Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь — Страница 5 — Воргол.Ру

Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь

Фрагмент плана Лебедянского уезда Тамбовской губернии 1850-х гг.
Фрагмент плана Лебедянского уезда Тамбовской губернии 1850-х гг. 1 — Иоанно-Казанский монастырь в с. Сезёново

Строил Преображенский храм подрядчик из государственных крестьян Владимирской губернии Мирон Васильевич Наживин. Железо, доски, проволоку приобретали у елецкого первой гильдии купца Алексея Матвеевича Криворотова [52].

К осени 1853 г. храм был окончен постройкой и освящён во имя Преображения Господня настоятелем Лебедянского Троицкого мужского монастыря игуменом Сергием (Доримедонтовым). Антиминс на Преображенский престол подписан Преосвященным Николаем, епископом Тамбовским и Шацким, 11 сентября 1853 г. [53] Преображенский храм Сезёновской женской общины имел в длину с алтарем 6, в ширину 2,5, а в высоту с куполом 3 саж. [54]

Тот же 1853 г. стал годом исполнения заветного желания покойного затворника Иоанна утвердить на прочных основаниях устроившееся общежитие, то есть открыть монастырь. По новому ходатайству Евфимии Моргачёвой высочайшим указом по определению Святейшего Синода от 11 апреля 1853 г. Сезёновская община была переименована в третьеклассный заштатный общежительный Иоанно-Казанский женский монастырь. Открытие монастыря состоялось 12 июля 1853 г. при огромном стечении народа по совершении божественной литургии настоятелем Лебедянского Троицкого монастыря игуменом Сергием55.

По окончании торжества сёстры новоучреждённого монастыря приступили к избранию настоятельницы и единодушно предложили на должность игумении прежнюю свою начальницу Дарию Кутукову, а на должность казначеи – прежнюю казначею Ксению Чеснокову. Но старица Дария от предложения сестёр решительно отказалась, ссылаясь на старость своих лет, а назначила вместо себя старшую из сестёр – Евфимию Моргачёву, на что все сёстры изъявили свое согласие. С этого времени для Евфимии открылся новый подвиг, подвиг начальственный, сопряжённый тоже с немалыми трудами. Дария же, сложив с себя бремя правления, не переставала трудиться для монастыря до последней минуты своей жизни. Несмотря на преклонность лет, она принимала участие во всех постройках и старалась, чтобы каждая из насельниц имела покойный приют, где бы могла воссылать свои молитвы в свободные минуты. Попечением Дарии были устроены и первые небольшие гостиницы для паломников [56].

Года за три перед своей смертью старица Дария приказала срубить яблоню, росшую по правую сторону храма Преображения Господня, говоря, что здесь выроют для неё могилу, когда она умрёт. Когда же подвижница скончалась, хотели тело её положить под храмом, как храмосозидательницу, но это не было дозволено, почему и похоронили её в предназначенном лично ею месте. За день же до смерти своей просила Дария бывшего сезёновского священника Василия Рождественского попросить за неё у сотоварища его прощения, говоря, что он не увидит, как её схоронят. И действительно, спустя не более двух часов после его отъезда она переселилась в вечность. Приехал же он на тот самый день вечером, когда её уже похоронили.

Можно приводить множество примеров, подтверждающих прозорливость Дарии, но нельзя не обратить внимание и на другие её качества. Дария имела живой, твёрдый и решительный характер; вид всегда имела весёлый, в приёмах была ласкова, двери кельи у неё ни для кого не были заперты: и богатый, и нищий имели свободный доступ, исключая определённого ею времени для келейных молитв или когда бывала нездорова. Всех сестёр она любила, и её все любили, уважали и боялись, ибо при всей живости характера, умела быть строга к тем, кто ленился. Что же касается до приходивших к ней, то она умела заставить каждого не только любить и почитать её, но и питать к ней особенное чувство уважения, соединённое со страхом. Многие, чтобы только видеть Дарию, слышать её мудрые беседы, специально приезжали в монастырь. Старица Дария, потрудившись для Сезёновской обители, заслужив общую любовь, почтение и уважение не только сестёр, но и посторонних лиц, после кратковременной болезни кончила земной подвиг в глубокой старости около 85-86 лет 28 июля 1858 г. Тело её, как сказано выше, было положено в могиле на избранном ею самою месте, по правую сторону храма Преображения Господня. После строительства нового храма на месте Преображенского тело её «находится по правую сторону среднего алтаря» [57].

Первой настоятельнице Иоанно-Казанского женского монастыря Евфимии Моргачёвой ко времени её избрания новой начальницей сезёновских сестёр исполнилось уже около 50 лет. В том же году 21 октября 1853 г., Евфимия накрыта была рясофором, а 20 декабря 1853 г. пострижена в монашество с именем Серафимы. Через 2 без малого года, 22 ноября 1855 г., матушка Серафима награждена была саном игуменьи [58].

Старица Дария в Сезёново, литография
Старица Дария в Сезёново. Литография начала XX в.

Монахиня, а затем и игумения Серафима приняла на плечи свои труд тяжелейший и для многих уже искушённых жизнью монастырской. А она, знавшая её лишь внешне, с первых своих шагов по стезе монашеской должна была возводить храмы вещественные, украшая их извне и внутри, строить кельи для насельниц и, вместе с тем, устраивать сердечные их храмы для новой духовной жизни, устанавливать правила монастырские, с которыми многие, не жившие в монастырях, а приходившие прямо из мира, совершенно не были знакомы. И ко всему тому от игумении Серафимы как настоятельницы требовалось поселить между сёстрами, происходившими из разных сословий и пришедшими сюда из разных мест, любовь и послушание. Великий труд! Но помощью небесной сезёновской покровительницы – Матери Божией – и молитвами блаженного затворника Иоанна труд этот был успешен. Уже через несколько лет после открытия монастыря игумения Серафима собрала в Сезёновской обители около 150 сестёр [59].

Попечением игумении Серафимы в первые годы её настоятельства в Сезёновском монастыре закончена была перестройка Преображенской церкви на месте кельи затворника Иоанна, под полом которой покоилось его тело. В 1853 г. проект перестройки был высочайше утверждён после некоторых изменений, внесённых в него департаментом проектов и смет главного управления путей сообщения и публичных зданий [60]. В 1854-1855 гг. храм был распространён, а в 1855 г. произведена его отделка. На перестройку Преображенской церкви деньги собирали по России сборщицы: послушница Татьяна Тарасьева в Ставрополе, Варвара Нихаева в Ростове, Васса Ильина в станице Алексеевской. Росписи внутри храма выполнены были московским мещанином П.И. Щегловым. Кровля храма была выкрашена зелёной краской. Венчал его железный вызолоченный крест.

Проект перестройки кельи затворника Иоанна в храм
Проект перестройки кельи затворника Иоанна в храм Преображения Господня, 1853 г.

По описанию конца XIX в. храм освещался паникадилом в 16 свечей. В центре алтаря был устроен престол в вышину 1 арш. 1 верш. На престоле святой антиминс на лиловом атласе, освящённый Преосвященным Николаем. На северной стороне алтаря полукруглый жертвенник высотой 1 арш. 6 верш., «запрестольный крест живописный, столярной работы, малого размера…» Преображенский храм украшал резной иконостас. Вот его краткое описание: «Предалтарный иконостас столярной работы с четырьмя витыми колоннами, вызолоченными на полимент.

Царские двери с резьбой, вызолоченной на полимент, на них образа – Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырёх по сторонам Евангелистов в клеймах вызолоченных на полимент. Над царскими дверями в круге изображён резьбой вызолоченною на полимент в виде голубя Св. Дух с сиянием.

Над ним между четырьмя маленькими колоннами вызолоченными на полимент Снятие со Креста Спасителя по сторонам коего два резных Херувима вызолоченных на полимент.

Вверху образ Воскресения Христова в сиянии вызолоченном на полимент.

По правую сторону в медальоне образ Рождества Христова.

По правую сторону царских врат образа: Местный образ Преображения Господня в вызолоченной на полимент раме.

По левую сторону царских врат образа: Местный образ Божией Матери в вызолоченной на полимент раме. На северной двери образ Ахидиакона Стефана. Образ Святого Мученика Хрисанфа и Дарии в вызолоченной на полимент раме.

Образа в прочих местах храма: Образ Спасителя за стеклом в круглой раме. Образ Святителя и Чудотворца Николая в серебряной вызолоченной ризе с таким же венцом в вызолоченной на полимент раме за стеклом. Образ Божией Матери Печёрския. Образ Спасителя. Образ Св. Великомученицы Варвары. Образ Благовещения Пресвятыя Богородицы. Образ Святителя и Чудотворца Николая малого размера в раме за стеклом.

Образ Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца большого размера в раме за стеклом.

Образ Усекновения главы Иоанна Предтечи. Образ Воскресения Христова» [61].

Во вновь перестроенном Преображенском храме могила затворника Иоанна оказалась перед Царскими вратами, а потому гроб извлекли из прежнего склепа и поставили на левой стороне церкви, прямо на пол. Над гробом выложен был кирпичный свод, накрытый металлическим надгробием [62]. Вот как описывали храм современники: «В храме «близ левого клироса почивает многотрудное тело затворника. На том месте, где устроен теперь алтарь, Иоанн всегда сиживал возле кельи; где воздвигнут престол, здесь он кормил птиц. Пространство этой кельи было две сажени квадратных с прихожей и сенцами… В одном углу кельи, пред небольшой иконой теплилась некогда неугасимая лампада и стоял малый аналой» [63].

В годы управления игумении Серафимы на Сезёновскую обитель обратила своё Высочайшее внимание императрица Мария Александровна. В 1855 г. супруга императора Александра II пожертвовала монастырю Евангелие, обложенное малиновым бархатом с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырёх Евангелистов, живописный крест столярной работы с деревянной золоченой подставкой и кадило [64]. Крест имел замечательную особенность: в нём хранились мощи преподобных Илариона, Дамиана, Еразма, Агапита, Ипатия, священномучеников Харлампия и Власия. В середину этого креста был вложен другой, серебряный в позолоте (мерою в три с половиной вершка) крест, с надписью славянским письмом на оборотной стороне: «мощи чудотворца Николая, Исайи Ростовского, Никиты Переяславского, мученика Кирика, Евстафия Плакиды, Димитрия Прилуцкого, Прокопия Устюжского и части разных святынь: камень от горы Елеонской, древо от дуба Мамврийского, ризы митрополита Ионы и царевича Димитрия». Крест этот был установлен перед Царскими вратами левого, неосвящённого ещё алтаря Казанского храма. Симметрично ему, в правом приделе, располагался перламутровый крест в рост человека, украшенный резьбой. Также императрицей была подарена монастырю и живописная картина, изображающая Св. Троицу, которая впоследствии сохранялась в алтаре Троицкого храма [65].

14 мая 1860 г. за успешность в обустройстве вверенной её управлению обители игумении Серафиме всемилостивейше пожалован был золотой наперсный крест. И действительно, в новом звании матушка настоятельница неослабно «прилагала к трудам труды: расширила ограду, отнеся её по восточной стороне далее; при этом она не разобрала стены, построенной Дарией, которая стала находиться внутри монастыря».

В этом же году трудами матушки Серафимы и насельниц обители завершилось строительство второго каменного храма Сезёновской обители – Христорождественского, начатого постройкой ещё в 1849 г. старицей Дарией по благословению Преосвященного Николая (Доброхотова), епископа Тамбовского и Шацкого, утвердившего план строительства храма 6 мая 1849 г. [66] Благословенная грамота на постройку храма была получена старицей Дарьей 2 июля 1849 г., тогда же началось его строительство. Подрядчиком работ выступил Мирон Васильевич Наживин, а средства на строительство по традиции собирали монастырские сборщицы в разных уголках страны.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 11.07.2022
Поделиться в социальных сетях: