «Отче, скажи мне, почему у вас простое брашно сладко на вкус паче меду?» На это преподобный Феодосии смиренно ответил князю: «Сам Господь благословляет пищу сию; ибо приготовление ея совершается здесь с молитвою»; 5) картина на сюжет «Иисус Христос чудесно насыщает пять тысяч народу». На северной стороне: 6) преподобный Онуфрий Афонский; 7) преподобный Пётр Афонский.

Орловская улица города Ельца и колокольня Троицкого монастыря
Орловская улица города Ельца — начало дороги на Ефремов и Орёл. Слева — колокольня Троицкого монастыря. Фото 1900-х гг.

Братская трапеза Троицкого монастыря была расписана на средства елецкого купца местным художником ПА. Соколовым в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы в Борках 17 октября 1889 г.

Богослужения в Троицком монастыре совершались в следующем порядке: утренняя служба начиналась в 4 часа, затем в 6 часов — ранняя, а в 9 часов — поздняя обедня и вечерня — в 4 часа пополудни. С 1863 г. по ходатайству архимандрита Дионисия и с разрешения епархиального начальства установлено было в обители в 6 часов вечера по вторникам служение всенощного бдения, за которым соборно читался акафист святителю Тихону Задонскому, а в пятницу — акафист пред чудотворным образом Тихвинской Богородицы, стоящим на аналое посреди храма. Здесь же поминались благодетели Троицкой обители и её братия. По субботам, после ранней обедни, соборно совершалась панихида в Космодамианской усыпальнице над прахом о. Иоанна Борисовича Жданова и воссоздателей обители Иоанна и Евдокии Шапошниковых. Здесь же совершались и заупокойные службы в день их памяти.

Помимо храмовых престольных праздников, в монастыре отмечался день св. апостолов Петра и Павла. В течение года в монастыре совершалось десять крестных ходов. [49]

Часто будничные богослужения в Троицкой обители, а тем более праздничные и торжественные службы посещались правящими и приезжими архиереями, различными знаменитостями. В стенах древнего монастыря над рекой бывали святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский, в 1830 г. — Преосвященные Орловские Иона и Гавриил, заботившиеся о восстановлении монастыря; в 1840-х гг. — Орловские епископы Никодим и Евлампий; в 1850-х гг. — архиепископы Смарагд Орловский и Иннокентий Одесский; в 1860-х гг. — епископы Макарий и Поликарп, а также митрополит Исидор, побывавший в Елецкой обители проездом в Задонск для освидетельствования нетленных мощей св. Тихона Задонского; в 1870-х гг. — епископ Орловский Симеон; в 1880-х — знаменитые иерархи: митрополит Платон Киевский и архиепископ Леонтий Варшавский, бывший потом митрополитом Московским. [50] В 1889 г. Троицкий монастырь и все его храмы осмотрел Преосвященный Орловский Мисаил. 2 марта 1906 г. посетил монастырские храмы, ризницу и кельи епископ Орловский и Севский Серафим (Чичагов), будущий священномученик. А 1 июня 1907 г. Владыка Серафим встречался здесь с духовенством Ельца для обсуждения текущих проблем епархиальной жизни. [51]

В 1911 г. в Троицком монастыре проездом побывал викарий Тульской епархии епископ Каширский Евдоким. [52] А 20 апреля 1914 г. здесь был епископ Рязанский Димитрий, который молился в монастырских храмах и усыпальнице о. Иоанна, осматривал домик знаменитого елецкого пастыря, где помещалось древлехранилище Елецкого отделения ОЦИАО. [53].

В разные годы в Троицком монастыре побывали орловские губернаторы князь ПА. Мещерский, граф В. Кочубей, А.Д. Балашов и др., писатели В.И. Аскоченский, графы М.В. и Л.Н. Толстые, И.А. Бунин. И все они прикладывались к святыням Троицкой обители и осматривали её достопримечательности, список которых стоит привести отдельно. Ведь посетить Троицкий монастырь и поклониться указанным святыням считали за долг не только сами ельчане, но и большинство богомольцев и приезжих, посещавших Елец во второй половине XIX — начале XX вв.

1. Как уже отмечалось выше, главной святыней монастыря была Тихвинская икона Божией Матери «корсунской иконописи» XVI-XVII вв., привезённая в Елец из Брянского Петропавловского монастыря. Высотой она была 1 арш. 6 верш., а шириной 1 арш. 4 верш. [54] Оклад на ней сребропозлащённый, украшенный дорогими камнями и жемчугом. Вес серебра 84-й пробы — 28 фунтов 38 золотников, стоимостью до 2 тыс. рублей. На ризе иконы находилась чеканная надпись: «Сделана усердием Елецких граждан». Купец Николай Вавилов пожертвовал к Тихвинской иконе подсвечник стоимостью 300 руб.

Крестный ход из Троицкого собора монастыря
Крестный ход из Троицкого собора монастыря (предположительно). Фото 1910-х гг.

С 1864 г. икона считалась чудотворной по значительному количеству явленных от неё милостей Божиих, выражавшихся в чудесном исцелении различных недугов тех, кто притекал к образу с молитвой. Подобных чудесных событий в имеющейся в монастыре книге с 20 июля 1864 г. по 1880 г. было записано двадцать.

Чудотворный образ Божией Матери часто брали в свои дома ельчане. В 1892 г. для перевозки иконы были сделаны карета и зимний возок, украшенные сверху металлической вызолоченной короной наподобие митры, к которой прикреплены в 6 вершков кресты и по бокам на дверцах прибиты в два вершка чеканной работы позолоченные короны. [55]

Описание случаев исцеления «за собственноручными от исцелившихся подписями» хранилось в монастырском архиве в особо писанной шнуровой книжке, скреплённой резолюцией Преосвященного Орловского Макария (Миролюбова) от 26 ноября 1868 г.: «Приложенные при сем исцеления от Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, переписать в особенную переплетённую книгу, а подлинник хранить с более важными монастырскими документами Елецкого Троицкого монастыря». Алексей Константинович Воскресенский приводит другой текст надписи, вероятно, из переписанной набело книги: «Хранить в обители запись сию о чудесах, как неоценённый благодатный дар, ниспосылаемый нам грешным от всещедрого Бога молитвами Пречистыя Богородицы. Да продлит Господь милость Свою над нами недостойными рабами! Смотрел 26 ноября 1868 г. Орловский епископ Макарий». [56] Копия этой рукописи хранилась в Орловской духовной консистории.

О почитании Тихвинской иконы Божией Матери свидетельствует и тот факт, что в 1909 г. в типографии Елецкого дома трудолюбия была напечатана брошюра, посвященная этой иконе под названием «Святыня и достопамятность Елецкого Троицкого монастыря».

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 01.05.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий