Советский период елецкого кружевного промысла — Воргол.Ру

Советский период елецкого кружевного промысла

Продолжение книги «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».

Глава VI. Советский период возрождения и развития елецкого художественного кружевного промысла (1918-1960 гг.)

В Елецком уезде земские деятели еще в 1910 г. на чрезвычайном губернском собрании земства говорили о помощи кружевному промыслу. Принятые меры обеспечили развитие производства до 1912 г., когда промысел достиг наибольшего расцвета. На III Всероссийском съезде деятелей кустарных промыслов снова выражалась тревога об ухудшении производства кружев в России и снижении их качества.

Кризис елецкого кружевного и российских промыслов начался и углублялся в период Первой мировой войны. В годы революции и гражданской войны кружевное производство переживало застой. Елецкий промысел потерял значение всероссийского.

В 1919 г. в Орловской губернии Елецкий уезд стал пионером кооперативного движения. Здесь было 23 артели и коммуны. Среди них были и первые артели кружевниц. Не случайно в 1919 г. Мосглавкультпром в Ельце на Торговой улице, в здании нынешней горбиблиотеки открыл контору типа приемного пункта, где кружевниц снабжали сырьем, сколками, материалом, принимали заказы и покупали кружевные изделия. Так началось возрождение знаменитого в России елецкого круясевного промысла в советское время.

В 1921 году в Елецком уезде кооперативные артели кружевниц объединились в Елецкое товарищество, где работало 2500 женщин-работниц.

В 1923 году на I Всероссийской выставке сельского хозяйства в Москве были представлены разнообразные изделия елецких кружевниц, которые были отмечены серебряной медалью. Показателем возрождения елецкого кружевного промысла в 20 годах было участие елецких кружевниц в Международных выставках прикладного искусства. Особым успехом елецкое кружево пользовалось на Парижских выставках 1925-1927 гг., где было награждено золотой медалью.

Развитие елецкого кружевного промысла в Елецком округе ЦЧО, рост количества артелей кружевниц порождали проблему подготовки квалифицированных кадров. В 1928 г. по инициативе опытного педагога и художника кружевного дела Анастасии Григорьевны Елсаковой в Ельце была открыта профшкола по подготовке инструкторов, мастеров и художников для кружевного промысла. Школа кружевниц с небольшим перерывом работала 36 лет. Из ее стен вышло несколько тысяч мастеров и художников кружевного дела. Окончили Елецкую школу кружевниц и внесли значительный вклад в развитие елецкого кружевного промысла: Кузнецова А.И., 1924 года рождения, мастер-художник, зав. пр. отделом артели «Искра»; Позднякова М.Г., 1922 года рождения, мастер-художник, зав. производством артели «Заветы Ильича»; Прокофьева Е.В., 1927 г.р., художник, зав. производственным отделом артели «Восход»; Севрюкова А.И. мастер-художник, зав. артелью кружевниц «20 лет Октября». Все они были не только руководители. Главное в том, что они как художники создавали своими руками кружевные изделия, скатерти, покрывала — шедевры кружевного искусства, которые были представлены на Международных и Союзных выставках.

[singlepic id=1371 w=450 h=500]

К 1930 году в елецком кружевном промысле работало 50 кружевных артелей, где объединялось 30 тысяч кружев ниц. В городе было 2500 кружевниц. Все артели, прилегающие к Ельцу, в 1930 г. входили в состав Елецкого союза кружевниц. Елецкие городские кружевницы объединялись в артель «Восход». Председателем Елецкого союза кружевниц с 1934 г. по 1941 г. был Шепелев Николай Николаевич, его заместителем была Вешкина Екатерина Кузьминична.

Значительную роль в подготовке кадров для художественных промыслов Росси сыграло Московское художественно промышленное училище им. М.И. Калинина. Московское художественно-промышленное училище готовило из способных кружевниц художников, мастеров, технологов, зав. производством кружевных артелей и союзов. Училище им. М. И. Калинина окончили Елецкие кружевницы: сестры Петровы — Александра Григорьевна (Оболенская), 1914 г.р., и Полина Григорьевна, 1916 г.р. Их руками были созданы гербы Союзных республик и оригинальные красочные панно «Мавзолей», «Вечный огонь» и др.

Училище им. М.И. Калинина окончила Григорьева Вера Ивановна, 1924 г.р. Она являлась ведущим художником Елецкого союза кружевниц. Она автор многих рисунков для бытовых кружевных изделий. Ельчанка Гусева М.А., 1924 г.р., после окончания Московского училища работала в научно-исследовательском институте художественных промыслов (ПИИХП), где создала много новых рисунков для кружевных изделий елецкого и вологодского кружевных промыслов. Она автор и исполнитель художественных панно: «Цветение», «Московский университет».

Во второй половине 30-х годов на основе подготовки квалифицированных кадров в Елецкой школе кружевниц появилась возможность создания экспериментальных научных лабораторий по изучению и обновлению рисунков кружевных изделий. В задачи лаборатории Елецкого союза кружевниц входили пересмотр всего ассортимента художественных рисунков елецкого кружева, снятие с производства устаревших рисунков и художественных форм, создание новых разработок, норм труда кружевниц и расход материалов, а также разработка технологии размножения «сколков».

Большую работу по сбору и изучению лучших образцов народного кружева 25 лет проводил Институт художественной промышленности. Исследованием художественных ценностей русского кружева занимались Е.И. Прибыльская, Л.И. Воронова. Были созданы альбомы с рисунками старинных и новых кружев для различных регионов России. Работники института А.А. Кораблева и А.А. Гусева разработали много оригинальных рисунков и художественных композиций для артелей Елецкого союза кружевниц.

Кружевницы Елецкого союза приняли активное участие в подготовке к Парижской Международной художественной выставке 1937 года и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. Они выполнили кружева и кружевные изделия, характерные для народного елецкого кружевоплетения, отличные от вологодских и кировских. На Международной Парижской выставке 1937 года Елецкий союз кружевниц за новизну и художественное исполнение кружевных изделий был награжден «Золотой медалью». В 1936 г. Елецкий Союз кружевниц свои художественные кружевные изделия представлял на Международной выставке в Нью-Йорке, где елецкие кружева получили высокую оценку и «Большую золотую медаль» [2].

В предвоенные и послевоенные годы художниками и мастерами Союзов кружевниц и артелей К.В. Исаковой, М.Н. Груничевой, В.Д. Веселовой, А.Г. Петровой, П.Г. Петровой, А.А. Гужавиной была проведена огромная работа по созданию новых высокохудожественных рисунков и орнаментов [4].

Изделия елецких кружевниц и шедевры кружевного искусства Дарьи Николаевны Матюхиной (1874 г. — 1964 г.) были победителями на 3-х Международных выставках в Париже и Нью-Йорке, получили дипломы и большие золотые медали. Если елецкий кружевной промысел имел славу на внешнем рынке, то на всероссийском кружевном рынке он утратил свою ведущую роль. Его место занял вологодский кружевной промысел.

В 30-х годах, перед войной только в Елецком районе существовала 31 артель кружевниц, где работали 18 тысяч женщин. За год до начала войны Елецкий союз объединял 37 артелей кружевниц с общим объемом производства кружевных изделий на сумму 9 млн. 772 тыс. рублей. Эти статистические данные — показатель экономической роли кружевного производства в жизни города Ельца и района [3].

До Отечественной войны Елецкие кружева славились тонкими парными, с традиционными народными елецкими художественными формами и композициями: «славянка», «павлинка», «гречишка» и т.п.

Ассортимент елецких кружевных изделий был весьма разнообразен: это различные мотивы, подстаканники, сухарницы, накидки на абажуры, дорожки различного назначения, покрывала, занавески, блузки и платья. Но не менее важное место в производстве занимало мерное кружево и мелкие штучные изделия: воротники, манжеты и т.п.

Для всех кружевных изделий елецкого парного кружева было характерно кружево из тонких нитей с изящным, тщательно проработанным орнаментом. Построение композиции елецких мерных кружев основано на чередовании различных по плотности крупных и мелких форм: овалов, ромбов, треугольников, расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали или в шахматном порядке.

Кроме квадратных и овальных насновок, из которых составляют веточки, листочки и цветочки, кружево имело много нарядных мелких разработок и заканчивалось сложной ажурной каймой. Традиционным елецким узором мерного кружева была «славянка», состоящая из крупных, фронтально поставленных цветов с прозрачной сердцевиной, выполненной в виде розетки. Лепестки выполнены плотной полотнянкой, зубцы кружева выполнены узором «павлинка» [5]. Таковы характерные черты и художественные особенности елецкого кружева и кружевных изделий предвоенных 30-х годов.

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для ельчан, города и кружевного промысла. На несколько лет война задержала развитие производства кружевных изделий. Елецкие кружевницы внесли значительный вклад в ратные и трудовые подвиги Советского народа. Многие из них участвовали в боевых действиях, работали во фронтовых госпиталях. Ельчанка, кружевница Аня Гайтерова стала отважной пулеметчицей в боях за освобождение Ельца. Посмертно за боевой подвиг получила звание Героя Советского Союза. Кружевница Елецкого союза Ольга Сергеевна Рослева — «Отличник промысловой кооперации РСФСР». Во время оккупации спасла Красное знамя артели и имущество предприятия. С оружием в руках прошла по фронтовым дорогам Великой Отечественной войны Валентина Ивановна Масленникова, а затем четверть века посвятила труду по организации работы кружевного елецкого промысла.

В работах по истории кружевного промысла РСФСР мы встречаем утверждение, что после окончания войны была полностью возобновлена работа Елецкого союза кружевниц, нарушенная во время немецкой оккупации. Создается впечатление, что елецкий кружевной промысел во время Отечественной войны был полностью разрушен и восстановлен в 1946 году. Дело в том, что елецкий кружевной промысел к началу войны насчитывал более 50 кружевных коллективов численностью более 30 тысяч женщин-кружевниц.

Елец и прилегающие к нему районы кружевного промысла были прифронтовым тылом сражающейся Красной Армии. В 1942-1943 годах во всех прифронтовых районах Орловской области: Измалковском, Становлянском, Краснинском, Задонском, Долгоруковском и Елецком — все кооперативные артели, в том числе и артели кружевниц, работали на нужды фронта.

Кружевные артели были переведены на изготовление теплых вещей, одежды для бойцов, командиров и партизан: шарфы, рукавицы, носки, белье. Плетение кружев стало больше домашним занятием кружевниц. Но они своим трудом в сложных и опасных условиях, под обстрелом и бомбежками с воздуха, оказали огромную помощь фронту.

Утверждать, что елецкий кружевной промысел не развивался в годы войны — это принизить вклад елецких кружевниц в дело великой победы. Восстановление елецкого кружевного промысла началось не со 2-ой половины 1945 года, а на два года раньше, со 2-ой половины 1943 года, после разгрома фашистских армий в знаменитой Орловско-курской битве.

В 1942 г. после немецкой оккупации в Ельце были восстановлены все службы коммунального обеспечения жизни города и связи. Начали работать кожзавод, табачная фабрика, железнодорожный узел. Станкозавод начал выпускать мины и снаряды, работали все промысловые артели. Линия фронта отстояла от Ельца на 40-70 км. ельчане работали под обстрелом и бомбежками вражеской авиации. Во 2-ой половине 1943 года линия фронта от города отодвинулась на 200-300 км. Промысловые и кружевные артели стали переходить к производству мирно продукции.

Советское государство смогло обеспечить восстановление народного хозяйства, разрушенного войной. Правительство, Совнарком СССР в постановлении от 3 июля 1943 г. указало на необходимость восстановления и развития елецкого кружевного промысла. Зарплата кружевницам установлена в размере 1000 рублей в месяц.

В сентябре 1943 г. в соответствии с решением правительства в Ельце была организована 2-х годичная школа производственных мастеров-инструкторов кружевного дела. Так решалась проблема подготовки кадров для восстановления кружевного промысла. Большую роль в восстановлении послевоенного елецкого кружевного промысла сыграла Надежда Степановна Жукова — замечательный художник, педагог, организатор.

Она работала главным инженером, художником Союза кружевниц, была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Первые результаты восстановления елецкого кружевного промысла наблюдаются уже в 1944 г., когда 7 артелей дали кружной продукции стоимостью 1 млн. 108 тыс. рублей. Динамику и картину экономического роста елецкого промысла наглядно иллюстрируют следующие статистические данные. В 1946 году объем производства кружевной продукции по стоимости за 2 года вырос в пять раз и составил 5 миллионов 255 тысяч рублей. В 1946 году елецкое кружево было представлено на Международной выставке в Праге, где имело большой успех. Приведем несколько текстов из книги отзывов: «Я преклоняюсь перед изумительным творчеством кружевниц из русского города Ельца», — записал боец греческой освободительной армии. «Такое чудо искусства могут создавать только чудесные руки советской женщины», — записал горнорабочий Кракова.

В этом же году состоялась Международная выставка в Каире «Современное искусство». На выставку из Ельца Горпромсоюз решил представить кружевные изделия Дарьи Николаевны Матюхиной (1874 г. — 1964 г.). Это — замечательный мастер-самородок, художник, которая создавала всю свою жизнь, действительно, шедевры кружевного искусства. Ее изделия хранятся во всех музеях прикладного искусства Россини Европы. На Каирской Международной выставке художественные кружевные панно, скатерти, различные штучные изделия, созданные руками 70-летней кружевницы из Ельца получили высшую награду — Диплом и «Золотую медаль». Так в первые послевоенные годы возрождалась мировая слава елецкого кружевного промысла.

[singlepic id=1372 w=450 h=500]

В 1947 году в основном закончилось восстановление елецкого кружевного промысла. Количество артелей в Союзе составляло 36, это на 8% больше довоенного. Объём производства кружев 6 млн. 500 тысяч. В 1950 году Союз давал кружевной продукции на 9 млн. 500 тыс. Производительность труда выросла в четыре раза, но количество кружевниц было на 9 тысяч меньше довоенного. С начала 50-х годов началась компания по укреплению артелей, поэтому количество артелей в промысле сокращалось, а количество кружевниц в промысле не увеличивалось.

В 1946-1956 гг. председателем Союза елецких кружевниц была Екатерина Михайловна Векшина. С 1946 г. по 1956 г. Полина Георгиевна Петрова работала художником и зав. экспериментальной лабораторией. В 1946-1954 г. Петрова Александра Георгиевна была начальником производства Союза кружевниц. Все они внесли большой вклад не только в восстановление елецкого кружевного промысла, но и в подготовку квалифицированных кадров мастеров и художников, организаторов производства, а главное, была проведена огромная работа по обновлению и совершенствованию художественной ценности елецких кружевных изделий. Обогащению ассортимента рисунков и композиций кружевных изделий, повышению их художественного качества способствовала организация артельных, районных, городских конкурсов, выставок, а также участие елецкого кружевного промысла во Всесоюзных и Международных выставках.

В 50-х годах расширился ассортимент елецких кружевных изделий. Наряду с мерным кружевом широкое развитие получило производство крупных штучных изделий, выполненных парной и сцепной техникой: шарфы, скатерти, занавеси, панно, покрывала, блузки и т.п. Сохраняя парную технику плетения, елецкие кружевницы перешли к сцепной технике, внесли значительные новшества в технологию и художественное содержание сцепного кружевоплетения.

Елецкие кружевные скатерти, пелерины, накидки и блузки были легче, по узорам и композициям лучше вологодских.

Своими достижениями в обновлении художественного богатства елецкого кружева, при сохранении исторически сложившихся традиций кружевоплетения, промысел был обязан золотым рукам многих тысяч сельских и городских мастериц. Среди них особое место принадлежит знаменитой кружевнице лавской артели «Труд» Дарье Николаевне Матюхиной. Она как мастер и художник неустанно создавала новые рисунки и художественные формы для изделий сложной парной техники плетения. Матюхину Д.Н. привлекали морозные узоры на окнах, причудливую красоту которых она старалась передать в рисунках, сколках, изделиях своих рук. Исполненные художественные изделия отличались изяществом, легкостью, игрой света и теней, добротностью исполнения. Они были близки к старинным кружевам типа «валансьон» начала XX века. Дарья Николаевна первой была удостоена диплома 1-й степени торговой палаты СССР. Кружевоплетением Дарья Николаевна занималась с раннего детства, с 8 лет. В 1894 г., когда ей было 20 лет, изделия крестьянской девушки вызывали восхищение специалистов, мастеров и художников. Она была кружевницей от бога, художником и исполнителем своих неповторимых изделий. Она создавала шедевры кружевного искусства, красивые образы природы нашего края. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, ей приходилось в работе использовать рекордное количество коклюшек, до 500 пар. Мастерство, трудолюбие и талант художницы Д.Н. Матюхиной вызывали восхищение и удивление очевидцев и искусствоведов. Неповторимые кружевные изделия Д.Н. Матюхиной занимают достойное место в Историческом музее народного искусства в Москве, в Русском и Этнографическом музеях Санкт-Петербурга, в Историко-художественном музее в г. Сергиев-Посад, в Загорске, краеведческих музеях России и музеях прикладного искусства зарубежья.

В Елецком краеведческом музее целый отдел посвящен елецкому кружеву, есть там и бюст Д.Н. Матюхиной работы Поповой-Беляевой. Это человек, который отдал 80 лет жизни всероссийской и международной славе елецкого русского кружевного искусства. Она достойна памятника, который бы украсил одну из центральных площадей г. Ельца.

С 1950 года в Елецком Союзе кружевниц развернулась работа по выпуску крупных кружевных изделий обновленной сцепной техникой. В кружевных артелях и Елецкой школе кружевниц организовывали курсы для обучения сцепной технике плетения кружев.

Созданием рисунков и сколков для крупных штучных изделий занимались А.Г. Петрова и П.Г. Петрова — уроженки Ельца. Им принадлежит заслуга обогащения художественных особенностей елецкого кружевоплетения достоинствами сцепной техники и приемами вологодского кружевоплетения. К ним присоединились молодые художники: Г.А. Молчанова, В.И. Григорьева, К.П. Шрейдер, окончившие МПХШ им. Калинина.

Наряду с Петровыми и Д.Н. Матюхиной, В.И. Григорьевой большой вклад в совершенствование и повышение художественных качеств елецкого кружева внесли мастера, окончившие Елецкую школу кружевниц: А.И. Севрюкова, М.Д. Саввина, М.Ф. Целых, М.Г. Пальчикова, С.В. Прокофьева, А.И. Кузнецова. Их кружевные изделия вошли в золотой фонд елецкого кружевного ремесла. На различных выставках они были награждены дипломами и медалями.

В короткий срок совместными усилиями художников, мастеров, технологов и творчеством кружевниц было создано и внедрено в производство около 300 высокохудожественных рисунков и мотивов для крупных, средних, мелких штучных и мерных кружевных изделий, имеющих особенно «елецкий» характер сцепного плетения. В 50-60-е годы XX в. в Елецком Союзе кружевниц значительно обновили и обогатили сцепное кружево рисунком, новыми художественными формами, внесли изменения в технику и технологию плетения. Не случайно в Елецкой школе кружевниц, в кружевных артелях создали курсы и переучивали кружевниц.

Каковы характерные черты и художественные особенности «елецкой» сцепной техники производства кружева? Что нового внесли елецкие мастера и художники в повышение качества плетения крупных и средних изделий, в повы-шение их художественной ценности?

Во-первых, рисунки и композиции сцепного кружева стали разнообразнее по художественному содержанию и сложнее по технике их исполнения. Основным мотивом елецкого узора оставался стилизованный цветок с небольшими лепестками на стебле с листьями. Елецкие кружевницы в выполнении мотивов, цветов, листьев, розеток чередовали уплотнение у основания лепестков, листьев и прозрачное плетение на концах, что создавало богатство оттенков узора, заставляло его играть разнообразием оттенков белого цвета.

Во-вторых, вилюшка, как характерный элемент сцепного кружева, в елецких кружевах плетется не сплошной полотнянкой, как в вологодских, а переходит в более прозрачную сетку, иногда в другие разработки — паучки, жучки, цепочку и т.п. Полотнянка, образующая узор, из плотной переходит в прозрачную, отчего узор как бы плавно растворяется на фоне или чётко выступает на нем. Края елецкого сцепного кружева, в отличие от вологодского, нередко оканчиваются мягкими, овальными зубцами, где между плотной каймой и лёгкой решёткой фона всегда проходит ажурная цепочка из крупных прозрачных форм.

В-третьих, для елецкого кружева характерно по строение орнамента на крупных штучных вещах из небольших отдельных цветов или цветочных мотивов, имеющих форму розеток. Иногда они скомпонованы в квадраты, свободно расположенные на фоне лучистых, нарядных розеток, характерных только для елецких кружев. Решётки елецких сцепных кружев очень разнообразны по построению узоров, в них прозрачное плетение сочетается с довольно плотным, дающим игру света и тени.

Одна из главных особенностей елецкого кружева для крупных и средних штучных изделий — использование в сцепном плетении узоров художественных форм, исторически сложившихся композиций парной елецкой техники, таких как «горечишка», «славянка», «речка», «кораблик», а также природно-растительных мотивов — «елецкая травчатка». Это то новое, самобытное, что внесли елецкие мастера и кружевницы, художники в народное прикладное искусство, которое в рисунках, художественных формах отражало события советской эпохи послевоенного развития страны.

Елецкие кружевные изделия 50-60 годов XX века характеризуются своим стилем, оригинальным художественным почерком, самостоятельными «елецкими» приёмами плетения и формами художественной выразительности. Например, в послевоенные годы елецкие мастера с помощью новых приёмов плетения добились объёмности отображения художественных форм и рисунков, игры света и теней, а в вологодских и кировских кружевных изделиях рисунки и художественные формы оставались плоскими. Всё это является творческим вкладом елецких художников, мастеров, кружевниц в историю русского кружевного дела и художественного всероссийского прикладного искусства. Елецкое кружево послевоенного советского периода стало одним из ярких выра-жений подлинно народного художественного творчества в искусстве и культуре.

Художественное богатство, декоративная выразительность, национальный русский орнамент, выражающий творческие традиции народа, особая, веками сложившаяся техника и технология кружевоплетения, добротность исполнения – все это обеспечивало высокое качество разнообразных изделий елецкого кружевного промысла, который завоевал славу на всесоюзном рынке.

 

С.П. Ершов. Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк). — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 129 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-6/

Литература:

1. Архив Союза кружевниц. Д.60. Пром., I раздел.
2. Елецкое кружево // Орловский альманах. — Орел, 1948, — №1. — С.З.
3. Елецкое кружево. — С. 138.
4. Роботнова И.П. Русское народное кружево. — М., 1956. — С. 28.
5. Роботнова И.П. Указ. соч. — С. 56.

Статья подготовлена по материалам 2-го издания книги Ершова С.П. «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)», изданной в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в работе.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Промышленность города » Елецкие кружева и кружевницы
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий