Задонский район. Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы — Воргол.Ру

Задонский район. Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район»)

Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы в Задонске

Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото 2007 г.


Первый приходской храм Задонска в соответствии с генеральным планом города, утверждённым 19 марта 1782 г., должен был быть построен в южной его части, напротив Богородицкого монастыря через речку Тешевку. Однако прошло почти двадцать лет, прежде чем было начато его строительство. И все эти годы функцию приходского храма уездного города исполнял по-прежнему Владимирский собор Богородицкой обители.

Прошение о строительстве каменного храма в центре запроектированной генпланом площади подано было в 1796 г. Заложен он в 1797 г., а начат постройкой 23 июля 1798 г. по благословению Преосвященного Мефодия (Смирнова), епископа Воронежского и Черкасского.

Строительство храма иждивением прихожан велось довольно быстро и в 1801 г. были освящены его придельные алтари в трапезной части: 1 января — во имя Архистратига Михаила (правый), а 23 мая — св. Тихона Амафунтского (левый) [1].

Посвящение придела первой городской церкви небесному покровителю почившего в Задонском монастыре Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, красноречиво свидетельствует о том, что уже в то время Святитель весьма почитался жителями Задонска. Главный алтарь новопостроенного храма освящён был во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1809 г. [2]

Но и после освящения Успенской церкви главным храмом для города Задонска несколько лет оставался монастырский собор, и городскому храму даже предписывалось «… благовесту не производить прежде монастырского», а прислушиваться к звоннице Богородицкой обители [3].

С 1805 г. в Успенском храме, имевшем до этого в штате лишь одного священника, была введена вторая вакансия, а с 1817 г. открыт третий штат [4].

В 1824 г. была окончена постройкой трёхъярусная каменная колокольня, а с 8 августа 1829 г. Успенский храм стал именоваться городским собором Задонска [5], и настоятелем его с титулом «местный протоиерей» назначен священник Пётр Иоаннович Алексеевский, сыгравший впоследствии важную роль в духовной жизни всего Задонского уезда и почитавшийся жителями города за праведную жизнь и пастырскую деятельность. Отец Пётр обучался в Воронежской духовной семинарии, в 1817 г. определён на открывшуюся третью священническую вакансию к Успенской церкви г. Задонска. В 1820 г. о. Пётр Алексеевский назначен благочинным г. Задонска и части уезда, а в 1825 г. — законоучителем в уездное училище. В 1827 г. о. Пётр произведён в протоиереи, в 1834 г. уже в качестве соборного протоиерея награждён скуфьей и назначен смотрителем Задонского духовного училища [6].

Фрагмент план Задонска 1808 года

План г. Задонска 1808 г. 1 — Успенская церковь, 2 — Богородицкий монастырь


В 1832 г. трудами о. Петра и прихожан придельная церковь Успенского собора в трапезной части была распространена и вновь освящена, а в 1836 г. вокруг храма устроена каменная ограда [7].

В 1838 г. храмовая часть Успенского собора была распространена крестообразно и увеличен главный алтарь. После этого, вероятно, состоялось вновь освящение главного престола, но в документах сведений об этом не сохранилось. После перестройки 1838 г. длина Успенского собора с колокольней составила 23 саж. 2 арш., ширина — 10 саж., высота до карниза — 3 саж., высота колокольни до верха карниза — 23 саж. [8]

В 1867 г. стены храмовой части и главного алтаря в соборе покрашены масляными красками, стены расписаны священными изображениями, плиты на полу заменены досками. Тогда же был устроен новый Успенский иконостас и престол. Главный алтарь вновь освящён 29 мая 1867 г. архиепископом Воронежским и Задонским Серафимом (Аретинским) [9].

В 1878-1879 гг. возобновлены приделы в трапезной церкви — устроены новые иконостасы по серебряному полю с золочёной резьбой, расписаны масляными красками стены, а цоколь отделан под мрамор, простой работы пол «заменён клееным в квадрат из дубовых досок полуторааршинными рамами», западная входная дверь заменена новою двойной с зеркальными стёклами. После этого состоялось освящение возобновлённых престолов: левый алтарь св. Тихона Амафунтского освящён 29 декабря 1878 г., а правый Архистратига Михаила — 4 февраля 1879 г. [10] Размер иконостаса главного престола: длина — 19 арш., высота — 15 арш.; двух иконостасов в трапезной — длина по 10 арш., высота — 6 арш. Тогда же придельная трапезная церковь сделана тёплой и, по данным 1910 г., отапливалась духовой амосовской печью [11].

Вот как описывал в 1886 г. соборную церковь Задонска иеромонах Геронтий (Кургановский): «Налево, то есть к югу от монастыря, в мещанской части, на площади, красуется городской собор. Церковь эта одноэтажная, каменная, с трёхъярусной, каменной же, колокольней… Собор оттеняется пирамидальными тополями…» [12]

План Успенского собора в Задонске

План Успенского собора


Снаружи храм был оштукатурен, покрыт железом, покрашенным медянкой. Окружала собор каменная ограда с деревянными решётками между столбами, по углам ограды располагались четыре каменные лавки, покрытые окрашенным медянкой железом. Такая же, покрашенная медянкой кровля, была и у соборной трёхъярусной колокольни. Шпиц её обит был жестью, а железный крест позлащён. На звоннице находились следующие колокола: 1) отлитый в 1854 г. на средства прихожан в Ельце на заводе Криворотовых весом 257 пудов 11 фунтов; 2) отлитый в 1829 г. весом 60 пудов 25 1/2 фунта; 3) весом 16 пудов 14 фунтов; 4) весом 5 пудов 25 фунтов; 5) весом 2 пуда; 6) малый, весом 1 пуд [13].

В бумагах иеромонаха Геронтия (Кургановского) сохранилось составленное им рукописное описание внутреннего убранства Успенского соборного храма г. Задонска: «Алтарь в честь Успения Божия Матери. В нём: престол из дубового леса, такой же и жертвенник, находится в северном углу. Алтарь расписан масляными красками и картинами из Нового и Ветхого завета. Предъалтарный иконостас … местами с резьбой, с колоннами позлащёнными и резьба на полименте. Царские врата обложены медной чеканной работы доскою под серебро, в средине на обеих половинах написаны 4 Евангелиста…

Местные образа с правой стороны царских врат: Архангела, благовествующего Пресвятой Деве Марии зачатие; Спасителя, обложенный медною посеребрённою доскою, на нём венец медный позлащённый; Спасителя сидящего на престоле, обложенный медною посеребрённою доскою, на нём венец серебряный позлащённый, бирюза в венце украшена мелкими простыми стразами с 32 камнями разноцветными; Образ Господних праздников врезан в средину доски в серебряной позлащённой ризе, в коей весу 2 фунта, а края оной доски обложены медной посеребрённою доскою; Успения Божия Матери, поддерживаемый двумя Ангелами. Сверх сего образа на той же доске изображение Господа Саваофа и Духа Святого. Образ Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе весом в 93 золотника, на Ангелах и Саваофе риза медная посеребрённая и венцы медные позлащённые; Образ Господских и Богородичных праздников, в серебряной вызолоченной ризе, в средине его вложен крест серебряный вызолоченный, весу в ризе и кресте 1 1/2фун. Образ сей поддерживается двумя Ангелами, на них риза медная посеребренная и венцы медные вызолоченные; Св. Василия Великого в ризе аплик [14]; Образ Каплуновской Божией Матери на кипарисной доске в киоте, обложенном серебряною позлащённою ризою, в коей весу 2 фунта 22 золот. Венец серебряный без позолоты продувной, в нем весу 5 золот., а сияние позлащённое весу 7 1/2 золотников. Образ сей поддерживается двумя Ангелами; на южных дверях Ангелы в белом одеянии; Вход в Иерусалим Спасителя.

С левой стороны местные образа … Сидящая на престоле Божия Матерь риза аплик; Скорбящая Божия Матерь в серебряной позлащённой ризе, в коей 8 фунтов, края же доски в коей вмещается… Сей образ обложен медной посеребр. доскою. Этот образ особенно чтим местными жителями. Святого Тихона Амафунтского в сереб. ризе, в коей весу 1 фунт 7 золотников. Сей образ поддерживается Феодосием Тотемским и Антонием Иркутским (?), на них риза аплик и венцы мед. позлащ.; Димитр. Рост, в серебр. позлащ. ризе весу 3 3/4 ф., края доски в которой вмещается образ аплик; Св. Иоанна Златоуста аплик; Св. Николая Мир. в сереб. ризе весу 80 зол. Сей образ поддер. Ангелами; на северн. дверях Ангела, держащего в правой руке меч.; Св. Георг. Великомуч.

Во втором поясе сверх царских врат выше Тайной вечери фронтон украшен многими резными вызлащенными … и другою резьбою.

По правую сторону образа в клеймах Рождество Христово … Сретение Господне и друг.

По левую Свят, праведной Елисаветы, Введение во храм, Рожд. Божией Матери и проч.

Над царскими вратами выше Тайн, вечери распят. Христово с предстоящими Матер, и Иоанном Предтечею. Выше распят, арка украшена многими большими и малыми репьями вызолоченными. Под сею аркою изображение страдания Спасителя. Сверх арок треугольник. В нём изображено положение Спасителя во гроб. По правую сторону Новый Завет изображён в резном позлащённом виде. По левую — Ветхий с изображением вознесенного на кресте, в резном же позлащённом виде и сверх сего Воскресение Спасителя.

Вид на центральную часть Задонска от реки Дон

Вид на центральную часть Задонска от реки Дон. В центре — Успенский собор. Фото начала XX в.


В алтаре Архангела Михаила престол из дубового дерева и жертвенник из такового же дерева… в левом угле. Предъалтарный иконостас в некоторых местах с резьбою, позлащённый…, а поля оного покрыты белою краскою. Фронтон поддерживается двумя колоннами, на тумбах утвержденными.

Царские врата обложены медной сер. доскою. На них в четырех клеймах четыре Евангелиста и двух Архангел благовествует деве Марие зачатие Спасителя, на них венцы мед. позлащённые. Сверх врат в сиянии в мед. посеребр. треутольн. на посребр. меди вычеканен Дух Святый. Выше царских врат Тайная вечеря, еще выше Бог в трех лицах и в 5-ти клеймах пять праздников Господских. Над треугольником крест с резным изображением тела Христова, а по бокам, в клеймах два пророка.

По правой стор. местные образа Спасителя аплик; Архангела Михаила в ризе аплик, венце серебр. позлащ. весом 30 золот. По левую сторону Божией Матери аплик.

Алтарь Тих. Амафун. Преет, из дерева, и жерт. из … дерев в север, угле. Иконостас столярной работы и во всем подобный вышеписанному. Над царскими вратами образ Моления о чаше; выше фронтона восстание Христа от гроба и в пяти клеймах 5 из двунадесятых праздников, выше всего иконостаса крест с распятым телом Ии. Хр., а по бокам в двух клеймах два пророка.

Места, образа справа: Спасит. в аплик; Тихона Амафунтского в аплик; Велик. Екатер. аплик. По левую сторону: Божия Матери аплик. На север — двери Ангела, означающие ветхий завет.

В алтаре Успен. Бож. Матери. Крест столярной резной работы с сиянием по сторонам местами позлащённым и посеребренным. На нем с одной стороны в небольшом круге написано распятие Хр. Спасителя, и в 4-х кругах стра… На другой стороне в кругах же написаны 1) Воскрес. Христов; 2) Вверху Вознесение; 3) Внизу снятие Господа со креста, а на конце 4) осязание язвы Господней. Крест с изображением распятия Христова с предстоящими — пресвятой Девою и Иоанном Богословом.

Образ Божия Матери Утоления печали с предвечным Младенцем в сереб. позлащённой ризе с венцом таковым же, в коих весу 3 1/2 фунта. Сей образ поставлен в киот на тумбе.

Спасит. образ живоп. на доске. Божия Мать живоп. Снятие Спасит. со креста живоп. Образ Ангела благовеста, женам о воскресении Хр. живописи.

В настоящей плащаница, вышитая по малиновому бархату золотом и серебром, и местами вынизана жемчугом простыми камнями — в киоте.

Успения Божия Матери живопись. Свят Дим. … на доске, которая в выш. 7, а в ширину — 6 верш, в серебр. позлащ. ризе, в коей весу 79 золотников. Иоанна Предтечи живоп.

Хоругви близ клиросов на парусине живописные: изображено с одной стороны Воскр. Хрис и с друг. Тихона Амофунт.; у лев. такое же изображение с одной Успения Божией Матери, а с друг. — Архан. Мих.

Киота со свят, мощами. Св. мощи в 56 местах отдельно на кипарисной доске сохраняются в мастике. Доска сия обложена серебряною позлащенною с двумя полами решёткою с надписями, означающими сохраняемую в каждом месте святынею; между ними 51 место ничем не занято и нет надписи и кроме того над … местами нет таковой же. Доска сия со свят, мощами вложена в другую доску, на которой по сторонам написаны 12 Господских Богородичных праздников и обложены серебр. ризою. Св. мощи принесены в собор в 1845 году июня 26 дня подполковницею Екатериною Степановой дочерью Осиповою при письме, хранящемся с прочими документами.

Иконостасы и иконы в трапезе или притворе.

Настоятель Успенского собора протоиерей Никанор Иоаннович Холодович

Настоятель Успенского собора протоиерей Никанор Иоаннович Холодович. Фото 1914 г.


В алтаре Михаила Архангела. На горнем месте на большой доске написано Распят. Хр. Спасителя с предстоящими Преев. Богор. и Иоан. Богословом.

Между клиросами и входной дверью в настоящую Успен. церковь находит, крест изобр. Распят. Хр. водружён в тумбу. Далее иконы в алтаре Тихона Амафунтского … крест водружён в тумбу…

Стены трапезы расписаны живописью и украшены изящно альфреско» [15].

В храме висела люстра с 30-ю шандалами, вторая — в алтаре — с 7 шандалами, а также трёхсвечник медный посеребрённый весом 1 п. 25 ф. В ризнице хранились три Евангелия, одно из которых 1785 г., второе — в серебряном вызолоченном окладе 1857 г. (серебра 11 ф. 17 зол.). «Кресты — 2 ф. 5 зол, 1 ф. 1 зол., 1 ф. и четвёртый 88 зол. … сосуды — серебр. позолоч. прибором весом 3 3/4 фунта; 2 ф. 77 зол.; сосуд с прибором и ковчегом 3 ф. 5 зол.; три ковша серебряных». Дарохранительницы: «Серебряная позлащ. на трёх ножках, соединяющихся сеткою, на них сосуд гладкий для хранения Агнца; сверх сего малый сосуд для хранения запасных даров на четырёх ножках, с изображением чеканкою на верхней доске лежащего в гробе Спасителя; по правую и левую сторону от сосудов Ангелы с серебр. репидами. Выше сего полуциркульная фигура, поддерживаемая 5-ю колоннами, в середине оной крест с изображением на нём Распт. Хр. с предстоящими Бож. М. и Иоанн. Предтечею; на правую и левую сторону оной фигуры два Ангела серебряные и оканчивается изображением Воскресения Христова в сиянии. Весом 6 фунтов 20 зол».

Библиотека Успенской церкви в это время насчитывала 219 книг [16].

В XIX —начале XX вв. в штате Успенского собора состояли три священника, один из которых в сане протоиерея, диакон и три псаломщика [17].

В середине XIX столетия в Успенский собор направлен был на служение иерей Иоанн Васильевич Попов, в 1862 г. сменивший о. Петра Алексеевского в должности настоятеля главного храма Задонска и бывший в этой должности до 1873 г. Ещё будучи простым соборным священником, 19 мая 1860 г. о. Иоанн принял участие в назначенном указом Св. Синода освидетельствовании нетления мощей святителя Тихона, почивавших в Задонском монастыре. За своё беспорочное служение в 1866 г. о. Иоанн Попов удостоен был ордена святой Анны III степени.

С 1898 г. и по крайней мере до самой революции 1917 г. настоятелем Успенского собора и благочинным 1-го округа, а также председателем Задонского отделения Воронежского епархиального училищного совета состоял о. Никанор Иоаннович Холодович, бывший одним из самых заметных церковных деятелей Задонского уезда в это время. Родился он в 1851 г., окончил Воронежскую духовную семинарию в 1875 г. со званием студента. После этого работал учителем в Острогожском и Нижневедицком уезде, в 1882 г. слушал лекции в Московской духовной академии и в том же году рукоположен в священника к церкви с. Малая Знаменка Валуйского уезда, с 1888 по 1898 г. был священником церкви слободы Уразовой Валуйского уезда и законоучителем местной церковно-приходской школы и мужского приходского училища. С 16 октября 1898 г. о. Никанор состоял в должности настоятеля Задонского Успенского собора. Кроме исполнения обязанностей благочинного и члена училищного совета, о. Никанор Холодович с 1898 г. был законоучителем Задонской женской гимназии, с 1900 г. — членом Комитета попечительства о народной трезвости, с 1904 г. — членом Задонского уездного земского собрания. За свои пастырские и общественные труды о. Никанор был отмечен следующими наградами: в 1888 г. — набедренником, в 1896 г. — скуфьёй, в 1900 г. — камилавкой, в 1904 г. — саном протоиерея, в 1907 г. — наперсным крестом от Св. Синода, в 1909 г. — Библией от Св. Синода. Протоиерей Н. Холодович имел также серебряную медалью в память императора Александра III и медаль в честь 25-летия церковно-приходских школ [18].

Другим священником собора в начале XX в., весьма уважаемым прихожанами, был о. Николай Васильевич Синявский. Родился он в 1849 г. в семье бедного сельского дьячка, окончил Воронежскую духовную семинарию в 1873 г., по окончании которой служил учителем в с. Хлевное Задонского уезда. В 1880 г. рукоположен в священника с. Васильевка Бирюченского уезда. С 1881 по 1894 г. о. Николай состоял священником с. Алисово Задонского уезда, с 1894 г. и до самой смерти, последовавшей 11 сентября 1904 г., священником Успенского собора. О. Николай несколько лет являлся помощником благочинного, а также членом, казначеем и делопроизводителем Задонского отделения Воронежского епархиального училищного совета. По свидетельству знавших его людей, о. Николай оставил о себе память «симпатичнейшего человека и доброго батюшки». Отличительной чертой его была «простая, но глубокая вера в Бога, кротость, незлобие, доступность и отзывчивость к нуждам ближних, …простота и беззаветное трудолюбие» [19].

Весьма уважали задонцы и соборного священника в сане протоиерея Иоанна Феодоровича Попова, о чём свидетельствуют воспоминания писателя Николая Задонского. Завершив служение в городском соборе в 1914 г., о. Иоанн окончил дни свои в июле 1917 г. в своём доме, до сих пор стоящем на задонской улице Урицкого. Удостоен был набедренника в 1875 г., скуфьи в 1882 г., ордена святой Анны III степени в 1887 г., благословения Святейшего Синода в 1891 г., камилавки в 1895 г. и наперсного креста в 1902 г. [20]

Протокол изъятия ценностей Успенского собора Задонска

Протокол изъятия ценностей Успенского собора. 1922 г.


В начале XX в. в приходе Успенского собора состояло 655 дворов в городе Задонске, в которых проживало 1 658 лиц мужского пола и 1 773 — женского. Кроме того, в соборном приходе числилась слобода Тешевка с 234 дворами, 790 жителями мужского пола и 724 — женского; деревня Тюнина с 189 дворами, 633 мужчинами и 638 женщинами. А всего в приходе: 1 078 дворов, мужчин — 3 081, женщин — 3 135 [21].

К Успенскому собору в XIX в. была приписана домовая церковь св. Тихона Амафунтского и Архангельский храм в с. Уткино Задонского уезда [22].

Духовенством собора 8 октября 1899 г. открыта была школа грамоты в д. Тешевке (Арканы). На открытии школы настоятель собора о. Никанор Холодович, принявший на себя обязанности заведующего, произнёс приличествующую событию речь, напомнив учащимся, что «цель обучения в школе — сделать вас добрыми христианами и полезными слугами Отечества… Школа открыта при содействии добрых людей в память угодника Божия Тихона, учившего при жизни своей молиться Богу ваших прадедов… Примемся с непременным желанием преодолеть все предстоящие нам трудности и будем уповать, что Господь наш Иисус Христос, не отринувший некогда приносимых к нему детей и благословивший их, не отвергнет и наших молений, благословит наши труды и дарует нам всем увидеть добрый конец тому делу, начало которому полагаем мы ныне».

Школа помещалась в нанятом обществом крестьян д. Тешевки здании, состоящем из двух комнат. Попечителем её состоял задонский купец Иван Трофимов, пожертвовавший 100 руб. на приобретение мебели и пожелавший за свой счёт отапливать здание школы зимой. Ещё 15 руб. на устройство школы пожертвовал староста Успенского собора Маликов. Первоначально в школу записалось 35 мальчиков и 11 девочек. Закон Божий преподавал им штатный диакон собора Иоанн Кузнецов, а остальные предметы — выбывший из Задонского духовного училища диаконский сын Тихон Муравлёв [23].

Позднее школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую, и с 1909 г. она размещалась в деревянном здании, построенном специально для школы в пригородной слободе Тешевке. Обучалось в ней 70 мальчиков и 20 девочек [24].

При Успенском соборном храме находилась кирпичная сторожка размером 3х2,5 саж., высотой 2 саж., с четырьмя окнами, построенная в 1829 г. По данным 1911г., храму принадлежал также дом титулярного советника Владимира Фёдорова и 12 церковных лавочек. В ограде церкви размещалась кирпичная церковная лавка длиной 30 саж., шириной 2 саж. 2 арш., высотой 2 саж. [25]

Священник Евгений Мишин

Священник Е.Д. Мишин. Фото начала XX в.


Успенский соборный храм, жертвователями и благотворителями которого были многие именитые и обеспеченные горожане, богат был своими иконами, ризницей и утварью. В этом можно убедиться, ознакомившись с описями «ценностей», изъятых представителями советской власти из Успенского собора. 11 апреля 1922 г. состоялось заседание Задонского уездного комитета по изъятию церковных ценностей, на котором комиссия по изъятию рассмотрела опись находящихся в городском соборе изделий из драгоценных металлов:

1) икона Божией Матери «Утоли моя печали» в серебряном окладе — изъять;

2) 9 икон малых в серебряных ризах — изъять;

7 серебряных икон малых — изъять;

4) икона «12 праздников» с мощами в серебряном окладе … особо чтимая (протестуют изъятию);

5) 2 иконы Митрофана и Тихона в серебряной оправе … если живопись полная, то изъять;

6) икона Божией Матери «Взыскание погибших» в серебряной оправе. Представители духовенства и коллектива заявили протест, т. к. икона пожертвована крестьянами с. Арканы, особо ими чтится и берётся в село для молебствия;

7) 8 лампад серебряных — изъять;

8) 1 Евангелие с вызолоченной крышкой (протест);

9) …(3) Евангелия с серебряными крышками — изъять;

10) 5 серебряных крестов (протест);

11) сосуды серебряные позлащённые (1 — изъять, 2 — протест);

12) дарохранительница серебряная вызолоченная на трёх ножках и серебряная дарохранительница (протест);

13) три дароносицы серебряные (1 — изъять, 2 — протест).

Сроком изъятия предметов, относительно которых протеста не заявлено, назначить 12-е сего апреля» [26]. Протест духовенства и верующих был заявлен в отношении изъятия иконы «12 праздников», Божией Матери «Взыскание погибших», серебряных крестов, сосудов и дарохранительниц. Но оставили только Евангелие с вызолоченной крышкой. Возвратили собору оказавшуюся медной ризу с иконы св. Тихона Задонского. А вот икона Божией Матери «Утоли моя печали» возвращена была лишь при условии внесения вместо неё серебра тем же весом в недельный срок. Кресты по протесту верующих, в конце концов, оставили [27].

21 апреля 1922 г. в губфинотдел были сданы дополнительно изъятые из Успенского собора: «лампады без цепочек 36 зол., венчик с иконы 55 з.. сер. лом 2 ф. 33 з. общим весом 3 ф. 28 з., стоимость 400 тыс. руб.» [28]

Всего в 1922 г. из городского собора Задонска было изъято серебряных изделий весом 27 фунт. 74 золотн. [29]

В 1922 г. в связи с созданием Задонского викариатства Воронежской епархии Успенский городской собор стал именоваться кафедральным. Именно в нём стал служить первый епископ Задонский Иоанн (Болховитинов). После того как епископ Иоанн предался обновленчеству, Успенский собор перешёл в ведение «живоцерковников». Лишь к 1925 г., когда обновленцы стали резко терять влияние на церковную жизнь по всей России, часть храмов Задонска, в том числе и Успенский собор, вновь стал принадлежать Московскому Патриархату. По данным на 1925 г., соборный храм г. Задонска во имя Успения Пресвятой Богородицы находился в ведении «группы из 115 тихоновцев, приход из г. Задонска и пригородной Тешевской слободы» [30].

В 1929 г. были арестованы священники Успенского собора Иоанн Иоаннович Михайлов и Евгений Димитриевич Мишин как участники «контрреволюционной группировки», состоявшей в основном из насельников Богородицкого мужского монастыря во главе с архимандритом Никандром (Стуровым). Из материалов следственного дела выяснилось, что о. Иоанн был автором 600-страничного труда под названием «Наука и религия» [31].

Успенский собор Задонска 1956 год

Успенский собор. Фото 1956 г.


В августе 1930 г. «готовясь» к празднику св. Тихона Задонского, местная власть сбросила с соборной церкви большой колокол, мелкие осколки которого прихожане собирали и уносили домой [32].

Успенский собор был закрыт после октября 1937 г. — в это время регент церковного хора собора, бывший священник Антон Моисеевич Мышанский, был арестован и осуждён на 10 лет лагерей за антисоветскую пропаганду [33].

В то время после закрытия городского собора многим казалось, что закрыли его навсегда. Однако трагедия Великой Отечественной войны принесла с собой для русских православных людей и нежданную радость — руководство страны в поощрение патриотической позиции Русской Православной Церкви разрешило открыть некоторые храмы. В Задонске верующие 13 мая 1944 г. подали заявление с просьбой об открытии Успенского собора, подписанное священником Иоанном Филипповым. Рассмотрено оно было очень быстро, и уже в мае трапезная часть собора была возвращена общине верующих и в ней начались богослужения.

Вместе с частью здания храма общине передана была и сохранившаяся утварь, в т. ч. иконостас и книги. Интересен перечень икон (орфография оригинала. — Прим, авт.): «Запрестольный Спаситель большой, Казанская Божья Мать — 2, 12 праздников, Спаситель сидящий, Страстной Спаситель — 2, иконостас, Михаил Архангел (большой), Спаситель большой, Владимирская Божья Мать, Знамение, Пантелеймон, Троица, Иоанн Табольский, Варвара мученица — 2, Александр Невский, Тихон угодник (мал.), два апостола, Сретение, Тайн. Вечеря, Воскресение Христово — 2, Амвросий, Введение, Екатерина муч. — 2, Усекновение главы, Иосаф Белгородский, Серафим угодник, Николай чудотворец — 3, Нерукотворный образ, Косьян, Пётр Митрополит, Тихон угодник (большой), Божия Мать (под стеклом), Скорбящая Божья Мать, Божья Мать (старая), Живоносная источница, Бог Саваоф — 2, Скорбящая Божья Мать (старая), Смоленская Божья Мать, Димитрий Ростовский, Спаситель, Тихвинская Божья Мать, Нечаянная Радость (старая), Василий — Харлам — Иоанн, Спаситель — 2, Целительная Божья Мать (старая), Иоанн Богослов (на полотне), Александры — Натальи, Спаситель сидящий, Митрофаний, Успение Божьей Матери, Воздвижение, Благовещение, Сошествие святого Духа, Собор Архистратига Михаила, плащеница, Тихон Амофутский (на полотне), Зосима Соловецкий, Спаситель, Троица (в ризе), Божья Мать (старая), Три Святителя, В родах помож., Усекновение гл., Филипп…» [34]

17 мая 1944 г. первому священнику новооткрытого Успенского собора Иоанну Иоанновичу Филиппову была выдана справка о регистрации уполномоченным. Кроме него в штат собора вошли иеродиакон Виктор (Дубинин) — бывший насельник Богородицкого мужского монастыря, осуждённый в 1929 г. и отбывший наказание в лагерях, и псаломщик А.М. Моисеев. Председателем церковного совета была избрана Агния Алексеевна Егорова, 1891 г. р. [35] В открытую соборную церковь была возаращена «гробовая» икона святителя Тихона Задонского из Богородицкого мужского монастыря. Образ сей, украшавший впоследствии Троицкий собор, ныне вновь находится у раки святителя во Владимирском соборе обители.

Успенский собор Задонска 1956 год

Успенский собор. Фото 1956 г.


Богослужения в открытом Успенском соборе изначально шли в его тёплой трапезной церкви, где был восстановлен один из престолов — алтарь в честь Архистратига Михаила. «Конечно, вначале было и бедно, неприглядно в нашем храме, но зато душа наша была полна радости, что у нас есть своя церковь, где мы можем помолиться и излить свою душевную скорбь в такое тяжёлое время», — говорили верующие. В эти годы, по воспоминаниям очевидцев, в храм площадью 680 кв. м на службу собиралось до 800 человек [36]. Приход Успенского собора составляли жители современных Задонского и Хлевенского районов.

Так, в 1953 г. только за первое полугодие в Успенском соборе совершено 117 крещений.

В 1951 г. власти заняли храмовую часть соборной церкви под зерносклад, ещё часть храма передали местному торгу [37]. Только 17 июля 1956 г. здание Успенского собора было полностью освобождено и передано церковной общине. После этого директор торга и другие работники стали притеснять верующих — у самых дверей храма начали пристраивать кухню к столовой, там же вырыли помойную яму, привязывали вблизи дверей церкви сторожевых собак, а в декабре отключили электричество [38].

Однако к этому времени Успенский собор уже приобрёл благолепный вид. Трудами духовенства и прихожан был обустроен второй придел в трапезной тёплой церкви и установлен престол в честь святых угодников Божиих — святителя Тихона Задонского и святителя Тихона Амафунтского. Был произведён «…ремонт колокольни и храма с наружной стороны. Оцементированы паперти и установлены электропроводка в храме и освещение паперти. Пополнена церковная утварь и приобретена часть железа для покрытия храма, так как вся крыша пришла в негодность… Теперь наш храм стал неузнаваем. Такая красота, такое благолепие…» Священником Н.Я. Сахарчуком из разорённой комнаты, где когда-то была соборная ризница, устроена крестильная. По данным на 1957 г., причт собора помещался в купленном доме недалеко от храма [39].

В 1956 г. храм был освящён благочинным по благословению архиепископа Воронежского и Липецкого Иосифа (Орехова) [40].

В августе 1957 г., в связи с приближающимся днём памяти святителя Тихона, община Успенского собора решила приобрести для храма колокол. Одна из верующих — мать начальника пожарной охраны — подсказала, что колокол есть в хозяйстве пожарников. После этого церковный староста обратился по этому вопросу лично к начальнику пожарной охраны Н.Д. Антипову, который согласился продать собору колокол с условием, чтобы община купила для пожарной охраны диван. Указанная сделка не состоялась, и колокол продали за наличные деньги в сумме 650 руб. Когда об этом узнали в райкоме партии, коммунист Антипов был вызван туда для беседы, где ему предложили вернуть колокол, иначе он лишится партбилета. Антипов пришёл в собор, рассказал о своей беседе в РК КПСС, вернул деньги и взял обратно колокол [41].

В ночь с 24 на 25 октября 1957 г. Успенский собор подвергся нападению грабителей — выбита была дверь на колокольню, спилен пробой внутренней двери в церковь, взломан свечной ящик и разбита несгораемая касса, откуда похищены деньги в сумме 2 270 руб. Милиция по вызову верующих не явилась. Произошло это в то время, когда храм ремонтировался и деньги были особенно нужны.

Тем не менее в 1958 г. началось восстановление летнего храма Успенского собора, возвращённого горсоветом по ходатайству уполномоченного А.Д. Калугина. Переданная горсоветом «половина храма оказалась настолько обезображенной, что неизвестно было, с чего начинать ремонт… ничего не осталось целым: стены ободраны, рамы выломаны, боковые двери полуразрушены, иконостас уничтожен. Нужно удивляться, как остались в целости полы в алтаре и в храме. Даже крыша в этой части храма вся ободрана…» [42] Несмотря на удручающее состояние храмовой части собора, ремонт начался в том же году и продолжался в течение всего следующего 1959 г. Тогда же была построена вокруг собора новая каменная ограда.

Духовенство и прихожане Успенского собора Задонска

Духовенство и прихожане Успенского собора. Сидят слева направо: иерей Иаков Николаевич Сахарчук, протоиерей Митрофан Яковлевич Успенский, протоиерей Георгий Викентьевич Садовский, диакон Феодор Назарук. Фото 1956 г.


А 17 июля 1960 г. по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа благочинный Елецкого церковного округа архимандрит Исаакий (Виноградов) в сослужении с задонским и елецким духовенством совершил освящение отремонтированного и обновлённого летнего храма с алтарём во имя Успения Пресвятой Богородицы [43].

К 1960 г. в Успенском соборном храме появилась новая утварь. Особенно интересны Евангелие 1785 г., крест напрестольный серебряный позолоченный, крест напрестольный перламутровый, ковшик серебряный, потир серебряный большой 1/2 литра, потир серебряный, дискос и звездница серебряные, лжица серебряная, сосуд и дароносица серебряные для причащения больных. В описи имущества храма на это время указаны размеры икон: «Правый придел. Горнее место. Икона Спасителя во славе, писанная на доске 170х145 см, икона «Божия Мать Смоленская» — на доске в киоте под стеклом 92х45, икона «Воскресение Христово» — на доске 35х31, икона Спасителя — на дереве в рамке под стеклом 35х31, Крест деревянный напрестольный 80х58, Икона Божия Мать Казанская, запрестольная — на доске, икона св. Николая — на доске 45х33, икона Спасителя в терновом венце — на доске, в киоте под стеклом 73х61».

Но особенно интересно описание несохранившегося до настоящего времени иконостаса, которое помогает представить себе внутренний вид храма:

«Иконостас правого придела. На царских вратах: четыре Евангелиста, Божия Матерь и Архангел Гавриил — образа написаны на жести Икона Спасителя написана на доске в серебряной оправе 14х12 см. Икона Божией Матери — на доске 14х12.

Иконы в иконостасе: Спаситель — на дереве 118х59. Икона Архистратига Михаила — на доске 118х59. Икона Божией Матери Владимирская — на доске 90х64. Икона Божией Матери Млекопитательница — на доске 32х30. Икона Божией Матери Знамение — на доске 34х30. Северная дверь иконостаса с изображением Архангела Гавриила — на доске 111х55. Икона Св. Иоанна Митрополита Тобольского — на доске, позлащенная роспись фона 96х64. Икона Воскресение Христово — на доске 26х21. Икона св. Власия, Харлампия и Иоанна Воина — на доске 26х21. Икона Преподобного на доске 26х21.

2-й ярус иконостаса, справа — налево: Икона Сретение Господне — на доске 59х55. Икона св. Троицы в серебряной оправе, в киоте за стеклом 50х43. Икона Спасителя — на доске, в жестяной рамке под стеклом 53х45. Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи — на доске позлащённая роспись фона 70х72. Икона Тайная Вечеря — на дереве, медный посеребрённый оклад 53х89. Икона Воскресение Христово — на холсте 150х72. Икона Божией Матери Благовещение — на доске 53х27. Икона Божией Матери Владимирская — на доске, в серебряном окладе, в киоте за стеклом 48х44. Икона св. Николая — на доске, в киоте за стеклом 52х44. Икона Спасителя — жестяной оклад, в киоте за стеклом 41х37. Икона Божией Матери Владимирская в жестяном окладе, в киоте под стеклом 44х39. Икона св. Иосаф Белгородский — в окладе, в киоте под стеклом 38х32. Икона Спаситель в киоте под стеклом 43х29. Икона Архистратиг Михаил — на дереве 37х30.

С боковой стороны иконостаса: Икона Воздвижение креста Господня — на доске 37х27. Икона Сретение Господне — на доске 31х27. Икона Сошествие св. Духа — на доске 31х27. Икона св. Великомуч. Екатерины — на доске 31х27. Икона св. Василий Великий — на доске 31х27. Икона Божией Матери Благовещение — на доске 31х27. Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы 31х27. Икона Рождество Христово — на дереве 31х27. Икона св. Великомуч. Екатерины — на дереве, в раме 124х58. Икона св. Великомученика Георгия — на дереве 28х29. Икона св. Тихона Задонского — на доске 31х27. Икона св. Иоасаф Белгородский — на доске 31х27. Икона св. князь Александр Невский — на доске 31х27. Икона св. Николай — на бумаге, жестяной оклад, в киоте под стеклом 31х27, Икона Препод. Сергия Радонежского на бумаге, в киоте под стеклом 24х27. Икона св. Вел. Пантелеймона на бумаге, в рамке 18х12. Хоругви шёлковые — две. Изображение Спасителя на кресте 150х100. Икона Божией Матери Взыскание погибших, написанная на доске в большом позлащённом киоте, вверху которого на дереве кругл, изображ. св. священ. Дионисия 67х49. Плащаница Спасителя на жести, гробница деревянная с резьбой и под деревянным колпаком. Икона Божией Матери — на доске, в киоте под стеклом 60х56. Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость и Знамение — на дереве 125х55. Икона Преподобный Зосима Соловецкий — на доске 125х55. Икона св. Димитрий Ростовский — на дереве в киоте 55х46. Икона св. Митрофана Воронежского — на доске, в серебряном окладе, в киоте под стеклом 51х42. Икона св. Николай — на дереве, жестяной оклад, в киоте под стеклом 41х32. Икона Спаситель писан на доске в рамке 50х40. Икона Божией Матери — на доске, в киоте со стеклом 47х42. Икона Божией Матери Успение — на кипарисе 28х30. Икона Божией Матери Казанская — на холсте 61х49. Икона Божией Матери Покров — на бумаге в рамке 18х13.

Средина храма: Икона М. Платона — на бумаге в киоте с жестяными украшениями под стеклом 47х35. Икона Великомуч. Наталии — на доске, в киоте под стеклом 43х38, Икона Божией Матери Нечаянная Радость — на доске 44х39. Икона св. Митрофана круглая деревянная. Икона св. св. Иоанна Богослова круглая, деревянная на золотом фоне. Икона св. Амвросия Медиол. — полукруглая деревянная 42х39. Икона Архистратига Михаила с небесными силами — на доске 61х47. Икона св. Митрофана на полукруглой доске 63х55. Икона св. Муч. Гурий, Симон и Авив — на жести 19х15. Икона Преп. Серафима — на доске 12х10. Икона св. Великомуч. Варвары — на доске 32х27. Икона св. Пророк Илья — на доске 32х29. Икона Св. Троица — на дереве в киоте под стеклом 59х55. Икона Спаситель — на дереве в киоте под стеклом 71х68. Икона Тайная Вечеря — на полукруглой доске, Икона Апостолы — на доске 40х58. Икона Воскресение Христово — на доске 48х38. Икона св. Евангелист Иоанн Богослов — на холсте в рамке 81х67. Икона Божия Матерь Владимирская — на дереве 65х50. Икона св. Василий Великий, Алексий Божий человек и др. св. — на доске в киоте 55х40. Икона Божией Матери — на доске в рамке 53х49. Икона Божией Матери Живоносный Источник — на доске 100х50. Икона св. Тихона Задонского — на кипарисной доске 196х97. Икона Божия Матерь с Предвечным младенцем 162х74. Икона св. Великомученик Пантелеймон — на доске 100х54.

Правые колонны: Икона Божия Матерь всех скорбящих Радость — на доске в резной рамке 88х62. Икона Спаситель — на доске 128х57.

Левые колонны: Икона св. Николай — на доске, иконопись на золотом фоне 125х68. Икона Божия Матерь Умиление — на холсте в рамке 60х55. Икона св. Троица — на доске в киоте 76х70.

Левый придел. Алтарь: … горнее место… Икона Спаситель — на холсте в киоте под стеклом 118х86. Икона Божия Матерь Страстная — на доске в киоте под стеклом 105х85. Икона Распятие Спасителя — на дереве в киоте под стеклом 118х83. Крест деревянный запрестольный 98х67. Икона Божией Матери Казанская запрестольная — на дереве в серебряном окладе 28х24. Икона св. Тихона Амафунтского — на холсте 100×60.

Иконостас. Иконы в иконостасе: Икона Спасителя — на кедровом дереве 134х40. Икона Божией Матери на престоле 134х40. Икона св. Тихона Амафутского и Тихона Задонского — на холсте 129х53. Икона св. Пророк и предтеча Иоанн — на кедровой доске 131х39. Южная дверь Архистратига Михаила на кедровой доске 225х63. Северная дверь Архангела Гавриила — на кедровой доске 225х63.

Вверху: Икона Господь Вседержитель — на доске 134х80. Икона Пророка Ильи — на дереве 134×40. Икона Пророк Моисей 134х40. Икона Алексей Божий человек 105х43.

  1. Икона св. Муч. Иоанн Воин 105х43.

На боковой стене: Икона Преподобного Серафима — на дереве 87х57. Икона св. Тихона Задонского на холсте 100х61.

На царских вратах образа: 4 Евангелистов, Божией Матери и Архангела Гавриила. Икона Спасителя. Икона Божией Матери. Икона Божия матерь Целительница — на доске 120×84. Икона Двунадесятых праздников 54х45.

Северная стена: Икона Божия Матерь Владимирская — на доске, серебряный оклад в киоте под стеклом 39х34. Икона Спаситель — на доске в рамке под стеклом 76х58. Икона Божия Матерь — на доске 76х53. Икона Трёх святителей — на дереве в киоте под стеклом 50х47. Икона св. Муч. Василия, Харлампия и др. св. в оправе — на дереве 55х45. Икона Киево-Печерских святых 17х14. Икона Божия Матерь Тихвинская — на дереве в киоте 49х42. Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи, царицы Александры и свящ. — на доске в киоте под стеклом 57х47. Икона Спаситель — на доске в киоте под стеклом 50х42. Икона Спаситель Страстной — на доске в киоте под стеклом 95х49. Икона Божия Матерь Успение — на доске 38х32…»

Иеромонах Власий (Болотов) и игумен Серафим (Мякинин)

Слева направо: иеромонах Власий (Болотов) и игумен Серафим (Мякинин). Фото 1960-х гг.


Кроме того: крест серебряный в деревянной оправе 60х30. Икона Божией Матери Казанской в серебряной ризе под стеклом в киоте, 60х50, жертвенная. Икона Покрова Пресвятой Богородицы (в киоте), жертвенная. Мал. икона Плащаницы Успение Божией Матери. Ап. Аристарх (малая икона на дереве) [44].

В 1961 г. вновь произведён был ремонт фасада собора и покраска его кровли. А в 1965 г. причтовый дом перешёл в распоряжение городского Совета, после чего священники Успенского собора вынуждены были снимать квартиры [45].

С 1962 по 1970 г. священником Успенского собора был иеромонах Власий (Болотов), будущий схиархимандрит Макарий — известный подвижник веры, широко почитаемый при жизни как благодатный старец наравне со схиигуменом Митрофаном (Мякининым), который в 1964 г., ещё будучи игуменом Серафимом, также служил в Задонске [46].

В эти годы подлинным событием в жизни прихода и настоящим праздником для верующих Задонска становились архиерейские богослужения в стенах соборного храма. Владыки Воронежские и Липецкие старались ежегодно в день памяти святителя Тихона побывать в Задонске и отслужить праздничную литургию. Так, 26 августа 1969 г. и 26 августа 1970 г. в соборном храме совершал службу архиепископ Воронежский и Липецкий Михаил (Чуб), после которой всегда выступал с проповедью [47].

В 1971 г. капитально отремонтирован был тёплый храм собора с реставрацией росписей, иконостасов, проведено паровое отопление. Ниши по обеим сторонам западных дверей храма украсили живописные изображения святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского с одной стороны, и Архангела Михаила — с другой. Однако это были последние времена для Успенского собора как действующего храма. Впереди прихожан задонского собора ждало второе за последние тридцать лет закрытие их храма.

Успенский собор Задонска 1969 год

Успенский собор. Фото 1969 г.


Причиной закрытия собора стало нежелание городских и районных властей терпеть далее в самом центре Задонска действующую церковь. Рядом с ней уже стояло здание райкома партии, хозяева которого не желали и далее соседствовать со своим идеологическим противником. Инициатором закрытия храма выступил Задонский горисполком в своём решении №27 от 25.02.1972 г. Поддержал его и Задонский райисполком — в своём решении №61 от 14.03.72 г. «О перепланировке центральной площади г. Задонска»: «В соответствии с генеральным планом застройки и реконструкции города в центре города построен ряд двухэтажных административных зданий — райкома партии, редакции газеты, типографии, зданий торгового и бытового назначения — универмаг, Детский мир, универсам, ателье «Новинка», строится многоэтажное здание Дома связи. Намечено строительство Дома Советов, гостиницы, библиотеки, кинотеатра, заложен фундамент второго здания Дома быта. Учитывая перепланировку центральной площади, часть её территории, занятой рынком и торговыми павильонами, будет освобождена и на их месте будет разбит сквер и цветники. Всё это должно создать общий архитектурный комплекс и придать городу красоту и привлекательность. Однако в центре площади находится действующая Успенская церковь, здание которой является архитектурным памятником.

Учитывая перспективу строительства и в целом благоустройства центральной площади города в соответствии с генеральным планом, исполком городского Совета депутатов решил: …считать нецелесообразным оставление в центре площади действующей церкви, передав религиозному обществу здание бывшей церкви Скорбящая, находящееся на балансе домоуправления, а Успенскую церковь как памятник архитектуры использовать под музей. Предложить религиозному обществу в срок до 1 мая 1972 г. обеспечить перевод в выделенное здание…» [48]

Следует отметить, что памятником Успенский храм официально сделали незадолго до этого — постановлением Липецкого облисполкома №874 от 2 ноября 1971 г.

Верующие попробовали было протестовать против этого решения, но вскоре стало ясно, что власти от своего не отступят. Пришлось общине Успенского собора начинать 17 апреля 1973 г. ремонт Троицкого собора — бывшего храма Свято-Троицкого монастыря, находившегося почти на окраине города. Все расходы по ремонту храма легли на плечи верующих [49].

Вид на Успенский собор с колокольни Рождество-Богородицкого монастыря

Вид на Успенский собор с колокольни Рождество-Богородицкого монастыря. Фото 2007 г.


А 20 сентября и 15 октября 1974 г. уполномоченный А.Я. Яблонский докладывал в Совет по делам религий при Совмине СССР: «Действующая Успенская церковь, состоящая под государственной охраной как памятник архитектуры XVIII в., находится на центральной площади Задонска. В соответствии с генеральным планом застройки и реконструкции города в его центре построен ряд административных зданий: райком партии, редакция и типография, универмаг, универсам, а также начато строительство Дома Советов, гостиницы, библиотеки, кинотеатра. В марте 1972 г. было предложено религиозному обществу передать здание Успенской церкви для размещения в нём районного краеведческого музея, а религиозному обществу предложено в пользование здание Троицкой церкви. Религиозное общество дало согласие на переход, и в течение двух лет оно ремонтировало Троицкую церковь. В настоящее время ремонт завершён. Приведены в порядок купола, крыша, полы, побелены и расписаны стены, проведено паровое отопление, электроосвещение и другие необходимые ремонтные работы… Рассмотрев вопрос о переводе действующей Успенской церкви во вновь отремонтированное здание Троицкой церкви г. Задонска, считаю переход целесообразным и прошу разрешения Совета на передачу в пользование религиозному обществу здания Троицкой церкви, находящейся в черте города, для совершения религиозных отправлений».

29 октября 1974 г. Совет по делам религий при Совмине СССР принял предложение Липецкого облисполкома «О передаче в пользование религиозному обществу в г. Задонске здания Троицкой церкви и об использовании здания Успенской церкви, состоящей под государственной охраной, под музей» [50].

На основании решения облисполкома №787 от 23.09.1974 г. и постановления Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 29.10.1974 г. Задонский райисполком своим решением №236 передал Троицкий храм общине собора, а здание Успенского храма — районному отделу культуры под краеведческий музей [51].

Росписи купола Успенского храма Задонска

Сохранившиеся росписи купола храмовой части Успенского собора. Фото 2007 г.


Верующие в душе так и не согласились с закрытием Успенского собора и в ноябре 1974 г. с болью писали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову) о его разгроме и том, что в Задонске все православные святыни разрушены и поруганы: «…Единственным украшением и местом посещения прихожан была действующая церковь, красивая, высокая, расположена в удобном месте, все прихожане привыкли к этому и посещают её. Церковь стоит без шума, даже звона нет, всё происходит тихо, спокойно, никому не мешает. Особенно привлекательно убранство внутри храма. Хорошая роспись, старинные иконы, очень богатый резной иконостас с двумя поменьше в первой половине храма, а второй — большой, красиво выделанный — во второй половине — холодной… Жители много положили труда, чтобы привести собор в надлежащий вид… И церковь действует одна-единственная во всей округе, так что приход большой. И вот настало снова время поломки, ликвидации. Со слезами на глазах, с большой горечью узнали прихожане о закрытии храма и поломке всех внутренностей, ломать иконостас, к которому мы так привыкли. За что ж нас так наказывают? Весь народ плачет и возмущается. Какая в этом необходимость, кому это понадобилось и зачем? Почему же в других городах не уничтожают так грубо? …Вся причина, что церковь решено перевести в другое место, почти за город, а в этой церкви решено сделать музей… Зачем же ломать всё внутри, ведь после такую красоту не построить! Так что местные органы поступают несправедливо! С глубоким поклоном обращаются все наши прихожане, всем миром просим Вас вмешаться в это дело и принять возможные с Вашей стороны меры к прекращению разгрома этого храма и помогите оставить наш храм действующим…» Далее шли подписи: Шахина Анна Васильевна, Ершова Н.Ф., Числова М.Н., Морозова З.П. и другие. [52]

Успенский собор в Задонске 2007 год

Успенский собор. Фото 2007 г.


Но все протесты и письма в различные инстанции были бесполезны. На дворе стояли времена самого грубого атеизма, и Успенский храм вскоре был превращён в музей: иконостасы разобраны, росписи на стенах закрашены. Часть росписей в верхних ярусах холодной церкви не тронули. В храмовой части была устроена картинная галерея, а в алтаре — кабинеты сотрудников и фондохранилище. На колокольне собора были смонтировали часы. В таком виде, как «храм культуры», Успенский собор дожил до 1990-х гг., когда постановлением главы администрации Липецкой области №41 от 20.01.1997 г. был возвращён Воронежско-Липецкой епархии. Краеведческий музей переместился в другое помещение — в бывший дом Ульриха, находящийся напротив Богородицкого монастыря.

Поскольку основная церковная жизнь в Задонске пока сосредоточена во Владимирском соборе Рождество-Богородицкого мужского монастыря, а крещение, венчание и отпевание совершаются в Троицком храме, Успенский собор на протяжении всего этого времени используется воскресной школой и для других церковных нужд. Но хочется верить, что скоро соборный храм Задонска, являвшийся таковым на протяжении почти двух веков, вновь распахнёт свои двери для верующих как главный приходской храм города.


Священно- и церковнослужители соборного храма Успения Пресвятой Богородицы

Священники:

  • Алексеевский Пётр Иоаннович — 1817-1862
  • Ракитин Иоанн — уп. 1828
  • Орлов Алексий — уп. 1827
  • Григорьевский Николай — 1862
  • Попов Иоанн Васильевич — 1860-1873
  • Песков Павел Иоаннович — 1871
  • Попов Владимир Иоаннович — 1871-1892
  • Попов Иоанн Фёдорович — 1872-1914
  • Турбин Василий Иоаннович — 1874-1876
  • Иванов Василий — 1891-1894
  • Синявский Николай Васильевич — 1894-1904
  • Котов Иоанн Симеонович — 1893-1898
  • Холодович Никанор Иоаннович — 1898-1916
  • Мишин Евгений Димитриевич — 1904-1929
  • Лебедев Гермоген Николаевич — 1914-1922
  • Михайлов Иоанн Иоаннович — 1929
  • Филиппов Иоанн Иоаннович — 1944-1948
  • Лыков Николай Антонович — 1947-1948
  • Казаков Димитрий Михайлович — 1948
  • Успенский Митрофан Яковлевич — 1949-1961
  • Сахарчук Яков Николаевич — 1954-1959, 1964-1965
  • Сахарчук Николай Яковлевич — 1954-1959
  • Садовский Георгий Викентьевич — 1956-1961
  • Бобрусов Иосиф Иоаннович — 1958
  • Деомидов Димитрий Михайлович — 1959-1962
  • Владимир (Кузькин), иером. — 1961
  • Житяев Иоанн Георгиевич — 1961-1964
  • Власий (Болотов), иером. — 1962-1970
  • Серафим (Мякинин), игум. — 1964
  • Завальнюк Владимир Иосифович — 1964
  • Ковальков Валентин Фомич — 1965-1966
  • Луцкевич Михаил Яковлевич — 1966-1972
  • Иосиф (Стулевич), игум. — 1969
  • Алексий (Чистов), игум. — 1970-1972
  • Моисеев Алексий Трофимович — 1973-1974
  • Бычок Серафим Иосифович — 1973-1974

Диаконы:

  • Донецкий Иоанн Иоаннович — 1819-1851
  • Леонов Михаил Яковлевич — 1850-1876
  • Иванов Пётр Михайлович — 1862-1896
  • Петров Афанасий Гаврилович — 1862
  • Никитин Андрей Яковлевич — 1862-1885
  • Муравлёв Алексей Петрович — 1883-1899
  • Баженов Пётр Андреевич — 1885-1894
  • Кузнецов Иоанн Вениаминович — 1897-1909
  • Петров Димитрий Стефанович — 1909-1911
  • Монаенко Димитрий — 1909
  • Тростянский Сергий Иоаннович — 1911-1912
  • Проскуряков Александр — 1912-1914
  • Иосифов Иоанн Фёдорович — 1914-1916
  • Чурсин Пётр Борисович — уп. 1922, 1948-1951
  • Калошин Александр Васильевич — 1954
  • Назарук Феодор Иоаннович — 1957-1958
  • Прилепин Георгий Иоаннович — 1958-1960
  • Пономарёв Гавриил Павлович — 1959
  • Ярошук Симеон — 1959
  • Черкасов Григорий — 1960
  • Ватера Михаил Михайлович — 1961-1970, 1973-1974
  • Михеев Георгий Иоаннович — 1973-1974

Дьячки:

  • Донецкий Герасим — 1826-1828
  • Голубятников Иоанн — 1862

Пономари:

  • Попов Михаил — уп.1825
  • Муравлёв Алексей Петрович — 1862-1870
  • Ставров Иоанн — 1867

Псаломщики:

  • Муравлёв Алексей Петрович — 1871-1900
  • Соколов Николай — 1873
  • Баженов Пётр Андрианович — 1873-1885
  • Попов Николай Андреевич — 1876-1906
  • Попов Виктор Иванович — 1885-1903
  • Оболенский Димитрий Николаевич — 1901
  • Карманов Михаил Михайлович — 1901-1903
  • Третьяков Михаил — 1903-1904
  • Животиков Николай — 1903-1904
  • Аскоченский Митрофан — 1904
  • Воробьевский Иван Михайлович — 1904-1914
  • Попов Василий Фёдорович — 1904-1911
  • Попов Виктор — 1907-1908
  • Дрожжин Николай — 1908
  • Хреновский Николай — 1907-1908
  • Богомолов Тихон Михайлович — 1910
  • Нигровский Борис Григорьевич – 1910-1914
  • Воробьёв Иван Михайлович — 1911
  • Покровский Борис — 1911-1914
  • Петров Митрофан — 1914-1916
  • Попов Сергей — 1914-1917
  • Соколов Сергей — 1916

Примечания:

1. РГАДА. Ф. 1354. Оп. 88. Ч. 1. Д. 854.

2. РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 462. Л. 1-11; ГАВО. Ф. 84. Oп. 1. Д. 1953. Л. 1-2; Историческое описание находящегося в Воронежской епархии Богородицкого Задонского монастыря, составленное трудами настоятеля сего монастыря архимандрита Досифея Немчинова. 1838. Рукопись. ВКМ. № 10211.

3. Историческое описание находящегося в Воронежской епархии Богородицкого Задонского монастыря, составленное трудами настоятеля сего монастыря архимандрита Досифея Немчинова. 1838. Рукопись. ВКМ. № 10211.

4. Геронтий, иером. Город Задонск и его окрестности//В кн.: Воронежский юбилейный сборник. Т. 2. — Воронеж, 1886. С. 139.

5. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 75. Л. 11.

6. ВЕВ. 1887. № 12. С. 499.

7. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 4. — Воронеж, 1884. С. 256.

8. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 241. Л. 1-2.

9. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 4. — Воронеж, 1884. С. 256.

10. Там же. С. 256.

11. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 241. Л. 1-2.

12. Геронтий, иером. Город Задонск и его окрестности//В кн.: Воронежский юбилейный сборник. Т. 2. — Воронеж, 1886. С. 139.

13. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 75. Л. 4-5.

14. Аплик — от французского applique — приложенный, накладное серебро, вещь из простого металла, густо посеребрённая.

15. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 75. Л. 4-8 об.

16. Там же. Л. 9-11 об.

17. ГАВО Ф. 84. Oп. 1. Д. 1953. Л. 1-2.

18. Там же. Л. 5 об.-6.

19. ВЕВ. 1904. № 23. С. 965-969.

20. ГАВО. Ф. 84. Oп. 1. Д. 1953. Л. 6 об.

21. Там же. Л. 11.

22. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 4. — Воронеж, 1884. С. 256.

23. ВЕВ. 1900. № 4. С.143-148.

24. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 241. Л. 2.

25. Там же. Л. 1-2.

26. ГАЛО. Ф. Р-92. Oп. 1. Д. 26. Л. 30.

27. Там же. Л. 31.

28. ГАВО. Ф. 18. Oп. 1. Д. 399. Л. 57-62.

29. Там же. Ф. 4. Oп. 1. Д. 473. Л. 141 об.-142.

30. ГАЛО. Ф. Р-92. Oп. 1. Д. 43. Л. 21.

31. Там же. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 24975. Л. 1-150.

32. Косякин А. Из века в век//Задонский район. — Липецк, 2003. С. 14.

33. ГАЛО. Ф. Р-2210. On. 1. Д. 15335. Л. 9.

34. Архив уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Успенского собора г. Задонска.

34. Там же.

36. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 10. Л. 21.

37. Там же. Д. 2. Л. 37.

38. Там же. Д. 3. Л. 92.

39. Архив уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Успенского собора г. Задонска.

40. Сергий (Петров), архиеп. Указ. соч. С. 764.

41. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 4. Л. 90-91.

42. Архив уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Успенского собора г. Задонска.

43. Там же.

44. Там же.

45. Там же.

46. Там же.

47. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 19. Л. 6; Д. 20. Л. 7.

48. Архив уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Успенского собора г. Задонска.

49.Там же.

50. Там же.

51. ГАЛО. Ф. Р-208. Oп. 1. Д. 497. Л. 55.

52. Архив уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Успенского собора г. Задонска.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Задонска
Обновлено: 23.05.2019
Поделиться в социальных сетях: