Лебедянский Троицкий монастырь — Страница 3 — Воргол.Ру

Лебедянский Троицкий монастырь

Описание Лебедянского Троицкого монастыря
Описание Лебедянского Троицкого монастыря 1702 г.

Вероятно, почти одновременно со строительством собора началось сооружение храмовой части Ильинской надвратной церкви, а после 1659 г. – её трапезной части, а также каменной монастырской стены. В 1678 г. Ильинская церковь и монастырские крепостные стены упомянуты в писцовых и отказных книгах, т. е. были уже построены. Храм во имя святого Пророка Илии над святыми воротами в новопостроенной каменной стене был освящён в 1679 г. при митрополите Рязанском и Муромском Иосифе [23].

Третьим каменным храмом Троицкого монастыря, сооружённым в третьей четверти XVII столетия, являлась церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Если исходить из размеров кирпича, из которого сложен храм, то построен он сразу же после Ильинской надвратной церкви. Большинство же исследователей считали, что Успенская церковь сооружена в 1621 г., что нашло отражение во многих изданиях по истории Троицкой обители. Однако ещё П.Н. Черменский ставил эту дату под сомнение, поскольку церковь Успения Пресвятой Богородицы не упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг. Впервые Успенский храм упоминается в переписных книгах 1678 г., в «Жалованной и меновой» грамоте 1680 г. как храм с трапезою, а в описании 1710 г. – в качестве тёплого [24[. Впрочем подробное описание монастырских храмов впереди.

В 1690 г., кроме трёх упомянутых церквей и крепостных стен, в монастыре было две житницы, за монастырем «конюшенной двор, огороженый забором, на нем строения две кельи с чюланы», а в них живут наемныя работники, который работают в монастыре; «две конюшни, на одной житница, да житница особ статьею для конского корму; сарай и повет, крыты все дранью. С конюшенного двора за монастырь двои ворота… да у задних конюшенных ворот гостиная келья с чюланы, а в ней живут трудники. Да за монастырём же за задними вороты двор скоцкой огорожен забором и тыном. Ворота об одном щиту. На дворе изба, пред нею чюлан, да омшеник, да сенница… У скотья двора пруд небольшой копаной. Присох в нём дватцать один улей со пчелами, да два мшеника… воскобоина деревяная, а в ней три котла железных, два поваренных ветхих по трицати ведр, две ендавы медных» [25].

К 1702 г. в монастыре помимо келий упоминаются уже и «ледник под казённой палатой, омшаник под казначейской кельей, омшаник каменный казённый, квасоварная палата, ледник при квасоварне, амбар, погреб с выходом, погреб под соборной церковью, палата каменная, пристроенная к колокольне (длина три саж., ширина три саж. без аршина), каменная поварня с каменной кельей, хлебня каменная с деревянными сенями, гумно, овин, пять житниц липовых и одна дубовая, погребица. Кроме того в монастыре было две житницы. Монастырю принадлежал сад, в саду омшаник и пасека на 115 ульев, конюшенный двор с постройками и 24 лошадями» [26].

К концу XVII в. выросла и численность монашествующей братии Троицкой обители, в числе которой в это время состояли: «чёрные попы Герман, Аврамей, чёрной дьякон Корнилей, казначей старец Антоней. Редовой братии старцов: Ефрем, Фёдор, Нифонт, Епифан, Захар, Ефрем, Саватей, Василей, Илия, Тарасей, Никон, Феодосей, Гарасим, Пимин, Исай, Моисей, Тихон, Матвей, Феодосей, Ларион, Пофомей, Тихон, Кирила, Феодор, Феодосей, Варламей, Гаврила, Филарет. Трудников: Евсей, Феоктист, Амвросей, Федосей, Иван, Матвей, Ияков, Еремей. А по скаске казначея старца Антония пашни де они не пашут, питаютца мирским поданием, что присылают к ним старонния люди, а иныя дают им по обещанию на брацкую пищу гуменной хлеб, и они де тот хлеб молотет сами и тем питаютца» [27]. По данным на 1702 г., в Троицком монастыре проживали «игумен Филарет. Да в том же монастыре иеромонахи Гермон, Тимофей, Филарет, Иосиф, Корнилей. Иеродияконы Аврамий, Арсений. Казначей старец Феодосий. Монахи Лазарь, Сергий, Епифаний, Макарий, Афонасей, Игнатий, Деонисий, Варламий, Василий, Аврамий, Сафроний, Варсонофий, Алексей, Саватей, Филип, Тарасий, Иев, Павел, Тихон, Мисайло, Ефимий, Ермоген, Макарий, Карион, Тихон, Филагрий, Илья, Никон, Ларион, Саватей, Неофил, Серпион, Боголеп, Трефилей, Иринарх, Капитан (так в тексте, следует читать Капитон. – Прим. авт.), Феоктист, Мисайло, Нифонт, Тарасий, Тит, Никодим, Иосаф, Сава, Герасим, Кузьма, Фома» [28].

Увеличившееся количество строений и хозяйственных построек, а также число братии Троицкой обители объясняется во многом, возросшим благосостоянием монастыря после включения его в патриарший дом. Именно с этого времени материальное благополучие монастыря стало резко возрастать.

В беспошлинной книге печатного приказа в записи от 15 марта 1680 г. (через две недели после того как Троицкий монастырь стал патриаршим. – Прим. авт.) говорится о том, что лебедянскому воеводе Григорию Скорнякову-Писареву было «велено лебедянскую мельницу, что под городом на реке на Дону отдать на оброк святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа России новоприписного Троицкого монастыря Яблоновы пустыни игумену Иосифу з братьею марта с 1-го числа нынешняго 188-го году (1 марта 1689 г. – Прим. авт.) бес перекупки до государеву указу. А оброку велено на них имать по пяти рублев на год… Писана марта в 11 день» [29].

Первоначально крестьян у Троицкого монастыря не было, и работали на монастырь сами монашествующие, послушники и бобыли, но последних лебедянские воеводы часто заставляли работать на себя, на что жаловался троицкий строитель: «…в монастыре живут по вкладом монастырские люди до времяни, хотят постричись. И воеводы, государи и всякие приказные люди тех вкладчиков, которые живут в монастыре, и бобыльков к себе на двор для работы вино и пива варить и конюшни чистят и молоть заставливают. И те, государи, бобыльки из монастыря бредут прочь, а впредь за тем призвати никово не мочно.

Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, пожалуйте нас, нищих богомольцов своих, велите нам, нищим богомольцем своим, дати свою государеву грамоту, чтоб нам впредь от воевод и ото всяких приказных людей обиды никакой не бывало, и ваше б государьское богомолье не разорилось, а мы б, богомольцы ваши, розно не розбрелись и в конец не погибли» [39].

В 1646 г. у Троицкого монастыря числились двор мирской, в котором проживала вдова, да 4 бобыльских двора, людей в которых 4 человека [31]. А в самом городе, «…в остроге, Троицкого монастыря Яблоновой пустыни, что в Лебедянском уезде, дворники: Дв. Офонька Васильев, у него два сына Филька да Архипко, Дв. Андрюшка Леонтьев, у него зять Петрушка Иванов» [32]. К 1680 г. Троицкому монастырю принадлежали уже не только бобыли, но и крестьяне, над которыми в это время не властны были даже лебедянские воеводы, а только монастырь может чинить над ними «суд и расправу» [33].

С вхождением Лебедянского Троицкого мужского монастыря в патриарший дом можно говорить о расширении хозяйственных сфер обители, приобретении патриаршими приказчиками многочисленных земельных наделов в Лебедянском и Елецком уездах. Первое приобретение патриархом земли в Лебедянском уезде состоялось незадолго до пожалования в патриарший дом Лебедянского Троицкого монастыря (1 ноября 1679 г. – Прим. авт.): «…воеводе… Григорию Писареву… велено в Лебедянском уезде в Городцком стану пустошь дикое поле, что межевано лебедянцом детем боярским Артемью Дорошину с товарищи, и сверх их дачь останетца, и ту лишнюю землю отмерять и отмежевать ему, святейшему Иоакиму патриарху в вотчину» [34]. Это, возможно, незначительное, земельное пожалование патриарху могло бы остаться не замеченным, если не рассматривать его в контексте скорого пожалования в патриарший дом самого монастыря. Это была часть плана масштабного внедрения патриаршего дома в Лебедянский, а позже и в Елецкий уезды, главной составной частью которого (плана. – Прим. авт.) было, разумеется, приобретение Лебедянского Троицкого монастыря [35].

Троицкий монастырь на плане Лебедяни около 1720 года
Троицкий монастырь на плане Лебедяни около 1720 г., составленном на основе плана конца XVII в. 1 — Троицкий собор, 2 — Успенская церковь, 3 — каменная колокольня, 4 — Ильинская церковь

В последнее двадцатилетие XVII в. патриарший Лебедянский монастырь обрастает многочисленными торгово-деловыми связями с Владимирским, Веневским, Московским и другими уездами [36]. С 80-х гг. XVII в. патриаршие слуги расширяют границы распашной земли и сенокосных угодий. Растёт количество монастырских крестьян. В основной массе в Лебедянский уезд переводились крестьяне из патриаршей вотчины Веневского Николаевского монастыря. В архиве Куйманской патриаршей канцелярии хранились переписные книги патриарших крестьян, переведённых из веневской вотчины [37]. В это время активно пополнялся и земельный фонд патриаршего хозяйства в Лебедянском уезде. Многие помещики-однодворцы, устав платить налоги с поросшей бурьяном земли, меняли (отсюда название «меновные книги») поместья на крошечные наделы из земельного фонда Троицкого монастыря. За «перехожие чети» они получали деньги. В результате массового приобретения патриаршим домом в конце XVII в. поместных земель лебедянцев – детей боярских отложился комплекс «отказных меновных книг» [38]. В патриарших вотчинах развивается мельничное дело, ведётся активная торговля продуктами своей деятельности. С 1690 г. монастырь владел мельницей на Дону под Лебедянью: «…По челобитью святейшаго патриарха домового ево приписного Троицкого монастыря, что на Лебедяни игумена Филарета з братьею велено в Лебедянском уезде в Городцком стану на реке на Дону мельницею владеть ему з братьею до указу…» [39] На мельнице под городом «онбар мельничной чатырех сажен, а в нем трои жерновы. Да особ статьею построен ступник, а в нем восмь ступ. На берегу реки Дону двор, на дворе изба, перед нею сени и чюлан. Двор огорожен тыном. Ворота с одним щитом. Мельничноя платина через реку Дон. На мельничном дворе живет из монастыря старец Тарасей да трудни[к] Иван. Другая мельница на малом проточке речки Лебедянки. На ней строения анбар мельничной чатырех сажен. В нем одни жорновы. Перед онбаром навес. На дворе изба с передсеньем. Двор огорожен тыном. На дворе живет из монастыря старец Нифант. А под мельницею и по[д] двором места усть речки Лебедянки вдоль тритцать сажен, поперек дватъцать сажен» [40].

В 1692-1693 гг. у патриаршей обители имелось разрешение беспрепятственно пропускать «на Дон с хлебными запасами на продажу, а обратно с купленными солью и рыбой работников… домового Троицкого монастыря Яблоновой пустыни» [41]. В это время монастырю принадлежат даже собственные струги [42].

На ярмарочной площади у монастыря «…в реду онбар, торгуют солью и рыбою монастырскою, когда бывает промыслу донского ходу. И с того онбара плотят десятую денгу» [43]. Здесь же находились многочисленные лавки, где «…бывают ярмарки на гостином дворе в день Богоявления Господня, Живоначальныя Троицы и Покрова Богородицы, на которые привозят товары из разных городов: российские купцы сукны, толковые и бумажные материи всякие и мелочные, а обыватели скотину, лошадей, съестные припасы и деревянную посуду. Особливо славна здешняя ярмарка лошадиным торгом» [44]. Во время ярмарок монастырь получал неплохие доходы. Грамота великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, от 1690 г. давала монастырю право «брать на Троецкой ярмонки с конской продажи пошлину в Троецкой монастырь» [45]. К 1702 г. «у Троицкого монастыря у святых ворот построена деревянных сто семдесят две лавки, а в тех лавках приезжая торгуют всяких чинов люди на празник Святыя Троицы. И с тех торговых людей с лавочных мест збирали денег в монастырь по расмотрению, тем и питались, и в данской отпуск промысл чинили, и всякое монастырьское каменное и деревянное строение строили» [46].

В 1716 г. монастырю принадлежало уже два скотных двора, на которых работали скотниками 16 мужчин и 14 женщин [47]. В монастыре была своя кузня, а в ней «кузнечной снасти двои мехи дутьи, четверы клещи, четыря молота, наковальня, точило, девятнатцать досок железных трех чети». «Да в городе Лебедяни в Большом остроге двор монастырской асадной, по мере и с огородом в длину пятнатцать сажен, поперег восмь сажен с полусаженью. На нём строения изба две клетъки, погреб. Двор огорожен тыном. Ворота об одном щиту… Да на посаде по конец Стреле [ц] кой слободы от острогу двор монастырской воловей мерою в длину пятдесят две сажени, поперег осмнатцать сажен. Живут монастырския бобыли…» [48]

В селе Павловском было монастырское подворье с хозяйственными заведениями, в селе Куймань находилось главное монастырское подворье и два конных завода. Скотный двор и конный завод были в селе Дубна. Вообще в XVII – XVIII вв. Троицкий монастырь управлял патриаршей вотчиной в Лебедянском уезде, насчитывавшей 253 двора, 603 души мужского и 306 душ женского пола в сёлах Куймань, Телепнёво, Дубна, Вешеловка, деревнях Хмелёвка и Крутая [49]. До 1764 г., одного из рубежных в истории Троицкой обители, монастырь распоряжался значительными людскими ресурсами и земельными угодьями. Так, в экономических примечаниях рубежа XVIII-XIX вв. даётся перечень находившихся в ведении монастыря до Екатерининской реформы владений: «Троицкого монастыря… 3 церкви. Ревизских душ 2 251. Слобода 1, села 2, деревень 3, пустошей 2, водяных мельниц 2. Под усадьбой 291 десятина 2 220 сажен. Пашни И 717 десятин 963 сажени, сенных покосов 2 087 десятин 706 сажен. Лесу строевого 80 десятин, дровяного 900 десятин 2 086 сажен. Неудобной земли 603 десятины 1 769 сажен. Всего: 15 681 десятина 524 сажени» [50].

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 10.07.2022
Поделиться в социальных сетях: