Порченная монета — Воргол.Ру

Порченная монета

Продолжение II главы книги «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».

Порченная монета

В 2005 году в окрестностях Ельца была найдена монета с изображением «царя Дми­трия» (Лжедмитрия I). Находка монеты в этом месте была неслучайной. Самозванец нуждался в деньгах, а с другой стороны, подданные должны видеть своего монарха, хотя бы на монетах. Многие служилые люди южнорусских уездов получили в качестве царской ми­лости денежные пожалования такими монетами. Находка интересна своим внешним видом: она сильно, целенаправленно изогнута пальцами. После такого повреждения монета была, видимо, выброшена вон. Человек мог выбросить монету с изображением царя Дмитрия только за ненадобностью. Эти монеты никто не признавал. Но неизвестный нам человек еще и погнул, испортил монету. Есть в этой сознательной порче монеты определенный симво­лизм, отразивший психологическое состояние человека. Оно было близко к разочарованию и желанию избавиться от предмета, связанного с принесением больших бед и несчастий.

История Елецкого уезда в Смутное время полна трагизма. В представлении ельчан их беды и несчастия были связанны с оказанием помощи различным самозванцам, начиная с Лжедмитрия I. Неслучайно Елец вошел в известную поговорку того времени: Орел и Кромы — первые воры, Ливны — всем ворам дивны, Елец — всем ворам отец и т.д. Под словом «вор» тогда понимался политический преступник, человек, выступающий против законной власти, преступающий тем самым и некий Божественный закон. Множество самозванцев объявлялись в России этот период и многие из них находили симпатию у ельчан [174]. Кара Божья за «воровство» постигшая Елец огнем и мечем Сагайдачного, в сознании его жителей, была закономерна.

Заслужить прощение и смягчить наказание небесных сил ельчане старались, выполняя Божественную волю. А Божьим помыслом царем в Москве был избран Михаил Федо­рович Романов. С новым царем Михаилом Романовым ельчане связывали свое служение Богу и избавление от несчастий.

Образ царя Михаила прочно закрепился в сознании ельчан. Еще в XIX веке в городе имелось несколько преданий об этом царе. Старожилы рассказывали, как царь Михаил Фе­дорович, проезжая через Елец, застрял в грязи Черной слободы, и от того, якобы, она стала называться «черной». С научной точки зрения это совершенно неверно. Михаил, жизнь которого хорошо известна историкам, никогда в Ельце и даже в соседних уездах не был.

Но народное предание по-своему интересно. Черная слобода действительно появилась около 1613 года, т. е. в год избрания Михаила Романова царем. Жители этой слободы построили церковь в честь небесного покровителя государя, святого Михаила Малеина, и получили за преданность от нового государя существенные льготы. Интересно и то, что по легенде ельчане вынесли карету царя из грязи и бездорожья. В этом нужно видеть особый символизм, вынести карету с царем из грязи — значит помочь государю выйти из тяжелой Смуты. Династия Романовых помнила заслуги ельчан в Смуту. Через 300 лет после из­брания Михаила в 1913 году в Ельце был воздвигнута Великокняжеская церковь в честь трехсотлетия Дома Романовых.

[singlepic id=1390  w=620 h=560]

Тела ельчан, погибших после разорения города в 1618 году, были захоронены в крепо­сти на отдельном кладбище. В описании города от 1691 года есть сведения о том, что это кладбище располагалось справа от крепостных Данковских ворот. В эти годы Данковские ворота находились чуть ниже современного собора, с его северной стороны, т. е. там, где теперь стоит часовня, поставленная в память о ельчанах, погибших от руки Тамерлана. До­кументы также сообщают, что рядом с кладбищем примерно в 80-е годы XVII века была построена Никольская богадельня. Нищие этой богадельни дали обет построить часовню. В 1691 году она документально фиксируется на кладбище [175].

В конце XVIII века в высших кругах города большой популярностью пользовалась легенда о Тамерлане (Тимуре), пришедшем под Елец и бежавшем после явления ему во сне Богородицы. На волне патриотизма над коллективным захоронением ельчан, погибших в 1618 году и практически забытых в то время (деревянная часовня могла сгореть или стать ветхой), была построена в 1801 году кирпичная часовня в память о погибших от руки Тамерлана.

Годы Смуты надолго остались в памяти ельчан. Их надежды, связанные с именем Лжедмитрия I и последующих самозванцев, не оправдались. Выброшенная и порченая монета — все, что осталось от их веры в законного царя. Другим воспоминанием о Смуте осталось коллективное кладбище в центре города, которое историческое сознание стало соотносить с далеким и легендарным Тамерланом [176].

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/porchennaya-moneta/

 

Примечания:

174. Соловьев С.М. История Российская с древнейших времен. М., 2001. Кн.4. Т.VIII. С.454.
175. РГАДА — Ф.1209. Oп.1. Д.137. Л.6.
176. Воробьев А.В., Ляпин Д.А. Легенда о Тамерлане в историческом сознании жителей г. Ель¬ца XVIII—начала XX вв. // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. Вып. 9. Елец, 2010. С. 21—26.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание», изданной в 2011 году под редакцией Н.А. Тропина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий