Повседневность

Продолжение книги «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОБРЯДЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Повседневность

Повседневная жизнь ельчан в XVII веке была подчинена определенным правилам, обрядам, которые вырабатывались на протяжении многих поколений. От соблюдения этих правил зависело само существование человека. Например, если в нужное время сельский житель не посеет рожь, то урожай его будет скудным и заставит нерадивого хозяина голодать, «пустит по миру питаться Христовым именем». Свободного времени в те годы практически не знали. Но если оно и появлялось, то от упорядоченной и рутинной жизни русский человек пользовался свободой, чтобы отдохнуть дома, в кабаке или бане.

Другим обстоятельством, довлевшим над человеком, был случай. Весенний заморозок или татарский набег летом могли иметь самые ужасные последствия. Полученное увечье на войне или в мирное время нередко обрекало человека на нищенство и бродяжничество. Соседство с богатым представителем московской знати заставляло местных жителей терпеть разбой и обиды со стороны его приказчика. Человек был мало застрахован от воли случая и обстоятельств.

Но русский человек знал одно средство против рокового случая — жить общиной. Община объединяла практически каждого жителя Елецкого уезда. Люди помогали друг другу в повседневной жизни, а также во время внезапных бедствий. Сельские жители совместно пахали земли, косили сено. Люди всем миром заботились об увеченных, больных, сиротах. Нередко в семью брали пасынков. Каждый ельчанин был духовным сыном священника своей церкви. Духовный отец исповедовал, накладывал епитимью, допускал к причастию. Он изо дня в день надзирал за своей паствой.

Обряды насквозь пронизывали повседневную жизнь: в семье, в хозяйстве, дома, в церкви. Сама жизнь человека превращалась в обряд, соблюдение правил и норм. Потому так тяжело было старому обществу принять церковные новшества царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ломка обряда вызывала страх, ощущение потерянности, ненадежности, хаоса. Примером повторяющегося обряда выступала сама природа: у нее учился человек, ей жил, на ее фоне протекала вся его жизнь. Повторяемость природы служила для человека древней Руси примером в жизни, превращаемой в обряд.

Новый год русского человека начинался 1 сентября. Этот день не считался особым праздником и отмечался немногими. Задача ельчан в это время всецело сводилась к заботам об урожае. До первых обильных снегов, крестьяне и помещики старались извлечь максимальную выгоду из урожайного времени. От этого зависел весь дальнейший год. Вся семья сельского человека участвовала в этом. Отходы шли на корм скотины, которую забивали в ноябре—декабре.

Служилые люди осенью чаще выезжали на сторожевую службу, патрулировали степь. Татары знали, что осеннее время заставляет русских больше находиться в поле или в лесу, что скотина в это время откармливается, а уставшие в работе люди служат хорошей добычей. Татарский набег мог разом уничтожить все приготовления и старания ельчанина к зиме. Тогда пережить зиму будет трудней. Зная это, заботливый хозяин прятал запасы в пол под избой, где не найдут его враги и может быть не достанет огонь. Он имеет также тайный участок на поляне в густом лесу, где растут рожь и гречиха, куда не заедут татары.

Осенью в городе бурлила своя жизнь. Служилые и посадские люди готовились к зиме. Они продавали, покупали, перепродавали всякий товар. Некоторые служилые люди занимались продажей хлеба и рыбы. Каждый второй ельчанин держал скотину. Для кузнецов и плотников осень — время горячей работы: обеспечить инвентарем, оружием, ремонтировать дома, храмы и казенные постройки к зиме.

Проходит ноябрь и наступает пора «больших снегов». Жизнь человека заметно менялась. Прежде всего, ноябрь — пора праздников и сватовства. Самый главный праздник этой поры — Егорий Холодный (26 ноября по с.т.). В эти дни ельчане повсеместно забивали скотину, варили вино. В декабре начинались свадьбы. Почему обряд требовал проведение свадеб именно в этом месяце, можно объяснить опять же хозяйственной нуждой. В декабре молодая жена, приведенная в дом мужа, забеременеет, следовательно, в сезон полевых работ (апрель—май) она еще может работать в поле, а родит она как раз до времени уборки урожая.

Зимой заботы сельского и городского жителя сводились к промыслам, уходу за скотиной и государевой зимней службе (подводы, посылки и проч.). Но между этими заботами появлялось и свободное время. В холодные дни жизнь совершенно замирала. В XVII веке климат был суровым и не предсказуемым. Часто зимой проводились переписи, записывались показания и велись допросы («сказки»). Это было время, когда человека можно было легко застать дома.

Так проходили январь и февраль. Весна была самым голодным временем года. Неслучайно обряд Великого поста выпадал на эти дни. Постились именно тогда, когда еду нужно было особенно экономить. Служилые люди часто получали жалование именно в апреле—мае, после того как сойдет грязь и можно будет проехать. Весна начиналась с забот об урожае. На первую траву гнали скот.

Лето для большинства ельчан проходило в работе или на службе. С середины XVII века некоторые ельчане шли на Волгу в надежде заработать гребцами или навсегда присоединиться к вольным казакам. Но большинство, заработав денег, возвращались обратно. Некоторые отправлялись на промыслы в большие леса, степь или в города. Но везде господствовала над человеком нужда и стремление выжить.

С наступлением осени все начиналось с начала.

Такова общая схема жизни большинства ельчан XVII века. Повседневное существование сводилась к соблюдению обрядов, выработавшихся как приспособление к окружающей действительности. Русский человек не стремился изменить окружающий его мир, он напротив, был его частью.

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/voevoda-buturlin/

 

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание», изданной в 2011 году под редакцией Н.А. Тропина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 871 год

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

HashFlare
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
HashFlare
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2011-2017, Coopertino - хостинг на SSD, домены и серверы