Введение

Продолжение книги «От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край…»

Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

ВВЕДЕНИЕ

Трагические события русской истории XX века разорвали живую нить народной традиционной культуры, прервали естественное историческое развитие народа, нарушили историко-культурную преемственность поколений. Русские сегодня в значительной мере утеряли знание о своей истории и традициях, находясь одновременно в плену ложных и вредных стереотипов. Утрачивается глубинная историческая память, забывается материальный и духовный опыт, накапливавшийся и сохранявшийся в течение исторического развития многих поколений. В то же время, в современном обществе остро встал вопрос национальной и культурной самоидентификации. Все больше людей ищут опору в историческом прошлом своего народа, обращаются к материальному и духовному опыту предков, к непреходящим традиционным ценностям. Утерянные знания необходимо собирать по крупицам. Творчество И.А. Бунина и М.М. Пришвина является интереснейшим источником, несущим знание и понимание основ русского мира. Два русских писателя, родиной которых была древняя Елецкая земля, раскрыли в своем творчестве многообразие России с ее самобытными регионами, различными географическими, природными, социально-культурными и экономическими особенностями.

Русский народ, к концу XIX века занимавший обширные пространства Европейской России, Урала и Сибири, сохранял этническое и культурное единство, которое, однако, не исключало региональных различий. Они выражались в своеобразии местных особенностей костюма, поселений, архитектуры жилищ и усадеб, традиционных занятий и промыслов, обрядов и верований, говоров и диалектов, в своеобразии региональных психотипов и мироощущения; различался и этносоциальный состав регионов.

В Европейской России выделяются три крупных историко-культурных зоны: Северная, Южная и Центральнорусская. Северная находится в границах таких современных областей, как Архангельская, Вологодская, Новгородская, Костромская, в северной части Ярославской и Тверской областей, сюда же относится и территория республики Карелия. Севернорусская традиция характеризуется такими особенностями, как окающие говоры, малодворные сельские поселения, монументальное крестьянское жилище (изба на высоком подклете под двускатной крышей, соединенная с хозяйственным двором); сарафанный комплекс женского народного костюма, особый сюжетный орнамент в вышивках и росписях, бытование былин, протяжных песен и обрядовых причитаний. Для южнорусской историко-культурной зоны характерны акающие говоры с мягким произношением звука «г» и такие черты традиционной культуры, как густонаселенные многодворные поселения, невысокие избы с четырехскатной соломенной крышей, земляным полом и отдельно стоящими хозяйственными постройками; женский костюм с поневой и своеобразным головным убором – рогатой кичкой. Подобные черты традиционной культуры были распространены у населения Орловской, Курской, Воронежской, Тульской, Тамбовской губерний и в некоторых других районах Черноземья. В междуречье Оки и Верхней Волги сложилось сочетание севернорусских и южнорусских черт народной культуры: женский костюм с сарафаном и кокошником, изба на подклете средней высоты с двускатной или четырехскатной крышей, акающие говоры с твердым звуком «г». Это – центральнорусская историко-культурная зона.

Историческим ядром южнорусской зоны является бунинское «Подстепье» — лесостепные пространства от Дона и Оки до верхнего течения Десны, Сейма и Северского Донца. Елец – один из древнейших городов этого региона, на протяжении столетий он был административным, военным, экономическим, религиозным и культурным центром обширного края в междуречье Быстрой Сосны, Красивой Мечи и Дона.

Одним из самобытных регионов Русского Севера, входящим в территорию так называемого Поморья, являлся Выговский край, воспетый Пришвиным, — местность вокруг огромного водного массива озера Выг в современной Карелии.

Традиционная культура населения этих двух регионов типична для основных этнографических групп русских: южнорусской – Елецкий край и севернорусской – Выговский край. В то же время, благодаря природно-географическим, историческим, хозяйственно-экономическим факторам, эти регионы отличаются самобытностью, историко-этнографической оригинальностью и своеобразием традиций.

Творчество двух русских писателей, родиной которых была Елецкая земля, открывает нам путь к постижению истории и народной культуры двух исконных русских регионов, что, в свою очередь, дает возможность выйти к пониманию глубинных основ жизни русского народа.

Изучением традиционной культуры народов мира занимается этнография. Предметом исследования этой науки является также состав, происхождение, расселение, культурологические взаимоотношения народов. Термином этнография обозначается и совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры народа, народности, местности. В современной этнографической науке под русской традиционной культурой понимается весь материальный и духовный опыт, накопленный русским народом к середине XIX столетия, за весь период его исторического развития. Различают традиционную материальную культуру (поселение, жилище и усадьба, пища и утварь, традиционный костюм, традиционные занятия и промыслы, орудия труда, средства передвижения) и духовную культуру (обряды, верования, моральные, этические и эстетические представления, мировоззрение и мироощущение народа, его религиозная жизнь, мифология, народное творчество). Условным эталоном считается традиционная культура XIX – начала XX века. Помимо крестьянства, составлявшего большинство населения России, ее носителями являлись и другие слои русского общества: мещанство, купечество, духовенство (особенно сельское), дворянство (особенно помещики, тесно связанные с землей, с сельским миром).

В творчестве И.А. Бунина нашли свое воплощение древняя история и традиционная культура одного из коренных и интереснейших регионов России – Елецкого края. В художественной прозе писателя значительная часть произведений соотносится с территорией бывшего Елецкого уезда Орловской губернии и смежных уездов. Иван Алексеевич детство и юность провел в елецких имениях своих родителей (хутор Бутырки, село Озерки Елецкого уезда) и в самом Ельце, здесь он сформировался как личность и как писатель, сохранив духовную связь со своей Родиной на протяжении всей своей жизни. Герои многих его произведений: помещики, чиновники, мещане, крестьяне – также жители Ельца и Елецкой округи, дальней и ближней. На это указывают топонимия и антропонимия бунинских произведений, их этнографическая специфика, речевые особенности, характерные для данной местности.

После возвращения творческого наследия И.А. Бунина на Родину в 50-х годах прошлого века, писателя как бы открывали заново. Тогда никто не соотносил его прозу с елецкими местами. С биографией писателя почти не были знакомы: родился в Воронеже, умер в Париже. Полагали, что в произведениях писателя изображена некая усредненная южнорусская провинция с типичными географическими названиями, характерными для Черноземья. А названия эти были: Черная слобода, Бабий базар, Торговая улица, Щепная площадь, Аргамача, Пажень, Воргол – родные и с детства знакомые каждому ельчанину слова. Постепенно приходило понимание, что елецкий период жизни стал для Бунина истоком и неиссякаемым источником его личностного и творческого развития.

Для И.А. Бунина жизнь Ельца и Елецкого края явилась бесценным опытом художественного, исторического и философского обобщения. В его творчестве представлены основные сословия русского общества: дворянство, крестьянство, мещанство; их исторический путь, уклад жизни, традиции и мировоззрение.

В романе «Жизнь Арсеньева», повестях «Деревня» и «Суходол», многочисленных рассказах сквозной четкой линией следуют описания материальной и духовной культуры основных групп населения региона: дворян, крестьян, мещан.

Бунин рисует подробнейшую картину быта и нравов дворянской усадьбы, дворянских семей и родов; жизнь деревни и крестьянского мира. Городская традиционная культура отражена И.А. Буниным через описание жизненного уклада, мировоззрения, менталитета елецкого мещанства.

М.М. Пришвин начал свою литературную деятельность как любитель-этнограф. В 1906 году в Петербурге он знакомится с этнографом Н.Е. Ончуковым и по его совету отправляется в Олонецкую губернию собирать сказки и изучать этнографию края. Приемам сбора и записи фольклорного материала обучил Пришвина академик А.А. Шахматов. «Я выбрал себе медленный, какой-то тележный этнографический путь к литературе… — вспоминал писатель в автобиографическом рассказе «Охота за счастьем». — …Известный этнограф Н.Е.Ончуков… познакомил меня с академиком Шахматовым, который кое-чему научил меня, достал мне открытый лист от Академии наук, и с тех пор звание этнографа сопровождает меня всю жизнь, хотя я наукой этой не занимался» [145, II, 787].

В одном из авторских предисловий М.М. Пришвин так охарактеризовал начало своего писательского пути: «В молодости я готовил себя к научной работе и, как я теперь хорошо понимаю, внутреннее бессознательное поэтическое кипение души не давало мне сделаться хорошим ученым. Не вышел из меня ученый, но зато из храма науки я вынес великое чувство благодарности этой школе. Я видел великих ученых, известных всему свету. И в то же время я не видел великих: все они были скромнее самых маленьких, и свет величия падал на них только потому, что они ближе стояли к источнику света.

Вот с этой лампочкой, зажженной от такого света, я однажды, все оставив позади себя, отправился пешком за волшебным колобком в край непуганых птиц записывать сказки» [145, II, 787-788]. Этим краем стал для писателя Русский Север: Олонецкая губерния, заповедные места Заонежья.

Выбор Олонецкой губернии как цели путешествия не был случайным. Она еще с XIX века привлекала исследователей народного быта и фольклора. Там в конце 60-х – начале 70-х годов собирал былины известный славист А.Ф. Гильфердинг, выпустивший работу «Онежские былины», работали этнографы Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин, исследовавшие традиционную культуру края.

В результате первого путешествия М.М. Пришвина на Русский Север появилась книга «В краю непуганых птиц» (1907). «Первая моя работа очерковая «В краю непуганых птиц», — вспоминал Пришвин, — была первой моей литературной работой… Душа появилась в моих очерках, как только внезапно я нашел себя, и душою этой было, как я уже говорил, мое прирожденное устремление в какую-то неведомую страну» [145, II, 788].

В поисках этой неведомой страны Пришвин отправляется на Русский Север. Мечтая найти неведомую страну, он открывает для себя заповедный край русского мира, где сохранились исконные основы народной жизни.

В очерках «В краю непуганых птиц» М.М. Пришвин отразил традиционную культуру края с тонкой поэтичностью и одновременно с научной глубиной и точностью этнографа.

Тема Русского Севера была продолжена и развита М.М. Пришвиным в очерках «За волшебным колобком», вышедших в 1908 году. К севернорусской тематике писатель возвращался не раз и впоследствии.

В 1908 году М.М. Пришвин был избран действительным членом Русского Императорского географического общества и награжден серебряной медалью этого Общества. 39 сказок, собранных им в Олонецкой губернии, вошли в сборник «Сказки Севера» под редакцией Н.Е. Ончукова.

От научного знания и фольклора Пришвин идет к поэтической художественной прозе, разрабатывает свой «этнографический метод» отображения действительности. Научная пытливость в сочетании с поэзией природы и оригинальным миропониманием определили особое место М.М. Пришвина в русской литературе.

Древняя Елецкая земля дала России двух замечательных писателей, чье творчество оставило яркий след в русской литературе и внесло значительный вклад в развитие национальной культуры. Жизнь народа в его историческом развитии, в его прошлом и настоящем — одна из главных тем в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина. В философских и художественных исканиях писателей-современников заключено стремление осмыслить русский мир, исторический путь страны и народа, основы национального характера через постижение историко-культурной традиции.

 

От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина: монография. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. — 238 c.

Постоянная ссылка: http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/ot-podstepya-do-pomorya/vvedenie/

 

Примечания:

145. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 6 тт. / М.М. Пришвин. М., 1956.

Статья подготовлена по материалам монографии А.А. Пискулина «От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина», изданной в 2012 году. Статья полностью повторяет стиль и пунктуацию автора.

Разделитель нижний
Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором