Лебедянский Троицкий монастырь — Страница 11 — Воргол.Ру

Лебедянский Троицкий монастырь

Вид на Троицкий монастырь с южной стороны
Вид на Троицкий монастырь с южной стороны. Фото начала XX в.

В 1690 г. в монастыре было несколько келейных корпусов: «гостиноя келья на подклете чатырёх сажен, липовая, облая. Перед нею сени и крылец, забраны досками дубовыми. Нижния сени рубленыя, дубовыя. Игуменских две кельи деревяныя, перед ними сени. Келья козенная с чюланы. Да четыря кельи старых брацких. Да вновь построено игуменом Иосифом семь келей деревянных с сенми и с чюланы брацких» [128].

К концу XX в. сохранилась и часть каменных построек, сооружённых в XIX столетии. В 1836 г. у восточной стены обители построена кирпичная трапезная с 8 окнами, с кухней и хлебопекарней, высотой 5 арш., длиной 19 арш., шириной 13 арш. [129] А на месте старой трапезной были устроены кельи; в 1846 г. в северо-восточном углу монастырских стен построен конный двор и кирпичный каретный сарай размером 21 х 11 и высотой 5 арш. [130] На конном дворе – конюшни, сарай, изба для рабочих и небольшой деревянный флигель для братии. К конному двору примыкала квасоварня с погребом и хлебный амбар [131].

В 1854-1877 гг. в юго-западном углу монастыря построен новый двухэтажный келейный корпус с 16 комнатами [132] и 27 окнами, длиной 24 арш., шириной 18 и высотой 12 арш. В нём разместились настоятельские кельи на втором этаже и братские на первом, а позднее у западной стены к северу от Ильинской церкви сооружён двухэтажный с 12 окнами смешанный корпус длиной 12 арш., шириной 6 арш. и по 4 арш. высотой каждый этаж [133]. На его втором деревянном этаже размещались кельи, на первом каменном – архив. Корпус сгорел в 2005 г. и был разобран, а на его месте в 2008 г. выстроен новый каменный в два этажа.

У южных ворот монастыря, справа от входа, находилось одноэтажное кирпичное здание богадельни с четырьмя кельями и 9 окнами. Длина корпуса 27 арш., ширина 18 арш. После восстановления монастыря в 2005 г. уже как женского именно в этом корпусе разместились первые насельницы Троицкой обители.

Слева от ворот, вне ограды, находился бывший гостиный двор, на котором стоял каменный одноэтажный корпус, занятый монастырской церковно-приходской школой. Далее находился скотный двор с деревянным жилым флигелем и каменным помещением для скота размером 24 х 2 саж., высотой 3 арш. [134] В старом саду – с западной стороны – стояли каменная караулка, деревянная братская баня, каменная кладовая, квасоварня с выходом под ней и ледник, пристроенные к западной монастырской стене в 1885 г. [135], в которой для этого были пробиты двери. В новом восточном саду размещались каменный сарай и деревянная караулка. Оба монастырских сада окружала каменная ограда [136].

По данным на 1861 г., вне монастыря находились две гостиницы, одна каменная, другая деревянная со всеми необходимыми службами [137]. В страховой описи монастырских построек 1910 г. значился также странноприимный дом длиной 27 арш., шириной 10 арш., высотой 5 арш. с примыкающим к нему деревянным домом [138].

Материальное положение Троицкого монастыря, подорванное пожаром 1764 г. и лишением собственности при последующем затем закрытии обители, улучшалось постепенно в конце XVIII-XIX вв., но прежнего уровня так и не достигло. По указу 1797 г. монастырю отдана казённая «водяная мельница о трёх поставах с толчеею на реке Семенёк, 30 десятин пахотной земли и сенокосы – 30 десятин, несколько озёр для рыбной ловли: Струительное, Перерывное, Толмачево и Андреевское, всего 400 десятин. В 1807 г. бывшие монастырские крестьяне Прокопий Часовников и другие лучшие люди уступили монастырю 10 десятин земли» [139]. При игумене Никоне (1835-1840) Троицкому монастырю принадлежало 150 дес. земли. В 1845 г. монастырю передано ещё 25 дес. казённого леса, а при игумене Сергии в 1853 г. обитель получила дополнительно 45 дес. земли в Тамбовском уезде близ д. Филимоновки [140]. На 30 дес. земли, расположенных в 10 верстах от Троицкого монастыря, был устроен хутор, где в 1861 г. находился монастырский пчельник из более 200 ульев [141]. В 1890 г. Троицкому монастырю без учёта запашки в сёлах Сланское и Тютчево Лебедянского у., а также в Стрелецкой слободе принадлежало 199,5 дес. Земли [142]. После оформления 240 дес. земли, доставшейся Троицкому монастырю по завещанию титулярного советника Луки Алексеевича Федотова, общая площадь земельных владений обители достигла 400 дес. [143] Завещанные монастырю Л.А. Федотовым дома были уступлены под епархиальный приют для лиц духовного звания [144].

Троицкий собор (справа) и Успенский храм монастыря. Фото начала XX в.

К 1909 г. территория Троицкого монастыря, его усадьба и сады занимали 12 дес. «В 9 верстах… лесная дача… 63 десятины… с полянами – 79. В лесу… пчельник 40 ульев. В 17 верстах участок пахатной земли… 30 десятин, хутор, сад, пруд… По духовному завещанию титулярного советника Луки Алексеевича Федотова (с 17 апреля 1884 г.)… в даче с. Сланского, Сквирнинский починок, Хмелинец тож пахатной 53 десятины 1164 сажени, мелколесья 20 десятин… Задонском у. в даче с. Калинина 46 десятин. Участок земли 110 десятин при с. Круглой Поляне Данковского уезда» [145].

По сведениям на 1895 г., монастырь владел также мельницей в д. Венюковой Лебедянского у. «на речке Семеньке о 4-х поставах, с 2 толчеями просяной и конопляной. При ней горница, изба, амбары…» [146] Мельница и земли сдавались монастырём в аренду, что приносило обители главный доход [147]. Денежный капитал монастыря в процентных бумагах в 1895 г. составлял 27 040 руб. [148], в 1911 г. – 40 983 руб. 90 коп.

Средствами для содержания монастыря служили «доброхотные подаяния за молитвословия от усердствующих, проценты с принадлежащих монастырю капиталов и доходы от земельных угодий, а именно: плодовых садов, пахотной земли и водяной мукомольной мельницы, отдаваемых в аренду. С лесной же площади монастырь пользуется лесным материалом лишь для собственного хозяйства» [149]. Одной из главных статей расходов обители, помимо содержания храмов и других построек, служило содержание монастырской братии. По данным на 1857 г., в монастыре были настоятель, монашествующего духовенства 18, белого духовенства и послушников – 10, итого 29 человек [150]. В дальнейшем, во второй половине XIX в., количество насельников колебалось от 40 до 60 человек [151]. В 1907 г. в Лебедянском Троицком монастыре проживало монашествующих 27 человек, определённых указами послушников – 5 человек, в богадельне заштатных псаломщиков – 2 человека и временно проживающих в монастыре на послушании 11 человек, всего 45 человек [152]. В 1909 г. в монастыре было 43 насельника: настоятель в сане игумена, иеромонахов с казначеем – 7, иеродиаконов – 5, монахов – 6, послушников – 5, на испытании – 22153.

Целый ряд настоятелей и насельников Лебедянского Троицкого монастыря в конце XIX – начале XX вв. заслуживают отдельного о них рассказа. Одним из самых замечательных в их числе был игумен Тихон (Ципляковский) – духовный писатель, настоятельствовавший в Троицком монастыре с 1884 по 1886 г. Родился он в семье священника с. Гремячева Шацкого уезда Тамбовской губернии. По окончании в 1860 г. Тамбовской духовной семинарии некоторое время занимал должность делопроизводителя, в 1864 г. определён в число братии Вышенской пустыни, где 13 февраля 1866 г. пострижен в монашество, а 27 июля т. г. рукоположен в иеродиакона. В 1868 г. о. Тихон по предложению Преосвященного Феодосия (Шаповаленко), епископа Тамбовского и Шацкого, перемещён в Тамбовский архиерейский дом, и 11 сентября т. г. рукоположен в иеромонаха. Исправлял должность ризничего, чреду священнослужения, но, ища уединения и иноческих подвигов, иеромонах Тихон вскоре отправился на Афон с целью там остаться навсегда. Однако побыв там и посетив Иерусалим, о. Тихон вернулся в Россию, в родную Вышенскую пустынь. В 1874 г. он был назначен на должность казначея Лебедянского Троицкого монастыря, а в 1877 г. перемещён в Тамбовский архиерейский дом, где был экономом и состоял членом попечительства о бедных духовного звания. В том же году о. Тихон удостоен награды – наперсного креста, а в 1878 г. возведён в сан игумена. 25 июля 1879 г. общим собранием монашествующей братии Санаксарского монастыря игумен Тихон избран его настоятелем, в каковой должности прослужил до декабря 1884 г., после чего был переведён на настоятельскую же должность в Лебедянский Троицкий монастырь, а в 1886 г. вследствии расстроенного здоровья вынужден был подать прошение на покой и окончательно поселился в Выше. Там он жил, уединившись в своей келии, которую оставлял лишь для посещения храма Божия и святителя Феофана (Говорова), проживавшего в пустыни на покое. Великий затворник Вышенский избрал игумена Тихона своим духовником, и одно это уже свидетельствует о высоких духовных качествах бывшего настоятеля Лебедянского Троицкого монастыря. Живя на покое, игумен Тихон усиленно занимался составлением назидательных духовно-нравственных сочинений, из которых многие удостоились рассмотрения и одобрения святителя Феофана. Преставился о. Тихон (Ципляковский) 23 декабря 1896 г. и погребён в Вышенской пустыне у алтарной стены Казанского собора. После себя игумен Тихон оставил целый ряд замечательных духовных сочинений, среди которых: «Искатель непрестанной молитвы», «Слово – язык по суду слова Божия», «Жизнеописание старца Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского монастыря», «Едино на потребу – сущность жития иноческого», «Воспоминание Вышинского инока» и другие [154].

Игумена Тихона (Ципляковского) в должности настоятеля Троицкого монастыря сменил архимандрит Полиевкт (Пясковский). Родился он 17 мая 1817 г. в семье священника. В 1843 г. окончил Могилёвскую духовную семинарию, 5 марта т. г. рукоположен в сан иерея. Вскоре о. Пётр (так звали его в миру) овдовел, и в 1847 г. был пострижен в монашество. В 1849-1853 гг. о. Полиевкт учился в Санкт-Петербургской духовной академии, после окончания которой назначен смотрителем Великолуцкого духовного училища и настоятелем Великолуцкого Троицкого монастыря. В 1860 г. о. Полиевкт возведён в сан архимандрита с назначением на должность настоятеля Спасо-Елеозаровского монастыря. С 1862 г. – инспектор Вологодской духовной семинарии, с 1867 г. – настоятель Витебского Макарова монастыря, с 1873 г. – настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря, с 1874 г. – настоятель Мстиславского монастыря, с 1877 г. – настоятель Белецкого Богородицкого монастыря, с 1881 г. – настоятель Предтеча-Трегулеевского монастыря Тамбовской епархии. В 1886-1888 гг. архимандрит Полиевкт был настоятелем Лебедянского Троицкого монастыря. К 1887 г. относится разбор и описание о. Полиевктом монастырского архива, после чего на все храмы Троицкого монастыря о. настоятелем была составлена метрика, разосланная Императорской археологической комиссией по храмам и монастырям Российской Империи для сбора сведений обо всех древних церковных строениях [155]. И поныне метрика Троицкого монастыря, подробно заполненная рукой архимандрита Полиевкта, является одним из самых интересных и достоверных источников для описания истории и святынь Лебедянской Троицкой обители. С 1888 по 1894 г. о. Полиевкт проживал в Лебедянском монастыре на покое, что красноречиво говорит о его любви к Троицкой обители, после чего он был назначен на должность настоятеля Астраханского Покровского Болдинского монастыря, а И июня 1895 г. хиротонисан в епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 1900 по 1902 г. Владыка Полиевкт исправлял должность епископа Рязанского и Зарайского, затем был уволен на покой с местожительством в Николо-Радовицком монастыре. 5 февраля 1903 г. перемещён в Московский Ново-Спасский монастырь, где и скончался 7 апреля 1906 г. Похоронен там же [156].

Ещё во время пребывания в Троицком монастыре архимандрита Полиевкта в число братии поступил иеромонах Порфирий (в миру Павел Иванов), которому суждено было войти в историю в качестве главного летописца древней обители. Родился он около 1844 г. в мещанской семье, в Нарве Санкт-Петербургской губернии, окончил полный курс наук в Нарвском высшем уездном училище, после чего в 1873 г. поступил в Саровскую пустынь. Определён послушником в 1877 г., накрыт рясофором в 1878 г., пострижен в монашество в 1879 г., рукоположен в иеродиакона в 1883 г., рукоположен в иеромонаха в 1886 г. В 1892 г. о. Порфирий переведён в Лебедянский Троицкий монастырь, где вскоре был утверждён в должности ризничего. В 1893 г., 18 августа, при обзоре епархии в Лебедянском Троицком монастыре побывал Преосвященный Иероним (Экземплярский), епископ Тамбовский и Шацкий. Монастырь произвёл на Владыку «…самое приятное впечатление своим местоположением с древними постройками и общим благоустройством. Ввиду древнего исторического значения сей обители Владыка поручил настоятелю позаботиться о составлении и печатном издании исторической записки о первоначальном устройстве и существовании сего древнего монастыря…» [157]. Составление «исторической записки» было поручено о. Порфирию, которому, можно надеяться, помогал и архимандрит Полиевкт, который и сам несколькими годами ранее занимался историей древней обители. Книга о. Порфирия «Лебедянский Свято-Троицкий заштатный общежительный мужской монастырь» увидела свет в 1895 г. и до сих пор является главным исследованием по истории обители, особенно XVIII-XIX столетий. В 1899 г. иеромонах Порфирий назначен настоятелем Троицкого Зеленецкого монастыря в Санкт-Петербургской епархии, где вскоре возведён в сан игумена и удостоен ношения палицы при священнослужении. В 1902 г. он переведён настоятелем Кавказского миссионерского монастыря Ставропольской епархии, откуда в т. г. согласно прошению по болезненному состоянию уволен от должности с определением в братию Лебедянского Троицкого монастыря. К этому же времени относится сохранившаяся рукопись его исторической записки о Троицкой обители, которую о. Порфирий несколько дополнил сведениями о монастыре за прошедшие несколько лет. В 1905 г. игумен Порфирий назначен временно исправляющим должность настоятеля Троицкого монастыря, а в 1907 г. утверждён в этой должности и исправлял её до 1908 г.158 Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

Лист рукописи игумена Порфирия
Лист рукописи игумена Порфирия. Около 1903 г.

Во время настоятельства игумена Порфирия в число братии Троицкого монастыря поступил иеромонах Филарет (в миру Фёдор Аплиев), который перед революцией исполнял должность духовника обители. Родился он около 1840 г. в Тамбовской губернии, обучался в Липецком духовном училище, в 1859 г. поступил в число братии Тамбовского архиерейского дома, накрыт рясофором в 1861 г., пострижен в монашество в 1868 г., рукоположен в иеродиакона в 1870 г., рукоположен в иеромонаха в 1877 г. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. о. Филарет был командирован в военные госпитали для исполнения священнических обязанностей, за что в 1879 г. награждён набедренником. В 1881 г. перемещён в Козловский Троицкий монастырь, откуда в том же году командирован в Ахал-Текинскую экспедицию для исполнения священнических обязанностей. В 1905 г. иеромонах Филарет перемещён в Лебедянский Троицкий монастырь, где прослужил, по некоторым сведениям, до самой революции 1917 г. Иеромонах Филарет имел бронзовую медаль в память Восточной войны 1853—1854 гг. на андреевско-георгиевской ленте, светло-бронзовую медаль за поход в Средней Азии на владимирско-георгиевской ленте и медаль в память императора Александра III на александровской ленте [159].

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 10.07.2022
Поделиться в социальных сетях: