Семья и семейный быт. Традиционная духовная культура Выговского края…

Глава III части III книги «От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край…»

Глава 3. Традиционная духовная культура населения Выговского края в очерках М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц»

1. Семья и семейный быт

Семья являлась основой хозяйственно-трудовой, общественной и полноценной личной жизни человека русской традиционной культуры.

На Русском Севере Пришвин застал два типа традиционной русской семьи: большую семью и малую. В очерке «Вопленица» отражен процесс борьбы этих социальных формаций и дана яркая характеристика быта большой семьи.

Основными типами русской семьи у всех этнографических групп русских были: семьи простые, малые, состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (главным образом родители и их дети); и семьи большие или неразделенные, представлявшие коллектив, объединяющий два, три или четыре поколения родственников по прямой и по боковой линиям. Большая семья являлась многочисленным коллективом, который возглавлял «большак» и «большуха» — отец и мать. В семью входили взрослые женатые сыновья большака с женами и их дети разных возрастов. После смерти большака его властные функции переходили к старшему сыну. Большак обладал непререкаемой властью над остальными. В очерке «Певец былин» дана колоритная иллюстрация такой власти. Григорий Андрианов — «Хороший старик, небаламутный, староколенный человек» возглавляет семейство. Пришвин пишет: «Ругань и крик разбудили меня рано утром. Я выглянул в окно. По дорожке вдоль озера с громадным колом в руке бежал вчерашний, похожий на апостола Петра старик. А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик, только немного помоложе. Первый старик догнал второго и ударил его колом. Тот так и повалился. Ударил еще и еще…

Объяснилось это так. Старший сын Григория, мужик пятидесяти семи лет от роду, был послан в Повенец продать рыбу. Вернулся он выпивши, нагрубил старику, и тот его отколотил» [145, II, 79].

Хозяйство в большой семье было общим, как и домашний быт. Эта архаичная форма семьи сохранялась у русских долго, вплоть до XX века.

Параллельно с большой семьей у русских была широко распространена и малая семья.

В очерке «Вопленица» дана картина быта большой семьи и распада ее после смерти большака. Старик выстроил большой дом, женил шестерых сыновей, однако между братьями и их женами пошли несогласия, переросшие после смерти большака в настоящую вражду. Власть перешла к старшему сыну Гавриле и его жене Степаниде. «Помер старик. Словно предчувствуя беду, сильно убивалась старуха. Где уж ей теперь справиться, удержать вместе такую семью! Одна надежда оставалась теперь на Гаврилу, к которому переходила отцовская власть, на большуху Степаниду… старуха отлично понимала, что ей не справиться с ними, и передала хозяйство Степаниде. Еще на похоронах она вопела:

Уж ты у дверей будешь придверница,
У ворот будешь приворотница,
У замков будешь замочница,
Во дому будешь большухою» [145, II, 56].

Степаниде пришлось выполнять трудную функцию большухи в недружной семье: «Ко всей хозяйственной суете можно привыкнуть: пораньше вставать, хлопотать у печи, будить, распределять работу, вечно толкаться из стороны в сторону, и не знать себе покоя. Но самое трудное дело – это ладить со всеми. На лов ли ехать, на пожни, к празднику, тут уж нельзя свой нос вперед совать. Нужно помалешеньку выведать, кто как думает, а потом и предложить на совет… А тут меньшуха такая попалась, что раскопала всю семью» [145, II, 56]. Гаврило и Степанида не смогли удержать в подчинении большую семью, дошло дело до крупных ссор, рукоприкладства и судов. Наконец решили разделиться, то есть большая семья делилась на ряд малых семей со своим отдельным имуществом и хозяйством. «Разделили соленое лосиное мясо, рассыпали рожь, развесили муку, поделили скот, сено, солому, горшки,- все разделили. Неразделенным остался только дом, потому что зимой нельзя строиться. После этого стали жить в шесть семей в одной избе. В одном углу поместились Гавриловы, в другом – Семеновы, третий угол занят печью, четвертый красный. Остальные четыре семейства разместились на лавках, на кроватях. Один уголок парусом завесили. Решили так и коротать зиму» [145, II, 57]. Пришвин дает этнографически подробную картину быта семьи: «Счастье так и блистало во время обеда, когда каждый из шестерых отцов, теперь сам большой, поглаживая бороду, дожидался на кровати своего собственного горшка. Раньше, бывало, большуха истолчет вареное мясо и распустит в горшке, а теперь всякий ест, как хочет. И как довольна мать, когда, выделив косточку, подзовет своего любимого Мишеньку или Сереженьку поглодать.

Бывало, раньше, кто-нибудь один нехотя погонит скотину к озеру на водопой. Теперь же всякая хозяйка у своего хвоста спешит с любовью и гордостью исполнить свои обязанности» [145, II, 58].

В большой семье мы видим общее хозяйство, общие работы, распределяемые большаком и большухой, общий стол («Раньше ставилось в печь всего два больших чугуна, для каши и для ухи, и хозяйство вела одна большуха» [145, II, 58].

Весной произошло окончательное разделение большой семьи, из которой образовалось несколько полноценных малых семей, и между родственниками воцарился долгожданный мир.

М.М. Пришвин в очерке «Ловцы», рассуждая о жизненных ценностях севернорусских крестьян, писал: «Богатство заключается главным образом в хорошей, правильно организованной семье» [145, II, 62].

 

От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина: монография. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. — 238 c.

Постоянная ссылка: http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/ot-podstepya-do-pomorya/semya-i-byt/

 

Примечания:

145. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 6 тт. / М.М. Пришвин. М., 1956.

Статья подготовлена по материалам монографии А.А. Пискулина «От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина», изданной в 2012 году. Статья полностью повторяет стиль и пунктуацию автора.

Разделитель нижний
Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором