Храм Воскресения Христова

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Храм Воскресения Христова в Ельце

Храм Воскресения Христова на Чёрнослободском кладбище. Фото начала XX в.


Каменная кладбищенская церковь Воскресения Христова находилась на территории Чернослободского кладбища на северной окраине города, справа от Старомосковской дороги. Ныне на месте кладбищенских ворот находится жилой дом № 168 по ул. Маяковского, а место, на котором стоял храм, сегодня можно узнать лишь по небольшому холмику над фундаментами. Да, пожалуй, ещё разбросанные вокруг могильные плиты разорённого городского кладбища напоминают сегодня о Воскресенской церкви.

Построена церковь в 1826-1827 гг. старанием священника Владимирского храма Иоанна Исидоровича Очкина и прихожан — мещан Алексея Гаврилова и Иоанна Фролова. [1] Кладбищенский храм не имел ни самостоятельного прихода, ни своего штата священно- и церковнослужителей и считался приписным к Владимирской церкви Чёрной слободы.

Усердием протоиерея Павла Бутягина и церковных старост Николая Фролова, Николая и Петра Ростовцевых на средства купцов Валуйских и других прихожан церковь вместе с кладбищем обнесена была каменной оградой. [2]

Страховые листки начала XX в. так описывают церковь: храм холодный, длина — 23,5 арш. и колокольня 7 арш., ширина — 18 арш. и высота до верха карниза — 10 арш. Колокольня двухъярусная, высотой 22,5 арш. В храме 5 окон разме-ром 2,5 х 1,5 арш. и 7 круглых.


Часть плана Чёрнослободских земель Ельца 1866 года

Часть плана Чёрнослободских земель 1866 г. 1 — Воскресенская церковь и кладбище


Иконостас высотой 9 арш. и шириной 14,5 арш. оценён в 3 тыс. руб. В 1872 г. иконостас был обновлён стараниями елецкого купца Василия Шеламова.

Судя по чудом сохранившейся фотографии в экспозиции Елецкого краеведческого музея, Воскресенская церковь состояла из двухсветной храмовой части. С юга и севера входы в него оформляли портики с треугольными классическими фронтонами и сдвоенными колоннами тоскано-дорического ордера по сторонам. Перекрывалась храмовая часть куполом сферической формы, завершал который невысокий деревянный восьмигранный барабан, стоящий на квадратном основании. С запада вплотную к храму без традиционной трапезной, была пристроена двухъярусная колокольня с квадратным в плане первым ярусом, с западной стороны оформленным таким же портиком, и круглым в плане вторым. Завершали колокольню полусферический купол и изящно вытянутая луковица, переходящая в шпиль. Узкий цилиндр верхнего яруса двусветный, разделён на две части карнизом, отделяющим, подобно храмовой части, окна, расположенные по сторонам света. В большей нижней части они полуциркульные, а в меньшей верхней — круглые. В нишах храма и колокольни, повторяющих формы окон, помещены были изображения святых. При храме располагалась сторожка размером 17 х 6 арш., а высотой 3 арш. [3]


Полуразрушенный Воскресенский храм в Чёрной слободе

Главный вход на Чёрнослободское кладбище и полуразрушенный Воскресенский храм. Фото 1930-х гг.


Чёрнослободское кладбище было одним из любимых мест прогулок многих ельчан. Часто посещал его вечерами и Василий Васильевич Розанов, преподававший тогда в Елецкой мужской гимназии. Со своей будущей женой Варварой Дмитриевной, урождённой Рудневой, а в замужестве Бутягиной, они ходили на Чёрнослободское кладбище, где был похоронен Михаил Павлович Бутягин — муж Варвары Дмитриевны и сын протоиерея Павла Николаевича Бутягина. Дорога шла от дома Рудневых вниз к Ельчику, а затем вверх по Старомосковской дороге круто вверх до конца Чёрной слободы, заканчиваясь «…кладбищем со старинными могилами, прудом и церковью». [4]

Некрополь Воскресенского кладбища хранил память о тысячах ельчан, часто нескольких поколениях известных елецких родов. К примеру, на Воскресенском кладбище нашли последний приют многие представители рода Валуйских. Среди них — Николай Васильевич Валуйский (+ 1866), на могиле которого в 1868 г. поставлен был красивый белый памятник в виде ангела. В этой же могиле погребена в 1880 г. его жена Александра Львовна. Рядом — могила Дмитрия Васильевича Валуйского (+ 1870), здесь же погребены были их родители и старшая сестра Мариамна, которая «всё своё имение расточила на бедных». С августа 1913 г. должность церковного старосты при Воскресенской кладбищенской церкви г. Ельца исполнял купец Сергей Андреевич Валуйский. [5]


Территория бывшего кладбища в Чёрной слободе

Территория бывшего кладбища. Вдали холм — остатки разрушенной Воскресенской церкви. Фото 2006 г.


Храм, по-видимому, не отличался богатой церковной утварью и внутренним убранством, поскольку документы 1922 г. ничего не сообщают об изъятии из кладбищенской церкви каких-либо ценностей. Тем не менее храм Воскресения Христова не избежал судьбы всех елецких церквей и был закрыт одним из первых — в 1929 г. Документ Елецкого городского совета сообщает об этом следующее: «1929 г. 17/Х. Елец. Расторгнуть договор на одну из церквей, находящихся в пользовании Владимирской религиозной общины». [6] Речь шла именно о Воскресенской церкви на Чернослободском кладбище. Ктитором храма в это время состоял рабочий госкожзавода А.Н. Потанин. [7]

Храм, по словам жителей, был разобран ещё до войны, в 1930-е гг. Вместе со сносом Воскресенской церкви разорили и кладбище, могильные плиты частично растащили, а каменную ограду и кладбищенские постройки снесли. В 1970-е гг. по линии западной ограды кладбища были построены частные дома по ул. Маяковского. Сегодня холм с остатками разрушенного Воскресенского храма находится за огородом дома № 168.

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 21; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С 99; ГАЛО. Ф. Р-1110. Oп. 1. Д. 415.
2. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 100.
3. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 16-17.
4. Николюкин А.Н. Розанов. — М., 2001. С 88.
5. ОЕВ. 1913. № 34. С. 453.
6. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 194 об.
7. Красное знамя. 1929. № 40. С. 4.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 871 год

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

HashFlare
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
goMobi
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2006-2017, REG.RU - хостинг и домен для Вашего сайта