Одежда — Воргол.Ру

Одежда

Продолжение книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЕЛЬЧАНИН XVIII ВЕКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Одежда
Кулачные бои, танки и качели
Огород ельчанина XVIII века и новшества в пище
Провинциальный мир и нашумевшие истории XVIII века

Одежда

Реформы Петра I преобразовали практически все сферы жизни страны. Огромное место в планах Петра отводилось изменениям в культуре. Это вызвало определенные противоречия в жизни общества, немногие были готовы к такому скорому разрыву со стариной. Однако упорство и энергия Петра и его окружения смогли заставить часть русского общества принять и усвоить нормы европейской культуры. Реформы касались одежды, развлечений и даже пищи подданных. Елец в эти годы был одним из крупнейших городов региона, важным экономическим и торговым центром, через него проходил путь в южные земли страны. Всё это позволяет с уверенностью говорить о том, что новшества Петра I нашли прямое отражение и в жизни города.

Если мы посмотрим на ельчан нового века, то первое, что бросится в глаза, — внешний вид. Русская, а затем польская мода конца XVII века совершенно отсутствовали. Теперь одежда, обувь, прически — всё выглядело по-иному. Конечно, в уезде простое население жило старой жизнью. Крестьяне и однодворцы, редко покидавшие свои деревни, также отращивали бороды, читали «Апостол» и жития святых, не курили табак и носили одежду старого покроя.

Знаменательной датой в истории русской культуры стало 4 января 1700 года. В этот день под барабанный бой (молодой царь-реформатор любил эффекты) народу был зачитан указ об упразднении старомодной русской одежды. У Кремля были выставлены платья нового, европейского образца. Теперь москвичи, а за ними и жители других городов, точно знали, что им надо носить. В Москве специальные чиновники следили за исполнением указа, за ношение старой одежды брали штрафы. Но это не помогало, и тогда стали просто срывать и резать старые платья (платьем называли тогда любую одежду) [1].

Бороды были обложены штрафами еще в 1698—1699 годы, затем последовал указ о бритье усов. Закон о новом платье и бороде не распространялся на священнослужителей и крестьян, «сквозь пальцы» правительство смотрело и на однодворцев. Вообще приобщение к европейской моде обошлось очень дорого населению, ведь далеко не каждый мог позволить себе сшить новое платье. Много пришлось потрудиться в эти годы портным, часто не умевшим изготовить новую одежду.

Теперь мужчины носили башмаки, рубахи, камзолы, кафтаны, короткие штаны и чулки. Женщины одевались в пышные юбки, корсажи, распашное платье. В моду входили парики у мужчин и обильное припудривание волос у женщин. Для русских людей это казалось настоящим кошмаром и вызывало нечто вроде культурного шока. Но вскоре привыкли, и европейская мода быстро завоевала русское дворянство.

Для женщины время этой «культурной революции» было особенно трудным, ведь вместе с одеждой менялся весь образ её жизни. Вместо теремной затворницы она превращалась в светскую даму, посетительницу салонов, балов, маскарадов и прочих развлекательных мероприятий. Конечно, в провинции всё это было редким явлением. И часто женщина оставалась жить старой домашней жизнью, редко выходя из дому в новом европейском платье.

Елецкий старожил Иван Исаев вспоминал, что в первой половине XVIII века в Ельце «ходили старики в камзолах, длиною они были до колен из пестрого атласа или из другой какой-нибудь материи, назади с фалдами, а напереди с карманами, и на боку с мелкими шёлковыми пуговками от плеча и до пояса, также ещё носили поддевки с фалдами и подпоясывались. В то время шапки были большие с ушками, одним клином назад, а другим наперёд, которые назывались «карабликами»… Женщины ходили в юбках без шейных платков, в кисейных сорочках, в жемчужных кокошниках и сборниках; в зимнее время они носили фуфайки, сарафаны и обыкновенный шубы» [2]. Это свидетельство указывает на то, что изменения Петра проникли и в Елец, но здесь они трансформировались в нечто среднее между старой и новой одеждами, ведь обыкновенные шубы зимой трудно было заменить европейским кафтаном.

Несмотря на некоторые внешние изменения, жизнь простого населения в городе и уезде текла в самом обычном русле. Курящие трубки и не носившие бород городские жители в кафтанах и камзолах жили под гнётом той же повседневности, с которой мы познакомились в XVII веке, только теперь обстоятельства их жизни были несколько иными. Жизнь была также сложна, но возможностей реализовать себя стало больше, чем, прежде всего, пользовались елецкое купечество и дворянство. Новый тип человека, интересующийся, пусть и поверхностно, историей, науками, искусствами, всё решительнее выступал на историческую сцену.

Но перенесемся из города в деревню, ведь большинство населения уезда проживало именно здесь. Главный житель деревни XVIII века — крепостной («барский») крестьянин. Хотя число однодворцев было также велико, но сейчас речь пойдет о крестьянах.

Петровские реформы мало затронули сельский быт. Мужчины в Елецком уезде всё так же носили довольно однообразную одежду. Основная верхняя одежда крестьянина — прямого покроя, без талии, предельно простой кафтан, отражал характерные черты крестьянского быта — незатейливость и практичность. Кафтан шился без карманов, без обшлагов на рукавах, без разреза задней полы, то есть покрой его был достаточно примитивен, и сшить его могли сами крестьяне. На кафтан шло домашнее, сермяжное сукно. В Елецком уезде носили кафтаны из толстого грубого сукна серого цвета, изготовляемого из овечьей шерсти.

Под кафтаном крестьянин носил рубаху и порты. Порты делались из толстого холста, а зимой для тепла надевали и подштанники. Рубаха крестьянина, которую носили навыпуск, поверх штанов, была туникообразной формы, доходила до колен, и шилась из льняной или посконной ткани (из волокна конопли), а также из хлопчатобумажных тканей.

Как и в Древней Руси, в XVIII веке главная обувь крестьянина — лапти, которые носили и мужчины, и женщины. Лапти доставляли крестьянину много хлопот, поскольку зимой их носили до 10 дней, а летом 4-5 дней, а затем они рвались. В год крестьянин изнашивал до 50 пар лаптей, поэтому в деревне летом население предпочитало ходить босиком. На изготовление лаптей шли липовые поросли, иногда вяз.

У богатых крестьян были и сапоги. В сапогах ходили елецкие однодворцы, презиравшие «крестьян лапотников». Сапоги шили из кожи, в XVIII веке они были длинными, доходили до колен и подбивались гвоздями и скобами. Некоторые крестьяне предпочитали онучи и коты. Изредка крестьяне валяли из шерсти особого рода сапоги, которые позже, уже в XIX веке, стали называть «валенки».

Зимою крестьяне носили овечьи шубы, которые представляли собой короткий тулуп, прямого покроя с воротником, без пуговиц и крючков, но со специфическим запахом. Иногда на такой тулуп надевали кафтан. Это может показаться странным современному человеку: казалось бы, логичнее надеть кафтан под тулуп. Но барский крестьянин — практик, и он берёг свою дорогую шубу.

Большим разнообразием отличались головные уборы елецких крестьян. Шапки из сукна носили и зимой, и летом. Крестьяне побогаче летом могли позволить себя шляпы с отвислыми полями, а вот меховые шапки были редкостью в крестьянском быту.

В женской крестьянской одежде было ещё больше разнообразия, чем в мужской, но основные типы одежды были немногочисленны и стандартны. Это сарафан, рубаха, телогрея (душегрейка), носовец, понёва и шуба. Однако елецкие женщины стремились приложить все усилия, чтобы придать этой простой одежде максимум декоративности и разнообразия. Одежды украшались вышивкой разноцветными нитями и наложением разного рода декоративных материалов. Женская рубаха обычно была из льняной ткани, с длинными рукавами, от плеча широкими, а к кисти — узкими, вышитыми разных цветов простыми нитками, а у некоторых — и шёлком.

Рубаха была не так заметна, как сарафан, который украшался особым образом. Наиболее дешёвыми и распространенными были белые холщевые и крашеные сарафаны. Иногда женщины делали праздничные сарафаны, для этого покупали крашеную хлопчатобумажную ткань.

В Елецком уезде большое распространение среди сельского населения получила понёва. Это особый, уходящий вглубь веков, архаичный тип набедренной одежды. Она состояла из двух длинных не сшитых полотнищ холста, перетянутых на талии шнурком. Этнографы связывают её происхождение с обрядом совершеннолетия девушки, в XVIII веке понёвы — это одежда замужних крестьянок.

Итак, этот краткий и общий обзор одежды населения показывает, что городской быт Ельца отличался от сельского. Крестьяне были бедней и от этого практичней. Петровская эпоха затронула город в большей степени, особенно близко коснулись реформы привилегированной части местного общества.

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках. — Саратов, изд-во «Новый ветер», 2012. — 240 с., ил.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-18-20-v/odezhda/

 

Примечания:

1. См.: Политковская Е.В. Как одевались в Москве и её окрестностях в XVI—XVIII веках. М., 2004.
2. Записки старожила Ивана Ивановича Исаева о Ельце // Сборник трудов аспирантов и молодых ученых исторического факуль¬тета ЕГУ им. И.А. Бунина. Подг. текста А.В. Воробьёв. Под ред. Д.А. Ляпина. Елец, 2008, с. 186-191.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Читать книгу далее

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веков
Обновлено: 27.01.2014
Поделиться в социальных сетях: