Из церковной истории Задонского края — Воргол.Ру

Из церковной истории Задонского края

Берега Дона в пределах современного Задонского района полторы тысячи лет назад были заселены славянами. Земли эти, лежащие в лесостепи и удобные для ведения хозяйства, были опасны для проживания. Лесостепь — не только граница природных зон, но и граница контактов племен с различными хозяйственными укладами. И эти контакты не всегда были мирными. Из-за частых набегов кочевников славяне периодически вынуждены были покидать эти места, которые порой на столетия превращались в «дикое поле».

В X-XI вв. Верхнее Подонье запустело из-за постоянных половецких набегов. С новой волной переселенцев в XII в., на Дон было принесено христианство, но к концу XIV в. татарские нашествия вновь превратили эти земли в «дикое поле». Красноречиво рассказывает об этом Игнатий Смольянин, сопровождавший в 1389 г. в Царьград митрополита Пимена: «Поидохом рекою Доном, тужащее и скорбящее о путном шесть- вии…Бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села; аще бо и быша грады красны и нарочиты зело видением места, точью пусто же все и не населено; нигде бо видети человека, точию пустыни велиа, и зверей множество… В вторый же день речного плавания минухом две реце, Мечю и Сосну. В третий день проидохом Острую Луку. В четвертый же день проидохом Кривый Бор…» [1]

И только в XVI в. в Верхнем Подонье появляются пограничные сторожевые посты. В росписи сторожевых постов 1571 г. «…5-я сторожа на Дону под Галичьими горами, а сторожем на ней стояти из Донкова, да из Рясково шти человеком, по три человека из города, да Владыки Рязанского два человека; а беречи им направо от Галичьих гор вверх по Дону до усть Сосны Быстрые двенадцать вёрст, а налево до усть Липовицы десять вёрст; а дорога, которою ходят позадь Тишевского лесу, пришла к усть Липовицы ж; 6-я Сторожа у Кривого Бору, а сторожем на ней стояти из Донкова, да из Рясково десять человек, по пяти человек из города; а беречи им направо вверх по Дону от Кривого Бору до усть Липовицы тридцать вёрст налево до Воронежа до городища Розня, до болота и до Колодезя шесть вёрст…» [2]. Из данной росписи видно, что Дон служил границей русских земель, а ближайшими городами, выставлявшими посты были — Донков (Данков) и Ряский (Ряжск).

С образованием Русского государства Верхний Дон заселяется вновь. В конце XV в. на территории современного Задонского района появляются сначала «ухожьи» — места ведения хозяйства без постоянного населения, затем — починки, деревни и сёла. В начале XVII в. один из таких населённых пунктов появляется в устье реки Тешевки. Именно в это время здесь начинается строительство Задонского мужского Богородицкого монастыря.

Карта части Воронежской епархии конца XVII - начала XVIII вв.

Карта части Воронежской епархии конца XVII — начала XVIII вв.

Задонский край, входивший в состав Рязанской епархии, был пограничным и самым удалённым, мало испытывавшим на себе влияние митрополии, а следовательно, трудно управляемым. Широкое распространение на Дону получило раскольничество, бытовали и отдельные языческие обряды. Жизнь здесь отличалась некоторой вольностью поведения как мирян, так и части духовенства, чему способствовала неоднородность населения и сложившийся военный быт.

Удалённость от епархиального центра, неудобство в осуществлении руководства приходами и монастырями, распространение раскола и даже пережитков язычества — всё это стало причинами создания 2 апреля 1682 г. в Подонье самостоятельной Воронежской епархии. На эту кафедру по желанию царя Петра Алексеевича был избран святитель Митрофан (1682-1703), первый епископ Воронежский, всея Руси чудотворец.

По решению Московского собора 1681-1682 гг. в пределы Воронежской епархии должны были войти восемь городов: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костёнск, Коротояк, Усмань и Сокольск, но в конечном итоге вошли Воронеж, Елец, Костёнск, Орлов, Урыв, Коротояк и Землянск, а позднее — Талецкий острог. Рязанские митрополиты Павел (1682-1686) и Аврамий (1687-1700) жаловались на Воронежского владыку Митрофана Патриархам Иоакиму и Адриану. В своих челобитных они писали, что Митрофан без патриаршего указа «своим изволом владел» городами Рязанской епархии Усманью, Романовым, Белоко- лодском, Данковом и Лебедянью.

Отдельный спор возник из-за построенного в 1682 г. Демшинского острога, который вместе с Усманью отошел к Рязанской епархии. Но 9 апреля 1699 г. государь Пётр Алексеевич, находясь в Воронеже, указал приписать в Воронежскую епархию города Усмань, Демшинский острожек, Белоколодск с уездами и дворцовую волость Мокрый Боярак на том основании, что Рязанская митрополия «не скудна», а отобранные волости ближе к Воронежу [3]. Вслед за этим 19 апреля к Воронежской епархии отошёл Острогожск с уездом, а 26 марта — пустынь на Донщине городище.

После взятия Азова, строительства Таганрога и Новопавловска эти города также были причислены к Воронежской епархии, северная граница которой проходила по реке Мече. Восточная и южная границы епархии позднее расширились. Наибольший рост её территории пришёлся на период управления епископов Митрофана, Пахомия (1714-1723) и Тихона I (1763-1767). По духовным штатам 1764 г. к Воронежской епархии отошли от Рязанской Лебедянь, Сокольск и Романов, а в 1765 г. от Крутицкой — Ливны и Чернавск. Дальнейшие территориальные изменения были связаны с реформой 1778 г. С 1799 г. граница Воронежской епархии совпадала с границей Воронежской губернии, куда с 1779 г. вошёл на правах уездного города Задонск со своей округой [4].

Становление Воронежской епархии в конце XVII-XVIII вв. сопровождалось мерами по укреплению церковного благочиния, борьбой с расколом, пережитками язычества и безнравственностью. Святитель Митрофан в одной из своих челобитных так характеризует население епархии: «У нас место украинное и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» [5]. Для наведения порядка св. Митрофан нуждался в хороших помощниках и был очень требователен к монашествующим, преподнося им уроки истинного подвижничества. К белому духовенству он относился строго и справедливо, виноватых «смирял» монастырским наказанием и снимал с них скуфью, то есть запрещал священнослужение или даже лишал священства. Мирян за проступки отлучал от входа в церковь до принесения покаяния.

Требовательным к духовенству и мирянам был епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), значительная часть пастырской и просветительской деятельности которого в его последние годы жизни связана с Богородицким Тешевским монастырём и слободой при нём, получившей в 1779 г. статус уездного города Воронежской губернии с названием «Задонский».

История Задонска начинается на рубеже XVI-XVII вв. Здесь, на границе леса и степи на большой дороге у переправы через Дон, издавна селились люди, обслуживавшие путников. До этого места дорога была относительно безопасной, так как лежала под прикрытием Дона и Воронежа, а основные татарские шляхи обходили междуречье стороной — Ногайский шлях лежал восточнее, а Кальмиусский — западнее. В этих местах в то время проходила граница Земли Русской, и, отправившись в далекий и опасный путь и переправившись через Дон, многие искали здесь ночлега, пополняли запасы и молились на дорогу.

Не случайно у переправы через Дон в устье его левого притока — реки Тешевки возникла небольшая монашеская обитель и слободка при ней, по реке получившие название Тешевских. Впервые они упоминаются в платёжных книгах Засосенского стана Елецкого уезда 1615 г.: «Монастырь Тешевской на берег реки Дону, усть речки Тешевки за монастырём под Тешевским лесом слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах а в ней на монастырской жеребей пашни паханые четверть с осминою» [6]. Правда, не вся слободка принадлежала Богородицкому монастырю. Другой его частью владел стрелецкий голова из Ельца Филипп Тюнин: «За стрелецким головой за Филиппом за Ивановым сыном Тюнина в той же слободе Тешевской на его жеребей пашни паханой четь с полуосминою» [7].

Поместье Филиппа Тюнина к 1620 г. приобрело статус села: «За Филиппом за Ивановым сыном Тюнина село Пречистенское, что была слободка Тешевка…» [8]. Однако столь быстрое его развитие по каким-то причинам вскоре прервалось, и в писцовых книгах Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 гг. поместье Филиппа Ивановича записано уже как «… пустошь, что было село Пречистенское, под Тешевским лесом, на колодезе, старое его поместье, а в ней: место церковное, да 4 места дворовых пустых; место попово, место дьячково, место Пономарёве, место просвирницино… да на пустоши же место дворовое помещиково, да 6 мест дворовых людских, да 23 места дворовых крестьянских и бобыльских пустых…» [9]. По всей вероятности, село запустело из-за татарских набегов и ухода крестьян на другие места.

К 1646 г. слободка Тешевка согласно переписным книгам Засосенского стана Елецкого уезда насчитывала «… 47 дворов крестьянских людей в них 73 человека 11 дворов бобыльских людей в них 16 человек» [10].

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

В XVII столетии монастырь был небогат, о чём свидетельствуют и малое число крестьянских дворов, и постоянные колебания в численности населения Тешевки в этот период: в 1657-1658 гг. — 39 дворов, в 1678 г. — 41 двор, а к 1706 г. «… за монастырём … слобода живущея ея, а в слободе 28 дворов крестьянских людей, в них 116 человек, 4 человека в бегах, 4 двора бобыльских людей, в них 7 человек, и всего крестьянских и бобыльских 32 двора, людей в них 132 человека» [11]. По данным 1723 г., в приходе «села Тешевского монастыря» начитывалось 40 дворов [12].

Превращение дороги, имевшей переправу через Дон в районе устья Тешевки, в «государеву», а также последовавшее ее «оживление» в связи со строительством русского флота в Воронеже и дальнейшим освоением южных пределов России немало способствовало укреплению экономического благосостояния Богородицкого монастыря и его слободки. Помогало этому и увеличившееся в XVIII в. число паломников, посещавших Задонскую обитель, особенно из числа казаков Войска Донского. Вместе с Тешевским монастырём росла слобода Тешевка. В 1765 г. при секуляризации церковных земель и учреждении монастырских штатов слобода была отписана в казну [13].

Лист переписной книги Засосенского стана Елецкого уезда с описанием слободки Тешевки. 1646 г.

Лист переписной книги Засосенского стана Елецкого уезда с описанием слободки Тешевки. 1646 г.

Но кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба как Задонского монастыря, так и слободы Тешевки, если бы в 1769 г. в Богородицкой обители не поселился пребывавший на покое бывший епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), которому суждено было стать всемирно известным Святителем, Задонским чудотворцем.

Родился он в 1724 г. в с. Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии, в семье местного причетника Саввы, или Савелия Кириллова (Кирилловича), и при крещении был назван Тимофеем. Обучался в Новгородской семинарии, куда записан был по отцу как Савельев. По окончании семинарии был оставлен в ней учителем греческого языка, риторики и богословия. В 1758 г. Тимофей, в годы семинарского обучения получивший фамилию Соколовский [14], был пострижен в монашество с именем Тихон, а в 1759 г. поставлен префектом семинарии и в том же году переведён в Тверскую епархию. Там о. Тихон назначен архимандритом Желтикова монастыря, оттуда переведён в Отрочь монастырь с определением быть ректором Тверской семинарии и учителем богословия.

В 1762 г. архимандрит Тихон хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырём, быть викарием Новгородской епархии. В 1763 г. святитель Тихон назначен на Воронежскую кафедру. Приняв управление воронежскою паствой, Святитель направил своё внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам сочинение своё, называемое «Должность священническая о седьми святых тайнах», и в дополнение издал «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния». Кроме того, в 1765 г. он разослал окружное послание к духовенству своей паствы о трезвом и скромном поведении.

Для поучения народа святитель Тихон установил в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням в соборном храме пред литургией. Д ля тех, кто не мог по каким-либо причинам слушать лично эти поучения, Святитель писал христианские наставления, в том числе сочинение для чтения «Плоть и Дух». Для того же им были написаны размышления на некоторые изречения Священного Писания.

Проповедуя правила христианской жизни, святитель Тихон являлся одновременно и строгим обличителем современных ему пороков. Уничтожение народного праздника «ярилы» и бесчинных масленичных забав в Воронежской епархии служат памятником горячей и благочестивой ревности Святителя. Люди бедные и нищие всегда имели свободный доступ к своему архиерею. Нищих называл он (по слову Иоанна Златоуста) Христовою и своею братиею.

Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон воронежскою паствою. Архипастырские труды, сопряжённые с заботами и огорчениями, бывшими следствием различных препятствий к исполнению благих намерений, расстроили его здоровье, и в 1767 г. после неоднократных его просьб был отставлен от управления епархией с назначением пенсии в размере 500 рублей серебром. Для пребывания своего на покое святитель Тихон избрал заштатный Толшевский монастырь, но ввиду неблагоприятной для его здоровья местности, перешёл в 1769 г. в монастырь Задонский Богородицкий.

Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий. Портрет XIX в.

Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий. Портрет XIX в.

Протоиерей Евгений Болховитинов в первом издании (1796 г. — Прим, авт.) биографии Святителя Тихона, так описывает его внешность со слов келейника Ивана Ефимова: «Был роста среднего, телом довольно полон, лицо имел белое, круглое и чистое; до самой смерти на нём не было морщин… Глаза у него были большие, карие, взгляд весёлый, лоб большой, открытый, волосы на голове большие, кудрявые, тёмно-орехового цвета, с проседью, борода большая, окладистая и более волос седых; руки полные и чистые» [15].

В Задонском монастыре, подвергая себя всем возможным лишениям, предался святитель Тихон строгой иноческой жизни: трудился, благотворил, построил богадельню в городе Дивны Орловской губернии, принимал участие в судьбе всех страждущих, пёкся об обращении раскольников в православие и вместе с тем не переставал излагать мысли свои на бумагу. В этот период он окончил своё сочинение «Об истинном христианстве» и составил вновь «Сокровище духовное, от мира собираемое». Изданные впоследствии «Разные письма» и «Письма келейные», а также «Краткие поучительные слова» тоже созданы в Задонском монастыре.

За три дня праведный Тихон предсказал кончину свою и преставился 13 августа (по ст. ст.) 1783 г. Известно, что место для своей могилы Святитель назначил близ церкви Владимирской Божией Матери, на дороге при входе в алтарь, говоря: «пусть моё грешное тело попирается ногами». Но по распоряжению правящего архиерея погребён был он в особо устроенном склепе под алтарем соборного Владимирского храма Задонского монастыря.

За время жительства святителя Тихона в Богородицкой обители монастырская слобода Тешевка поменяла свой статус и превратилась в уездный город Воронежского наместничества: «1779 сентября 25 Всемилостивейше повелеваем Нашему Генерал-Поручику, правящему должность Генерал-Губернатора Воронежского Щербинину, по изданным от Нас в 7 день Ноября 775 года учреждениям, исполнить равномерно и в Воронежском Наместничестве, составя оное из 15-ти уездов, а именно: Воронежскаго, Задонскаго… Вследствие чего быть городами: селению под монастырём Задонским, именуемому слободка… назвать их Задонской…» [16].

В церковном отношении Задонск с округой по-прежнему подчинялись воронежским архиереям, которые с 5 апреля 1829 г. стали именоваться Воронежскими и Задонскими.

Святой Тихон, Епископ Задонский. Икона

Святой Тихон, Епископ Задонский. Икона

Новый город, возникший благодаря Богородицкому мужскому монастырю и расположению при большой дороге, был мал и не соответствовал пока своему статусу, отчего в том же 1779 г. из-за недостатка подходящих городских зданий больница и тюрьма уездного центра были помещены в монастырских строениях [17]. Здесь же располагались и присутственные места, а с 1801 г. ещё и Задонское уездное казначейство [18]. Пришлось разместить в монастырских подвалах и городскую тюрьму, отчего, надо думать, только выиграли её первые узники. Ведь сам святитель Тихон часто посещал задонскую темницу и не только окормлял её обитателей, ободрял их дух, но и поддерживал материально.

В 1781 г. в уездном городе Задонске «приходских церквей никаких нет, а состоит во оном городе один только монастырь, в коем церковь каменная во имя Владимирской Богоматери с двумя приделами, ограда и колокольня каменная; в оном монастыре обитают игумен с братиею, кельи имеют деревянные; каменного строения как казённого, так и партикулярных людей никакого не имеется» [19].

21 сентября 1781 г. город Задонск получил свой герб, на котором в верхней части геральдического щита изображена построенная за рекою Доном на отлогом косогоре башня в серебряном поле, в нижней части щита — герб губернского Воронежа — сосуд с истекающей из него водой [20].

Герб города Задонска. 1779 г.

Герб города Задонска. 1779 г.

19 марта 1782 г. Высочайше утверждён первый генеральный план Задонска, по которому город строился и развивался все последующие годы [21].

По данным на 1800 г. город Задонск разделён был на 22, а подгородние экономические, бывшие монастырские слободы — на 14 кварталов. В то время: «Строения в нём: казенного деревянного 4, обывательских домов каменных 4, деревянных 201, лавок каменных 6, деревянных 2, мельница водяная 1. В 1798 г. заложена соборная каменная церковь во имя Успения Божия Матери. По пятой ревизии в Задонске «значится: купцов мужеска пола — 146, женска — 163, мещан мужеска — 250, женска — 207 экономических (бывших монастырских) крестьян мужеска — 334, женска — 315, помещичьих мужеска — 23, женска — 22, а всего мужеска — 753, женска — 707 душ. Жители мало занимаются торговлею, но по случаю множества проезжающих содержат постоялые дворы с принадлежащими припасами» [22].

Фрагмент плана города Задонска 1779 г. 1 - Богородицкий монастырь

Фрагмент плана города Задонска 1779 г. 1 — Богородицкий монастырь

«Земли под поселением» насчитывалось 340 дес. 310 саж. На протяжении XVII-XVIII вв. на Дону в районе будущего города была паромная переправа, а в 1799 г. устроен плашкоутный мост — переправа в виде деревянного помоста, лежащего на судах, поставленных на якоря.

Богородицкий монастырь, стоявший на высокой надпойменной террасе, был виден за много километров, в нём «ограда каменная, настоятельские и казначейские покои в два этажа, лицом обращены на Западную часть к Дону, на верху их посредине выведена колокольня, другой каменной корпус, также двухэтажный, для братии построен к южной части, лицом к лежащему за яром городу. В яру на протекающей речке Тешевке находится монастырской изрядной пруд, освежаемый чистыми и холодными ключами, на коих при пруде основан и колодезь с монастырскою часовнею. Ниже пруда находится малая монастырская мельница. В восточной части монастыря насаждён изрядный монастырский сад; в северной части конюший и скотный двор. Посреди монастыря церковь трёхпрестольная каменная. Всего под монастырём места занимается 5 десятин» [23].

Пока не была окончена постройкой в 1800 г. заложенная в 1798 г. каменная церковь во имя Успения Божией Матери функцию приходского исполнял храм Богородицкого монастыря: «Приходов, кроме вышеупомянутого манастыря нет… в монастыре для города служит приходской священник и два причётника» [24]. К 1802 г. завершено строительство присутственных мест, но никаких учебных заведений в городе по-прежнему не было. Лишь в 1818 г. открылось уездное училище в доме, построенном на средства надворного советника Семёна Алексеевича Викулина, а в следующем году при Богородицком монастыре начало действовать приходское духовное училище с положением содержать на полном монастырском иждивении десять «самых беднейших и прилежнейших» учеников «в память досточтимого всеми святителя Тихона, почивающего в сей обители» [25].

Инициатива открытия училища принадлежит настоятелю Задонского Богородицкого монастыря архимандриту Самуилу. К 15 сентября 1818 г. было построено здание училища — «каменный одноэтажный дом о семи покоях» на 10 бедных учеников. Открытие училища состоялось 26 января 1819 г. Утром этого дня ученики собрались в училищном корпусе. Во время благовеста к литургии с соблюдением надлежащего порядка и в сопровождении учителей ученики отправились в монастырскую церковь, после литургии — в училище. Впереди несли образ, приготовленный для училища, за учениками шли учителя. «Далее при пении Богородична «Всемирную Славу» следовал крестный ход и духовенство, как из монашествующих, так и белое, на этот случай собравшееся. По приходе в означенную залу начато молебное пение, положенное при начатии учения отроков, а потом водоосвящение… Прочтена была молитва, положенная в молебном пении. По отпуске возглашено многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященному Епифанию, Епископу Воронежскому и Черкасскому, и учащим и учащимся. Затем учителя и ученики прикладывались ко Кресту и были окроплены св. водою». Первыми учителями в новооткрытом двуклассном духовном приходском училище по выбору о. архимандрита Самуила были: для первого класса — диакон Задонской Успенской церкви Иоанн Донецкий, а для второго — исключённый из философского класса Воронежской семинарии Иван Зайцев» [26].

Первым смотрителем училища был назначен архимандрит Самуил. В 1821 г. Задонское духовное училище отнесено к разряду штатных, с определением оклада в 730 руб.

Преподавание в нём шло по такой же программе, как и в других училищах: в первом классе занимались чтением церковных и гражданских книг, чистописанием и нотным пением; во втором классе — сокращённый катехизис, из русской грамматики до словосочинения, арифметики — первая часть, занимались также чистописанием, чтением и нотным пением. Позднее введено «проповедание слова Божия».

После первого выпуска 10 учащимся были выданы свидетельства для поступления в Воронежское уездное духовное училище. На второй год во втором классе осталось 6 учеников и к ним перешли 11 из первого класса. В первом классе осталось на второй год 3 человека и принято 1227.

Однако первое время священники Задонского уезда неохотно отправляли своих детей учиться, что происходило, по словам архимандрита Самуила, «по упрямству и грубости отцов», которые за нежелание учить детей подвергались штрафам до 10 рублей в пользу «вдов и сирот» [28].

Тем не менее Задонское приходское духовное училище достаточно быстро стало главным образовательным центром уезда для лиц всех сословий [29].

В 1809 г. в Задонске освящена была церковь во имя св. Тихона Амафунтского, устроенная С.А. Викулиным при сооружённой на его средства больнице.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Задонска
Обновлено: 03.05.2022
Поделиться в социальных сетях: