Жизнь и судьба Фёдора Дорохина — Воргол.Ру

Жизнь и судьба Фёдора Дорохина

Продолжение IV главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».

Жизнь и судьба Фёдора Дорохина

В этом очерке речь пойдёт о жизни и судьбе простого елецкого помещика – Фёдора Феоктистовича Дорохина.

Во второй половине XVII века в России значительно вырос интерес к Османской империи. Это было связано, конечно, с тем, что России и Турции всё чаще приходилось вести открытое военное противостояние. Представители турецкой армии участвовали в походах крымских татар на Россию, а в 70-е годы XVII века. Османская империя претендовала на земли Украины, вмешиваясь в противостояние России и Речи Посполитой в этом регионе.

Интерес к противнику возник в российском обществе сразу после окончания русско-польской войны 1654 — 1667 годов. Ослабленные противники были вынуждены наблюдать рост влияния Османской империи в пределах своих границ. Тем самым возникла благоприятная почва для написания сочинения о Турции в духе старой европейской традиции.

Вершиной российской историографии XVII в., посвященной Турции и крымским татарам стал труд «Скифская история» Андрея Ивановича Лызлова, изданный в 1692 году [1]. Однако первым русским сочинением об Османском государстве стала работа «Описание Турецкой империи», напечатанное в 70-е годы XVII в. Автором этого выдающегося сочинения и стал наш герой – Фёдор Дорохин.

Федор Феоктистович Дорохин являлся представителем елецкой ветви дворян Дорохиных. Его дед Пятый Андреевич («Пятый» — это прозвище) впервые упоминается в Ельце в 1604 году [2]. Вероятно, он поступил на службу в конце XVI века. В период с 1622 по 1628 годы. он погиб, и его земли в деревне Шатовой отошли жене Марье, у которой было два сына – Феоктист и Кузьма [3]. Повзрослев, Феоктист расширил свои родовые владения и приобрел новые земли. Деревня Шатова становится селом Дмитриевским. Возможно, до 1648 года Феоктист погибает на войне, и его земля достается сыну Фёдору.

Вскоре Фёдор переходит в рейтарскую службу и поступает в полк «нового строя» Ивана Шепелева. В сражении под Чудновым в 1660 году он попадает в плен крымским татарам. 2 года он находился в Крыму, а в 1662 году был продан туркам, которые отвезли его в Стамбул. Здесь его определили в военную службу, вероятно, он принял мусульманство и поступил в пехоту. Зимою 1674 года Дорохин откупился от своего господина и выехал из Константинополя по направлению к России. Зиму провел в обозе турецкого султана на Дунае, в Болгарии. Это было в то время, когда султан вел войну с поляками и русскими на Украине. В начале июня 1674 года он оставил турецкий лагерь и перешел Дунай, приехал в Яссы с торговыми людьми, а в первых числах июля выехал в Россию, в Киев. В Kиеве Дорохин был уже 17 июля того же года. Таким образом, Дорохин пробыл в Турции с 1662 по 1674 годы, т. е. около 12 лет.

В Киеве он явился к воеводе князю Юрию Петровичу Трубецкому, написавшему о нём царю Алексею Михайловичу как о человеке, хорошо знающем Турцию и представляющем большую ценность. Уже в столице Дорохин представил в Посольский приказ своё сочинение, которое вскоре было напечатано. Точная дата издания труда не известна, историки относят это событие приблизительно к 1675 г.

Ф.Ф. Дорохин получил свои наследственные земли в селе Дмитриевском (Шатово), находившиеся на тот момент в заброшенном виде. В Елецком уезде, судя по писцовой книге 1691 г. он не проживал, пребывая, вероятно, в Москве при Посольском приказе [4].

Автор первого русского сочинения о Турции хорошо прослеживается по официальным документам, но что мы можем сказать об этом человеке, исходя из его сочинения? Безусловно, Ф.Ф. Дорохин обладал хорошим народным языком, хотя использовал и некоторые литературные приемы. Это был человек весьма опытный, практичный, бывалый. Из текста его книги видно, что он был хорошо знаком со Святым Писанием. Так, Ф.Ф. Дорохин несколько раз приводит названия некоторых народов и городов: аравийтстии люди, люди аравийтстии халдейского языку, люди амалицкие, или Вавилон, Ниневия и др.

Издавший его сочинение в 1890 году П. Сырку отмечал, что «названия городов, мест, рек, гор и т. п., встречающиеся в библейских рассказах… приведены весьма правильно… Весьма возможно, что нашему автору известны были некоторые рассказы и жития Святых из Пролога или Четьи-Минеи… Уменье различать народы славянские от неславянских, как напр.: люди болгарские словенского языку обличает в нем знакомство с рассказами из хронографов, рассеянными в разных сборниках, из которых он приобрел некоторые географические познания» [5].

Исследователи «Описания» Ф.Ф. Дорохина отмечали, что он очень хороший знаток военного дела: «видно, что он имел довольно солидное, по тогдашнему времени, военное образование: обладал основательными познаниями по стратегии и геодезии, не говоря уже о строевой службе» [6].

В качестве турецкого солдата ельчанин побывал почти во всех уголках Османской империи. При этом он делал различные наблюдения, которые записывал отчасти по памяти, а иногда сразу, как очевидец.

Будучи служилым человеком Ф.Ф. Дорохин интересовался главным образом вопросами военными. Он описывал укрепления, города, расстояния между ними, ландшафт, военные обычаи народов Османской империи. Очень метко он передавал достоинства и недостатки военной системы турок. Большое внимание Дорохин уделял численности городов и гарнизонов, а также составу населения. Безусловно, он симпатизировал православию, хотя странным кажется то, что, посещая святые для православного человека места, он вовсе не уделял им внимания в своём труде. Может быть, Ф.Ф. Дорохин боялся, что в случае, если его записи найдут, то обвинят в симпатиях православию и исключат из рядов турецкой армии.

Елецкий помещик посетил Египет, где путешествовал по Нилу, жил в Александрии, Иерусалиме, Стамбуле, Каире, вероятно, и на Кипре, странствовал по Малой Азии, Палестине, Балканам.

Сочинение Ф.Ф. Дорохина – первый оригинальный русский труд, посвящённый Османской империи. Его автор – типичный помещик южнорусского пограничья XVII века, практичный, хорошо знающий военное дело и географию, читающий церковную литературу. Безусловно, составляя своё «Описание», он выступает как патриот своей страны, пытаясь даже в плену принести пользу Отечеству. Зная о том, что Османская империя является серьёзным противником Российского государства, он берется за опасное дело – военное и географическое описание противника изнутри, глазами очевидца. Его труд был по достоинству оценен и напечатан почти сразу.

Сочинение Ф.Ф. Дорохина «Описание Турецкой империи» позволяет нам по-другому взглянуть на человека допетровской Руси, которому были свойственны патриотизм, любопытство, интерес к иной культуре и традициям.

 

Ляпин Д.А. На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках. — Тула: Гриф и К, 2013. — 220 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/verxnij-don-16-17-v/zhizn-fyodora-doroxina/

Примечания:

1. Лызлов А.И. Скифская история. М., 1990.
2. РГАДА. Ф. 210. Оп. 4. Д. 86. Л. 35 об.
3. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 132. Л. 1419.
4. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 139. Л. 190, 237.
5. Описание Турецкой империи, составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII в. // Православный палестинский сборник. Вып. 30. СПб. 1890. //ww.vostlit.info/ Opisanie_tureck_imperii/pred.htm
6. Там же.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий