Соборный храм Вознесения Господня

Отец Николай всегда с любовью и уважением относился к Ельцу, его истории, храмам и монастырям древнего города, прививал эти чувства своим детям и внукам. Не раз он возвышал свой голос в защиту елецких храмов, судьба которых в 1960-х гг. «висела на волоске». В 1969 г. протоиерей Николай Овчинников обратился с письмом к заместителю Председателя Совета Министров РСФСР, председателю Центрального Совета ВООПИК В.И. Качемасову с просьбой помочь Вознесенскому собору: «Наш собор известен на весь мир как памятник истории и культуры. Это зодчество — дело рук славного архитектора Тона… А отношение к нему местных организаций очень прохладное… Подвалы Собора превращены в овощехранилище всех видов, вплоть до чеснока, запах которых проникает в летнюю часть Собора, и, по заключению художников, плохо действует на краски уникальных произведений академиков Корзухина и Лебедева, расписавших стены храма. Просим Вас сдвинуть с «мёртвой точки» безразличного отношения к храмам Ельца тех, кто должен заниматься реставрацией храмов до степени приведения их в надлежащий вид. Нужно дать нашему поколению возможность восстановить из руин созданное нашими предками то, что было дорого и близко их сердцу. Нужно передать это грядущему поколению как драгоценное наследие наше». [73]

Прихожане Вознесенского собора очень любили своего батюшку, получая в ответ сильную и глубокую любовь пастыря к своим пасомым. Весь день о. Николая, или, как звали его духовные дети и многие верующие, Отче, был наполнен этой любовью к людям, каждая минута его в жизни в Ельце приносила верующим утешение и сострадание. По воспоминаниям о. Андрея Суховского, получившем благословение о. Николая на священническое служение, после службы в соборе «…ему требовались часы, чтобы дойти до своего стоящего рядом с храмом дома. Толпа верующих всегда окружала его: одному он давал духовный совет, другим обещал помочь в беде, третьему — помолиться за потерявшуюся скотинку. Четвёртому отдавал последние деньги. Пятому выписывал здесь же на ходу рецепт». По утверждению писателя Владимира Крупина, духовного сына о. Николая, «…не было человека, который, прибегнув к помощи батюшки, ушёл бы неутешным. Кажется, никто, как он, не обладал такой способностью брать на себя чужие страдания и так скорбеть о гибели во грехах отчаявшихся людей, что не могла не проснуться совесть, если даже она дремала долгие годы, не могла не вытечь слеза, если даже глаза давно были сухими». [74]

Отец Николай стал тем связующим звеном, которое соединило православную русскую культуру старой России и традиции старчества Оптиной пустыни с искавшими духовного определения, а по сути веры в Бога, здоровыми, национальными силами культуры 1970-1980-х гг. О. Николай стал духовным отцом для многих русских писателей и поэтов, кинематографистов, учёных и пр. Именно здесь, в Ельце, литератор Алексей Макаров, лётчица Мария Орлова, учёные Кирилл Флоренский и Фотей Шипунов, писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин, режиссёры Ролан Сергиенко, Ренита и Юрий Григорьевы нашли себя в вере в Господа, получили ответы на мучившие их вопросы, обрели подлинную духовную жизнь. Валентин Григорьевич Распутин крестился именно здесь, в Вознесенском соборе Ельца. По словам Рениты Андреевны Григорьевой, Отче превратил их «…в духовную семью, узы которой были даже сильнее, чем кровные узы. Наша жизнь оказалась под руководством отца Николая, и это была настоящая подлинная жизнь, которая возможна только тогда, когда у вас есть духовный авторитет. Отец Николай учил нас на практике, что Бог есть Любовь. Это было его «простое жизненное кредо». И без благословения нашего духовного отца мы не сняли ни один фильм, не написали ни одной строчки». [75]


Панихида возле часовни в ограде Вознесенского собора

Панихида возле часовни в ограде собора. Фото 2-й пол. 1970-х гг.


В 1976 г. о. Николай серьёзно заболел и вскоре был пострижен в монашество с именем Нектарий. По заключению врачей жить ему оставалось недолго, но старец прожил ещё девять лет, принял схиму, и даже тяжелобольной, прикованный к постели, оставался всё тем же Отче, дающим советы, поддерживающим в трудную минуту, руководящим духовной жизнью своих чад и пробуждающим дремлющие силы православных людей в преддверии грядущего духовного возрождения России. Скончался иеросхимонах Нектарий (Овчинников) 1 марта 1985 г. и погребён на городском кладбище Ельца рядом с могилой своего духовного друга и сослуживца по Вознесенскому собору архимандрита Исаакия (Виноградова), который с перерывом в один год двадцать с лишним лет настоятельствовал в главном храме Ельца.

Отец Исаакий (в миру Иоанн Васильевич Виноградов) родился 12 февраля 1895 г. в Петербурге, в семье учителей. Отец его — Василий Васильевич — был регентом церковного хора, а матушка — Анна Ивановна — пела в том же хоре. Они были людьми глубоко верующими, поэтому будущий пастырь буквально с пелёнок присутствовал на богослужениях и вообще воспитывался родителями в строго православном духе. В 1905-1913 гг. Иоанн Виноградов учился в 1 реальном училище Петербурга, в 1914-1916 гг. — в Петроградской духовной академии. В 1916 г. он был призван в армию и по окончании Владимирского пехотного училища в столице направлен офицером в действующую армию на Румынский фронт. В 1918 г. И.В. Виноградов вступил в Добровольческую армию, с которой в 1920 г. эмигрировал в Европу. Жил в Греции, Болгарии, Франции. В 1926-1928 гг. проходил обучение в Париже в православном богословском институте при Сергиевском подворье, во время которого в 1927 г. митрополитом Евлогием (Георгиевским) был пострижен в монашество с именем Исаакий и вскоре рукоположен в иеродиакона, а после окончания института в 1928 г. тем же Владыкой рукоположен в иеромонаха и направлен в Прагу в качестве помощника епископа Сергия (Королёва). Иеромонах Исаакий служил в храме св. Николая Чудотворца, преподавал в русской гимназии и окормлял русские общины, не имевшие постоянного священника. В 1933 г. о. Исаакий возведён в сан игумена, в 1936 г. — в сан архимандрита. После занятия в мае 1945 г. советскими войсками Праги архимандрит Исаакий был арестован и Львовским военным трибуналом осуждён на 10 лет ИТК по 58 статье. В 1946 г. о. Исаакий был досрочно освобождён и отправлен в г. Актюбинск на поселение. В 1947-1957 гг. служил настоятелем Никольского кафедрального собора в г. Алма-Ате. В конце 1957 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) вызвал архимандрита Исаакия в Троице-Сергиеву Лавру, где тот, по собственному выражению, нёс «гряду служения» с января по апрель 1958 г. [76] Именно в стенах Лавры святейший предложил о. Исаакию отправиться в Воронежско — Липецкую епархию, где архиепископ Иосиф (Орехов) предлагал ему место настоятеля Вознесенского собора города Ельца. Отец Исаакий ответил Патриарху: «На Ваше предложение я, как монах на слова старшего, должен ответить: «Слушаю и готов исполнить». [77]


Восьмидесятилетие архимандрита Исаакия (Виноградова)

Восьмидесятилетие архимандрита Исаакия. Слева направо: диакон Николай Ковалёв, иеромонах Валерий (Мирчук), игумен Виссарион (Матичин), архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Николай Овчинников, протоиерей Василий Поваляев, диакон Павел Поваляев. Фото 1975 г.


5 апреля 1958 г. указом Владыки Иосифа архимандрит Исаакий назначен настоятелем Елецкого Вознесенского собора. Прихожане вначале присматривались к новому настоятелю, сменившему любимого ельчанами отца Сергия (Петрова), но вскоре всей душой полюбили отца Исаакия, став называть его между собой не иначе как «наш благодатный батюшка» и «наше золотце». Простые верующие ельчане сразу оценили и полюбили этого смиренного и благочестивого монаха, на долгие годы ставшего главным столпом православной веры в Ельце.

Архимандрит Исаакий всегда интересовался историей и традицией своего места служения, стремился узнать побольше о своих предшественниках, нравах и обычаях местных жителей. Именно о. Исаакию принадлежит установление традиции крестного хода к соборной часовне на могиле ельчан, павших во время нашествия Тамерлана в 1395 г., и служения там панихиды. Когда это случилось впервые, радостному удивлению прихожан не было предела: «Батюшка, да тут столетиями не молился никто!»

Отец Исаакий жил неподалёку от собора, в доме на улице Октябрьской, 122, где в его скромной келий стояли железная кровать, тумбочка, письменный стол, кресло и книжный шкаф. В иконостасе большинство икон составляли подаренные ему фотографии образов, а на стенах висели портреты его наставников и осо­бо почитаемых батюшкой русских подвижников веры и благочестия.

Как настоятелю собора архимандриту Исаакию, кроме постоянных богослужений и исполнения треб наравне с другими священниками причта, приходилось решать массу хозяйственных, организационных и административных вопросов. Одним из сложнейших был вопрос поддержания в благолепии внутреннего и внешнего видов собора. Поэтому практически всё время настоятельства о. Исаакий лично и усердно занимался различными ремонтами, главным его помощником при этом была староста собора монахиня Александра (Захарова, 1923-2000), в схиме Серафима. [78]

Так, в 1960 г. в иконостасах придельных алтарей летнего храма — Казанского и Александро-Невского были сделаны новые Царские Врата, «представляющие собою воспроизведение по размеру и оформлению тех Царских Врат, какие были в этих приделах при первоначальном открытии собора в 1888 году, для чего послужили фотографические снимки, какие удалось достать у старожилов г. Ельца…».

После сильного повреждения ветром в мае 1962 г. кровли трапезной Вознесенского собора в 1962-1963 гг. старанием старосты И.М. Зубова был проведён ремонт кровли зимнего храма и остеклены рамы в главах летнего, деревянный пол притвора заменён на цементный, отремонтировано отопление, побелены фасады и окрашены купола. В 1962 г. за ветхостью старого был выдан новый антиминс на Димитриевский престол. В 1965 г. настоятель и община наметили ремонт летнего храма и трёх его иконостасов. Благословение на проведение ремонта от правящего архиерея было получено 6 февраля 1966 г. и в том же году провели все работы. В 1968 г. с огромным трудом удалось купить сусальное золото, чтобы вызолотить иконостасы в зимнем храме.

Разделитель нижний
Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором