Часовни

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Понятие «часовня» словарь В.И. Даля определяет как «молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы, но не литургию, отдельное маленькое строение с иконами и лампадами, без алтаря. Ставятся в виде памятника или на распутьях, на родниках или над престолом бывшей церкви».

Из множества бывших когда-то в Ельце часовен осталось совсем немного. За годы атеистической пропаганды их было разрушено больше, чем церквей. Из-за своих малых размеров были они ещё более беззащитны перед иконоборцами, чем большие, а иногда просто грандиозные здания храмов. И невдомёк было разрушителям, что если церковь или собор в первую очередь храм Божий, а потом уже памятник искусства, то часовня в первую очередь памятник истории, осенённый, как и всякое богоугодное сооружение, православным крестом. Памятник той самой истории, которой гордились мы во все времена, но не всегда теперь находим этих небольших, но верных свидетелей былого, обозначающих освящённые ими места.

Елец таков, что в нём всем толкованиям, раскрывающим, по Далю, понятие «часовня», было место в давние времена: они и памятники событиям и историческим личностям, и стояли они у освящённых вод живительных источников и на распутьях, и служили напоминаниями о сгоревших, разрушенных или перенесённых церквях. А ещё, и это особо важно для осознания особой роли Ельца в истории Отечества, стояли часовни в память погибших защитников города со времен Тамерланова нашествия, обозначали границы древней крепости.

Описания Ельца в начале XX в. указывают, что из десятков часовен, существовавших в 1910 г., восемь «венчают место покоя, где тлеют громадные груды костей передовых защитников древней Руси». [1]

Сколько же их было за те века, которые стоит на берегах Быстрой Сосны древний город? Все их, конечно, не счесть, так как даже официальная статистика в страховой переписи церковного имущества в начале XX в. указывает лишь 14 часовен, не упоминая многие известные ныне по другим источникам. [2] И лишь благодаря этим скупым архивным документам, краеведческим изданиям того времени, редким фотографиям и воспоминаниям старожилов, сегодня можно составить хотя бы приблизительную картину о часовнях Ельца, несколько дополненную в последние годы.

Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г.

Часовня у Вознесенского собора Ельца

Часовня у Вознесенского собора над могилой ельчан. Фото 2006 г.


Первое документальное упоминание о часовне в память павших ельчан, как размещавшейся на этом месте и принадлежащей Никольской богадельне, относится к 1691 г.: «Богадельня Никольская. Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора, а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем. А в той часовне образы … строение богадельницких нищих, а по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище». [3]


Проект реставрации часовни у Вознесенского собора

Проект реставрации часовни и металлического навеса над сходом в часовню в ограде Вознесенского собора архитектора А. Шестерикова. 1903 г.


Эта запись в писцовой книге подтверждает, что часовня была выстроена над братской могилой ельчан, но упоминается здесь, скорее всего, разорение Ельца гетманом Конашевичем-Сагайдачным, сжёгшим город и убившим всех его защитников в 1618 г., в то время как военный гарнизон выступил из Ельца в Калугу для защиты её от литовских войск. Поскольку Елец как город не существовал с 1414 г. до своего нового строительства в 1591 г., маловероятно, чтобы на запустевших местах могла в течение почти двух веков сохраняться память о захоронении ельчан, погибших в 1395 г.


Вознесенская часовня перед ремонтом

Здание Вознесенской часовни перед ремонтом в начале XX в. Фото 1903 г.


Существующая ныне возле Вознесенского собора самая знаменитая каменная часовня Ельца построена 23 июля 1801 г. старанием Анисима Родионовича Лопухина на месте холма над братской могилой, на которой стоял дубовый крест, помещённый в XVII в. в деревянную часовню. Внутри часовни на стене надпись: «Божию милостию сия часовня вхожия Вознесения Господня и Чудотворца Николая и Димитрия Ростовского, построена над посечёнными христианами, от безбожнаго царя Тимир Аксака. Собраны и положены в труп. И для того сей Честный Крест сооружён древних лет, а отстроена старанием Анисима Родионова сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня».

В середине XIX в. при устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.


Росписи внутри Вознесенской часовни

Древний крест, стоявший на месте часовни до 1801 г., текст надписи и росписи в интерьере часовни. Фото 1903 г.


К началу XX в. здание часовни сильно обветшало и требовало серьёзного ремонта — тесовая кровля пришла в негодность, возникла необходимость переделать ступени и вход. В начале 1903 г. елецкий купец Иван Сергеевич Лопухин, «проживающий по улице Мало-Дворянской», изъявил желание привести часовню в порядок и представил проект реставрации. [4] Вопрос был рассмотрен Императорской Археологической комиссией 13 мая 1903 г., а 25 июля т. г. Елецкое полицейское управление сообщило Лопухину, что Департамент общих дел МВД «по сношению с обер-прокурором Святейшего Синода и Императорской Археологической комиссией» разрешил реставрацию часовни на собственные средства просителя по проекту А. Шестерикова, одобренному Строительным отделением Орловского губернского правления.

В ходе реставрации стены часовни были вновь оштукатурены и побелены; крыша, главка на ней и крест сделаны новые и окрашены. Вход в часовню также устроен заново — со ступенями из веневского известняка, над входом — кованый навес с такими же решётками по бокам. Внутри часовня оштукатурена, «кроме тех мест, где были священные изображения в кругах. На восточной стороне — святители, без надписания имен, числом 4, а на западе … великомученицы Параскевы со крестом, а сбоку … св. Иоанна Воина, с другой стороны в великомученицы, изображения святых… а над всеми этими изображениями Нерукотворный образ. Отдельно … св. Николай Чудотворец. На стороне северной стены против входа наверху надпись, соответствующая цели назначения часовни. Под надписью вбиты в стену 2 больших гвоздя, коими прикрепляется к стене недавно найденный св. крест, деревянный, ветхий.


Вознесенская часовня после реставрации

Здание Вознесенской часовни после реставрации. Фото 1903 г.


Длина креста — четыре с половиною аршина, ширина два аршина пять с половиною вершков, верхняя доска креста, где надпись IНЦI, — длина тринадцать вершков, ширина — семь с четвертью вершка, изображение Спасителя — ростом в два аршина шесть с половиною вершков, в изображении рук Спасителя — один аршин 15 вершков. Размер нижней доски — длина 1 аршин, ширина 8 вершков…». [5] Крест и изображение на нём оставили в первозданном виде.

В советское время часовня постепенно вновь пришла в ветхое состояние. Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. она была поставлена под охрану как памятник истории и культуры. В 1984 г. главка часовни с крестом, разрушенная в 1930-е годы, была восстановлена по сохранившимся фотографиям.

Часовня на Казанском кладбище

Часовня на Казанском кладбище в Ельце

Часовня на Казанском кладбище. Фото 2006 г.


Каменная часовня на старом городском кладбище была сооружена в середине XIX в. над перезахоронением ельчан, перенесённых с Красной площади.

При строительстве Вознесенского собора вокруг места, где стояли две старинные церкви — Успения Богородицы и Вознесения Господня, были вскрыты древние захоронения: «При выемке земли из канав собрано человеческих костей, похороненных в давно минувшее время, 24 воза, которые отвезены на градское кладбище и по совершении над ними заупокойной литургийной службы похоронены в двух больших могилах…». [6].

Решением Липецкого облисполкома от 26 января 1983 г. № 51 часовня была поставлена под государственную охрану как памятник истории и культуры и отреставрирована на средства Елецкого отделения ВООПИиК по проекту горархитектуры, выполненному в апреле 1974 г.

