Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского

В тот же день храмоздатель Александр Николаевич Заусайлов был избран помощником старосты Великокняжеского храма, а обязанности почётного ктитора согласился возложить на себя великий князь Михаил Александрович, получивший на это разрешение императора 10 января 1913 г. [19] Государь пожертвовал от своего имени в Александро-Михайловской храм хоругви [20], ныне возвращённые из Елецкого краеведческого музея на своё историческое место. Александро-Михайловская церковь своего прихода не имела и считалась приписной к Покровской церкви. [21]

Александр Николаевич Заусайлов, для которого Александро-Михайловский храм стал по-настоящему делом жизни, обязался построить при храме какое-либо «благотворительно-просветительное учреждение» и сразу после завершения строительства принялся за постройку дома призрения, посвятив его предстоящему 300-летию царствующего дома Романовых.

Закладка состоялась 25 апреля 1912 г. Накануне в Великокняжеской церкви прошло всенощное бдение в сослужении Преосвященного Григория, епископа Орловского и Севского, и епископа Елецкого Митрофана. Утром на следующий день в 9 часов началась литургия, после которой в присутствии орловского губернатора С.С. Андреевского состоялась торжественная закладка дома призрения. Под юго-западным углом стены будущего здания был вложен продолговатый стеклянный цилиндр с пергаментом, на котором написан акт совершения закладки. Епископ Григорий, окропив святой водой угол и вложив цилиндр, положил первый кирпич, второй — Владыка Митрофан, третий — орловский губернатор, четвёртый — Александр Николаевич Заусайлов, пятый и шестой – «две дамы Заусайловы», седьмой — председатель окружного суда Языков. [22]

С апреля 1912 г. развернулись строительные работы. Одновременно началось обустройство под Великокняжеской церковью пещерного храма, задуманного как копия иерусалимского храма Гроба Господня, в память исцеления цесаревича Алексея Николаевича, и посвященного небесным покровителям государя императора и наследника — святителям Николаю Чудотворцу и Алексию, митрополиту Московскому.

Освящение пещерного храма и дома призрения приурочивалось к празднованию 300-летия дома Романовых, но здание дома призрения было в основном закончено уже к новому 1913 г. Вот как описывает новогодний праздник, проводившийся Обществом хоругвеносцев, елецкая газета: «…После церковного торжества внутри храма все молящиеся вышли на церковную площадку между храмом и вновь выстроенным домом призрения в память 300-летнего царствования дома Романовых. Это прекрасное здание, построенное в строго выдержанном стиле боярских палат XVII столетия, увенчанное государственным гербом, является украшением города рядом с богатым храмом, отделанным с редким искусством и красотою. Вся церковная площадка была освещена электричеством, двери, ведущие в дом, задрапированы и здесь размещены большие портреты Их Величеств — Государя Императора и Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Великого Князя Михаила Александровича. Всё крыльцо было покрыто коврами. Стояла тихая морозная ночь. Ещё ярко освещенный храм, залитая электричеством площадка и главный фасад, украшенный мозаичной майоликой с картинами Московского Успенского собора, Красного крыльца и Царского терема…». [23] Кроме того, майоликовое панно с цветочным орнаментом украшало главный фасад дома, а на щипце красовалась надпись:

Дом
Призрения
в память 300 летия
царствования дома
РОМАНОВЫХ
Елецкого Общества Хоругвеносцев
состоящего под августейшим
покровительством
Его Императорского Высочества
Великого Князя
МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА
1613-1913

На боковых фасадах майоликовые панно с растительными орнаментами украшали фриз и очелья наличников, а над входом в дом на фронтоне крыльца было хорошо сохранившееся до настоящего времени изображение двуглавого орла с символами царской власти. Майоликовый фриз и красивая черепичная кровля до настоящего времени украшают примыкающую к дому башню — повалушу. Крупные композиции на фасадах дополняют отдельные вставки изразцов, яркими акцентами выделяющиеся на красно-кирпичной кладке.


Восстановленная могила Александра Заусайлова

Восстановленная могила строителя храма A.Н. Заусайлова у алтарной стены церкви. Фото 2006 г.


Весной 1913 г. заканчивались отделочные работы в пещерном храме. Он был перекрыт сводами Монье по металлическим рельсам и освещен электричеством. Иконостас в нём установлен был 28 мая 1913 г. Планировавшееся первоначально освящение дома призрения и пещерного храма на 2 мая — день празднования встречи царя Михаила Фёдоровича в Москве в 1613 г. — пришлось перенести на начало июня.

Когда всё было готово к освящению, в Елец стали съезжаться почётные гости. 3 июня в 10 часов прибыл епископ Орловский Григорий. Вместе с ним архимандрит Чудова монастыря в Московском Кремле Арсений и депутация Елецкого общества хоругвеносцев, ездившая в Орёл. На торжество были привезены святыни: Фёдоровская икона Божией Матери, подаренная Елецкому Обществу хоругвеносцев Сводным конногвардейским Его Императорского Величества полком, икона св. Ермогена, частица от гроба и в ковчежце частица мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Образ святителя Алексия пожертвовал в пещерный храм Ельца государь император Николай Александрович.

С вокзала крестный ход двинулся к храму Общества хоругвеносцев. У Сретенской церкви полковой оркестр играл «Коль славен». К крестному ходу присоединился хор певчих почётного члена общества действительного статского советника Александра Николаевича Заусайлова. Крестный ход прошел по Мясницкой, Торговой, Кладбищенской и Успенской улицам. Потом состоялся молебен с провозглашением многолетия царской семье и августейшему покровителю Елецкого общества хоругвеносцев. В шесть часов вечера была отслужена панихида в пещерном храме.


Экспозиция антирелигиозного музея в Великокняжеской церкви

Экспозиция антирелигиозного музея в Великокняжеской церкви. Фото 1930-х гг.


На следующий день — 4 июня состоялось освящение пещерного храма и дома призрения Преосвященным Григорием в сослужении с архимандритом Арсением и елецким духовенством. На торжестве присутствовали губернатор С.С. Андреевский и представитель императора — флигель-адъютант граф Александр Николаевич Граббе, который согласился на просьбу А.Н. Заусайлова принять звание почётного члена Елецкого общества хоругвеносцев.

После освящения и крестного хода, в только что освящённом храме Владыкой Григорием была совершена торжественная литургия, а затем освящён дом призрения, призванный стать приютом для «всех сирых и убогих». Открытое вскоре богоугодное заведение согласился взять под своё августейшее покровительство великий князь Михаил Александрович. [24]

По завершении строительства и после всех торжеств Александр Николаевич Заусайлов продолжал заботиться о Великокняжеской церкви и её благолепии, на собственные средства содержал прекрасный хор, который приходили послушать ельчане со всех концов города. A.H. Заусайлов строил планы на будущее — он говорил о своём желании построить церковь для мужской гимназии. Однако этому не суждено было сбыться — 15 июня 1915 г. Александр Николаевич скоропостижно скончался от холеры. Отпевание его состоялось в храме, им построенном, и здесь же в специально устроенном склепе под главным алтарём пещерной церкви он нашёл свой последний приют. Состоявшиеся 20 июня похороны Заусайлова, смерть которого буквально потрясла весь Елец, собрали множество людей. Похоронная процессия, растянувшаяся на два квартала, свидетельствовала о том уважении, которое питали ельчане к своему знаменитому земляку, так много сделавшему родному городу. На погребение Заусайлова прислал венок из живых цветов великий князь Михаил Александрович. Присутствовал на похоронах и епископ Елецкий Павел.


Комплекс Великокняжеского храма в 1970-е годы

Комплекс Великокняжеского храма. Фото 1970-х гг.


Со временем с восточной стороны храма на алтарной стене над склепом было установлено искусно выполненное майоликовое надгробие с рельефными травными полихромными орнаментами.

После кончины строителя и последовавшей революции круто изменилась яркая судьба Великокняжеской церкви. В 1922 г. из неё изъяли всю ценную утварь весом 2 фунта 94 золотника. [25]

26 августа 1923 г. храм вновь обследовала комиссия «на предмет установления и соответствующей регистрации находящихся там памятников искусства и старины». Комиссия осмотрела и пещерный храм, найдя в нём «очаг всё губящей сырости: все церковные ценности немедленно удалить из этого помещения, а хранящийся там медный складень — памятник старины, передать в Елецкий пролетарский музей». В верхнем храме комиссией отмечена была особая ценность двух местных икон – «Христа и Божией Матери», которые «представляют собою богатые памятники художественного творчества позднейших времен». Эти иконы оставили под «особую ответственность» в храме. [26]


Комплекс Великокняжеского храма после реставрации

Комплекс Великокняжеского храма (вверху) и Дома призрения (внизу) после реставрации. Фото 2006 г.

Комплекс Дома призрения после реставрации


Великокняжескую церковь, представлявшую до революции оплот патриотов и монархистов Ельца, закрыли одной из первых в городе. В 1929 г. последовало распоряжение местных властей о расторжении договора с группой верующих Александро-Михайловской церкви: «Принимая во внимание, что здание и культовое имущество церкви находится на учёте наркомпроса, что верующие могут исполнять свои религиозные потребности и в близлежащих церквах, что религиозная община данной церкви по своему социальному положению является враждебной по отношению советской власти, и учитывая требования рабочих, у коих рядом с церковью функционирует клуб, поручить начальнику окр. адмотдела совместно с зав. окр. ОНО, в соответствии с ст. 30 РКПр РСФСР от 18 мая № 35 составить на имя Президиума облисполкома о закрытии церкви обстоятельную докладную записку». [27] Эти документы, призванные придать некий вид законности действиям властей в отношении Великокняжеской церкви, готовились, когда храм был фактически уже закрыт. Произошло это в 1927 г., а в 1928 г. в нём был создан антирелигиозный музей.


Майоликовые украшения дома призрения

Майоликовые украшения дома призрения. Фото 2006 г.

Майоликовые украшения дома призрения


В музее в 1931 г. находились изъятые из Задонского Богородицкого монастыря мощи святителя Тихона, портрет затворницы Мелании, риза о. Иоанна Борисовича Жданова, Царские Врата из Рождественской церкви, цепь из Преображенской, некогда закреплённая там по приказу святителя Тихона, и другие православные реликвии. Здесь же хранилось знамя «Союза русского народа». Интерьеры храма и внутреннее его убранство, к счастью, были сохранены как фон для ведения экскурсий. Во время экскурсий сотрудники музея сопровождали демонстрацию экспозиции примитивными комментариями антирелигиозной направленности. Так, риза о. Иоанна именовалась «грязной тряпкой» или ризой «елецкого попа, попавшего в святые по дружбе с Тихоном Задонским». [28] Небылицы рассказывали о жизни священно- и церковнослужителей и монашествующих Ельца.

Интерьер пещерного храма сохранялся до 1928 г. По воспоминаниям Николая Александровича Кремышева, посетившего в этот год пещерную церковь Великокняжеского храма вместе с Елецким епископом Николаем, ему запомнился «…маленький иконостас. Царские Врата от долгого неиспользования скрипели и открывались с трудом. Алтарные двери были узкие, в них можно было пройти только боком. В алтаре запомнился небольшой престол. Электрического освещения уже не было, и осмотр производили со свечами в руках. В храме ещё были венки, оставшиеся после похорон A.H. Заусайлова. Его гробница находилась за горним местом, под алтарем Великокняжеской церкви». [29]

К сожалению, в советские времена могила мецената была разграблена и осквернена, а надгробие — настоящее произведение искусства — просто разбито. Останки храмоздателя были выброшены из склепа. По воспоминаниям старожилов, кости были прикопаны во дворе, черепом его играли в футбол. Склеп использовали как выгребную яму для туалета.


Бюст Заусайлова возле Великокняжеского храма

Бюст А.Н. Заусайлова работы скульптора В.Л. Челядина у комплекса Великокняжеского храма. Фото 2006 г.


Антирелигиозный музей просуществовал в стенах Великокняжеской церкви до Великой Отечественной войны, а затем уже не возобновлялся. 1 марта 1944 г. верующие Ельца ходатайствовали об открытии храма свв. Михаила Тверского и Александра Невского, но в официальном ответе им было сказано, что церковь «используется под антирелигиозный музей». [30]

В январе 1956 г. церковное здание по улице Советской арендовал Горторг. [31] В 1962 г. Великокняжеская церковь «безвозмездно» передана «на баланс Елецкому горпромторгу по фактически оценочной стоимости» и использовалась как складское помещение. [32]

Дом призрения поделили на коммунальные квартиры. Сразу же после революции царский герб над уличным фронтоном и надписи на фасаде дома призрения были сбиты, выведена из строя отопительная система.

По ходатайству Елецкого городского отделения ВОПИиК решением Елецкого горисполкома № 79 от 21.02.1990 г. храм был освобождён и решением Липецкого областного Совета народных депутатов № 303 от 18.07.1991 г. передан Русской Православной Церкви. На основе этого решения издано постановление главы администрации Ельца № 528 от 30.12.1992 г. Решением городского собрания представителей Ельца № 113 от 16.07.1996 г. общине храма был передан дом призрения, а также здание по ул. Советской, 90 (бывший дом священника Архангельского).

Весь комплекс Великокняжеского храма представлял собой заброшенный квартал с грудами мусора и грязи. Храм был без кровли, а купола залиты гудроном, окна забиты щитами, сильно пострадала майоликовая плитка на южном фасаде. На иконостасе головки херувимов и ангелов были срублены, иконостас имел многочисленные мелкие утраты. Несколько сохранившихся икон — святитель Николай, святая Великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский и святой благоверный князь Михаил Тверской — все в рост имели стёртые лики. Сами иконы, написанные на металле, лужёным свинцом влитые в стены храма, были исковерканы, но не вынуты из киотов стен. Деревянным настилом храм по высоте был поделен на два этажа. На втором этаже храма был устроен переход в соседнее здание, служившее складским помещением. Пещерная церковь от сырости сильно пострадала и являлась складом пустой тары.


Внутреннее убранство Великокняжеского храма

Внутреннее убранство Великокняжеского храма. Фото 2006 г.


В 1991 г. начались восстановительные работы в Великокняжеском храме. Финансирование велось из нескольких источников. В 1993 г. 17,5 млн. руб. вложила в реставрацию храма дирекция программы «Возрождение». Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области заказала на заводе в Гусь-Хрустальном крест. [33] Основные хлопоты по возрождению комплекса взял на себя благочинный Елецкого округа, настоятель Вознесенского собора протоиерей Василий Яковлевич Романов.

Его трудами к настоящему времени храм приведён в свой первоначальный вид. Возрождён и дом призрения. Частично восстановлено и надгробие на могиле великого гражданина Ельца Александра Николаевича Заусайлова. Бронзовый бюст А.Н. Заусайлова работы скульптора В.Л. Челядина, увековечивший память строителя Великокняжеского храма, установлен по инициативе Владимира Александровича Заусайлова и открыт 7 сентября 2003 г.

В настоящее время комплекс храма свв. князей Михаила Тверского и Александра Невского с домом призрения вновь является украшением города, наполняет ельчан гордостью за своих предков, век назад сотворивших такое чудо, и привлекает тысячи гостей города полюбоваться им.

Священно- и церковнослужители храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского:

Священники:

Высоцкий Константин – 1913
Романов Василий Яковлевич — 1990

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. ОЕВ. 1909. № 49. С. 947-959.
2. ОЕВ. 1909. № 41. С. 947-959; 1913. № 23. С. 668-671.
3. ОЕВ. 1909. № 41. С. 929- 932.
4. Елецкая жизнь. 1909. 13 октября.
5. Проект устава Орловского общества Хоругвеносцев — в кн.: Орловская епархия в 1906-1908 гг. Кишинев, 1914. С. 788-791; ОЕВ. 1909. № 50. С. 1231.
6. Елецкая жизнь. 1909. № 15.
7. ОЕВ. 1909. №50. С. 1231.
8. ОЕВ. 1909. №50. С. 1231.
9. ОЕВ. 1909. № 50. С. 1232-1234.
10. ОЕВ. 1909. № 50. С. 1236-1237.
11. Горлов В.П., Новосельцев А.В. Великокняжеская церковь в Ельце. — Елец, 2005. С. 36.
12. РГИА. Ф. 1293. Оп. 106. Д. 3. Л. 1.
13. РГИА. Ф. 1293. Оп. 106. Д. 3. Л. 2-4.
14. РГИА. Ф. 1293. Оп. 106. Д. 3. Л. 10-11.
15. Елецкая жизнь. 1910. № 16. С. 2.
16. ОЕВ. 1909. № 50. С. 1231-1237.
17. ГАОО. Ф. 27. Oп. 1. Д. 45. Л. 12-16 об.
18. ГАОО. Ф. 27. Oп. 1. Д. 45. С. 13.
19. РГИА. Ф. 797. Oп. 1. Д. 461. Л. 26.
20. Елецкий дневник. 1913. № 117.
21. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 1.
22. ОЕВ. 1912. № 18. С. 517-518.
23. Елецкий дневник. 1913. № 1.
24. ОЕВ. 1913. № 22. С. 644; № 23. С. 668-671; Елецкий дневник. 1913. № 139, 142, 144.
25. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
26. ГАЛО. Ф. Р-147. Oп. 1. Д. 210. Л. 117.
27. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 141.
28. Фонды ЕКМ.
29. Горлов В.П., Новосельцев А. В. Великокняжеская церковь в Ельце. — Елец, 2005. С. 37.
30. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 43. Л. 12.
31. ГАЛО. Ф. Р-408. Oп. 1. Д. 205. Л. 39.
32. ГАЛО. Ф. Р-408. Oп. 1. Д. 866. Л. 52; Ф. Р-2184. Оп. 1.Д. 11. Л. 12.
33. Горлов В.П., Новосельцев А.В. Великокняжеская церковь в Ельце. — Елец, 2005. С. 56-57.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний

Страницы: 1 2

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Татьяна Головченко:

    Большое спасибо за интересный рассказ! Но создатели тоже заслуживают упоминания! Архитектор,строители, создатели майолики!Если возможно — опишите кто сделал эти великолепные панно.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
Получить туристическую карту Воргольских скал
© 2018, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2018, Разработка WPcore  ·  2006-2018, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором