Елец и ельчане — Воргол.Ру

Елец и ельчане

Продолжение V главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

«Елец и ельчане»

Посмотрим теперь на основные события в жизни города и самих ельчан того времени. Во главе города находилась Городская дума, бессословный орган самоуправления. Она избиралась раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. Избиратель должен был быть русским подданным, старше 25 лет и владеть имуществом, с которого уплачивались налоги. Исполнительную власть представлял городской голова, избираемый губернатором из числа членов думы. Сохранялось и дворянское собрание, введенное ещё Екатериной II, однако функции его сузились до решения вопросов, касающихся только самого дворянства.

Большую роль в жизни города и уезда играли Земские собрания — распорядительные органы земских учреждений. Они состояли из выборных на три года лиц и избирали земские управы. Председателем Земского собрания был местный предводитель дворянства. Жизнь Ельца в 1864—1914 годы отражена в многочисленных документах, касающихся работы Городской думы и Земского собрания [11].

Большим событием для города стал запуск водопровода в 1871 году, теперь Елец мог стать в один ряд с городами Европы. Водопровод имел длину 6 верст (6,5 км), но его предполагалось увеличить, и к 1914 году водопровод был уже длиной более 10 вёрст. Проведение водопровода позволило улучшить санитарно-эпидемиологическое состояние города. К сожалению, после 1917 года водопровод был заброшен и в XX веке уже не восстанавливался.

В 70-е годы на плечи ельчан легла новая обязанность — содержание лошадей для нужд армии. Обязанность эта была не совсем новой, ещё в XVII веке население Елецкого уезда должно было содержать «государев табун». Председателем военно-конского участка был избран А.А. Стахович.

В 1876 году Елец захлестнула волна патриотических настроений, связанных с начинающейся Русско-турецкой войной, в которой Россия преследовала благородные цели освобождения православных балканских народов от турецкого владычества. Ельчане собирали пожертвования, отправлялись добровольцами на фронт. Елецкие помещики изъявляли желание безвозмездно предоставить жилые постройки возле станций железных дорог для нужд армии, особенно для открытия в них госпиталей. Ельчанин Георгий Турбин, обучавшийся медицине в Московском университете на стипендию от Елецкого Земства, просил разрешить ему поездку в Черногорию, на фронт. Студент опасался, что отлучка его может быть воспринята негативно в Ельце и ему прекратят выплату стипендии, но елецкое земство поддержало благородный порыв Турбина.

Большой проблемой для хозяйства Елецкого уезда в эти годы были волки, численность которых стала очень большой. Следует сказать, что в тот период вся Европейская часть России страдала от волков. Популяция этих животных росла, а ареал лесов и количество зверей, служащих им добычей, сокращались, в результате чего волки стали нападать на людей.

Волки повсеместно причислялись в те годы к самым вредным из всех хищников. Ежегодно в одной Европейской России от них погибали от 50 до 100 человек (по сведениям центрального статистического комитета, с 1870 по 1887 годы в 49 губерниях Европейской России заедено зверями 1445 человек). В 1874 году губернаторы 45 губерний Европейской России представили данные об убытках, которое несло сельское население от волков. Убытки эти были определены ими в 8 миллионов рублей ежегодно, так как, по собранным сведениям, волками каждый год заедалось более 750 000 голов крупного и мелкого скота.

Елецкое земство боролось с волками всеми силами. Предлагались специальные премии за каждого убитого волка, но выборные от крестьян отказывались от премий, заявив, что вред их хозяйствам от волков так велик, что они готовы и без премий стрелять этих хищников. Было решено начать отравление волков по методу аптекаря Ф.И. Валевского. Данный метод заключался в отравлении волков с помощью стрихнина и был признан самым эффективным.

Но, конечно, не только хозяйственные вопросы волновали Елецкое земство. Иногда здесь вспыхивали горячие политические дебаты, обсуждались разного рода законопроекты. Елецкое земство отличалось независимостью и часто выступало в оппозиции к губернскому центру — Орлу. Так, в 1875 году орловский губернатор Боборыкин попытался отменить результаты выборов губернских депутатов (так называемых «гласных») в Елецком уезде, считая, что они прошли с нарушениями, и в местные органы власти проникло слишком много либералов. В письме к председателю губернской земской управы А.А. Нарышкину председатель Елецкой управы И.В. Пушечников писал очень резко о том, что действия Боборыкина несправедливы, но в его власти решить «жить или умереть бывшему Елецкому собранию». Пушечников требовал от губернской управы поддержки Елецкого земства в возникшем конфликте и не собирался сдаваться [12]. Елецкое уездное земское собрание преодолело «вето» губернатора, о чём тут же поставило в известность остальных земских деятелей: «При этом уездная управа считает нужным присовокупить, что все действия X очередного Елецкого земского собрания были опротестованы господином орловским губернатором, и вследствие этого было испрошено разрешение на открытие 29 октября экстренного собрания, которое, не соглашаясь с протестом господина губернатора, подтвердило все свои действия в X очередной сессии, вместе с проведенными выборами» [13].

В 70-е годы в Елецком уезде проходило масштабное дорожное строительство. Был отремонтирован Старооскольский тракт, сооружен Данковский тракт, починены мосты. В 1876 году выяснилось, что пока елецкое земство занималось ремонтом и строительством мостов в уезде, пришел в ветхость Дамской мост в Ельце, соединяющий центральную часть города с Ламской слободой. Разрушение моста было так сильно, что по нему было опасно ходить и невозможно проехать. Опасались, что в случае пожара туда невозможно будет своевременно добраться. Мост был в срочном порядке капитально отремонтирован.

Ужасная новость пришла в Елец 1 (13) марта 1881 года. В этот день в 3 часа 35 минут пополудни скончался государь Александр II вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала в Петербурге от взрыва бомбы, брошенной под его ноги молодым народовольцем Игнатием Гриневицким. Варварское убийство революционерами-утопистами императора поразило всё русское общество. Увы, государь погиб как раз в тот день, когда был намерен одобрить известный конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова. Последняя попытка превратить российскую монархию в английскую, ограничив её конституционно, была взорвана вместе с каретой Александра II.

Пораженные гибелью государя, скорбящие ельчане устраивали молебны, шествия, построили в честь государя часовню. А осенью 1881 года в здании Елецкого земского собрания был установлен огромный бюст покойного императора. Кроме того, 1000 рублей ельчане пожертвовали на памятник Александру II в Кремле.

На престол вступил сын покойного Александра II, Александр III. Новый государь отличался набожностью, простотой в обращении, стремлением к миру и стабильности. Либеральные преобразования отца было решено скорректировать, но в целом, продолжить курс на модернизацию государства и развитие экономики.

24 мая 1882 года депутаты Елецкой думы приняли решение проявить свои верноподданнические чувства новому императору: отправить к Александру III делегацию с поднесением государю хлеба и соли. Для этих нужд было куплено специальное серебряное блюдо и солонка в виде шапки Мономаха. Серебряное блюдо было очень искусной работы с императорским вензелем и короной, внизу была отчеканена надпись: «Государю Императору и Государыне Императрице, в день Священного коронования от верноподданных граждан города Ельца. 1883». Подношение должен был сделать почётный гражданин Ельца Милитон Николаевич Волуйский. В состав делегации вошли Александр Александрович Петров, Владимир Николаевич Хренников и Александр Николаевич Петров. По случаю Коронования императора в городе было решено иллюминировать все здания, военнослужащим и чиновникам подносились бесплатные угощения, воспитанникам городских приходских училищ раздавались портреты императора.

24   июня 1883 года в Елец пришла телеграмма из Петербурга, в которой говорилось о том, что делегация ельчан была милостиво принята Государем, который лично говорил с каждым и передал ельчанам свою особую благодарность.

Большую роль в общественной и культурной жизни старого Ельца играла благотворительность, состоятельные ельчане жертвовали на самые разные нужды. Уважающий себя купец содержал за свой счет и выплачивал стипендию нескольким студентам, своим землякам, так же купцы оплачивали обучение в гимназии бедным гражданам. Лавочники и мелкие торговцы жертвовали хлеб крестьянам в огромных количествах. Елецкое Земское собрание спонсировало приют для семей военнослужащих в Орле, попечительство над которым взяла сама императрица Мария Фёдоровна. Предприниматели жертвовали на храмы и монастыри, учреждали фонды, премии, стипендии, устраивали библиотеки и избы-читальни — благотворительность в те годы была нормой.

В Ельце на деньги Земства и добровольных пожертвований существовали дом призрения, богадельня, приют для девочек, женский приют, ночлежный приют им. В.С. Русанова, богадельня им. Е. Русановой [14].

Многочисленные хозяйственные связи Ельца с другими городами империи требовали развития широкой сети гостиничных услуг. В конце XIX века в городе действовало 5 гостиниц, в том числе, «Поповская» и «Санкт-Петербургская», размещавшиеся на Торговой улице, и «Орёл» — на Орловской. Здания гостиниц имели очень красивый вид, обычно в стиле модерн. Возле дверей каждой дежурил солидный усатый швейцар. В гостиницах останавливались не только торговцы и предприниматели, но и туристы, наслышанные о красотах города.

В 1885 году Елец посетил молодой «скучающий турист» — Владимир Иванович Немирович-Данченко, будущий основатель МХАТа. Его записки о пребывании в городе достаточно интересны, хотя в них много модных тогда в кругах столичной интеллигенции нападок на размеренную провинциальную жизнь, а также на быт и идеалы местной жизни [15]. Зоркий наблюдатель Немирович-Данченко отметил многие негативные стороны жизни города, в частности, жадность и корысть некоторых елецких богачей, барство и заносчивость отдельных ельчан. Хотя, в целом, «скучающий турист» дал положительную характеристику городу, отметив особенно его внешний вид, красоту храмов и чистоту улиц, парки и сады, замечательные гимназии, душевность и гостеприимство жителей.

Примерно в 1888 году в Ельце появилась торговая полиция, содержавшаяся за счёт Земской управы. Её агенты контролировали порядок торговли в городе, ходили по слободам и рынкам, боролись со спекуляцией и финансовыми махинациями, следили за хранением товара, его качеством.

Интересно, что 10 октября 1888 года Елецкое Земское собрание постановило выплачивать вознаграждения лицам, пострадавшим в борьбе с бешеными собаками. Таковых среди ельчан оказалось достаточно и решено было также сделать это вознаграждение ежегодным.

В эти годы в Ельце активно действовало Елецкое вольное пожарное общество. Это общество существовало на пожертвования от благотворительности ельчан. Такие общества открывались в эти годы по всей стране после учреждения в 1893 году в Санкт-Петербурге Соединенного Российского пожарного общества, председателем которого стал граф А.Д. Шереметев. В 1898 году инициатива была поддержана государством, и Российское пожарное общество стало Императорским, а его почётным председателем стал Великий князь Владимир Александрович. После смерти князя в 1909 году, заботу об обществе приняла на себя его супруга, Великая княгиня Мария Павловна, которая активно участвовала в работе Общества.

Трудно сказать, что конкретно представляло собой именно Елецкое вольное пожарное общество. Но во всех городах общества были организованы по одному принципу, который хорошо известен. Общество состояло из членов почётных, действительных, охотников и жертвователей. Охотники принимали личное участие в тушении пожаров. У каждого из них на стене дома имелась дощечка с надписью: «Охотник ЕВПО (Елецкого Вольного Пожарного Общества)». Действительные члены также принимали личное участие в тушении пожаров и в заведовании делами Общества, а также платили в пользу Общества ежегодный денежный взнос, размеры которого устанавливались общим собранием. Члены-жертвователи, не действуя лично на пожарах, производили в пользу Общества годичные или единовременные денежные взносы. Почётные члены избирались общим собранием из лиц, сделавших в пользу Общества денежное или иное полезное для предприятия пожертвование.

Елецкие пожарные пользовались большим уважением у сограждан, они проводили разъяснительную работу, устраивали многочисленные собрания, заседания и встречи. В центре города находилась пожарная каланча, ставшая символом борьбы с огнём. Действительно, сведений о пожарах, которые были настоящим бедствием в XVII—XVIII веках, к началу XX века очень немного, и большая заслуга в этом принадлежит елецким пожарным.

17 октября 1888 года произошло покушение на императора Александра III. Был взорван поезд, в котором ехала семья императора. Весь состав упал под насыпь, несколько человек погибло. Во время крушения царь с семьей находились в столовом вагоне. Со свойственным ему спокойствием Александр вышел из вагона, всех успокоил, раненым оказал помощь. Из членов императорской семьи больше всех пострадала старшая дочь Ксения, которая осталась инвалидом на всю жизнь.

В 1894 году неожиданно Александра III не стало: обладая могучим здоровьем, Александр III скончался, не дожив до 50 лет. Торжественная коронация его сына Николая II произошла 14 мая (по старому стилю) 1896 года. Торжества коронации нового императора были омрачены катастрофой на Ходынском поле, где население, пришедшее за раздачей подарков, устроило давку. Новый император был набожен, консервативен и не имел, казалось, никакого чёткого политического курса. По случаю коронации во всех уездах Орловской губернии открывались большие библиотеки в честь Николая II. Открылась такая библиотека и в Елецком уезде [16].

В середине 90-х годов XIX века в Елецком уезде, как и во всей Европейской России, начались серьёзные проблемы в связи с нехваткой хлеба. Урожай в эти годы был крайне низким, а численность сельского населения росла быстрыми темпами, в итоге начался голод. Однако Елецкое Земство срочными мерами и экстренными заседаниями смогло несколько улучшить ситуацию в уезде, не допустить резкий рост цен и панику на продовольственном рынке. Большую роль сыграла и благотворительность, чувство гражданского долга елецких граждан [17]. Можно сказать, что елецкое Земское собрание в это время работало добросовестно и активно.

На ликвидацию последствий голода чрезвычайное губернское земское собрание ещё 6 июля 1891 года попросило у правительства кредит в 1 310 ООО рублей в дополнение к губернскому продовольственному капиталу в 286 000 рублей [18]. Специальная комиссия выезжала в уезды, изучая ситуацию. Многие чиновники не хотели даже признать факт голода и неурожая. Но всё-таки пришлось согласиться с тем, что от неурожая пострадали почти все уезды губернии, включая и Елецкий. На преодоление неурожая государство выделило 250 000 рублей. Эту сумму предполагалось определить на семена и закупку хлеба из других губерний [19].

Служащие земств пытались найти и другие средства для борьбы с голодом. На частные пожертвования организовывались бесплатные столовые в земских школах. На борьбу с голодом собирали «всем миром» через газеты, журналы. Но орловский губернатор П.В. Неклюдов утверждал, что информация о голоде завышена, «что голода в действительности нет, а имеется небольшая нужда, раздутая земством и печатью, и вызвавшая злонамеренные требования со стороны жителей деревни, чтобы их даром кормили и поили» [20].

Вскоре губернатор П.В. Неклюдов оказался в отставке, а его место занял ельчанин С.А.Хвостов, который проработал на этом посту с 1894 по 1900 годы [21]. Хвостов был представителем знатного елецкого дворянского рода. Документы о нём и о его деятельности хранятся в Государственном архиве Орловской области.

Его губернаторство было одним из самых благотворных для Орловской губернии. При нём было введено добровольное страхование крестьян от неурожая, открыты специальный дорожный отдел, фельдшерская школа, биологическая станция и книжный склад. По всей губернии были устроены народные читальни и педагогические курсы для учителей. По инициативе С.А. Хвостова 8 сентября 1895 года в Орле состоялись сельскохозяйственная и кустарная выставки, в которых участвовали представители Новгородской, Воронежской и Тульской губерний [22].

В 1897 году Ельцу была дарована правительственная ссуда за успехи в развитии города и хорошую работу. Елецкое земство сумело даже собрать запасы хлеба для будущих нужд [23]. В 1898 году Елецкий городской голова просил Орловское губернское земское собрание о ходатайстве перед Министерством финансов о понижении налогов [24].

В этом же, 1898 году елецкому ветеринарному врачу М. Лисицыну было разрешено издавать в Ельце газету «Елецкий вестник» [25]. С этого момента в городе начинается настоящий газетный бум, издаются самые разные газеты политического, религиозного и развлекательного характера.

Большую роль в общественной жизни Ельца тех лет играл комитет попечительства о народной трезвости. Это существовавшее на пожертвования добровольное учреждение боролось за трезвый образ жизни, всячески пропагандируя отказ от алкоголя. В 1904 году комитет ходатайствовал перед Орловским губернатором об открытии при чайных в Ельце бесплатных библиотек-читален. В Ельце было несколько чайных, которые не торговали алкоголем, в них ельчане проводили свой досуг, выпивая большое количество чая. Чтобы привлечь сюда больше народа, было решено при них открыть библиотеки [26].

Заметную роль в борьбе с пьянством сыграл священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Аргамачьй слободе Николай Брянцев, работавший также учителем Закона Божьего в железнодорожном техническом училище имени Александра II, где пользовался большой популярностью [27]. Его усилиями было основано около 1894 года Аргамаченское общество трезвости, которое занималось пропагандой здорового образа жизни. Стараниями Брянцева открылась чайная, в которой культурно проводили свой досуг жители слободы Аргамач. На пожертвования ельчан священник построил деревянный клуб, в котором местные жители устраивали театральные постановки. Здесь же работали различные музыкальные и танцевальные кружки. На некоторых своих прихожан батюшка накладывал строгий запрет не пить алкоголь в течение 5 лет, под страхом церковного проклятия. Батюшка организовывал ремесленные мастерские по пошиву одежды и обуви, давал возможность людям заработать, вложить свои деньги в дело. Общество трезвости скоро обзавелось неплохим капиталом, который шёл в помощь всем нуждающимся. Так, деньги давались в долг на постройку жилья молодым семьям, причём совершенно без всяких процентов.

Слава об этом обществе распространилась далеко за пределы Ельца и губернии. Вскоре Николай Брянцев стал получать поддержку многих известных людей, среди прочих был и отец Иоанн Кронштадтский, который, будучи в Ельце в 1904 году, подарил ему на память свою фотографию.

Отдельно стоит сказать о еврейской общине в Ельце. Еврейская община, образовавшаяся здесь в конце XIX века, являлась признаком богатства и процветания города. Есть свидетельства, которые рисуют нам торговцев евреев в самых лучших красках. Об этом, например, пишут В.И. Немирович-Данченко и В.М. Лопатин. В частности В.И. Немирович-Данченко, побывавший в Ельце в 1885 году, отмечал: «А жиды здесь действительно в чести. Представьте себе, что евреи никогда не обсчитывают и не обмеривают» [28]. Действительно, евреи не завышали цен на товар, отличались честностью и порядочностью. Однако в Городской думе, Земской управе и в полицейской конторе их не было.

Вскоре в Ельце появилось целое отделение еврейского литературного общества. Оно имело при Еврейском молитвенном доме свою избу-читальню. Существовали также отдельное еврейское кладбище и еврейская газета «Вестник еврейской эмиграции и колонизации» [29]. Одним из самых видных представителей еврейской общины в городе был М.Л. Гольдберг, много лет работавший в должности главного врача Елецкого детского дома. В 1902 году за заслуги перед городом ему было присвоено звание потомственного почётного гражданина города Ельца [30].

В.М. Лопатин, живший в Ельце в начале XX века, в своих воспоминаниях пишет о еврейском обществе Ельца с большой теплотой: «Общество евреев в Ельце меня располагало к себе, во-первых, большею культурностью… во-вторых, внеклассовым и внемундирным своим состоянием… Не могу также не упомянуть об одной черте, свойственной еврейской национальности. Эта черта — благодарность». В.М. Лопатин вспоминал, что «врач-еврей энергичнее, старательнее и самолюбивее, чем врач русский». От этого ельчане предпочитали врачей евреев, тогда как русский врач мог не приехать на вызов, пренебрегая работой.

«Насколько я мог убедиться, собственным опытом, коммерческие и денежные дела с евреями вести и легче и выгоднее, чем с людьми моей национальности», — писал Лопатин [31].

Однако со временем следы пребывания еврейского общества, так много давшего городу, почти стёрлись. В годы советской власти на месте синагоги была построена общественная баня. Правда еврейское кладбище в Ельце ещё осталось, но оно находится в большом запустении и вскоре может совершенно исчезнуть.

* * *

Таков краткий очерк из истории города 1861—1914 годов. Елец успешно и интенсивно развивался, увеличивалась и усложнялась социальная структура общества. Наплыв сельского населения в город в эти годы был как никогда велик. Это была в основном неграмотная и невежественная масса крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям в деревне, люди, которым оставалось два выхода: спиться или податься на заработки в город. Но, придя в город, они сталкивались с острой конкуренцией, состоящей из таких же, как они деревенских жителей. Работы всем не хватало даже в бурно развивающемся Ельце. Вызывали зависть более зажиточные граждане, успевшие уже «стать на ноги».

Тем не менее город развивался быстрыми темпами, хотя политическая ситуация иногда была довольно напряжённой, что было связано, прежде всего, с деятельностью местных либералов..

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках. — Саратов, изд-во «Новый ветер», 2012. — 240 с., ил.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-18-20-v/elets-i-elchane/

 

Примечания:

11. 11. Здесь и далее без ссылок по журналам очередных Елецких Земских собраний, тома I-ХХV 1872—1905 годы.
12. ГАОО, Ф. 525, оп.1, д. 40, л.63.
13. Там же, л. 30-31.
14. Белькова Н.А. Деятельность органов самоуправления г. Ельца и Елецкого уезда в решении социальных проблем (конец XIX — начало XX вв.) // Вестник ЕГУ. Вып. 1. Сер. История. Право. Елец, 2002, с. 51.
15. Немирович-Данченко В.И. Елец. Из записной книжки скучающего туриста. 1885 год // Елецкая быль, Липецк, 1994, с. 63-122.
16. Журналы уездного Елецкого Земского собрания за 1895 год. Елец, 1896. с. 108.
17. Журналы Елецкого Земского собрания за 1895 год… и др.
18. ГАОО, ф. 525, оп, 1 д. 85, л. 24-24 об.
19. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии за 1891 год. С. 23-24. См. также: Гулярян А.Б. Общественно-политическая жизнь в Орловской губернии в конце XIX — начале XX века. Автореф. на соискание уч. степени канд. ист. наук. Орёл, 2006.
20. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии за 1891 год…. с. 24.
21. ГАОО. Ф.525, оп.1, д. 92, л. 241 об.
22. Там же, д. 101, л. 20, 25-27.
23. ГАОО, ф. 580, ст. 2, т. 1, д. 2695.
24. Там же, д. 120, л. 39-40.
25. Там же, ф. 580, ст. 2, т. 1, д. 2784.
26. Там же, д. 3027.
27. Клековкина О. Аргамаченское общество трезвости // Итоги недели. № 1, 2010, с. 26-28.
28. Немирович-Данченко В.И. Елец. Из записной книжки скучающего туриста. 1885 год // Елецкая быль, Липецк, 1994, с. 88.
29. ГАОО, ф. 580, ст. 2, т. 1, д. 3730.
30. Там же, д. 2905.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Читать книгу далее

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веков
Обновлено: 29.01.2014
Поделиться в социальных сетях: