Задонский район. Даншина пустынь — Воргол.Ру

Задонский район. Даншина пустынь

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район»)

Вид на Даншино городище с реки Дон. Фото 2007 г.

Вид на Даншино городище с реки Дон. Фото 2007 г.


Тот небольшой монастырь, существовавший в XVII в. на левом берегу р. Дон в 12 км к юго-востоку от г. Задонска, положил начало современному с. Даньшино Задонского района Липецкой области.

Название пустыни, а потом и села, вероятно, происходит от гидронима Донщина. Именовавшийся по храму в честь Преображения Господня Преображенским, монастырь располагался на т. н. Даншином городище — высоком обрывистом мысу левого берега р. Дон. Как гласит документ 1696 г., «в Елецком уезде, в Засосенском стану, на реке на Дону, на Доншином городище, исстари бывал монастырь Преображения Господне» [1].

Сохранявшееся ещё в начале XX в. народное предание утверждало, что пустынь возникла ранее знаменитого Задонского Тешевского Богородицкого монастыря, который и основала братия с Даньшина городища, переселившись туда в поисках более уединенного места для обители. Отсутствие же упоминания монастыря в писцовых книгах 1627 г. – «прописана за пустотой» — могло бы свидетельствовать о том, что братия в это время уже переселилась в устье р. Тешевки и Преображенская обитель опустела.

Однако документально подтверждается более поздняя дата основания монастыря на Даншином городище: в 1647 г. по благословенной грамоте архиепископа Рязанского Моисея «елчанин Артемий Лазорев на том Доншином городище по челобитью своему состроил монастырь и постригся в нём же во иноцех имя было ему Абрамей». Известно, что старец Авраамий, восстановивший Даншину пустынь, в ней же и скончался [2].

В то время монастырю принадлежало земли «40 четей в поли, а в дву потому ж; сена по берегу реки Дона и по дуброве на 30 копен (3 дес.); чёрнаго лесу и бору в длину на версту, а поперёк на одну четверть версты». Протяженность монастырских угодий по берегу Дона до речки Гнилуши составляла 533 саж. По левую сторону от городища к пустыни подходила земля погоста Воскресенского, далее — Песковатовский верх, дорога из с. Гнилуши и речка Песковатица. Кроме того, в документах упоминаются церковь, кельи и ограда. Таким образом, Даншина пустынь в это время имела обычное для монастыря того времени устройство.

В середине XVII в., по смерти Авраамия Ивановича Лазорева, во время «прихода воинских людей» монастырь был разорён и сожжён. Сын покойного строителя в 1668 г. попытался было возродить Преображенский монастырь и даже получил на то благословенную грамоту архиепископа Рязанского Иллариона, однако умер, не успев осуществить задуманного.

После этого место бывшего монастыря окончательно запустело, а положение его близ реки и большой дороги на Воронеж, вероятно, внушало любителям монастырской жизни опасение, что и новые попытки восстановить пустынь могут окончиться также неудачно. Однако архимандрит Димитрий (Самбикин), автор «Указателя храмовых празднеств Воронежской епархии», вышедшего в 1884 г. приводит ссылку на окладные книги 1676 г., где Даншина пустынь под именем «Сретения Владимирской Богородицы» упоминается как действующий монастырь, владеющий 150 четвертями земли, рыбными ловлями, 25 крестьянами и 6 бобыльскими дворами [3]. Те же данные приводит и иеромонах Геронтий [4]. Однако вызывает сомнение тот факт, что пустынь к этому времени уже возродилась, да ещё и успела обзавестись таким обширным хозяйством. Тем более что в документах 1696 г. место Даншиной пустыни называется пустым со времён разорения монастыря в середине XVII в. [5].

В 1691-1693 гг. Даншино городище было обмежевано, но в «поместье никому ещё не отдано и в вотчину не продано и ни к монастырским, ни к церковным землям не приписано». А в 1696 г. архимандрит Московского Донского монастыря Антоний подал челобитную царю с просьбой о пожаловании Даншина городища его обители: «…И в прошлом де в 1692 году писцы Тихон Камынин и подьячий Тимофей Труфанов по наезду своему и по благословенным архиерейским грамотам Моисея Илариона архиепископов Резанских и Муромских того монастыря погост и землю измерили и по мере дикого поля и лесной поросли и перелогу на сорок четвертей в поли, а в дву потому ж; сена на берегу реки Дону и по Дуброве на тридцать копен; чёрного лесу и бору в длину на версту и поперек на четверть версты и отмежевали особой стать ёю и книги письма своего и межеванья в поместный приказ подали. А та же монастырская земля в поместья никому не отдана и к монастырским и к церковным и к иным никаким землям не приписана. Опричь Лазаревых тою монастырскою землёю не владеет нихто и спору никакого ни с кем нет и нам Великому Государю пожаловать… велеть ту монастырскую землю по писцовым и межевым книгам Тихана Камынина 201 году (1692. — Прим. авт.) отдать для построения монастыря и под селитьбу беглых их крестьян, что ныне живут за разными помещиками в Елецком уезде» [6].

Внуки Артемия Ивановича Лазорева, Алексей с братьями, считавшиеся в конце XVII в. естественными владельцами Даншина городища, заявили, что они о «той земле не челобитчики» [7].

Указ о приписке Даншиной пустыни к Воронежскому архиерейскому дому. 1699 г.

Указ о приписке Даншиной пустыни к Воронежскому архиерейскому дому. 1699 г.


Вследствие рассмотрения данной челобитной в августе 1696 г. земля на Даншином городище была пожалована Московскому Донскому монастырю, стремившемуся, по всей видимости, сделать этот монастырь центром своих вотчинных владений по примеру Троице-Сергиева монастыря, уже имевшего в это время в Елецком уезде свои вотчины [8].

После этого в 1697-1698 гг. Преображенская обитель была возобновлена по благословению архимандрита Антония присланным им из Донского монастыря строителем — старцем Дамаскиным. Вокруг нового строителя стала собираться и братия: в 1698 г. постригся в пустыни старец Филарет, вступили в число братии старец Вассиан — сын посадского человека из г. Ельца и старец Нифонт — «с версту от той пустыни из дворян», а также старец Евфимий из Лебедянской Яблоновой пустыни, «для того что было ему в той Яблоновой пустыни вкладу дать нечево». В 1699 г. перешёл сюда из Козловского Троицкого монастыря старец Филипп, а из с. Ксизово — трудник Артюшка Лукьянов, прослуживший 30 лет в военной службе. Наконец в Даншину пустынь пришли ещё несколько трудников — крестьянский сын с. Стряпново Исачко Ефремов Платонов из Шаровского монастыря Белевского уезда, конюх Ивашко Фёдоров из д. Лукиной Галичского уезда, приписанный к Железноборовскому монастырю [9]. Таким образом, всего в 1699 г. в пустыне проживало 9 человек, а на монастырской земле числилось 17 крестьянских дворов. Были построены часовня в две сажени длины, покрытая шатром, «а в ней Божия милосердия образ Преображения Господне штилистовой в створном киоте, на правом затворе оброз Рождества Пресв. Богородицы, а на оброзе и на затворах 13 венцов серебряных вызолоченных, а тот оброз и затворы писаны на золоте. Оброз Преображение Господне писан на золоте штилистовой. Да церковной утвари: крест животворящей благословенной писан на кепарисе, ризы отласные цветные, травы красные по белой земле, оплечье камка красная … кругом того оплечья обложены кружевом, одно серебряное плетеное згородами, другое золотое гладкое, круг подолу обложены красным отласом. Патрахиль лудановая, песочной цвет, ветха, с круживом шелковым. Кадило медное резное кубчатое зеленой меди. Чаша медная луженая, что светят воду. Да книг — св. евангелее московской печати укрыто цветным отласом, травы красные по белой земле, евангелисты чёрные, триод цветная черниговской печати, шестоднев московской печати, ермологии, служебник, печатные же, книга житие и служба Александру Свирскому вподесть писана полууставом, книга житие и служба преп. отцу нашему Феодору, иже во обители св. Савы, вполдесть, писана полууставом» [10].

Вид с Даншина городища на реку Дон. Фото 2007 г.

Вид с Даншина городища на реку Дон. Фото 2007 г.


Возле часовни были выстроены три братские кельи и хозяйственные постройки — хлебня, погреб с погребницей, двойной сарай в 4 саж. (длины и ширины), конюшня размером 2 х 1,5 саж. Старцы Дамаскин и Вассиан проживали в отдельных кельях, остальные старцы — Филипп, Нифонт и Евфимий — проживали в одной. Трудники проживали в хлебнее, к которой был прирублен пристень для скота.

Братией был подготовлен сруб для церкви в 16 венцов (3×3 саж.), оставшийся непокрытым. Монастырь окружала бревенчатая стена из 41 прясла длиной 92,5 саж. с тремя воротами — большими «святыми» и маленькими, обращёнными на московскую дорогу и большими задними, выходившими к р. Дон.

Таким образом, всего за несколько лет пустынь была застроена хоть и незатейливыми постройками, но вполне удовлетворяющими невзыскательную братию монастыря. Планировалось окончание постройки храма и в будущем предстояло ещё много работы и «духовного делания». Однако едва возрождённый монастырь ждала другая судьба — 25 марта 1699 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, государь Пётр Алексеевич по просьбе епископа Воронежского Митрофана, считавшего недопустимым существование во вверенной ему епархии неподвластной правящему архиерею вотчины московского монастыря, указал приписать пустынь на Даншином городище к Воронежскому архиерейскому дому, а старцев её перевести в монастыри Воронежской епархии [11]. В документах Воронежской епархии 1702 г. Даншина пустынь уже не упоминается, что свидетельствует об окончательном упразднении её к этому времени [12].

В конце XVIII в., по утверждению митрополита Евгения (Болховитинова), на месте Даншиной пустыни были видны «только ямы и следы строения» [13]. Во второй половине XIX столетия уже не было никаких следов существования монастыря, и даже местные жители противоречиво указывали на два разных местоположения бывшей обители [14]. В это время о Преображенской пустыни напоминал лишь колокол, хранившийся на звоннице Задонского Богородицкого монастыря. Колокол, весивший 35 фунтов, случайно был найден в 1815 г. на Даншином городище паломниками, увидевшими край его, торчавший из земли [15].

Одно из сохранившихся в этих местах преданий гласит, что стоявшая на краю обрыва Даншина городища монастырская церковь, подмытая рекой, вместе с колокольней рухнула в Дон, и с тех пор в ненастье в реке звонит колокол.

В настоящее время на западном, обращённом к реке обрыве видны древние захоронения, то есть церковь, по обычаю стоявшая западнее кладбища, действительно должна была оказаться в воде. Древние погребения были зафиксированы и при прокладке газопровода в 350 м южнее монастыря. Кладбище, судя по глубине захоронения, старое. Глубина захоронений — 30-60 см. Захоронения находятся также на огородах жителей села Даньшино Юровых и Щербатых в 150 м от домов и 250 м от Дона. Обращает на себя внимание обнаруженное погребение, возможно, монашеское, с небольшим валуном в изголовье, что символизировало аскетический образ жизни. Подобный обряд захоронения очень древний: прослеживается он с XII по XVII в. [16]

В 2004 г. по инициативе Александра Никитича Сидорова начата работа по сбору средств для строительства на городище близ с. Даншино часовни в память бывшей Преображенской пустыни.


Примечания:

1. РГАДА. Ф. 281. Oп. Д. 4631.

2. Никольский П.В. Бывшая Даншина пустынь в XVII веке//ВС. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 181- 182.

3. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Вып. 1. Воронеж, 1884. С. 269.

4. Геронтий, иером. Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого первоклассного мужского монастыря. — СПб., 1893. С. 19.

5. Никольский П.В. Бывшая Даншина пустынь в XVII веке. — Воронеж, 1902. С. 5.

6. Там же. С. 5-6.

7. РГАДА. Ф. 281. On. Д. 4631; Никольский П.В. Бывшая Даншина пустынь в XVII веке//ВС. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 177 -182.

8. РГАДА. Ф. 281. 1. Д. 4635-4647.

9. Никольский П.В. Бывшая Даншина пустынь в XVII веке. — Воронеж, 1902. С. 6.

10. Там же. С. 7.

11. Историческое описание находящегося в Воронежской епархии Богородицкого Задонского монастыря, составленное трудами настоятеля сего монастыря архимандрита Досифея Немчинова. 1838. Рукопись. ВКМ. №10211; Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. — СПб., 1897. №1586.

12. Никольский П.В. Бывшая Даншина пустынь в XVII веке//ВС. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 181-182.

13. Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. — Воронеж, 1800. С. 181.

14. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Вып. 3. — Воронеж, 1884. С. 260.

15. Историческое описание находящегося в Воронежской епархии Богородицкого Задонского монастыря, составленное трудами настоятеля сего монастыря архимандрита Досифея Немчинова. 1838. Рукопись. ВКМ. №10211.

16. СА. 1987. №4. С. 117.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Задонска
Обновлено: 07.06.2019
Поделиться в социальных сетях: