Сказки, мифы и легенды разных стран и народов мира

Сказки народов мира (иллюстрация)

Неисчислимы сокровища сказочного творчества у народов мира. Правда, сказки повторяются, но никогда не бывают оди­наковыми. И в этом их прелесть. Творчество национальное, само­бытное, сказка неотделима от жизни народа со всеми особенностями его исторического бытия.

Поэтический строй сказок у каждого народа складывался исторически. Устные сказки — плод творчества, длившегося многие тысячелетия. К XX веку оно пришло, неся на себе груз веков. Сказка была первым воззрением на мир — в ней соединялись миф и религия, искусство и свод практических бытовых наставлений. Устные сказки народов в пору их перемещения в книгу были застигнуты на разных стадиях исторической эволюции, успели испытать разного рода народно-племенные и национальные влияния, влияния культур соседствующих народов и межэтнических связей. Отсюда — необычайное разнообразие сказок даже у одного и того же народа, но при всем том национальное своеобразие и художественная сущность сказок у каждого народа несомненны.

У всех народов из разных стран мира есть свои сказания, легенды и были. Герои в них разные, но мотивы зачастую схожие, только рассказываются они по-своему. Общие у народов сказочные сюжеты и мотивы запечатлены особенным мировосприятием рассказчиков, собиравших предания и на свой манер передававших жизненные ситуации и сцены.

Помимо прямого сюжетного сходства, у сказок разных народов наблюдается и сходство другого рода. Оно касается идейно-этических основ образного повествования. Близость возникла вследствие общности жизненно-бытовых и исторических условий, в которых формировались сказки. В установлениях, людских за¬конах, укладе жизни у народов много общего. Всюду простой человек работает, строит себе жилище, чтобы укрыться от холода, дождей, жары, борется с теми, кто посягает на его покой и мир. Люди растят детей, передают им, свои знания, смеются над очевидной глупостью. И всюду творцы сказочных историй жили одними с простыми людьми помыслами, одинаково с ними печалились, надеялись на лучшее. Именно эти извечные порядки жизни и стремления, неотделимые от людского бытия, и воссоздают сказки. Но несмотря на особенности народно-национальных традиций и культурно-исторического эпоса, всем сказкам присущи общие черты — это кодекс чести главных героев и их верность делу борьбы добра со злом.

Такие или подобные сказки есть у каждого народа. В них герой всегда идет на подвиг во имя людского счастья, благополучия своих близких, всей земли. Бескорыстие — высшая доблесть свершающего героическое деяние.

Все народы и народности единодушны в том, что считать истиной, а что — ложью, что — правдой, а что — обманом, что есть преступление и какое наказание следует злодею. Такие или подобные сказки есть у каждого народа. В них герой всегда идет на подвиг во имя людского счастья, благополучия своих близких, всей земли. Бескорыстие — высшая доблесть свершающего героическое деяние. Эти мировоззренческие понятия и представления — незыблемая основа, организующая идейную и сюжетную структуру сказок всех народов.

И конечно же, сказкам присущ благополучный конец.

Трудно отказать сказке в общей идее, но непросто толковать ее. Сказку можно рассказать ради поучения: не следует шутить с делом, имеющим непредвиденные последствия. Сказкой можно осудить обжору, а также явную глупость. Мудрость сказок сродни пословичной. Не случайно у многих народов (в особенности у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири, на Севере) встречаются сказки, которые приближаются к типу притчи.

Зачем нужны сказки? По всеобщему и вполне справедливому признанию, сказки – это способ передать мудрость, опыт прежних поколений новым. В сказках заключен многовековой опыт самого массового, философского осмысления жизни. Недаром на Руси говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».

Вечные истины сказочного вымысла объемлют огромные пласты труда и борьбы всех народов за лучшие условия бытия. Добрые персонажи учат детей хорошим, благим поступкам, злые показывают, какие поступки плохие, и что за свои поступки нужно нести ответственность. И очевидно это была та самая интуитивная, основанная на мудрости предков вера, что так на самом деле и должно быть, и что это возможно. Она состоит в том, что человек может и должен жить в гармонии с природой, понимая язык животных и растений, и она за это платит ему добром, и когда ты сражаешься со злом, но при этом душа твоя чиста, добрые силы приходят к тебе на помощь.

Эта вековая мудрость и заложена во многих сказках, если уметь их правильно читать и понимать, где в символичной форме рассказывается о том, как на самом деле мир устроен, что он утратил, но при желании может обрести снова.

Немалую роль сказки несут для историков-культуроведов, поскольку они несут в себе информацию о верованиях, героях разных народов, быте и жизни людей прошлого. Многие сказки в прошлом считались частью реальности и учили молодые поколения тому, как вести себя с разными духами, как можно отпугнуть от себя нечистую силу, и почему волшебный народец ворует человеческих детей и как этого не допустить, как найти золото, и почему его сложно найти, даже если следуешь всем предписаниям. Так что через сказку мы можем узнать, чем же жили люди в те времена.

Наконец, сказка – это инструмент, который способен раскрасить повседневность в яркие цвета и принести в неё немного волшебства. Ничто лучше сказок не развивает воображение, способность к фантазированию, без которой человечеству было бы гораздо сложнее двигаться вперёд и адаптироваться к неизвестным, неизученным вещам и явлениям.

К сожалению, среди сборников, научных и популярных, еще нет такого, который был бы составлен из сказок на одни и те же сюжеты, но в разных национальных вариациях и версиях. Сходные сказки разбросаны по сборникам, изданным в разное время и у разных народов.

Воргол.Ру открывает новый раздел, цель которого — систематизировать сказки, мифы и легенды разных стран и народов. Объём работ предстоит колоссальный, ведь многие книги и сборники представлены в сканированных копиях не самого высокого качества, поэтому не будем загадывать сроки окончания раздела.

Александр Малютин, редактор

Разделитель нижний
Ельцу — 871 год

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

HashFlare
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
HashFlare
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2011-2017, Coopertino - хостинг на SSD, домены и серверы