Тогда же была установлена памятная доска.

Часовня у Успенской церкви

Часовня у Успенской церкви

Часовня у Успенской церкви. Фото 2006 г.


Одна из трёх часовен, приписанных в XIX — нач. XX в. к Успенской церкви, была построена при закладке самого храма в 1815 г. Находится она с юго-восточной стороны Успенской церкви на углу улиц К. Маркса и Советской и встроена в церковную ограду.

Часовня кирпичная, с «железной фасонной двустворчатой дверью, шириною 5 1/2 арш., длиною 5 арш., высотою 6 1/2 арш., оценена в 1000 руб.». [7] В этой часовне, по преданию, под воскресные и праздничные дни совершалось под открытым небом всенощное бдение в течение постройки Успенского храма и собиралось много пожертвований. В часовне находилось резное изображение сидящего в темнице Спасителя. [8]

Судя по современному облику часовни она перестраивалась во второй половине XIX столетия, получив штукатурное оформление в виде многопрофильных обломов. В 1930-е годы часовня вместе с крестом утратила своё завершение над куполом. В 90-е годы XX века купол на ней был восстановлен, но завершение её не соответствует первоначальному. Сегодня часовня является действующей.

Часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского

Расположена на берегу реки Быстрой Сосны, в конце улицы Труда. Впервые была сооружена в виде каменного столба в 1801 г. на месте, с которым предание связывало пребывание в Ельце в августе 1357 г. митрополита Московского Алексия, который предрек: «…на этом месте будет великий город». [9]


Часовня святителя Алексия, митрополита Московского

Часовня святителя Алексия, митрополита Московского. Фото 2006 г.


Если верить этой легенде, то шесть с половиной веков назад здесь, на берегу реки Быстрой Сосны, произошли два выдающихся в истории Ельца события: посещение его митрополитом Алексием и строительство города заново. Предание нашло своё место на страницах исследований всех елецких краеведов XIX — нач. XX в. — М.А. Стаховича, Н.А. Ридингера, И. Кожухова, А.К. Воскресенского. Но первым привёл эту легенду И.И. Уклеин в своём рукописном труде 1847 г. Впоследствии многие историки ссылались на Уклеина, не обратив, однако, внимания на одну оговорку в его изложении данного события. В редакции Уклеина интересующий нас факт посещения Ельца митрополитом Алексием описан следующим образом: «За вероятное считается по записям, что святой Алексий, митрополит Московский, проезжал через Елец в татарскую Орду, но только не упомянуто в том путешествии… 1353 года митрополит Алексей ездил в Царьград для постановления своего в сан сей. 1356 года Митрополит снова отправляется в Царьград. 1357 года отправляется в Орду к хану Ченибеку для исцеления жены его Тайдулы… В 1357 году пророчествовал о возрождении города Ельца и в знак восстановления его положил обруч на берегу Сосны и, воззря на град, благословил оный. В сие время летали поднявшиеся голуби из Засосенского леса». [10]

Вслед за Уклеиным елецкие краеведы повторяют эту легенду, добавляя к ней всё новые и новые детали, упоминая и голубей, летающих не над Засосенским лесом, а над горой, и лодку, в которую садился митрополит, и сгоревший перед тем город. Ридингер же, кроме того, указывает: «В память этого события на берегу реки Сосны, где останавливался святитель, сначала был поставлен столб, потом сделана деревянная часовня, а в 1812 году на её месте построена каменная». [11]

Необходимо отметить, что факт пребывания святителя Алексия, митрополита Московского, на Елецкой земле не отражён ни в одном из известных ныне документов, что Уклеин и отметил, воспроизводя эту легенду как «вероятное», по его определению, событие. Но мог ли митрополит Алексий быть в Ельце или на месте «погорелого города»? Что касается факта его поездки в Орду, то он подтверждается житием митрополита, однако в маршруте его поездок Елец не упоминается. Можно предположить, что митрополит Алексий проезжал елецкие земли по северному участку Кальмиусского шляха.

Проанализируем надпись на памятнике, стоявшем на месте часовни в середине XX в.: «Здесь была часовня, построенная в XIV веке в память приезда 18 декабря 1337 года митрополита Алексея. Он указал место вторичного основания города». Итак: «Здесь была часовня…» Действительно, её помнят старожилы, она видна на старых фотопанорамах города, снятых из-за реки Сосны, а также на картине елецкого художника Москалёва, на которой часовня уже без главки, своды её поросли травой. Сохранилось и фото с рисунка неизвестного ельчанина, по памяти нарисовавшего часовню. «…Построенная в XIV веке…» Как отмечал Ридингер, часовня была выстроена в 1812 г. на месте деревянной. Дата эта весьма достоверна, поскольку перестройка часовни была на памяти его поколения. «…B память приезда 18 декабря 1337 года…» В данном случае митрополит Алексий не мог плыть на лодке. Кожухов в своей книге «Елец» называет другую дату — 18 августа. Ридингер берёт эту дату у Карамзина, уточняя, что «18 августа св. Алексей Митрополит Московский выехал из Москвы». Ошибочно на доске и указание года: 1337 вместо 1357.

В сентябре 1999 г. в районе памятного знака на месте часовни были проведены археологические исследования под руководством доцента ЕГПИ Н.А. Тропина, ныне заведующего кафедрой истории ЕГУ им. И.А. Бунина. В результате были вскрыты части фундаментов часовни, которые позволили предположить её размеры по наружным сторонам — 5,6 х 5,6 м, внутри — 4,2 х 4,2 м с толщиной стен в основании 71 см. Кладка фундамента и цокольной части часовни была произведена из крупных блоков известняка с применением кирпича на известковом растворе. Размер кирпича в основной кладке — 27 х 13 х 6,5 см, что позволяет датировать строительство часовни рубежом XVIII-XIX столетий. Применение маломерного кирпича (размеры не установлены) и цементной штукатурки поверх известковой указывают на то, что в середине ХIХ и в начале XX в. часовня подвергалась капитальному ремонту с вычинкой и закладкой выветрившихся или разрушенных половодьем участков стен. Кожухов в своей книге подтверждает факт ремонта в это время, упоминая, что часовня «недавно отремонтирована заново». Использование маломерного кирпича, применявшегося в середине ХIХ в., объясняет Ридингер: «Часовня… в 1863 году исправлена и покрыта железною крышею». [12]

Интересно в этой связи и сообщение Н.А. Ридингера о том, что ещё в XIX столетии в районе часовни видны были остатки подземного хода: «Древние большие дубовые бревна, из которых был построен ход, не срубом, но стояками». [13] Этот ход, вероятнее всего, остатки подземного выхода-тайника, начинавшегося внутри Елецкой крепости у Водяных ворот, стоявших рядом с часовней, и шедшего к реке Сосне, к роднику-колодезю, водой из которого должны были пользоваться жители в случае осады. Он неоднократно упоминается в Росписных списках Елецкой крепости XVII в.

Часовня была приписана к Вознесенскому собору и оценивалась в 1910 г. в 200 руб. с годовым страховым взносом в 12 коп. В часовне хранился образ святителя Алексия, и из собора ежегодно ходили служить в ней молебен. По воспоминаниям старожилов, в часовню вела одна дверь. Под часовней был подвал, куда вела низенькая дверь со стороны р. Сосны. Часовня была окрашена в коричневый цвет, а внутри — в белый. До революции за часовней ухаживал живший рядом сапожник Николай Иванович Обалуев.

В начале XX в. часовня вновь обветшала, завершение её было утрачено и в начале 1913 г. в связи с намечаемыми празднованиями 300-летия дома Романовых в Ельце был поднят вопрос о передаче часовни Обществу хоругвеносцев. Об этом писала местная газета «Елецкий дневник»: «С тех пор прошло несколько месяцев, а часовня в честь святителя, по преданию благословившего Елец, по-прежнему в ужасном виде. Считаем необходимым напомнить правлению Общества хоругвеносцев о его обещании и советуем не останавливаться на полпути в деле возбуждения ходатайства о передаче часовни и приведения ее в надлежащий вид». [14] Но духовенство Вознесенского собора, к которому была приписана часовня, не согласилось с её передачей. Часовня была приведена в порядок, но судя по картине художника Москалёва, хранящейся ныне в фондах ЕКМ, в 1928 г. она вновь находилась в ветхом состоянии.

В 1930-е гг. часовня была разрушена, а в 1940-е гг., вероятно к 800-летию Ельца, на её месте установлен обелиск с указанной выше надписью.

В марте 1994 г. благочинный Елецкого церковного округа протоиерей Василий Романов обратился к городским властям с просьбой о воссоздании ряда часовен на территории Ельца, в том числе и Алексеевской. Однако лишь в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова обелиск на месте часовни в 1999 г. разобрали, и в следующем году часовня была восстановлена на выявленных фундаментах по проекту елецких архитекторов А. Новосельцева и А. Шашина. Тогда же были очищены от зарослей берег Сосны в районе часовни, благоустроен родник-колодезь, установлен памятный знак на месте Водяных ворот Елецкой крепости XVI-XVIII вв.

Часовня «у главных городских ворот»

Часовня у «главных городских ворот» Ельца

Часовня у «главных городских ворот». Фото 2006 г.


Приписная к Введенскому храму каменная часовня на углу Торговой и Орловской улиц в воротах дома мещанина Николая Петровича Деева, построена была, по преданию, на месте главных ворот Елецкой крепости.

У часовни ежегодно вечером 15 августа причтом Введенской церкви совершалось всенощное бдение. [15] Елецкие краеведы начала XX в. рассказывали историю, связанную с местом, на котором находилась часовня: «По рассказу некоторых старожилов, давно когда-то копали около столба яму и нашли воина, лежавшего в военных доспехах, совершенно уцелевшего от тления. Испуганные жители обратились к священникам за советом, на что им было приказано поскорее засыпать яму…». [16]

Архивные документы и планы Ельца подтверждают нахождение на этом месте самой крупной башни Елецкой крепости XVI-XVIII вв. — Новосильских ворот. От них начиналась большая дорога, идущая на северо-запад, в сторону ближайшего в то время города Новосиля. При перепланировке Ельца в 70-е гг. XVIII в. начало дороги сместилось южнее на 20 метров (теперь это ул. Коммунаров), а на месте незадолго до этого разобранной древней башни была сооружена вначале деревянная часовня, а в XIX в. её заменила каменная, к которой навешивались воротные створки дома Деева (ныне ул. Мира, 131). Высота её была 5 арш., ширина — 1 арш. На «ней иконы Нерукотворного Спаса в медной посеребрённой ризе, св. Николая Чудотворца и неугасимая лампада». [17]

Часовня сохранилась, скорее всего, потому, что использовалась в середине XX в. как трансформаторная подстанция. В 1960-е гг. во дворе домовладения построили новую подстанцию, а часовня стала использоваться как кладовая. Выявлена часовня в 1990 г. А.В. Новосельцевым, по проекту которого и восстановлена в 1995 г. В ходе реставрационных работ вход в часовню был устроен со стороны улицы Мира (Торговой), а прежний — со двора — заложен.

Часовня на Старомосковской улице

Часовня на Старомосковской улице в Ельце

Часовня на Старомосковской улице. Фото 1902 г.


Каменную часовню, находившуюся на левом берегу Ельчика, неподалёку от моста в Ламскую слободу в районе больницы, называли в Ельце часовней «у Шурова моста».

До 1910 г. эта древняя часовня, которую предание также относит к памятникам пребывания в Ельце Тамерлана, по форме была близка к часовне у Вознесенского собора, но вместо лучковых тимпанов, завершающих стены на ней, были треугольные фронтоны, а завершался четырёхгранный купол квадратной в плане главкой с красивым ажурным кованым крестом.

В начале XX в. часовня находилась в ветхом состоянии, что хорошо видно на сохранившейся фотографии 1902 г. В связи с этим 1 марта 1905 г. крестьянин Ламской слободы Никита Ильич Семёнов в качестве поверенного от Ламского сельского общества направил прошение на имя государя императора Николая II о том, что в Ламской слободе существует древняя историческая часовня, которая «полуразвалилась и пришла в большую ветхость». Поэтому он просил разрешить возобновить её на свои средства в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея. Из последовавшей по этому поводу переписки известно, что «…здание часовни кирпичное, на кирпичном фундаменте, крыто железом и состоит на поместье крестьянина Трубицына, фасадом на улице. Внутри часовни находятся святые иконы, пред коими постоянно теплятся четыре лампады. Ежегодно к 15 сентября у часовни совершается приходским причтом молебствие и панихиды при довольно значительном собрании народа… В настоящее время этот памятник нуждается в основательном ремонте, так как фундамент его от времени, а главное, от болотистой местности постепенно размяк, и здание поэтому понизилось и как бы вросло в землю. Стены снаружи до половины повыкрошились, в сводах под крышею начали отваливаться кирпичи. Жители слободы весьма желают разрешения возобновить часовню и заготовили для этого материалы». Желание крестьян Ламской слободы подкрепил своим прошением в Синод Преосвященный Кирион (Садзагелов), епископ Орловский и Севский, с учётом того, что «…будет представлен правильно составленный проект её восстановления и этот проект будет утверждён строительным отделением Орловского губернского правления». [18]

В 1906 г. часовня была восстановлена, правда, по свидетельству современников, «…стиль этой постройки при перестройке … не только искажен, но заменён новым, совершенно современным». [19] Вот как описывается новая часовня в страховых листках 1910 г. «…на Старомосковской улице в память убиенных Тамерланом — здание кирпичное на каменном фундаменте, покрыто железом, окрашено масляною краскою; размером длиною 3 аршина, шириною 3 аршина и высотою 5 аршин, с полом и потолком, с двумя деревянными дверями. Оценена в 400 рублей». [20]

Упоминаемое в прошении крестьян Ламской слободы ежегодное богомолье у часовни 15 сентября на Старомосковской улице было установлено в память избавления от холеры в 1871 г., когда свирепствовавшая эпидемия обошла дома на этой улице стороной. [21]

Изображение перестроенной часовни не сохранилось. Последнее её упоминание в документах относится к 1924 г. [22] Позднее часовня была разрушена.

Часовня у святого колодца

Часовня возле Знаменского монастыря

Часовня на святом источнике у стен Знаменского монастыря. Фото начала XX в.


Была построена в конце XVIII в. на левом болотистом берегу реки Ельчик, под стенами Знаменского монастыря.

Рядом находился источник, связанный, по церковным легендам, со святителем Тихоном Задонским.

Часовня была разрушена до 1930 г. Воссоздание её в прежних формах и размерах началось в 2004 г. не на прежнем месте, а ближе к источнику, в 20 метрах севернее первоначального.


Современный комплекс часовни и святого колодца

Часовня на святом источнике у стен Знаменского монастыря. Фото начала XX в.


На месте старой часовни сегодня устроена купальня. Вход в новую часовню, в отличие от прежней, устроен с юга.

Весь комплекс, в который вошли часовня, купальня с двумя купелями и сень над источником, был освящён 15 мая 2005 г. Преосвященным Никоном, епископом Липецким и Елецким.

Часовня в память императора Александра III в Ламской слободе

Каменная часовня в Ламской слободе на площади против кладбища и близ волостного правления была построена в 1899-1900 гг. и освящена 7 октября 1901 г. в память императора Александра III. Проект на постройку каменной часовни выполнил архитектор Семёнов 12 мая 1895 г. Квадратная в плане часовня имела в проекте дверь и два окна и была задумана в «русском стиле»: углы были закреплены пилястрами, завершалась часовня невысоким шатром, крытым в традициях XVI в. «в косую шашку» и увенчанным луковичной главкой и кованым крестом. [23]


Часовня в память императора Александра III в Ельце

Духовенство и жители Ламской слободы перед часовней в память императора Александра III. Фото 1910 г.


В отличие от проекта, стены выстроенной часовни были не оштукатурены, а оставлены кирпичными, и над боковыми фасадами выполнены такие же, как и над главным, кокошники. Над входной дверью в нише помещалось изображение Спасителя, с южной стороны над окном — поясное изображение Божией Матери Елецкой. Над щипцами, завершавшими кокошники по сторонам света, возвышались четыре небольших креста на подкрестных шарах. В описании часовни на 15 июня 1910 г. указано: «Здание кирпичное на каменном фундаменте, 4 x 4 аршина, высотой 7 аршин, с полом и потолком. Дверь одна входная, окон 2 с железными решётками, с двойными рамами. Оценена в 600 рублей». [24] В Александровской часовне ежегодно 20 октября, в день кончины императора Александра III, совершалась панихида причтом Предтеченского храма, к которому и была приписана часовня.

До 1924 г. часовня сохранялась «на площади около районного комитета». [25] Ныне это площадь в Ламской слободе по ул. Северной, на месте разрушенной в 1969 г. церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Одноэтажное деревянное здание волостного правления (в нём позже размещался «районный комитет») занято теперь административными службами. Часовня стояла, вероятно, в сквере, южнее этого здания. Рядом и сегодня видны следы кладбища, располагавшегося на площади, восточнее алтарей Предтеченской церкви.

Часовня в память императора Александра II

Александровская часовня при Великокняжеской церкви

Александровская часовня при Великокняжеской церкви. Фото конца XIX — начала XX в. (слева). Фото 2006 г. (справа)


Построена в 1882 г. на Успенской (ныне Советской) улице при здании Ремесленной управы Елецким обществом ремесленников в память императора Александра Николаевича, убитого народовольцами 1 марта 1881 г., и приписана к Преображенской церкви. Автором проекта часовни являлся архитектор А.С. Каминский, который в то время осуществлял в Ельце архитектурный надзор за строительством Вознесенского собора. Эта часовня, пожалуй, единственная в Ельце представляет «византийский стиль». Небольшой в сущности объём здания, сложенный из кирпича и камня, благодаря архитектурному решению выглядит монументально: высокий цоколь из блоков гладко обработанного известняка, тяжёлое обрамление тройных окон по сторонам света, из которых центральные подняты выше боковых, отчего объём часовни кажется выше, низкий пологий купол на низком круглом барабане, обрамленном рядом кокошников. А завершала всю композицию позолоченная корона с греческим крестом.

Первое время после сооружения в часовне каждую субботу служилась всенощная. На поддержание порядка в часовне и проведение богослужений часть средств давала Ремесленная управа, но большую часть — кружка для сбора пожертвований. На средства из этой кружки производился ремонт часовни.

В 1902 г. все нецеховые управы в России, в том числе и Ремесленная в Ельце, были закрыты. Наблюдение за часовней — её внешним и внутренним состоянием, проведение богослужений было поручено М.Н. Желудкову, которому вручены ключ от часовни и кружка. Но через несколько лет здание обветшало, службы в часовне прекратились.

В октябре 1909 г. часовня была передана Елецкому обществу хоругвеносцев, приступавшему к строительству Великокняжеской церкви, для которой по составленному проекту часовня должна была стать притвором. При этом в восточной стене её был сделан проход в храмовую часть. 2 октября 1909 г. часовню посетил внук императора Александра II великий князь Михаил Александрович. Факт его пребывания был учтён при обновлении росписей часовни в связи с пристройкой к ней храма: в интерьере присутствуют два равнозначных сюжета, посвященных двум святым — Александру Невскому и Михаилу Тверскому.

В советский период часовня лишилась кровли и использовалась вместе с примыкающим к ней Великокняжеским храмом под склад горпромторга. В 1990-гг. она была отреставрирована, при этом воссоздано и её завершение в виде царской короны. Восстановление живописи внутри часовни было выполнено елецким художником Е. Валяевой.

Часовня на Манежной улице

Часовня на месте Христорождественской церкви

Лесная площадь (Женский рынок) в XVIII в. 1 — часовня на месте Христорождественской церкви. Рис. А.В. Новосельцева


Находилась на современной площади Женского (Центрального) рынка со стороны ул. Манежной (Ленина). На этом месте в древности находилась деревянная Христорождественская церковь. На карте Ельца конца 1770-х гг. в западной части Женского рынка, на том месте, где позже находилась часовня, обозначен крестом деревянный храм, сгоревший в пожаре 1769 г. После этого церковь была перенесена на новое место, где находится и в настоящее время, а на её месте около 1770 г. построена каменная часовня.

В виде небольшого каменного здания севернее манежа, в северо-восточном углу Бабьего базара, часовня показана на плане города 1824 г. Историк Н.А. Ридингер писал, что часовня находилась «против театра», то есть здания, в котором прежде был манеж, занимаемый в конце XIX в. городским театром. [26]

Часовня была приписана к Спасовской церкви и, возможно, именовалась Спасовской, в память стоявшего на этом месте храма. По описанию страховых листков 1910 г., «здание кирпичное, на каменном фундаменте, покрыто железом, окрашенным масляною медяною краскою. Стены снаружи и внутри оштукатурены и покрыты известковою краскою. Длина ее 4,5 аршина, ширина 4,5 аршина, высота 3 аршина. В часовне одна дверь. Сохранилась хорошо». [27]

Судя по сохранившемуся фотоизображению, часовня носила черты, характерные для конца XVIII столетия. Изображение на плане начала XIX в. показывает, что часовня имела четырёхскатную крышу, но на фото начала XX столетия видно, что с запада, со стороны входа, был двухколонный портик, поддерживающий треугольный фронтон, несколько отступающий от углов. Возможно, это не первоначальное архитектурное оформление часовни, его она могла получить в XIX в. при строительстве манежа, носившего ярко выраженные классические черты. В целях придания всему ансамблю единства у часовни мог быть устроен такой же классический портик, как и у рядом стоявшего манежа. Не сохранилась.

Часовня в Мясных рядах на Успенской улице

По рассказам старожилов, сооружена часовня торговцами при основании торговых площадей в 1796 г. Приписана была к Успенской церкви. Описаний и изображений часовни нет, кроме обозначения её на плане Мясного рынка. По нему можно определить, что она была небольшой и находилась на площади современного Мясного рынка со стороны улицы Лермонтова. Размещалась на том месте, где ныне находится общественный туалет. Назначение её определялось, скорее всего, не памятью о каком-либо храме или событии в истории города, а тем, что при отсутствии храмов в общественном месте — площади или рынке по традиции сооружалась часовня. Наименование её неизвестно, но, возможно, как приписная к Успенской церкви, она носила то же название — Успенская. Не сохранилась.

Часовня в Рыбном ряду

Приписанная к Успенской церкви часовня, находилась на Архангельской улице в центре площади (ныне — площадь Ленина) около нынешнего Художественного отдела Елецкого краеведческого музея. По рассказам старожилов, она также была построена «на высоком каменном фундаменте с литыми чугунными стенами и железными дверями» торговцами при основании торговых площадей в 1796 г. Размеры часовни: «4 х 4 аршина, высота 7 аршин, с железными дверями и железною крышею на железных стропилах». По страховой оценке 1910 г. часовня оценивалась в 1 тыс. руб. [28] Не сохранилась.

Часовня в ограде Архангельской церкви

Размещалась у северо-восточного угла Архангельской церкви (перекрёсток улиц Свердлова и Октябрьская). По описанию начала XX в.: «С северо-восточной стороны кирпичная часовня с железной фасонной дверью. Размер часовни 5 х 3 х 3 аршина. Построена в 1860 г.». [29]

Часовню построили в то время, когда перестраивающийся Архангельский храм ещё не был освящён. Судя по описанию, она была очень маленькой, с размерами в плане 2 x 2 метра и высотой 3,5 метра. Находилась в нескольких метрах от северо-восточного угла храма, в углу металлической ограды. След от металлического (скорее всего чугунного) столба этой ограды высотой около 2,5 метра сохранился на северной стороне северовосточного угла нынешнего Архангельского храма. В описании храмовых построек есть и упоминание об ограде «с чугунными фасонными решётками и столбами. Выстроена ограда в 1860 году» [30], то есть одновременно с часовней. Не сохранилась.

Часовня в память Древне-Вознесенской церкви

Находилась на территории Вознесенского собора, с восточной его стороны. Была выстроена в середине XIX в. в память о древней Вознесенской церкви сразу после её сноса, связанного со строительством современного собора. Часовня не сохранилась, но известно, что она, согласно традиции, стояла на месте алтарей разобранного храма, то есть приблизительно в 20-25 метрах восточнее алтарей современного Вознесенского собора. Описаний и изображений её не сохранилось, но можно предположить, что формами она была близка к часовне, построенной на Казанском кладбище в то же время и тоже в связи со строительством собора. Не сохранилась.

Часовня в конце Торговой улицы

Размещалась на небольшой площадке на повороте улицы, около современного дома по ул. Мира, 171. Подобно другим часовням Ельца, построена, скорее всего, в конце XVIII — нач. XIX в. Кроме воспоминаний старожилов, никаких сведений о ней не сохранилось.

Часовня в память Древне-Успенской церкви

Красные ряды в Ельце

Красные ряды и часовня в память Древне-Успенской церкви. Фото начала XX в.


Деревянная часовня находилась на Красной площади у Красных рядов на месте нынешнего парадного входа в дом по ул. Маяковского, 1.

Построена она была в первой пол. XIX в. в память о Древне-Успенской церкви, разобранной в 1810-1820-х гг. под строительство Вознесенского собора.

Часовня была шестигранной в плане, со сферическим куполом и маленькой главкой с крупным подкрестным яблоком. Не сохранилась.

Часовня на Кузнецкой улице

Часовня на Кузнецкой улице в Ельце

Часовня на Кузнецкой улице. Фото начала XX в.


Размещалась неподалеку от нынешнего дома 1б по улице Свердлова (со стороны ул. Кузнецкой). Документы нач. XX в. так описывают ее: «Кирпичная на каменном фундаменте, покрыта железом, окрашена маслиною краскою. Стены снаружи и внутри оштукатурены и обелены известковою краскою. Размер часовни 4 аршина длиною, 4 аршина шириною и 4 высотою. 1 входная дверь. Построено здание в 1801 году, оценено во сто рублей». [31] Именовалась она также как часовня в саду бывшего дома Хренникова. [32]

Часовня была приписана к Архангельской церкви. Назначение её неизвестно, но одни предания считают её памятником (одной из четырёх часовен) погибшим ельчанам в Тамерланово нашествие, другие утверждают, что она построена над могилой людей, похороненных при первой каменной Архангельской церкви. Судя по фотографии, часовня была выстроена в стиле русского классицизма рубежа XVIII-XIX столетий, с характерными элементами тоскано-дорического ордера. Не сохранилась.

Часовня у храма Рождества Пресвятой Богородицы

Часовня возле Рождество-Богородицкой церкви

Церковно-приходская школа Рождество-Богородицкой церкви Аргамачьей слободы. Перед ней — часовня на месте древнего храма. Фото нач. XX в.


Была построена в конце XVIII в. на месте старой деревянной Рождество-Богородицкой церкви Аргамачьей слободы, разобранной в 1788 г. для строительства нового храма.

Находилась часовня неподалеку от северо-восточного угла здания старой церковно-приходской школы.

По страховым описаниям 1910 г.: «Часовня — здание тесовое, с железною крышею, на низком фундаменте, длиною 4 аршина, шириною 3 аршина и высотою 2 1/2 аршина, без окон, с одною дверью, полом и потолком. Здание ветхое. В расстоянии от храма на 40 сажен. Оценена часовня в 25 рублей». [33]

Не сохранилась.

Часовня на могиле затворницы Мелании в Знаменском монастыре

Остатки часовни на могиле Мелании

Остатки часовни с крестом на могиле затворницы Мелании. Фото 2006 г.


В 1872 г. на территории старого кладбища Знаменского монастыря, находящегося в юго-восточной и наиболее древней его части, на могиле знаменитой елецкой подвижницы — затворницы Мелании сооружён был каменный фундамент, на котором поставлен решётчатый или сквозной чугунный памятник с дверью в виде малой часовни, увенчанной наверху крестом. Внутри часовни находилось живописное распятие, пред которым во всякое время года совершались панихиды по особо почитаемой ельчанами подвижнице.

21 июня 1929 г. «комиссия по ликвидации церкви бывшего женского монастыря» решила снести чугунную часовню на могиле затворницы Мелании «как не представляющую музейного значения и мешавшую движению в городке». [34]

К моменту возрождения монастыря от часовни остались лишь части каменного основания. Изображений часовни не сохранилось. В настоящее время могила, к которой по-прежнему притекают с молитвой ельчане и гости города, обустроена, обнесена оградой, на ней поставлен крест.

Часовня во дворе табачной фабрики

Часовня во дворе табачной фабрики Ельца

Часовня во дворе табачной фабрики. Фото начала XX в.


Размещалась в 3 метрах от юго-восточного угла здания табачной фабрики Заусайлова.

В 1861 г. на этом месте находилась усадьба купца Гаврилы Заусайлова, который построил здесь табачную фабрику. В 1894 г. усадьба Заусайловых вместе с фабрикой сгорели. К 1896 г. внук Г. Заусайлова — Александр Николаевич — выстроил фабрику вновь в её современном виде.

Около 1896 г. на месте сгоревшего дома Заусайловых была построена и каменная часовня. Автором проекта, возможно, является архитектор А.С. Каминский, незадолго до этого завершивший оформление интерьеров Вознесенского собора и работавший в это же время над проектом церкви Елецкой иконы Божией Матери в Лучке. Формы часовни совпадают с формами крылец-сеней этой церкви, имевших в проекте такие же шатровые завершения, и очень близки по оформлению Александровской часовне в Ламской слободе.

Дверной проём часовни выходил на юг, на улицу Архангельскую (ныне Свердлова). Часовня была небольшая, квадратная в плане, с размером в основании около 1 x 1 саж., перекрытая восьмискатной кровлей в виде шатра.

3 февраля 1926 г. в президиум губисполкома поступил запрос «О снятии с территории Табачной фабрики «Красный Октябрь» в г. Ельце часовни … как непригодной для молитвенных целей». [35] На месте вскоре снесённой часовни были устроены южные ворота фабрики.

Часовня на углу ограды Троицкой церкви

Проект часовни возле Троицкой церкви

Проект часовни с оградой на углу Троицкой церкви


Находилась с юго-западной стороны Троицкого храма, что в Засосенской части Ельца, в углу церковной ограды. Проект на строительство каменной часовни и ограды вокруг храма был согласован 4 июля 1877 г. елецким архитектором В.В. Графом. [36] Часовня имела размеры в плане 4 x 3 арш., высоту 7 арш., с одним окном и дверью. [37]

Незадолго до взрыва в 1969 г. Троицкого храма часовня была разобрана для расширения проезжей части на перекрестке улиц Орджоникидзе и Красноармейской. Решение исполкома о её сносе принято 10 апреля 1968 г., для чего составлена была схема. [38] На месте часовни в настоящее время проходит дорога и находится пешеходный переход.

Часовня на месте Космодамианской церкви

Находилась на площадке в начале 3-го Ламского переулка, на бровке обрыва над Ельчиком. Часовня имела вид каменного столбика и указывала место престола старого деревянного храма свв. Космы и Дамиана. Вокруг неё ещё в начале XX в. лежало несколько могильных плит. [39]

Снесена в 1930-е гг. Напротив дома № 4 по 3-му Ламскому переулку сохранились остатки фундамента из тёсаного известняка, а неподалёку лежат фрагменты кирпичной стены — остатки часовни. Это место старого храма по традиции не застраивалось ранее, сохраняется незастроенным и теперь.

Часовня на месте Троицкого храма упразднённого Троицкого монастыря

Ельчане у часовни на месте Троицкого монастыря

Ельчане у часовни на месте Троицкого монастыря в праздник Святой Троицы. Фото начала XX в.


По архивным документам и старым планам Ельца известно, что с конца XVI в. на Кошкиной горе, у слияния рек Быстрой Сосны и Ельчика находился Троицкий мужской монастырь, который был упразднён в 70-х гг. XVIII в. В память о нём на месте Троицкого собора обители и была поставлена в конце XVIII столетия часовня.

Представляла она собой небольшой каменный столб размером в плане 1,5 х 1,5 аршина и высотой 1 сажень, накрытый четырёхскатной кровлей, завершавшейся восьмиконечным крестом. По бокам часовня имела небольшие ниши с иконками и лампадою. Не сохранилась.

Часовня-столб за Чёрной слободой

Фрагмент плана Чёрнослободских земель

Фрагмент плана Чёрнослободских земель 1865 г. с обозначением столба-часовни


Находится в полутора километрах к северу от Чёрной слободы, в 250 метрах слева от Старой Московской дороги, у края оврага со следами плотины. Обнаружена 8 января 2007 г. авторами книги. Представляет собой столб из монолитной плиты известняка длиной 370 см, толщиной 25 см, шириной у основания 87 см, у вершины — 65 см. Закапывался на 1/3 длины. В верхней части имеется ниша размером 30 х 25 см, глубиной 10 см для размещения иконы. Грани столба на половину его длины имеют скосы-фаски около 5 см. В завершении столба — остатки металлического штыря сечением 1 х 1,5 см, залитого свинцом, который являлся частью металлического креста.


Поваленный столб-часовня

Поваленный столб-часовня. Фото 2006 г.


Часовенный столб обнаружен лежащим, с отколотой по нижнему краю иконной ниши верхушкой. Снесён, по словам жителей, трактористом, пахавшим рядом поле.

На «Плане выгонной земли города Ельца Орловской губернии, съемки 1865 и 1866 года» на этом месте значится «часовня», обозначенная крестом, а на плане Ельца середины XX в. место обозначено как «каменный столб». На плане 1866 г. видно, что часовня стояла у плотины, от которой начиналась дорога, идущая на север. Чертёж конца XVII в. указывает эту же дорогу, совпадающую с межой Чёрнослободских земель, и идущую отсюда по Рогатовской дороге. [40] Возможно, это была часовня, закреплявшая границы земель. Обнаруженный столб, скорее всего, поставлен в XIX в. на месте более древней часовни.

Скорбященская часовня на Воронежской площади

Скорбященская часовня в Ельце

Вид на Засосенскую часть города. В центре — Скорбященская часовня. Фото начала XX в.


Размещалась неподалеку от моста через реку с Засосенской стороны, на нынешнем перекрёстке ул. Орджоникидзе (Воронежской) и Пожарной. Время построения её неизвестно, но, скорее всего, появилась она сразу после строительства в этом месте в сер. XIX в. моста через Сосну. [41]

В начале XX в. часовня была приписана к Троицкой церкви. В ней находились иконы Св. Троицы и Божией Матери «Всех скорбящих радости», давшей название часовне. [42] По описанию 1910 г.: «Здание деревянное, тесовое, на каменном фундаменте. Покрыто железом. Длиною 4 x 4 аршина и высотой 3 аршина. С полом и входною дверью. Оценена часовня в 25 рублей». [43] Не сохранилась.

Никольская часовня

Никольская часовня в Ельце

Вид на мост и Успенскую церковь из Засосенской части Ельца. Справа — Никольская часовня. Фото начала XX в.


Размещалась у моста через реку Сосну на Воронежской улице с городской стороны и построена была, вероятно, вместе с самим мостом и одновременно со Скорбященской часовней на другой стороне.

Она была деревянной и небольшой в плане – 2 x 2 аршина и высотой 3 аршина. Приписана к Троицкой церкви за Сосной. [44]

В ней находилась местночтимая икона святителя Николая, некогда обретённая на камне. [45] Не сохранилась.

Часовня при Вознесенском соборе

Известна по упоминанию в архивных документах 1901 г.: размер её составлял 2,5 х 3 саж., имела кирпичные своды и каменный пол, с одним большим окном и большими на железных петлях дверями с кованым навесом. Была покрыта тёсом. Построена елецким купцом Семёном Калашниковым в 1771 г. над посечёнными Темир-Аксаком ельчанами. При ней богадельня. [46] Однако из этого описания не ясно, о какой часовне идет речь: существующая в соборной ограде часовня была построена в 1801 г., а часовня на месте древней Вознесенской церкви появилась лишь после разборки этого храма в сер. XIX в. Возможно, что это одна из перестроенных часовен, находившихся именно при богадельне ещё в конце XVII в., упомянутая в писцовых книгах стольника Тихона Камынина 1691-1693 гг.: «Да внутре ж города Ельца Богодельня Пятницкая, едучи по той же (Донковской) дороге на (пра)вой же стороне подле церковнаго кладбища Успения Пресвятой Богородицы. А у той богодельни часовня. А та богодельня и часовня строены государевым жалованьем. А в той часовне образы строение по обещанию богодельницких нищих, а длина той богодельни по передней стороне восемь сажен, а по заподной девять сажен, а поперег подле двора успенского дьячка 6 сажен, а по другую сторону пять сажен, да той же мере на той же богодельне построена лавка Епифана Иванова сына Бехтеева и длина ей три сажени, поперег две сажени». [47] Судя по этому описанию, данная часовня стояла в начале современной улицы Маяковского, возле дома № 1.

Часовня у Иверской церкви

Часовня у Иверской церкви

Часовня у Иверской церкви. Фото 1900-х гг.


Располагалась южнее деревянной Иверской церкви, к которой и была приписана, и выходила на улицу Соборную (ныне Пушкина).

По описанию 1910 г. это «деревянная, сбитая из досок часовня 4 x 4 аршина, высотой 5 1/2 аршина, с полом и потолком». [48]

По церковной легенде, связанной со строительством южнее церкви во имя Елецкой иконы Божией Матери, на этом месте на камне была найдена Иверская икона Божией Матери.

Часовня разрушена после 1931 г., так как в это время ещё обозначена на плане города.

Часовня при богадельне Покровской церкви

Богадельня при Покровской церкви

Фрагмент плана города Ельца 1908 г. 1 — богадельня при Покровской церкви


Часовня находилась в угловом каменном здании по ул. Октябрьская, севернее колокольни Покровской церкви, ныне перестроенном под жилой дом.

Размер её составлял 3 х 8,5 саж., «с двумя тёплыми комнатами, разделёнными холодными сенями».

Построена помещицей Екатериной Феоктистовной Даниловой в сер. XVIII в. [49]

Возможно, что богадельня имела отношение к памяти упразднённой в XVIII в. и стоявшей неподалеку от этого места Георгиевской церкви Александровской слободы. На южной глухой стене здания в настоящее время видна заложенная ниша, в которой могла размещаться икона.

Часовня-столб на Соборной улице у дома Хренникова

Часовня у дома Хренникова

Воронежская улица. Слева, за столбом — часовня у дома Хренникова. Фото нач. XX в.


Построена, по свидетельству Н.А. Ридингера, в 1825 г. в память ельчан, погибших при нашествии Тамерлана. [50] Её же упоминает И.И. Уклеин: «Третья (башня) была, где ныне столб с иконами, повыше Сретенской церкви, то есть на другом углу квартала». [51]

Рядом с часовней в начале XX в. по ул. Соборной, в 140 квартале, на пересечении улиц Соборной (Октябрьской) и Воронежской (К. Маркса) находился дом гласного Елецкой городской думы Алексея Петровича Хренникова. Сам дом отстоял от угла улицы на 3 м. Возможно, что основанием для постройки на этом месте часовни было не легендарное нашествие Тамерлана, а то, что здесь в XVII — нач. XVIII в. была южная граница города, и именно при начале больших дорог, входящих в Елец, располагались часовни. Здесь же между двух старых слобод — Пушкарской и Стрелецкой как раз и проходила древняя Ливенская дорога.

Часовня представляла собой плоский каменный столб примерно 1 x 2 аршина в основании и высотой около 3 м, перекрытый двускатной кровлей. Плоской стороной часовня была обращена в сторону Воронежской улицы, торцом — в сторону Соборной. Завершение этого восточного торца имело резной фронтон сложной формы, завершённый маленькой главкой с позолоченным крестом. Ниже фронтона, на высоте человеческого роста, размещалась ниша с иконой и лампадой.

Поскольку на плане 1931 г. часовня отсутствует, можно предположить, что снесена она была в 1920-е гг. Теперь на этом месте находится вход в магазин в доме по ул. Октябрьская, 111.

Часовня в Чёрной слободе

Располагалась на месте дома по ул. Маяковского, 98. Известна со слов старожила Н.А. Кремышева, долгое время работавшего при Вознесенском соборе. Никаких изображений и сведений о том, чему была посвящена часовня, не сохранилось. В XVII-XVIII вв. здесь, на северной границе городских земель, располагалась Московская застава, при которой, возможно, и находилась часовня.

Часовня на Орловской улице

Находилась, по словам старожилов, на месте здания по ул. Коммунаров, 21, напротив нынешнего кинотеатра «Луч». Никаких изображений и сведений о том, чему была посвящена часовня, не сохранилось. Вероятно, эта часовня была построена при Орловской заставе, находившейся на этом месте в конце XVIII — нач. ХIХ в. Отсюда начиналась большая дорога на Орёл.

Часовня у колодезя на реке Ельчик у Александровской слободы

Часовня у колодезя на реке Ельчике

Фрагмент плана города Ельца 1820-х гг. 1 — часовня у колодезя на р. Ельчике


Находилась у колодезя на правом берегу реки Ельчик, в устье оврага, разделявшего Старую и Новую Александровскую слободы, неподалеку от нынешнего водозабора.

Обозначена на плане 1769 г. [52] как безымянная постройка, а на обмерном плане пригородных слобод 1820-х гг. [53] — как квадратная постройка, помеченная крестом.

Строительство часовен у источников было явлением широко распространённым. Вероятно, при каждом из источников-колодезей, подобно Александровскому и монастырскому, ставились часовня или крест.

Не сохранилась.

Часовня в Преображенской церкви

Часовня была устроена в северном приделе-пристройке к колокольне Преображенской церкви [54] и существовала на том же месте после перестройки храма в 1810 г. В июне 1866 г. был утверждён проект на строительство новой колокольни (выстроена в 1871 г.), и в пристройке к ней снова была сделана часовня. Вход в неё был самостоятельный, изолированный от храмовых помещений, со стороны Кладбищенской улицы (ныне Л. Толстого). Сохранилась в настоящее время.

Часовня-столб при тюремном замке на Орловской улице

Часовня-столб у тюремного замка

Здание тюремного замка. В центре — часовня-столб. Фото начала XX в.


Представляла собой один из каменных угловых столбов ограды при входе со стороны Орловской улицы (ныне Коммунаров) на территорию тюрьмы с правой стороны.

Отличалась от симметрично расположенного с левой от входа стороны такого же столба наличием ниш для свечей и иконы с изображением святителя Тихона Задонского. Часовня квадратная в плане, с размером у основания примерно 1 х 1 м и высотой 3 м. Имела треугольные перспективные фронтончики по сторонам света, образовывавшие восьмискатную кровлю, и маленькую главку с луковичным завершением, увенчанным позолоченным крестом на подкрестном яблоке. Сбоку, с левой стороны, на ней размещался фонарь, освещавший тюремные ворота. Не сохранилась.

Часовня-голубец в Старой Александровской слободе у «Винных подвалов»

Находилась в 300 саж. к западу и в двух кварталах от Христорождественского храма, на пустоши, называемой Винные подвалы, или «убогим домом». Представляла собой столб-голубец с иконой Божией Матери и неугасимой лампадой. Здесь, по преданию, стояла виселица для казни преступников, куда свозили тела умерших, которые некому было похоронить. На это место ежегодно в четверг перед Троицей совершался крестный ход из Спасского храма и служились молебен с акафистом Успению Божией Матери и панихида по всем усопшим. [55] Архивные источники также упоминают это место: «В Александровской слободе на усадьбе мещанина Павла Семёнова Стребкова имеется деревянный крест, огороженный балясником, поставлен неизвестно кем и когда, в память бывшего на этом месте эшафота». [56] Согласно переписи Ельца, мещанин Павел Семёнович Стребков жил в квартале № 42, выходившем на территорию Александровской площади [57] (ныне в районе южнее пересечения ул. Разина и Стадионной), где на рубеже XVIII-XIX вв. находился винный погреб с винным магазином. В настоящее время среди жителей района это место, расположенное к западу от церкви, называется Винные подвалы. Согласно планам города рубежа XVIII-ХIХ вв. здесь действительно находилась большая незастроенная с площадь с винными погребами, но народные предания связывают это название не с «вином», а с «виновными», то есть с теми, кого наказывали или казнили. Здесь, на территории Старой Александровской слободы, за городом, находился и эшафот. В настоящее время территория Старой Александровской площади застроена частными домовладениями.

Часовня-столб в память Сергиевской церкви

Память о Сергиевской церкви, первого храма Чёрной слободы второй половины XVII в., сохранялась в имени придела св. Сергия Радонежского ныне существующей Владимирской церкви, построенной на месте Сергиевского храма, а также в виде часовни-столба у его южной стены — там, где стояла древняя Сергиевская церковь. Когда была построена часовня, неизвестно, но в начале XX в. она существовала и на плане 1908 г. обозначена крестом. Не сохранилась.

Ново-Троицкая часовня

Ново-Троицкая часовня в Ельце

Ново-Троицкая часовня. Фото 2006 г.


Размещается вблизи перекрёстка улиц Орджоникидзе и Красноармейской.

Построена в 2000 г. по проекту архитектора А.В. Новосельцева по инициативе настоятеля Вознесенского собора в память о снесённой в июле 1969 г. Троицкой церкви, южнее её алтарей.

Часовня в здании железнодорожной больницы

Часовня в здании железнодорожной больницы Ельца

Часовня в здании железнодорожной больницы. Фото 2006 г.


Размещается на первом этаже западного корпуса НУЗ «Отделенческая больница города Ельца» по Новолипецкой улице.

Устроена силами сотрудников больницы по инициативе главврача больницы В.М. Катурова в помещениях бывших детских боксов, переведённых в детскую больницу города. Освящена благочинным Елецкого округа протоиереем Василием Романовым к празднику Святой Троицы в 2004 г. Учитывая то, что в Засосенской части города в районе больницы нет храма, входов молельню устроено два: с улицы и из больничного коридора, с тем, чтобы она была доступна как больным, так и жителям района. Приписана к Вознесенскому собору. Часовня открыта ежедневно, в ней священники собора дважды в неделю исповедают и причащают всех желающих.

Часовня святителя Тихона Задонского

Часовня Тихона Задонского

Часовня во имя св. Тихона Задонского. Фото 2006 г.


Построена на территории православной гимназии имени святителя Тихона Задонского в 1997 г. по проекту архитектора А.В. Новосельцева.

Находится у ворот севернее старого корпуса. Часовня квадратная в плане, кирпичная, оштукатуренная, перекрыта четырёхгранным куполом с деревянной световой главкой в завершении.

Часовня в здании Православной гимназии имени святителя Тихона Задонского

Находится на втором этаже нового учебного корпуса, расположенного во дворе православной гимназии по ул. Ленина, 125. Устроена в 2003 г. вместе с окончани-ем строительства самого корпуса.

Часовня в здании Елецкой тюрьмы

Часовня в здании Елецкой тюрьмы

Часовня в здании Елецкой тюрьмы. Фото 2006 г.


Устроена в виде молельной комнаты около 1990 г. в одной из бывших камер на верхнем этаже старого корпуса тюрьмы.

Инициатором её создания стал старший инспектор по ОВР М. Соколов, которого поддержал начальник тюрьмы И. Колодко.

В 1996 г. в молельной комнате был проведён ремонт, после которого она была заново освящена настоятелем Вознесенского собора протоиереем Василием Романовым, окормлявшим в то время заключённых тюрьмы.

Новостроящаяся часовня на новом городском кладбище

Часовня на новом городском кладбище

Строящаяся часовня на новом городском кладбище. Фото 2006 г.


В 1971 г. старое кладбище, оказавшее внутри городской застройки, было закрыто, и захоронения стали производиться на новом кладбище за западной окраиной Ельца.

25 августа 1998 г. Елецкое областное отделение Российского фонда инвалидов войны в Афганистане обратилось в администрацию города с просьбой о выдаче задания на проектирование при новом кладбище памятной часовни в честь воинов, погибших в Афганистане и Чечне. Закладка часовни произведена была раньше, так как выбор места под строительство часовни и устройство фундаментов уже состоялись в 1996 г., но документы на неё не были оформлены.

Согласно эскизу, выполненному елецким архитектором А.А. Коваленко, часовня должна быть освящена во имя св. Георгия Победоносца, поскольку предполагает над входом изображение св. Георгия, поражающего змия. Однако строящаяся часовня своим обликом значительно отличается от первоначально задуманной.

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. ГАОО. Ф. 27. Oп. 1. Д. 45. Л. 15.
2. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 6-6 об.
4. ГАЛО. Ф. 1110. Oп. 1. Д. 410.
5. РО ИИМК РАН. Ф. 1. Д. 92. Л. 1-6.
6. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов в кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Елец, 1994. С. 56.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 55.
8. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 265.
9. Кожухов И. Елец. Историческое исследование. — Елец, 1911. С. 13; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. С. 83.
10. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов В кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Елец, 1994. С. 30.
11. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики Ельца. — Елец, 1993. С. 30.
12. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 4.
13. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 73.
14. Елецкий дневник. 1913. 5 февраля. С. 3.
15. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 122.
16. Кожухов И. Елец. Историческое исследование. — Елец, 1911.С. 13.
17. РО ИИМК. Ф. Р-III. Д. 5. Л. 116.
18. РГИА. Ф. 799. Оп. 25. Д. 1501.
19. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 153.
20. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 42.
21. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 144.
22. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 132.
23. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 87. Л. 1.
24. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 42-43.
25. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 132.
26. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 99; РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 9. Л. 1.
27. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 44-46.
28. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 53-55.
29. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
30. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27.
31. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 29.
32. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 153.
33. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 7.
34. Красное знамя. 1929. № 138. С. 4.
35. ГАОО. Ф. Р-79. Oп. 1 Д. 49. Л. 94.
36. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 8. Л. 64-65.
37. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 52.
38. Архив Елецкой горархитектуры.
39. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 143.
40. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Д. 23877. Л. 170.
41. РГИА. Ф. 128. Оп. 31. Д. 985.
42. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 162.
43. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52.
44. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52.
45. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 162.
46. ГАЛО. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 32 об.
47. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 137. Л. 6-6 об.
48. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 18-20.
49. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 32 об.
50. Ридингер. Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 37.
51. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов / В кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Елец, 1994. С. 42.
52. РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 8.
53. РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Д. 9.
54. ГАОО. Ф. 22. Оп. 120. Д. 25.
55. РГАДА Ф. 1488. Оп. 3. Д. 8. Л. 108; Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 258.
56. ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 2849. Л. 23.
57. Собрание В.А. Заусайлова.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний
Обсуждение: 2 комментария
  1. Marina:

    Почему «мертвые» гиперссылки на 2 и 3 страницы?

    • Марина, здравствуйте. Ссылки рабочие. При просмотре обновите первую страницу, или, если это не поможет, попробуйте зайти через другой браузер. Если и это не сработает, рекомендую очистить кэш браузера.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором