Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь — Страница 4 — Воргол.Ру

Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь

Владимирский собор обители
Владимирский собор. Фото 2008 г.

Главной заботой матушки Анфисы и сестёр обители в 1880-х гг. являлась постройка новой соборной церкви. Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглавого собора во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Пётр Фёдорович Морев [49]. Работы по возведению собора начались в 1881 г., тогда же закупались камень, известь, кирпич и пр.

Немало сил положили сёстры Троекуровской обители на сбор пожертвований для строительства Владимирского собора. Средства на его возведение поступали в Троекурово из многих городов – Москвы, Петербурга, Бахмута, Вятки, Екатеринодара, Епифани, Ельца, Казани, Киева, Кременчуга, Курска, Николаева, Новочеркасска, Одессы, Осийска, Пензы, Перми, Полтавы, Рыбинска, Самары, Саратова, Симбирска, Ставрополя, Тулы, Харькова, Александро-Грушевска и пр. Так, например, в 1884 г. наиболее крупные пожертвования поступили от лебедянского помещика Михаила Фёдоровича Штейна (500 руб.), госпожи Перловой из Москвы (200 руб.), по духовному завещанию госпожи Демидовой от душеприказчика господина Леонида Алексеевича Крюкова (3000 руб.), от Михаила Фёдоровича Куринова из Новочеркасска (160 руб.) и т. д. [50] В то же время значительные средства (ок. 500 руб.) пришлось потратить для восстановления сгоревшего в том же году монастырского хутора.

Наиболее активно строительство Владимирского собора велось с 1888 г. Судя по приходно-расходным книгам Троекуровского монастыря, в это время производилась каменная кладка стен. В расход ных книгах монастыря в это время указаны выплаты подрядчикам: 1343 руб. 50 коп., выданные крестьянину с. Троекурово Козьме Сальникову за 128 тыс. кирпичей с известью, поставленных им к новостроящейся церкви [51]; 350 руб. – Михаилу Евсееву Дежемесову за 35 тыс. кирпичей [52].

План Владимирского собора обители
План Владимирского собора. Чертёж Г.И. Гунькина, 1984 г.

В 1889 г. насельницами обители было собрано на построение соборного храма 3813 руб. 30 коп. [53], в 1890 г. – 2647 руб. 25 коп. [54] В 1892 г. на сооружение собора поступило из Петербурга от госпожи Дервиз 1000 руб., из с. Телепнёва по духовному завещанию крестьянина Михаила Курушина – 400 руб., из Ельца от купца Заусайлова – 200 руб., из Москвы от госпожи Перловой – 200 руб., от вдовы священника Розанова Анны Ивановны Розановой – 100 руб. В 1893 г. – из Петербурга от госпожи Ивановой – 200 руб. и от госпожи Толстой – 200 руб., из Петербурга от господина Мартынова – 100 руб. и т. д. [55]

Те же приходно-расходные книги дают наглядное представление о ходе строительства и внутренней отделки Владимирского собора. В 1890 г. при игуменье Анфисе выдано елецкому купцу подрядчику Петру Фёдоровичу Мореву за положенный кирпич в стены новостроящейся церкви по 5 рублей за тысячу – 550 руб.; за 500 аршин погонного камня по 80 коп. за аршин для новостроящейся церкви – 520 рублей; за срубку церковного верха – 270 руб., за покрытие железом – 200 пудов – по 1 руб. с пуда – 200 руб. Кавказскому уроженцу Курбану Юрки Оглы, живущему в с. Слободке Лебедянского уезда за 110 тыс. кирпича с известью по 2 четверти на тысячу по 10 руб. за тысячу для новостроящейся церкви – 1 100 руб. У лебедянского купца Николая Михайловича Сорокина куплено 100 пудов кровельного железа для церковной крыши за 280 руб. Параллельно ремонтировалась каменная монастырская ограда.

В 1892 г. кладка стен нового собора была завершена, и подрядчик П.Ф. Морев получил 500 руб., составлявшие залог, и 892 руб. доплаты [56].

Роспись купола Владимирского собора
Роспись купола Владимирского собора. Фото 1960-х гг.

В 1893 г. работы по строительству Владимирского собора близились к завершению. В том же году у липецкого купца Ивана Михайловича Егупова обитель приобрела «для крыши новостроящегося храма» 100 пудов листового железа за 275 руб. и тогда же покрыта кровля [57], выплачены подрядчику последние деньги за кладку, а в окна вставлены цветные стёкла [58].

В 1893 г. завершалась отделка интерьеров. Для этого покупались краски, столярный клей и гвозди у елецкого купца М. Харланова; алебастр для штукатурки весом 40 пудов – у елецкого купца Назарова по 32 коп. за пуд и 50 пудов у лебедянского купца П.И Маслова по 45 коп. за пуд [59].

Сорок пять икон главного иконостаса Владимирского собора были написаны московским живописцем Алексеем Яковлевичем Стороженко на сусальном золоте за 1 тыс. руб. Восемь серебряных риз с позолотой и эмалевыми вставками на местные иконы и на Царские врата выполнил московский мастер Яков Алексеевич Борисов за 1050 руб. [60] Средства для иконостаса также собирались по всей стране: в Новочеркасске Михаил Иванович Шабанов пожертвовал 1 тыс. руб., в Александро-Грушевске Елизавета Карпова – 200 руб.

Главный престол Владимирского собора был освящён 19 августа 1893 г. Преосвященным Иеронимом (Экземплярским), епископом Тамбовским и Шацким [61]. После этого обитель стала официально именоваться Троекуровским Владимирским Иларионовским женским монастырём. А 18 августа 1894 г. монастырский священник Николай Никандрович Андреев по благословению Преосвященного Александра (Богданова), епископа Тамбовского, освятил под правым приделом Владимирского собора на месте упокоения затворника Илариона пещерный храм во имя святого равноапостольного Мефодия и мученицы Феодосии в честь небесных покровителей родителей старца Илариона, для которого Леоном Николаевичем и Анисьей Андреевной Шишковыми – благоговейными почитателями подвижника – устроен одноярусный иконостас и металлическая гробница, покрытая сверху серебряной доской с изображением затворника во весь рост. Доска на гробницу пожертвована была схимонахиней Уваровой [62].

Позднее, 28 октября 1907 г., освящён придельный престол с южной правой стороны во имя преподобного Илариона [63], а предполагавшийся придел с северной стороны во имя Всех Святых по неизвестной пока причине тогда так и не был освящён.

Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним
Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский). Фото конца XIX в.

Кроме поистине всенародной стройки Владимирского собора, продолжали обустраиваться и другие храмы Троекуровской обители. Так, в 1888 г. была сделана тёплой Димитриевская церковь [64]. Летом 1895 г. производился ремонт Ильинского надвратного храма. При этом на средства всё того же благотворителя – генерала Л.Н. Шишкова – были исправлены ветхости кровли, церковь покрашена зелёной краской, обновлены рамы в окнах [65].

Кроме того, к Владимирскому собору Троекуровского монастыря была приписана часовня, стоявшая за северо-западной частью ограды на месте древнего деревянного храма святого Димитрия Солунского [66].

В 1892 г. в Троекуровском монастыре открылась школа грамоты для сорока девочек. На соответствующее прошение настоятельницы обители Преосвященный Иероним, епископ Тамбовский, наложил 17 января т. г. резолюцию: «…сочувственно благословляю…» Первой учительницей школы была утверждена послушница Елена Ивановна Коленкина – дочь липецкого купца, окончившая курс городского училища [67]. Помимо школы при монастыре в 1893 г. действовало Троекуровское Иларионовское училище на 10 человек [68], строился гостиный двор, ремонтировалась каменная ограда вокруг обители [69].

С 12 ноября 1895 г. Троекуровскую обитель возглавила новая настоятельница – вместо игумении Анфисы, уволенной на покой по её же прошению ввиду преклонного возраста и слабого здоровья, указом Священного Синода была назначена монахиня этого же монастыря Нафанаила. Новая начальница – в миру Наталия Антоновна Арнатова – родилась в 1834 г. в семье псаломщика Лебедяни и поступила в монастырь ещё при жизни старца Илариона в 1848 г. Указом от 20 марта 1864 г. она была определена в послушницы, 15 декабря 1869 г. пострижена в рясофор, а 6 августа 1872 г. пострижена в мантию с именем Нафанаилы. 14 сентября 1896 г. новая настоятельница Троекуровского монастыря монахиня Нафанаила возведена была в сан игумении [70].

Прежняя настоятельница – игумения Анфиса – осталась жить на покое в Троекуровской обители, для которой она так многое сделала более чем за четверть века своего многотрудного и деятельного служения в этой должности. Чувствуя приближение конца своей земной жизни, матушка Анфиса приняла великую схиму с именем Анны и тихо скончалась 27 июля 1896 г. на 74 году жизни. В уважение к её трудам на благо Троекуровского монастыря схиигумения Анна (Придорогина) погребена была монастырским священником Николаем Никандровичем Андреевым в пещерной церкви Владимирского собора 29 июля т. г. [71]

13 июня 1896 г. Троекуровский женский монастырь при обозрении епархии посетил епископ Тамбовский Александр (Богданов). В святых воротах обители Владыка был встречен духовенством монастыря и его настоятельницей с сёстрами. Жители лежащих на пути епископа Александра деревень ожидали архиерейского проезда около своих домов при столе с хлебом-солью и иконой и приветствовали проезжающего своего архипастыря глубоким поклоном. После обычной встречи в монастырском Димитриевском храме Владыка Александр сказал собравшимся слово о необходимости для инокинь взаимного мира, любви и единодушного согласия, без которых не принесут насельницам обители пользу ни иноческие их подвиги, ни молитвы. После этого Владыка спустился в пещерный храм под Владимирским собором, где помолился на могиле затворника Илариона. Затем Преосвященный осмотрел монастырские храмы и здания. Особенно благоприятное впечатление произвёл на него своим благолепием и благоустроенностью новый соборный храм монастыря во имя Владимирской иконы Божией Матери – светлый и просторный, с дорогим великолепным предалтарным иконостасом и с хорошей церковной утварью. После осмотра храмов епископ Александр посетил келью затворника Илариона, в которой он жил и где до сих пор сохранялись некоторые его вещи. Кроме того, Владыка посетил монастырскую кухню и трапезную, благословил приготовленную инокинями трапезу, испробовал и одобрил хлеб, квас и все кушанья и сказал присутствующим монахиням вразумительную речь о смирении, послушании и о взаимном согласии и единодушии, в которых замечается недостаток между насельницами сей обители. Преосвященный побывал в кельях новой настоятельницы обители – Нафанаилы и прежней – игумении Анфисы, в кельях некоторых насельниц, где благословлял инокинь и внушал «старшим следить за младшими и руководить их добрым примером своей строго-иноческой жизни – взаимной любви, согласия и единодушия, а младшим отечески завещал смирение с полным послушанием».

Колокольня Троекуровского монастыря
Колокольня Троекуровского монастыря. Фото 2009 г.

На следующий день Преосвященный Александр отслужил литургию в сослужении благочинного монастырей игумена Митрофана, священника монастырской церкви Н.Н. Андреева и благочинного Лебедянского округа В.В. Архангельского. Для многочисленных жителей села Троекурово и окрестных селений Владыка сказал после службы проповедь о предречённых Спасителем Своим последователям страданиях, в пример которых им была приведена история страданий святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя одного из монастырских храмов, и о том, как тяжело переносить незаслуженное злословие и нарекание, чего особенно должны остерегаться посвятившие себя иноческой жизни.

После этого епископ Александр отслужил панихиды в пещерном храме по затворнику Илариону и в Ильинском храме по строительницам его сёстрам Голдобиным. Закончив осмотр монастырских строений, Преосвященный Александр благословил новую настоятельницу на труды по приведению обители в более благолепный вид, для чего, по мнению Владыки, требовалось провести срочный ремонт многих зданий [72].

Планы 1 и 2 ярусов колокольни
Планы 1-го (внизу) и 2-го ярусов колокольни. Чертёж Г.И. Гунькина

При игумении Нафанаиле в Троекуровском монастыре продолжилось активное строительство. В 1896 г. настоятельница выстроила игуменский дом и новую каменную трапезную с кухней и хлебопекарней с двумя подвалами и тремя амбарами при ней.

Несколько крупных построек было произведено в 1897 г. после пожара, принёсшего немалый вред монастырю. Сооружены новый каменный странноприимный дом, каменный дом для рабочих и два сарая [73].

В 1897 г. в Троекуровском монастыре начитывалось насельниц: монахинь – 40, рясофорных послушниц – 24, послушниц, определённых указами, – 36, послушниц, проживающих по указам местного начальства, – 140 человек [74].

12 августа 1899 г. Троекуровский монастырь посетил Тамбовский Преосвященный Георгий (Орлов), «где был встречен духовенством и настоятельницею с сёстрами во святых воротах монастыря с хоругвями и иконами; по совершении обычных… молитвословий в Димитриевском монастырском храме и по благословении иночествующих и всех присутствующих… проследовал в новый Богородицкий храм и осмотрел оный. Этот храм выстроен над могилою затворника Илариона; храм вполне благолепный, светлый и просторный… Под этим храмом могильный склеп старца Илариона обращён в церковь чрез устройство в нём небольшого алтаря с очень красивым иконостасом… Вечером 12 августа совершена Его Преосвященством в новом Богородицком храме всенощная, а 13 августа – литургия… По литургии совершён молебен празднуемому в сей день святителю Тихону Задонскому. По благословении всех бывших в храме, Его Преосвященство совершил заупокойную литию в пещерном храме над могилою затворника Илариона. Был в келье старца… Это небольшое деревянное здание, где сберегаются на своих местах принадлежавшие затворнику вещи, иконы, книги, акафисты, скуфейка, стенные небольшие часы и др. вещи…» [75]

Игумения Херувима
Игумения Херувима (предположительно). Фото 1910-х гг.

Настоятельница матушка Нафанаила продолжала активно строить новые здания для процветающего монастыря, украшать и благоустраивать храмы и другие строения. В 1900 г. были окончены постройкой паперти Владимирского собора, в 1902 г. в нём настелен деревянный пол [76], в 1903 г. продолжалась его внутренняя отделка – стены собора окрашены клеевой краской [77].

В 1901-1902 гг. был обновлён Успенский кладбищенский храм, а в 1903 г. в нем упразднён Лазаревский престол на хорах [78]. В 1904 г. построена новая деревянная колокольня и приобретены для неё в Петербурге на заводе Финляндского новые колокола на сумму 1257 руб. 97 коп. В том же году устроен престол во имя святого Серафима Саровского на хорах трапезной части Димитриевской церкви, а сам храм возвращён из разряда монастырского в приходской. Для чего причт его был разделён на два штата – в Димитриевской приходской церкви стали служить священник, диакон и псаломщик, а в монастырском бесприходном Владимирском соборе – священник и диакон. Димитриевскому храму было выделено пахотной земли 33 дес., сенокосной – 2 дес. В приходе его на 1916 г. было 334 двора, мужчин 1069, женщин 1045 в с. Троекурово, деревнях Савинках и Мочилках, а в д. Васильевка 50 дворов с 156 муж. и 144 жен. [79] К освящению престола в честь святого Серафима Саровского староста Димитриевской церкви крестьянин Пётр Жучков пожертвовал храму икону преподобного Серафима с киотом и другую утварь на сумму 300 руб. [80]

В 1907—1909 гг. построена каменная надвратная колокольня в три яруса на южной стене обители [81.

Игуменией Нафанаилой, чьи неустанные труды по украшению Троекуровского монастыря были отмечены в 1900 г. Священным Синодом наперсным крестом, было начато сооружение тёплой каменной церкви во имя Архистратига Михаила, оконченное в 1912 г. В том же году матушка Нафанаила по собственному прошению была уволена на покой с правом пребывания в Троекуровском монастыре, а новой настоятельницей указом Священного Синода назначена была монахиня Сухотинского Знаменского монастыря Тамбовской губернии Херувима. Вскоре новая начальница троекуровских сестёр посвящена была в сан игумении и оставалась в этой должности, по всей видимости, до 1920 г.

Первым и главным делом для новой настоятельницы стало окончание отделки и украшения Архангельского храма, которое было завершено в 1913 г., а 30 мая т. г. Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий, освятил новопостроенную церковь Архистратига Михаила [82].

Так обустраивалась и приобретала благолепный вид Троекуровская женская обитель.

Территория монастыря тогда представляла собой ровную четырёхугольную площадь, по периметру которой располагались небольшие домики – кельи монахинь и послушниц.

Архангельский храм
Архангельский храм. Фото 2007 г.

Перед самой революцией, в пору наивысшего расцвета и широкой славы, Троекуровский Владимирский Иларионовский женский монастырь представлял собой значительный комплекс зданий и сооружений в центре села Троекурово близ большой дороги из Лебедяни в Елец, невдалеке от реки Красивая Меча. Внутри почти квадратного периметра монастырских стен с большими башнями в юго-западном и юго-восточном углах обители возвышались три монастырских храма – Владимирский собор, Димитриевская и Архангельская церкви. Четвёртый храм о трёх главках – Ильинский – располагался над святыми вратами в западной стене обители. В южной стене, также над воротами, взметнулась вверх колокольня. Все храмовые здания и звонница монастыря были покрыты железом, окрашенным зелёной масляной краской. Близ Димитриевской церкви находилась небольшая бревенчатая сторожка. Почти в самом центре монастыря располагался одноэтажный деревянный, крытый железом, оштукатуренный с обеих сторон дом игумении. Рядом с ним одноэтажная каменная, крытая железом трапезная, под одной крышей с которой были устроены кухня, «хлебная» и три амбара. Невдалеке – двухэтажное кирпичное здание для просфорной, сооружённое в 1846 г., в котором также размещались сёстры, чьим послушанием было изготовление просфор.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 11.07.2022
Поделиться в социальных сетях: