Из церковной истории Задонского края — Страница 2 — Воргол.Ру

Из церковной истории Задонского края

Фрагмент плана города Задонска начала XIX в. 1 - Богородицкий монастырь, 2 - Успенская церковь

Фрагмент плана города Задонска начала XIX в. 1 — Богородицкий монастырь, 2 — Успенская церковь

В конце XVIII — начале XIX вв. почитание памяти святителя Тихона не только в Задонске, но и во всех окрестных губерниях постоянно усиливалось. Чему немало способствовала деятельность отставного прапорщика Якова Машонова, посвятившего себя трудам по скорейшему открытию святых мощей Задонского чудотворца. Число почитателей Святителя постоянно росло, увеличивалось соответственно и число посетителей Задонска и Богородицкого монастыря, стремившихся побывать на месте духовных подвигов Святителя. Многие приходили с верой в святость почившего угодника и молились у гроба его о душевных и физических исцелениях. Желание посетителей Задонского монастыря увезти с собой что-то на память о святителе Тихоне было столь велико, что в 1819 г. с указного дозволения Воронежской духовной консистории монастырю было позволено «первым тиснением печатать на бумаге портреты преосвященного Тихона» [30].

Открытие мощей святителя Тихона Задонского. Рис. Павлова, 1861 г.

Открытие мощей святителя Тихона Задонского. Рис. Павлова, 1861 г.

К этому же времени относятся устроение в пригородном с. Тюнине церкви во имя иконы Божией Матери на источнике, связываемом народной памятью со святителем Тихоном, а также начало деятельности странноприимницы Матроны Наумовны Поповой, исцелившейся у гроба святителя Тихона. Молва о Задонском чудотворце распространялась далеко за пределы Воронежской губернии, о чем наглядно свидетельствует запись в дневнике поэта В.А. Жуковского, бывшего воспитателем цесаревича Александра Николаевича и сопровождавшего его в 1837 г. в поездке по России: «Задонск. Белый старинный собор. Монастырь Тихона Чудотворца; его гроб под сводом. Схимник. Келья Егора Алексеевича Машурина. Викулина дом и больница» [31].

После прославления в 1832 г. святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, о канонизации святителя Тихона заговорили уже открыто и громогласно [32]. Ежегодно 13 августа в Задонском Богородицком монастыре торжественно отмечался день памяти Преосвященнейшего Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Ещё до канонизации Святителя в этот день в Задонск, становившийся местом притяжения тысяч верующих, приезжали воронежские архипастыри для торжественного служения панихиды и заупокойной литургии. 12 августа, накануне дня кончины св. Тихона, в Рождество-Богородицком храме, где после первого обретения находились мощи, совершалось всенощное бдение. На самый праздник 13 августа в 9 часов начинался благовест к поздней литургии. Пред началом литургии архиерей, по облачении, входил в алтарь и прикладывался к святому престолу, затем со служащими выходил из алтаря Царскими Вратами; все становились у гроба святителя Тихона. Настоятель монастыря выходил последним и становился на амвоне лицом к народу и читал духовное завещание Святителя. После прочтения завещания отправлялась большая панихида, после которой совершалась заупокойная литургия. По окончании обедни от монастыря устраивалась на дворе трапеза для богомольцев и нищей братии [33].

К 1861 г. Задонск — совсем небольшой городок, который занимал в длину «1 версту 212 сажен; в городе площадей 2, улиц 16, домов 672, в т.ч. казённых каменных 2, деревянных 2, частных каменных 27, деревянных 641, лавок каменных 45, деревянных 57, церквей 2, монастырь 1» [34].

Жителей в Задонске, по сведениям губернского статистического комитета на 1861 г., «считалось всего 3 597 мужского, 3 054 женского, 6 651 обоего пола. В т.ч. дворян потомственных 44 мужского, 51 женского; личных 64 мужского, 70 женского; духовенства православного 224 мужского, 26 женского (в т.ч. монашествующих 65); купцов 645 мужского, 458 женского; мещан 1 992 мужского, 2 120 женского; рабочих людей 85 мужского, 99 женского; государственных крестьян 30 мужского, 36 женского, бывших дворовых людей 43 мужского, 50 женского, воинских чинов, состоящих на службе 340, бессрочно и временно отпускных 43, отставных нижних чинов, их жен и дочерей 48 мужского, 127 женского; не принадлежащих к вышеозначенным разрядам 39 мужского, 17 женского. Гостиниц — 3 в городе и монастыре — 1, харчевен 4 и постоялых дворов 11» [35].

На торжество долгожданного прославления святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, в маленький город, где хранились его святые мощи, собралось до 300 000 человек. В одном только соборном храме Богородицкого монастыря разместилось около 8 000 человек [36].

После канонизации святителя Тихона и открытия его мощей Задонск стал ещё более известен и развивался далее во многом благодаря многочисленным паломникам: «От полного экономического оскудения, — писали современники, — Задонск спасается в значительной степени за счёт богомольцев». В справочнике пассажира железных дорог можно было прочитать следующее: «Задонск — один из лучших городов губернии: масса стекающихся со всех концов России богомольцев придаёт жизнь и движение городу, доставляя жителям, в особенности содержателям многочисленных постоялых дворов, довольно значительный доход». Любопытно отметить, что летом 1891 г. одним из посетивших Задонск, правда, не совсем в паломнических целях, был писатель и будущий основоположник соцреализма Алексей Максимович Пешков — Горький. Здесь он задержался на некоторое время, передыхая от своих странствий, жил и работал в Богородицком монастыре, который, по всей видимости, произвёл на него сильное впечатление, послужившее основой для нескольких произведений писателя. Таков эскиз «У схимника», «место действия Задонск, монастырь Тихона Задонского», ставший позднее повестью «Исповедь». А в рассказе «В ущелье» можно найти такие строки: «Мне вспомнилось, как однажды в Задонске, на монастырском дворе, вот такой же тёмной и жаркой ночью, сидя у стены длинного здания келий, я рассказывал послушникам разные истории» [37].

Архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин)

Архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин), бывший ректор Воронежской духовной семинарии. Фото начала XX в.

Во второй половине XIX — начале XX в. известность и слава Задонска как одного из духовных центров России быстро росла. Немало способствовало тому то обстоятельство, что в 1860— 1880-х гг. в самом Задонске и его округе были официально открыты ещё три монашеских обители, которые современники не без основания считали «памятниками святителю Тихону». Это Тихоновский мужской монастырь, известный в народе как Скит, и два женских — Богородице-Тихоновский в с. Тюнине и Свято-Троицкий в самом Задонске, более известный как Скорбященский.

Сегодня мы знаем обо всех этих задонских обителях во многом благодаря трудам ректора Воронежской духовной семинарии архимандрита Димитрия (Самбикина), составившего четырёхтомный, богатый историческими сведениями «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», а также иеромонаха Богородицкого мужского монастыря Геронтия (Кургановского), который стал подлинным летописцем не только своей обители, но и всего Задонского края в целом.

Иеромонах Геронтий (в миру Гавриил Михайлович Кургановский) родился в 1836 г. в г. Волхове Орловской губернии в мещанской семье. В четырёхлетием возрасте мальчик лишился отца, а в семь лет был отдан на обучение «книжной мудрости» Демьянычу — соборному дьячку.

Архимандрит Геронтий (Кургановский)

Настоятель Волоколамского Иосифова монастыря архимандрит Геронтий (Кургановский). Фото 1902 г.

В 1846 г., по словам самого о. Геронтия, «…разнёсся всюду такой слух, что будто бы последовало высочайшее соизволение об открытии мощей, почившего под спудом в Задонском монастыре святителя Тихона. Этот слух долетел и до нашего города и возбудил во многих жителях чувство религиозного благоговения и желание видеть канонизацию как событие в особенности редкое и совершаемое торжественно». Поддавшись общему чувству, матушка о. Геронтия быстро собрала котомку с небольшим количеством сухарей и отправилась на богомолье в Задонск, захватив с собой и будущего задонского летописца [38]. Придя в Задонск 20 мая 1846 г., они уже здесь узнали, что официального открытия мощей святителя Тихона пока не было, а народная молва приняла за канонизацию подвижника обретение его мощей и скромное их перенесение в тёплую церковь. Приложившись к мощам Задонского чудотворца, мать с сыном уже думали собираться домой, но тут к ним подошли несколько монахов, заметивших, как ладно мальчик подпевал монастырскому хору во время службы. Монахи предложил матери оставить мальчика в Задонске: «У твоего мальчика хороший голос, оставь его здесь, в монастыре: он будет полезен обители, а со временем, Бог даст, станет монахом и иеромонахом, будет молиться за тебя» [39]. Один из монахов доложил о мальчике о. настоятелю и тот лично подошёл познакомиться с ним. После чего, по всей видимости, будущий иеромонах и стал насельником Задонского Богородицкого монастыря.

Прошение иеромонаха Геронтия на имя архиепископа Воронежского

Прошение иеромонаха Геронтия на имя архиепископа Воронежского с просьбой отпустить его в паломничество на родину святителя Тихона Задонского. 1896 г.

Прекрасный альт дал возможность даровитому мальчику поступить в монастырский хор. После спада детского голоса он некоторое время исполнял обязанности клиросного чтеца, но открывшийся вскоре «тенор лирического оттенка … снова привлёк его в правый монастырский хор» [40].

Лист из рукописной биографии отца Геронтия

Лист из рукописной биографии о. Геронтия с рисунками и автографом автора. Конец XIX в.

В 1859 г. Гавриил Кургановский принял монашеский постриг с именем Геронтий, а в 1863 г. рукоположен в иеромонаха. И почти сорок лет голос о. Геронтия был главным украшением монастырского хора. «Как певец-солист отец Геронтий был неподражаем. Все, кто только слышал искусное и проникнутое глубоким религиозным настроением пение о. Геронтия, никогда не могли забыть его» [41]. Выдержав экзамен на регента 2-го разряда в Императорской певческой капелле, о. Геронтий в 1861-1880 гг. стал регентом хора Задонского Богородицкого монастыря, по-прежнему «исполняя в нём партии solo-тенора. Хор Задонского монастыря в руках о. Геронтия достиг высокой степени совершенства и сделался известным далеко за пределами Воронежской епархии» [42]. Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) не раз приглашал иеромонаха Геронтия в число братии Благовещенского монастыря, обещая ему там высокое и почётное место, но тот неизменно отказывался покидать любимый Задонск. Кроме управления хором, о. Геронтий принял на себя преподавание церковного пения в Задонском духовном училище. Кроме того, он известен как автор «Метода богослужебных возгласов, положенных на ноты, с уставными указаниями, в пособие священнослужителей», нескольких известных духовных музыкальных произведений: «Милость мира», «Тропарь святому Иоанну Богослову», «Да исправится молитва моя», «Ныне отпущаеши» и других [43].

Будучи уже иеромонахом, о. Геронтий неустанно трудился над своим самообразованием. Всё своё немалое жалование как регента хора он затрачивал на приобретение книг духовного и светского содержания, подписку на периодические газеты и журналы.

Однако главный талант, которым прославился иеромонах Геронтий — исторический и литературный. В 1870 г. он впервые открыл себя миру как летописец Богородицкой обители, начав печатать в «Воронежских епархиальных ведомостях» историко-статистическое описание Задонского мужского монастыря. В 1871 г. его книга вышла отдельным изданием в Москве и впоследствии переиздавалась два раза, на долгие годы став главным и самым серьёзным исследованием по истории Задонского Богородицкого мужского монастыря. В 1870 — начале 1900-х гг. из-под пера о. Геронтия вышло более двух десятков статей и брошюр обо всех задонских монастырях, а также некоторых других русских обителях, о многих подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске, настоятеле Богородицкой обители архимандрите Димитрии (Григорьеве) и прочих. Иеромонах Геронтий был деятельным членом Воронежского губернского статистического комитета, церковного историко-археологического комитета, учёной архивной комиссии, членом-корреспондентом церковного историко-археологического комитета при Киевской духовной академии.

Вид на Задонск и Богородицкий монастырь из-за реки Дон

Вид на город Задонск и Богородицкий монастырь из-за реки Дон. Открытка начала XX в.

Кроме того, иеромонах Геронтий был ещё и коллекционером. В 1885-1886 гг. он пожертвовал воронежскому музею собрание старинных вещей, в котором были древние кольчуги, бердыши, мечи, русские и татарские пищали, серебряные и медные монеты, старинные документы. Позднее он передал музею богато украшенные Царские Врата, древние книги и даже найденную им под Задонском каменную бабу [44].

В 1894 г. о. Геронтий переведён в Киево-Никольский монастырь на должность казначея и благочинного, но из Задонска уезжал с тяжёлым сердцем. «…Грустно мне очень встречать Великий праздник Христов вдали от излюбленной Задонской обители, в коей по милости Божией я счастливо прожил без малого полвека… в которой желал бы снова водвориться на скончание жительства» [45]. Через некоторое время он вернулся в Задонск, но уже в 1899 г. иеромонах Геронтий был награждён саном архимандрита и назначен настоятелем Новосильского Свято-Духова монастыря. В 1901-1902 гг. он настоятельствовал в Можайском Лужецком монастыре, а с 1902 г. управлял знаменитым Иосифо-Волоколамским монастырём, в котором и скончался 26 ноября 1903 г. [46].

Вид на Задонск с юго-востока

Вид на город Задонск с юго-востока. Открытка начала XX в.

Будучи также автором очерка «Город Задонск и его окрестности» во втором томе «Воронежского юбилейного сборника в память трёхсотлетия города Воронежа», вышедшего в 1886 г., иеромонах Геронтий оставил нам интересное описание Задонска этого времени: «Жителей в городе Задонске считается по последней переписи до 10 000 обоего пола. Город раскинулся на прекрасном гористом месте; в центре его, в дворянской части эффектно вырисовывается своими двухэтажными прекрасными каменными зданиями Задонский Богородицкий мужской монастырь. В нём особенно красив летний пятиглавый Владимирский собор… Из-за реки Дона, со стороны г. Ельца, Задонский монастырь виден на 12 и более вёрст. Когда в летнее время спускаешься по шоссе, с горы от последнего села Волховского, то глазам открывается чудная панорама раскинувшегося на горе и утопающего в зелени фруктовых садов города.

Налево, то есть к югу от монастыря, в мещанской части, на площади, красуется городской собор. Расположен он в южной части базарной площади, отделённой от монастыря оврагом, в коем когда-то протекала речка Тешевка… На площади размещаются обывательские каменные и деревянные дома, магазины и ряды лавок, в которых производится торговля необходимыми предметами. Три раза в неделю: по воскресеньям, средам и пятницам здесь же, на площади, бывают базары. Кроме того, бывают в Задонске в течение года 4 ярмарки. 1-я — 21 мая, 2-я — 23 июня, 3-я — 13 и 4-я — 26 августа… Кроме соборной, в городе есть ещё бесприходная, так называемая «больничная» однопрестольная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского… находящаяся в городском саду… Кроме городской больницы, устроенной земством в 1878 г. на 50 кроватей, в Задонске в настоящее время (с 1885 г.) открыто три богадельни: 1-я — Демидовская, для 10 престарелых обоего пола, 2-я и 3-я — Охотниковские… Г-жою А.В. Демидовой… выстроена на городском кладбище каменная однопрестольная церковь во имя Всех Святых… При Охотниковских богадельнях построен в саду каменный однопрестольный храм, освящённый в честь «Марии Магдалины» в 1885 г.

Задонск. Вид на Богородицкий монастырь

Задонск. Вид на Богородицкий монастырь от Успенского собора. Открытка начала XX в.

Направо, то есть к северу от Задонского Богородицкого монастыря, виднеются ещё два монастыря женских: 1-й на окраине города — это «Скорбященская Тихоновская община сестёр милосердия»… Затем далее, на холме, за городским кладбищем, в пригородной слободе Тюниной, возвышается между крестьянскими хижинами 2-й женский, общежительный «Тюнинский» монастырь.

Ещё далее на север, по прямой от Тюнинского монастыря, в трёх верстах расстояния от него… в прекрасной местности, красуется новый, самостоятельный мужской общежительный «Тихоновский» монастырь, известный в народе более под названием «скита».

В городе Задонске 5 училищ: 1 уездное, 1 женская прогимназия, 2 приходских и 1 духовное училище для детей духовного звания, находящееся в Задонском монастыре.

Заводов в городе 13, из коих 2 свечновосковых, 1 свечно-сальный, 1 маслобойный, 1 салотопенный, 1 кафельный, 2 черепичных, 3 кирпичных, и 2 водочных. Ярмарок … бывает 4 в год: три из них вне города, на южной стороне, а одна, именно 13 августа, в день блаженной памяти святителя Тихона, устраивается на западной стороне монастыря. Тут, вдоль всей площади, начиная от самой монастырской ограды до так называемых «песков», раскидываются устроенные на живую руку балаганы, лавочки, в которых можно купить, кроме платков, ситцев, пряников и т. п., и образок, и картинку, и крестик, и ленточку, и перстенёк и прочее в этом роде… На «песках», ещё с весны, у «медового колодца», устраиваются обывателями балаганы — кухни, в которых может удовлетворить свой голод невзыскательный простолюдин-богомолец задёшево…

Вид города Задонска от Богородицкого монастыря

Вид города Задонска от Богородицкого монастыря. Открытка начала XX в.

Жители города Задонска, как и во всех городах, занимаются и промыслами, необходимыми в обыденной жизни. Есть здесь кузнецы, столяры, бочары, портные, сапожники, переплётчики, часовых и золотых и серебряных дел мастера, садовники, огородники, занимающиеся бахчами, и прочие… Но одной из самых лучших статей дохода для некоторых обывателей служит приём богомольцев-странников на квартиры, так как большая часть из них, приходя со всех концов обширного Отечества нашего на поклонение здешней святыне, не имеет возможности размещаться в монастырских гостиницах.

Вообще г. Задонск, кроме святыни своей, может назваться привлекательным и красивым по своему местоположению. Задонск можно назвать лучшим из уездных городов Воронежской губернии после Острогожска. Стоя на возвышенном холме, у подошвы которого протекает «Тихий Дон», и утопая со всеми прекрасными своими отлично-обустроенными монастырями и прочими выдающимися по архитектуре зданиями в зелени садов, Задонск становится картинным» [47].

В начале XX в. в Задонске работало иконостасное заведение Андриана Селивёрстовича Иванова с сыном. Располагалось оно на Монастырской улице в собственном доме и выпускало свои открытки к православным праздникам.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Задонска
Обновлено: 03.05.2022
Поделиться в социальных сетях: