Продолжение I главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».
Купечество
Уникальность и неповторимость Ельца объясняется особым местом, которое занимало в нём купечество. Знаменитое елецкое купечество начало зарождаться в начале XVII века. В Смутное время многие богатые и опытные торговцы бросали свои дома в центральных уездах, разоренных войной, и переезжали в более спокойные и выгодные в торговом плане города. Так, в Ельце приезжие торговцы и местное население, не занятое службой, основывали слободы. Первой слободой торговцев и ремесленников стала Чёрная слобода, которая вскоре оказалась самой богатой в городе, а со временем вокруг неё появлялись другие торгово-ремесленные слободы.
Первые торговцы в XVII веке занимались скупкой товаров у местных ремесленников или производили товар сами, а затем везли в соседние города или на Дон к казакам. Торговля в те времена была опасным и рискованным делом, она требовала предприимчивости, упорства и смелости.
Расцвет елецкого купечества начинается в начале XVIII века, а к концу столетия Елец уже смело можно назвать купеческим городом. Однако прежде, чем говорить о елецком купечестве, попробуем понять, что представляло собой купеческое сословие вообще.
В XVII веке торговлей занимался каждый, кто как умел. В книге о Ельце XVI—XVII веках мы видели, что предприимчивые ельчане ездили с товаром в соседние города, но чаще торговали в Ельце [40]. В торговле не было специализации или стабильности. Стрелец, свободный от службы, мог стать торговцем на какое-то время, а посадский, торговый человек мог записаться в стрельцы, с лёгкостью расставаясь со своим прежним занятием. В отношении к торговле государство имело одну цель — взимать налог со всего, что продаётся. Реки, озёра, мельницы, бани, кабаки давались на откуп всякому предприимчивому человеку.
С XVIII века государство начало с большим вниманием относиться к торговой деятельности населения, поддерживая и выделяя торговый класс. Активизировались ярмарки, строились торговые дворы. Такое покровительство предпринимательству, в ущерб иностранным торговцам, имело очевидный практический смысл, ведь чем больше заработает предприниматель, тем больше он заплатит в казну. Иностранные торговцы были ненадёжны и хитры, иностранные купцы составляли гильдии, выступали корпоративно, по принципу все за одного и один за всех. С ними русскому правительству было опасно иметь дело. Поэтому Пётр I пошел на поощрение своего торгового слоя, который был более сговорчив и зависим от властей. В итоге, развитие русской торговли стало выгодным государственным делом. В рамках поддержки торговой деятельности населения в начале 20-х годов XVIII века в городах появился городской магистрат, который включал президента, бургомистров и ратманов. Члены магистрата были наиболее состоятельные граждане города, их задача — содействовать развитию ремёсел, торговли и города вообще. Елецкий магистрат инициировал много важных мер, направленных на развитие купечества.
Однако до 1775 года купечество не представляло собой единого сословия. Слово «купец» ещё распространялось по-старому на любого торгующего человека, того, кто покупал что-либо. Иногда всех посадских людей в документах называли купцами. В списках елецких «купцов», составленных в 1720 году, значится 186 человек [41]. Здесь упоминаются только лица, занимающиеся торговлей — основа будущего купеческого сословия. В 1727 году елецкий магистрат составил списки елецких «купцов», в которых упоминались чуть ли не все посадские жители, приходившие на рынок продавать свой товар. В этих списках насчитывалось уже 1389 человек [42]. Однако эта цифра не означает, что в городе половина населения были купцами. Говорить о купечестве как о единой группе можно лишь после образования купеческого сословия.
Важным шагом на пути к развитию купечества стал 1755 год, когда появился таможенный устав, согласно которому были отменены внутренние таможни между уездами. Теперь таможенные избы в городах ушли в прошлое. Кроме того, торговать лицам, не входящим в купечество, можно было только продуктами собственного производства. Так, постепенно правительство превращало купцов в отдельную замкнутую группу. «Жалованная грамота городам» 1785 года от Екатерины II определила сословные права и привилегии купечества, которое было освобождено от подушной подати и телесных наказаний. Сословный статус купца определял имущественный ценз, а с конца XVIII века купечество делилось уже на три гильдии, в зависимости от размера капитала.
Но вернёмся к елецкому купечеству. Итак, в первой четверти XVIII века посадское население города активно включилось в торговую деятельность. Большинство людей ограничивалось торговлей на местном рынке продуктами питания. Заглянем на елецкий рынок первой половины XVIII века и посмотрим на елецких купцов поближе [43].
Рынок, или как тогда говорили «торг», располагался возле старой крепостной стены, в районе Введенской церкви [44]. Здесь стояли деревянные лавки, среди которых ходило большое количество народа, а торговля шла с самого утра. Среди толпящихся людей мы видим и крестьян Елецкого уезда, и приезжих жителей других уездов. Большинство торговцев разложили свой товар на лавке или прямо на земле. Продавцы, в основном мужчины — самые обычные жители местных посадов. Они продавали продукты — рыбу, мёд, орехи, сало, хлеб, рыбу, гречиху, овёс, рожь, а также лапти, чирики, коты (виды обуви), собачьи шапки, льняные рубахи, прочий товар. Торг вёлся вперемешку, всякий товар соседствовал друг с другом.
Далее, к центру рынка, стояли большие деревянные лавки богатых торговцев. Но сами купцы, хозяева этих лавок, появлялись здесь редко, а торговали в лавках их доверенные люди. Ассортимент товаров был разнообразен: хлеб, скот, соль, мёд, рыба, икра, товары из железа. Здесь можно было купить мясо — свиную или говяжью тушу, хотя вообще мясо являлось редкостью на рынке того времени. Вот лавка, где торгуют головными уборами: шляпами, шапками, колпаками, подзатыльниками из мишуры (подобие шарфов), кокошниками. Только одних шапок в лавке было более 15 видов: овчинные, бобровые, заячьи, куньи, ветошные, польские, венгерские, шведские, немецкие, туркменские и прочие. Лучшие шапки привозили сюда из Воронежа. Заодно торговали здесь и обувью: сапогами, башмаками, туфлями.
Владельцы лавок, несмотря на отсутствие их на рынке, были заняты важными торговыми делами. Купец Ростовцев отправлял телеги с железом в Воронеж, при этом нанимал охрану, давал своему человеку указания, как вести себя с таможенником. Опытный торговец Холин собирался сам ехать на рынок в село Раненнбург на большую ярмарку, где планировал сбыть бочки с солью и мёдом. Сын купца Черникина ехал на мельницу, которая расположена на одной из многочисленных мелких рек в окрестностях Ельца. Елецкие купцы редко следовали столичной моде, они носили бороды, одевались более практично, в тулупы и высокие сапоги.
В первой половине XVIII века купцы ещё не решались торговать одним видом товаров. Пока телеги с железом Ростовцева направлялись в Воронеж, чтобы утром следующего дня начать там торг, его лавка в Ельце с тканями и украшениями служила центром притяжения для ельчанок. Здесь продавали бусы, перстни, серьги, гребни из кости, полудрагоценные камни. Особой популярностью пользовались орнаментированные блестящие медные или оловянные пуговицы. Те, кто не мог позволить себе купить дорогое украшение, шли на ряды с более дешёвым товаром, где можно купить, к примеру, мишуру для украшения верхнего платья или сарафана.
В этой центральной части елецкого торга и зарождалось елецкое купечество. Всё это были предприимчивые, активные, готовые на риск люди. Купец XVIII века считал торговлю честным занятием и смотрел на свою прибыль, получаемую с процентов, без мучений совести. Если моральные нормы XVII века сдерживали предпринимательскую активность, то теперь торговля воспринималась положительно. Отчасти этому способствовали как политика государства, так и обмирщение русской культуры.
Война России со Швецией в 1700—1721 годы приносила прямую выгоду купечеству, поскольку страна нуждалась в железе. Производство железа стало на промышленную основу. В 1-й четверти XVIII века братья Криворотовы основали в Ельце чугунолитейный, колокольный и механический заводы. В 50-е годы такое же производство завел купец Ростовцев. Оборотный капитал этих предприятий составлял примерно 200 тысяч рублей.
В середине XVIII века в Елецком уезде было не менее 6 железоделательных заводов, которые обслуживались наёмными работными людьми. Уголь и руда скупались у крестьян, добывавших её вручную «по малому числу». Значительная часть выплавленного железа свозилась на переработку в Елец, где из него выделывались котлы, сошники и другие изделия, продававшиеся на ярмарках. Благодаря развитию торговли Елец превратился в крупный центр кузнечного ремесла. В 1780 году в Ельце насчитывалось 222 кузнеца.
Торговцев в Ельце было много, однако лишь часть из них зарабатывала хорошие деньги. Они проживали в Чёрной слободе за рекой Елец. Здесь до середины XVIII века скученно стояли их деревянные дома с большими подвалами и погребами. Каждый такой дом окружал большой забор с дубовыми воротами. В доме елецкого купца было тесно, так как пространства слободы не позволяли расширяться. Жили купцы во многом по-старому, в их домах возле больших печей стояли лавки и сундуки. Хотя новый быт всё больше проникал и в их хоромы. На стенах появились обои, гравюры и картины в стиле барокко. Купцы отличались большой набожностью, а Владимирский храм в их слободе быстро стал одним из самых богатых в городе.
Но в 1769 году очередной пожар уничтожил центр города, увы, такие пожары были частым явлением во всех городах России. Правительство Екатерины II в качестве основной меры борьбы с пожарами приступило к замене деревянных зданий на каменные в центральных районах городов.
В рамках правительственной политики елецкий магистрат предложил проживавшему в Чёрной слободе купечеству переселиться в центр города, построив за свой счёт каменные здания. Чёрную слободу заселили мещане и однодворцы, приехавшие из уезда. Правда, земли и выгоны для скота переселившиеся купцы сохранили за собой [45].
Теперь центр экономической жизни Ельца был перенесён в центр города. Купцы строили по новому генеральному плану красивые, белокаменные здания, украшали их резьбой и мостили улицы камнем. Многие купцы по-старому вешали ставни на окна, возле домов ставили лавки для отдыха. Но дома их были уже другими: комнаты имели больше простора, некоторые привозили новую мебель, ставили в углах комнат красивые изразцовые печи, камины. На стены клеили обои и вешали ковры. Хотя елецкие купцы по-прежнему читали Псалтырь, не любили гостей и ели сахар по праздникам, но в этих двухэтажных домах в центре города росло новое поколение елецких купцов, представители которого будут читать уже французские романы и устраивать роскошные салоны.
Во второй половине XVIII века торговля в Ельце приобретает более упорядоченный вид. Вернёмся снова на елецкий рынок. Теперь здесь стало гораздо меньше народа. Население торговало в отдельных местах разного рода товарами, а открытой лавочной торговли осталось совсем немного. Торговые места имели навесы, особые фасады и свой товар. Магистрат в 80-е годы XVIII века разрешил торговать и на площадях города.
В 1777 году в Ельце располагалось 149 лавок в нескольких торговых рядах: Красный, Москательный (нитки, ножницы, пуговицы, украшения, парфюмерия), Овсяной, Рыбный и Мясной. В 1787 году рынок располагался на Хлебной площади. Здесь стояли 202 лавки и 25 полок (прилавков) [46]. Всё больший доход елецкому купечеству приносил хлеб, теперь рожь и пшеница пользовались большим спросом и были выгодней, чем железные котлы. Город превращался в зерновую столицу Черноземья, не случайно одна из главных площадей города носила название «Хлебной».
Елецкое купечество, окрепшее к концу XVIII века, решило перенести рынок на новое место и сделать его каменным. Эта разумная мера должна была предотвратить город от пожаров и способствовать развитию торговли. Новым местом для елецкого торга стала центральная часть города напротив старого Воскресенского собора. На средства, собранные с елецких торговцев, в 1792 году начали строительство Гостиного двора, который впоследствии получил название «Красные ряды», вероятно, по причине красоты новых каменных палат, поскольку слово «красный» тогда ещё означало «красивый». Строительство контролировалось Городской Думой, поручившей надзор за этим процессом купцу Григорию Хренникову.
Красные ряды строили по четкому плану и закончили в 1794 году. Они стали великолепным украшением купеческого Ельца. Ряды представляли собой резные каменные одноэтажные палаты с железными крышами, вся площадь вокруг них была вымощена камнем, здесь впервые в городе появились фонари. Красные ряды дали название площади, которую теперь тоже стали именовать «Красной».
Из документов мы видим, что большая власть в городе уже в конце XVIII века принадлежала купеческому сословию. Елецкие купцы заседали в магистрате и в городской думе. Все важнейшие вопросы решались на купеческих собраниях и, что не менее важно, на купеческие деньги.
Во многом благодаря стараниям елецких купцов, в последней четверти XVIII века в городе открылось малое народное училище, которое имело два класса из 10-15 учеников и двух учителей. Финансирование училища было возложено на местный бюджет. Елецкие купцы понимали значение образования, поэтому уже с конца XVIII века в городе формируется особая образовательная среда, которая через несколько поколений сделает Елец главным поставщиком образовательных кадров в Московский университет из провинции.
Таким образом, во многом благодаря купеческому сословию, которое сформировалось в XVIII веке, город стал одним из самых заметных в своём регионе. В 1800 году в Ельце проживало примерно 12 тысяч человек.
Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках. — Саратов, изд-во «Новый ветер», 2012. — 240 с., ил.
Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-18-20-v/kupechestvo/
Примечания:
40. Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веках. Тула, 2011, с.172-177.
41. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества. Елец, 2007, с.16.
42. Там же.
43. См.: Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII — первой половине XVIII вв. Тамбов, 2006.
44. См.: Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества…. с.17, 18.
45. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества… с.18.
46. Важинский В.М. Указ соч… с.15.
Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.