«И смерти не имут во веки»: жизнь и учение Кузьмы Ларионова — Воргол.Ру

«И смерти не имут во веки»: жизнь и учение Кузьмы Ларионова

Продолжение V главы книги «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».

«И смерти не имут во веки»: жизнь и учение Кузьмы Ларионова

Церковный раскол, произошедший в России в ходе реформ патриарха Никона в середине XVII века, стал настоящим потрясением для многих современников. Начались религиозные споры, появились новые учения и направления в церковной жизни. Основателем и лидером одного из самых радикальных и интересных религиозно-философских направлений стал уроженец Ельца Кузьма Ларионов по прозвищу Косой.

Личность Кузьмы Косого привлекала внимание исследователей своей оригинальностью и мистическим ореолом [318]. Ему уделил значительное место в своем исследовании о церковном расколе на Дону В.Г. Дружинин [319]. Публикация документов следственного дела по поводу ереси Кузьмы Косого состоялась в Дополнениях к историческим актам в 1872 году [320]. Значительное место уделил деятельности Ларионова Н.М. Никольский в книге, посвященной истории русской церкви [321]. Вслед за Н.М. Никольским «социальную утопию» Косого описал А.И. Клибанов [322]. Важным источником, позволяющим понять сущность религиозных представлений Кузьмы Ларионова, является старообрядческое сочинение «Слово о неком муже именем Тимофей», которое было опубликовано А.В. Пигиным [323].

Однако личность этого загадочного человека редко была в центре внимания историков, их больше интересовали его идеи и борьба против официальной власти. Сегодня имя Ларионова известно только специалистам, а в широких кругах о нем знают мало.

Лидер радикального религиозного течения Кузьма Ларионов Косой родился в Ельце примерно в 30-годы XVII века. Известно, что он был в Москве во время религиозных споров, вызванных реформами патриарха Никона. На Соборе 1656 года старые церковные обряды были окончательно упразднены. С этого момента начинаются волнения, которые выливаются в открытый бунт в начале 60-х годов.

Кузьма Ларионов «Косой» должен был находиться в Ельце в 1659 году. За этот год сохранились данные о населении города. По свидетельствам очевидцев мы знаем, что Ларионов либо сам был кузнецом, либо выходцем из семьи кузнецов. В Кузнечной слободе (район Введенской церкви) проживали кузнецы с такой же фамилией: Яков Ларионов и Григорий Ларионов [324]. Но ассоциация кого-то из них с Кузьмой Косым мало вероятна. Скорее всего Кузьма Косой ассоциируется с упомянутым в списке жителей посадской Новооброчной слободы Кузьмой Кузнецовым [325]. Вероятно, что «Ларионов» — это не фамилия, а отчество. Кузнецов — фамилия, отражающая либо его занятие, либо работу его отца. Но в исторической литературе за ним закрепилось такое имя: Кузьма Ларионов Косой.

Кузьма Ларионович Кузнецов имел жену и сына. Кузнец мог проживать и за пределами Кузнечной слободы, поскольку в специализированной слободе жили в основном государственные кузнецы. Он родился и вырос в Ельце. О нем ничего не известно по сохранившимся документам тех лет. Он вел тихую жизнь. Но здесь, в Ельце, он формулирует свое оригинальное философско-религиозное учение. По достижении примерно 30-летнего возраста в начале 60-х годов Кузьма Косой отправился из Ельца в Соловецкий монастырь.

Он много слышал об этой обители, о богатой монастырской библиотеке и сведущих в религиозных вопросах старцах. Для человека XVII столетия путешествия в дальние монастыри были обычным явлением. Так поступали многие люди. На это толкало желание совершить духовный подвиг или выполнить обет. В монастыре русский человек XVII века искал ответы на вопросы, которые ставила ему жизнь. Соловецкий монастырь славился своей ученостью и благочестием. Но не тишины и покоя искал Кузьма Косой, а обоснования и дополнения своему учению.

Жизнь в тихой северной обители бурлила и кипела. В 1658 году в Соловецкий монастырь были присланы новопечатные книги патриарха Никона, по-новому трактующие Священное писание и церковный обряд. Монахи вместе с настоятелем Ильей единодушно отвергли нововведения. Новый игумен Варфоломей, присланный в монастырь, ничего добиться не сумел. В такой обстановке оказался приехавший сюда Кузьма Косой. В Соловецком монастыре он стал ярым противником реформ Никона и примкнул к старообрядцам. Живя здесь, он познакомился с богатой религиозной литературой, среди которой встречались и апокрифические сказания. Монахов удивляла искренность и вера, с которой Кузьма Косой принимал старинные церковные книги.

Он покинул монастырь через какое-то время. Вскоре Кузьма Косой завершил разработку своего оригинального религиозного учения, отличного и от старообрядческих представлений и от учения никониан. В Ельце Кузьму не приняли, тогда он бросил семью и работу и отправился из города, полный мыслями о новой жизни. По дороге он проповедовал, и вскоре у него появились ученики.

В 1667 году Кузьма Косой пришел на Дон. Здесь в районе реки Медведицы он выбрал надежное укрепленное место и основал монастырь-крепость. Вероятно, здесь он записал свое учение. Кузьма также уверял окрестное население, что у него имеется древняя рукопись, которая легла в основу его идей. Эта рукопись, по его уверению, была написана «самим Божиим перстом прежде сотворения света и создания мира» [326]. Не стоит понимать эти слова буквально. Вероятно, что Кузьма Косой имел какое-то апокрифическое Откровение или Видение, которое и легло в основу его учения.

В 1667 году Кузьма Ларионович Кузнецов стал активно проповедовать и в 1669 году пришел в Москву. Но поддержки в столице не нашел. В начале 70-х годов он вернулся в основанный им монастырь, который походил уже на небольшой городок с серьезными укреплениями. Со всей страны сюда стекались люди, привлеченные его идеями всеобщего равенства, справедливости и наступлением Царства Божьего. В 1674 году в монастырь был послан отряд стрельцов из Тамбова, но мужчины разошлись, и кроме женщин здесь никого не оказалось. После 1682 года, когда началась новая волна гонений на старообрядцев, городок заметно вырос. Сюда стекались люди послушать учение Кузьмы Косого и готовиться к «концу света».

В чем же состояло учение елецкого кузнеца? Согласно идеям Кузьмы Косого достижение Царства Божьего, где царят справедливость, мир, равенство, братство возможно только усилиями людей. Он утверждал, что ему является Христос и велит начать «очищение земли», где почти не осталось праведников, «во всем Московском государстве благочестия нет!» — утверждал реформатор.

Это и было, по мнению Косого, главным признаком конца света и установления Царства Божьего. Люди погрязли в пороках, лжи и грехах настолько, что мир превратился в ад, но ад нужен для того, чтобы очистить землю для жизни праведников. Поэтому те немногие, которые еще могут спастись, должны уходить в специальные общины. Члены общины наделялись самыми широкими полномочиями, им разрешалось даже убивать погрязших в грехах людей, чтобы помочь очищению земли и ускорить приход небесного царя Михаила, который должен возглавить борьбу с дьявольским миром.

Планы Кузьмы Косого сводились к походу на Москву. Но для этого ему нужно было войско, и он рассчитывал в этом деле на донских казаков. Несмотря на многочисленность своих сторонников, большинство казаков не одобряло поход.

Лидеры старообрядцев боялись учения Кузьмы, поскольку надеялись добиться возвращения к старым церковным обрядам мирным путем. В окружении самого Косого стали появляться люди, недовольные его бескомпромиссностью.

В 1687 году Кузьма Косой начал собирать войско. Большую помощь ему оказывали все эти годы его товарищи-единомышленники: атаман Лаврентьев, поп Самойла, Козьма Сидоров и многие другие. Всем, кто отказывался участвовать в походе, Кузьма Косой грозил смертью.

Казаки вызвали его в столицу Донской земли город Черкасск на казачий круг, где потребовали отказаться от идеи похода на Москву. Не добившись этого, казаки схватили его и отвезли в столицу. Здесь в Посольском приказе Кузьма Косой был допрошен и скоро скончался при пытках. 30 мая 1689 года прекратил существование основанный им монастырь.

Попробуем разобраться, каковы были источники идей учения Кузьмы Косого. Упоминаемый Кузьмой апокалипсический царь Михаил встречается в нескольких произведениях, которые, вероятно, и повлияли на его мировоззрение. Это библейская книга пророка Даниила (Дан 12:1) и апокрифическое Откровение Мефодия Патарского. Вероятно, что Кузьма Косой был знаком и с другими не известными нам произведениями.

Вопреки мнению некоторых исследователей в Апокалипсисе нет упоминания о царе Михаиле. Правда в 12 главе имеются следующие слова: «и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона…» (Откр 12:7). Однако очевидно, что здесь речь идет об архангеле Михаиле, а не о царе.

Книга пророка Даниила малоинформативна. В ней сообщается о конце света скупо: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какое не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени… И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление…» (Дан 12:1—3). Мы видим, что речь тут идет о пришествии царя Михаила, как о начале Конца света, однако здесь нет указаний на то, что жизнь на земле на этом прекратится. После того как наступит воскресение мертвых, наступит суд, и останутся только праведники, остальные будут преданы «поруганию». В книге пророка Даниила отчетливо не указанно, какова будет роль Михаила во всех этих событиях. Вероятно, Михаил и будет судьей.

Более широко предание, связанное с пришествием царя Михаила, рассказывается в Откровении Мефодия Патарского. Скорее всего, этот памятник письменности, а не книга пророка Даниила, оказал решающее влияние на учение Кузьмы Косого. Откровение Мефодия Патарского принадлежит к жанру эсхатологической литературы. В этом апокрифе подробно рассказывается всемирная история от Адама до Конца света. Этот памятник был весьма популярен на Руси. На славянский язык Откровение было переведено с греческого еще в XIII веке. В РГАДА хранится интерполированная редакция Откровения Мефодия Патарского из сборника XVI—XVII веков [327].

Вот что рассказывается в Откровении о царе Михаиле. Когда наступят «последние времена», все христианские народы подвергнутся нашествию многочисленных варварских племен («измаильтян»), которые уничтожат и завоюют все страны христианского мира. Тогда придет время царя Михаила. Он будет перенесен из Рима в Святую Софию, и сюда устремятся все оставшиеся христиане. За тем он же, Михаил, стремительно поднимется, как от сна, и возьмет меч свой и скажет: «Дайте мне коня быстролетного» [328]. Далее рассказывается, как царь Михаил пойдет войной на варваров, «и тогда побеждено будет Михаилом-царем множество бесчисленное измаильтян, а некоторые из них отогнаны будут, как скот» [329].

Освобожденные от варваров народы придут поклониться освободившему их царю Михаилу и станут его рабами. 30 лет Михаил будет царствовать над ними и обходиться жестоко. Но в это время не будет войн, появятся новые храмы и города. После этого людям начнут показываться скрытые ранее от них клады и все разбогатеют, «нищие будут как бояре, а бояре как цари» [330]. После этого начнут люди «пить и есть как при Ное» без всякой меры. После начнется всеобщее грехопадение, которое разгневает Бога. Царь Михаил отправится на корабле на скрытый в море остров и будет снова ждать своего часа. После этого Бог снова обрушит на христианские земли бесчисленное множество варваров, цари которых имеют песьи головы, шесть крыльев и т.д. После этого нашествия родится Антихрист.

С этого момента Господь повелит Михаилу вернуться для спасения от варваров. Возмужав же, Антихрист, придет служить Михаилу, и тот, не зная, кто он на самом деле, полюбит его и сделает своим советником. Через 11 лет «сын зла» проявит «свою волю и господство». Тогда Михаил «снимет свой венец и возложит на крест», после чего скончается. Место нового царя займет Антихрист.

Дошедшие до нас обрывочные сведения учения Кузьмы Косого позволяют отчасти реконструировать его учение.

Итак, по его идеям уже наступают «последние времена», которые были предсказаны ранее. Все истинные христиане «будут яко бози, и бессмертны и просветятся вси», (читаем в книге пророка Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди»). Христос велит всем праведным «очищать землю». В Откровении Мефодия Патарского сказано, что очищать землю от неверных измаильтян должен царь Михаил, возливший войско ис-тинных христиан. Отсюда можно сделать вывод, что, вероятно, Кузьма ассоциировал себя с царем Михаилом [331]. В том, что наступило то самое время, о котором предсказывалось, Кузьма Косой не сомневался. Он указывал на то, что христианская церковь «вся отпала» и «в Московском государстве благочестия нет». Кузьма Косой считал, что Господь на его стороне и поэтому не следует бояться «ни царей, ни всей вселенной», а главная задача: очистить землю от измаильтян, под которыми он понимал всех, кто принял реформы Никона и вообще тех, кто не принимает его учения.

Кузьма Ларионов также отрицал традиционное христианское толкование Страшного суда. Он не верил в буквальное воскрешение мертвых, считая это метафорическим выражением. Ельчанин проповедовал «переменение света», а не его конец, т. е. люди должны обновиться, измениться внутренне. «Всему христианскому роду скончания не будет — учил Кузьма Косой, — но будут яко боги, и бессмертны и просветятся все, яко солнце, и смерти не имут вовеки» [332].

Старообрядцы поспешили отречься от учения Кузьмы Косого. В старообрядческом памятнике XVII века «Слово о неком муже именем Тимофей» Кузьма Косой представлен как грешник, который мучается в аду [333]. Здесь в общих словах описывается суть его учения. Косой считал, что апокалипсические пророчества и воскрешении мертвых при втором приходе Христа нельзя понимать буквально («Христос, де, чувственно не придет на землю судити…»). Обновление людей должно пройти в душах, внутри каждого истинного христианина («мы так и обновимся») [334].

Это упоминание имеет важное значение для понимания сущности учения Кузьмы Косого. Он не понимал написанное в религиозных книгах буквально, что давало ему простор для толкований. Согласно его логике церковные реформы исказили суть христианства и лишили благочестия единственного истинно христианского царства — Россию. Это и есть нашествие измаильтян, которые уничтожили истинную церковь. Случилось так, как было предсказано в Откровении Мефодия Патарского. Теперь должен восстать царь Михаил в Святой Софии. Что это означало? Согласно Откровению Михаил был перенесен из Рима в Святую Софию, т. е. истинное благочестие перешло от Византии на Русь. Здесь и должен восстать, пробудиться Михаил («он же Михаил стремительно поднимется, как от сна…»). Пробуждение здесь должно пониматься не буквально, а в переносном смысле. Далее царь Михаил должен был возглавить поход против неверных захвативших власть в христианском царстве. И тогда Кузьма Косой замыслил поход на Москву.

Радикальное учение Кузьмы Косого конкретно реализовывалось им в жизнь. Это оттолкнуло от него старообрядцев и донских казаков, не желавших вступать в открытую войну с «никонианами» и идти на Москву. Апокрифические идеи Кузьмы еще долго бу-доражили Дон, потребовалось время, чтобы искоренить посеянные им семена религиозной смуты.

Безусловно, как бы мы не относились к учению Кузьмы Ларионовича Кузнецова (Косого), его можно считать яркой личностью, которая сформировалась в Ельце. Его духовные искания, фанатическая убежденность и искренняя вера заслуживают того, чтобы его имя осталось среди исторических личностей, которыми богата Елецкая земля.

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/uchenie-kuzmy-larionova/

 

Примечания:

318. См.: Ляпин Д.А. Апокрифическое учение Кузьмы Ларионова // Исторические исследования. Вып.4. Елец, 2009. С.3-11.
319. Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб., 1889. С.96—105.
320. ДАИ, СПб., 1872. Т.12. С.133.
321. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 2004. С.206—209.
322. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М., 1977. С.114—122.
323. Пигин А.В. Слово о неком муже именем Тимофей // Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С.208—218.
324. РГАДА. Ф.210. Белгородский стол. Д.433. Л.87.
325. Там же. Л.97.
326. ДАИ… С.133.
327. РГАДА. Д.341. Л.393—426. Опубликовано: Откровение Мефодия Патарского // Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999. С.654—711. Цитируется по публикации.
328. Откровение Мефодия Патарского… С.696.
329. Там же.
330. Там же. С.697.
331. Такого же мнения придерживался А.И. Клебанов. См.: Клибанов А.И. Народная социальная утопия… С.114—122.
332. Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С.212.
333. Слово о неком муже именем Тимофей // Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С.251.
334. Слово о неком муже именем Тимофей… С.251.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание», изданной в 2011 году под редакцией Н.А. Тропина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий