Кружевной промысел на рубеже веков — Воргол.Ру

Кружевной промысел на рубеже веков

Продолжение книги «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)».

Глава III. Кружевной промысел Елецкого уезда на рубеже двух веков

Второе тридцатилетие XIX века было периодом расцвета елецкого кружевного промысла. Елецкий промысел сохранил свое ведущее место по объему производства различных кружевных изделий высокого качества и по количеству кружевниц в России. Город Елец с населением в 46 тысяч стал не только одним из крупных и красивых уездных городов России, но и крупным железнодорожным узлом, а также одним из центров всероссийского рынка кружевной торговли.

В 1896 г. на Нижегородской выставке экспонируются кружевные изделия елецкого промысла. За художественные качества и прочность они получают диплом II-ой степени и серебряную медаль. Изделия елецких кружевниц еще в 1890 г. вышли на международный рынок. Тогда было заключено торговое соглашение с Парижем о ежегодной поставке елецких кружев на 100 тысяч рублей [1]. В 1900 году изделия елецкого кружева были представлены на Всемирной выставке художественных изделий в Париже и пользовались боль-шим успехом, получили сбыт в странах Европы, Америки и Азии.

В конце XIX века значительно выросли роль и удельный вес кружевного промысла в экономике города. Он становится отраслью промышленности и массовым художественным искусством. Если в 1883 году, по данным земской статистики, в уезде было более 13 тысяч кружевниц, которые производили кружевного товара на сумму 500 тысяч рублей, то в 1890 году в кружевном промысле было занято более 30 тысяч кружевниц. Соответственно в два раза вырос объем стоимости произведенной кружевной продукции, что составляло около одного миллиона рублей (850 тысяч рублей точнее). В сравнении с уездной и городской отраслью кожевенной промышленности, которой славился Елец, это в два раза больше, чем два кожзавода Ростовцева и Валуйского, а также 25 кустарных заведений по выделке кож. Интересные данные по кустарной промышленности Елецкого уезда имеются за 1893 год. Всего в Елецком уезде было 488 фабричных и кустарных заведений с производством на сумму 377 тысяч рублей в год. Это в три раза меньше, чем производство кружев [1].

России были известны не только елецкие кружева, но и Елецкий драматический театр, основанный в 1848 году. Его посещали и выступали на его сцене знаменитые артисты 2-ой половины XIX века: Ермолова, Комиссаржевская, Качалов, Станиславский и другие. В 1894 г. приезжала Мария Ермолова. Она заказала модное кружевное манто. Его должны были изготовить мастера Паленской школы кружевниц Н.А. Огаревой-Стахович.

Кружевные изделия паленских мастериц по заказам отправлялись в Париж, Москву, Петербург. Две мастерицы — художницы по сложным узорам работали более месяца по 12-14 часов в день, изготовляя модное, красивое шелковое манто Ермоловой. Знаменитая артистка была в восторге от этой неповторимой красоты и решила заплатить за изделие золотой монетой. Из любопытства положила на весы платье и полученные золотые монеты, которые по весу оказались больше, чем вес платья из елецких чудесных золотых кружев.

Если говорить о роли кружевного промысла в экономической жизни Ельца, то достаточно сказать, что город поставил кружевных изделий во Францию на сумму 100 тысяч рублей. По документальным данным, в 1893 году в Елецком уезде было всего изготовлено 1 млн. 736 тысяч 600 аршин только мерного кружева на сумму 272 тысячи 700 рублей и штучного кружева до 32550 штук изделий. Экономическое содержание и роль любого производства определяется производительностью труда, его затратами на производство единицы продукции в условную единицу времени и уровнем оплаты труда.

[singlepic id=1365 w=450 h=500]

Взрослая, опытная в плетении кружевница, чтобы произвести 10 аршин мерного кружева стоимостью 3 рубля 80 копеек, должна была затратить 20 рабочих дней по 12-14 часов, плетя 8 вершков (40 см). Но для производства 10 аршин кружева, стоящих 9 руб. 80 коп., она должна для плетения 6 вершков (18-25 см) затратить 27 рабочих дней. Этот вид кружев требует 12-14 часов работы в день.

В г. Ельце и его пригородах производилось парное и сцепное кружево. Для производства одного штучного изделия: дорожки, шарфа или косынки — стоимостью от 3-х до 5-и рублей работница затрачивает 20-25 рабочих дней, а для плетения штучного изделия, стоимостью от 5-и до 10-и рублей, затрачивается 40-45 рабочих дней [4].

«При самом усердном занятии, не покладая рук, более 15 копеек не заработаешь в день, да и то, с трудом. Дело это организовано так, что все идет в пользу скупщиков», — так писал о производстве кружев Немирович-Данченко. Елецкие женщины в селах плели кружево в свободное время от сельхозработ, от Покрова до Пасхи. Надо учитывать, что 25% работниц промысла были девушки — подростки от 12 до 16 лет и дети от 8 до 15 лет.

Часть кружевниц работали самостоятельно, они сами закупают сырье и материалы. Оборудование кружевного производства стоит довольно дешево: подушка для крепления и плетения кружева — 20-30 копеек, коклюшки — 1 рубль за сотню, булавки — 10 копеек за сотню, подставка для подушки — ящик — 25-30 копеек, ножницы — 35-40 копеек. В целом стоимость оборудования составляла более 2-х рублей.

Для сложных художественных узоров кружевница должна была купить сколок-снимок художественных форм и мотивов кружевного изделия с указанием технологии его плетения. Его стоимость от 1 рубля до 5 рублей. Весь кружевной товар реализовывался на рынке и кустарном складе в Ельце. Сбыт кружевных изделий на рынке осуществляется через скупщиков, которые занимают монопольное господствующее положение. Большинство кружевниц селений и деревень работает по заказам скупщиков, которые снабжают их сырьем, материалами и сколками.

Самостоятельно работают и принимают заказы городские мастерицы-кружевницы женского монастыря. Они плели блонды, то есть кружева из шелка, цветных х/б нитей, канители — из серебра и золота.

Лучше оплачивались клюни и гипюр, от 24 до 36 копеек. Гипюрная косынка оплачивается за работу и материалы — 6 рублей, а в продаже идет по 9 рублей 50 копеек. Черная косынка, елецкая — 4 рубля, а в продаже — по 6 рублей. На елецком Женском рынке скупщики покупают кружево по искусственно заниженным ценам, но кружевные изделия в России, прежде чем попасть в руки потребителя, перекупались 5-6 раз.

Самыми опытными кружевницами и лучшими художниками были работницы-монахини Знаменского монастыря. В первой половине XIX века Елецкий Знаменский монастырь, где более 200 монахинь плели кружева, был своеобразной школой для елецких кружевниц. Там мастера- художницы готовили «сколки» для городских кружевниц. Монастырь принимал заказы на кружева для украшения церквей, одежды священников, а также заказы на штучные изделия из шелковых, бумажных, цветных серебряных и золотых нитей для царского двора. Об этом рассказывают монастырские кружевницы конца XIX века.

Домна Серафимовна Лоткина, жительница Черной Слободы, в молодости была монахиней, мастером кружевоплетения и художницей по изготовлению «сколков». Игуменья Феодора заказала ей сделать сколок и сплести накидку для госпожи Веры Николаевны Черникиной. За работу получила она золотой крестик и много денег. Деньги сдала в кассу монастыря, а крестик оставила себе на память.

В связи с приездом в Елец великого князя Михаила Романова, Домне заказали два сколка на платье княгине Ольге Александровне и Ксении Александровне. Платья изготовили за месяц. Художнице-мастеру заплатили сто рублей и перстенек. Деньги она сдала на монастырь. Затем она рассказала, как монастырь получил заказ изготовить покрывало на аналой Рождественской церкви — кружевное покрывало длиной в 2,5 аршина, шириной в 1 аршин. Работу поручили выполнить классным кружевницам Стириной Ольге Петровне, Завьяловой Дарье Никифоровне (художница) и Степкиной Зинаиде. Художница сколок готовила 10 дней. Это было покрывало с изображением Георгия Победоносца на коне и драконами по углам, на жемчужной сетке из шелка, бумажных и металлических ниток. Это чудо цветов, блеска изготовили три кружевницы за 2,5 месяца, получив 145 рублей.

В 1880 году кружевной промысел развивался в 10 волостях, а его основным ядром был Елец и 25 сел вокруг города. К концу XIX века промысел охватил 18 волостей Елецкого уезда с общим количеством кружевниц 42605. За 20 лет их количество выросло в четыре раза. В уезде появилось еще два ядра концентрации высококвалифицированных кружевниц: Паленский — усадьба Стаховичей — 22 селения и Долгоруковский узел, село Свишни — 25 деревень [5].

Если в России, в 17 губерниях насчитывалось около 100 тысяч кружевниц, то только в Елецком уезде их было 50% . Их изделия славились и пользовались огромным спросом не только в России, но и на рынках стран Западной Европы, Азии и Америки.

Возникает вопрос: чем отмечен быстрый рост и процветание елецкого кружевного промысла в конце XIX века? Почему кружевной промысел был преимущественно женским промыслом? Причем, главным образом, характерным для крестьян?

Елецкий кружевной промысел не был чисто женским. По материалам земской статистики, а также по итогам и таблицам трех обследований Российской комиссии по изучению промыслов, с 1880 года в Елецком уезде кружевоплетением занимались 16-20 мужчин.

Необходимо выяснить, почему сельские женщины всю жизнь, с 7-8 лет до старости, занимались тяжелым, изнурительным и кропотливым трудом по производству кружев. Во-первых, это женская потребность быть красивой и создавать прекрасное, любовь к искусству, духовное стремление творить по законам красоты. Но художником, музыкантом, скульптором, кружевницей надо родиться. Немаловажное значение имела русская национальная традиция. Женщина, девушка должна уметь шить, вязать, заниматься рукоделием. От этого зависела их роль и положение в семье — как хозяйки дома. Во-вторых, это связано с положением русской женщины в обществе, семье, с экономическими условиями сельской и городской жизни. Огромное значение имели национально-нравственные духовные традиции русской общественной сельской и региональной жизни, отношение к труду, а также психологический склад характера и традиций народов России.

Поэт русской революционной демократии Н.А. Некрасов блестяще раскрыл мужество и духовное богатство женщин русских селений: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Замечательный русский художник В.А. Тропинин создал талантливую картину «Кружевница», где изображен светлый образ девушки за плетением кружев с чарующей улыбкой, добрым взглядом голубых глаз, образ художницы и труженицы народного искусства, создающей прекрасное.

В Елецком уезде было 252162 человек населения, из них женщин -128298 человек, в Ельце — 46900 горожан в 1890 г. К 1910 г. население Ельца выросло до 54 тысяч человек.

В Елецком уезде, в экономическом и правовом отношении положение женщин было различное. Государственных крестьян в уезде было 2/3 от общего количества дворов. Среди них было 75% занято в кружевном промысле. В 70-80-х годах насчитывалось по 1-2 кружевницы на двор. В 90-х гг. XVIII в. рост кружевниц шел за счет помещичьих крестьян, в связи с разорением мелкопоместного дворянства. Это объясняется тем, что помещичьи крестьяне до 90-х годов были заняты на поденных работах и отработках, которые были дополнительным денежным доходом для крестьянских семей, что не имели государственные крестьяне. Их денежные доходы пополнялись за счет кружевного промысла.

Для всех крестьянских дворов сельских общин существовал порядок, согласно которому земельные наделы получали на новорожденных мальчиков. Поэтому женщины деревни, от рождения не получавшие земельного надела, вынуждены были кормить себя не только трудом в сельском хозяйстве, но и в свободное время добывать хлеб и деньги кружевоплетением на рынок, участием в течение 7 месяцев в промысле. Кроме этого, существовала российская традиция: взрослая девушка, готовясь стать женой, выйти замуж, должна иметь «приданое». Это целый набор одежды, обуви, постельных принадлежностей.

Поэтому доходы от сбыта и плетения кружев шли не только для семьи, но девушки с подросткового возраста копили деньги и тратили на «приданое». В Елецком уезде даже свадебные обряды включали определенные атрибуты кружевных изделий. Фату и венчальное платье невеста изготовляла из кружев, сплетенных своими руками.

Когда в Шаталовке министр Хвостов в конце прошлого века женил сына, то для его невесты воронецкие кружевницы изготовили из шелка, канители и тонкой цветной бумаги кружевное платье. Даже девушки, которые участвовали в свадебной церемонии, все были убраны в кружевные одежды. Кружевные изделия вошли в быт не только богатых дворян, купцов, но украшали одежду всех жителей Елецкого уезда XI-XX вв.

Быстрое развитие кружевного промысла Елецкого езда в конце XIX века характеризовалось двумя противоречивыми тенденциями: ростом его количественных экономических показателей и снижением качества кружевных изделий как художественных ценностей, как прикладного искусства. Дело в том, что в 70-80-х гг. елецкие кружевницы были и производителями кружевных изделий, и одновременно предприимчивыми торговками. Целыми семьями отправлялись они на рынки от Финляндии до Кавказа для продажи кружевных изделий, для закупки необходимых товаров. Рекламировали елецкое кружево на российском рынке.

К 1890 году елецкий кружевной промысел прочно завоевал международный рынок. Его изделия, тонкие, ажурные, продавались и имели спрос не только в странах Европы, но и Индии, Китае, Турции и Америке. Производителям елецких кружев теперь сбывать свои замечательные изделия было гораздо легче на внутреннем российском рынке. Елец стал крупным центром кружевной торговли.

На внутреннем рынке в России елецкое и вологодское кружево имело огромный спрос. Кружевные изделия были ходовым товаром, поэтому сбыт и торговля кружевным товаром стали монополией скупщиков и различных перекупщиков, которые господствовали на рынке, диктовали цены. Все доходы шли в карманы елецких и приезжих купцов. В Елец приезжали за «русским» кружевом купцы из Варшавы, Одессы, Хельсинки, Украины, Сибири и Крыма.

Наиболее крупными скупщиками кружев в Ельце были Орловы, Левыкины, Мямлины, Малохановы. В городе в конце XIX — начале XX века самой крупной скупщицей была госпожа Икрянникова, она много лет поставляла елецкое кружево Московскому губернскому кустарному складу, который сбывал изделия в страны Европы. Крупные купцы покупали кружевной товар оптом, чаще всего их поставщиками были средние и мелкие скупщики, которым крупные купцы «давали возможность как-то жить». Крупные скупщики кроме оптовой скупки покупали кружева на базаре, на дому у кружевниц по заказам, через своих агентов, скупали в деревнях у сельских торговцев. Средних торговцев-скупщиков в городе было более сотни. Это, как правило, женщины, бывшие кружевницы, они на базаре, по селам уезда скупают кружево крупными партиями. Покупают хорошее дорогое и грубое кружево, а также трудоемкие и средние штучные из-делия без браковки по одной цене, занижая стоимость хороших и плохих изделий. Затем закупленное кружево, качественные и низкосортные изделия делят по цене на партии от 10 рублей до 100 рублей. Второсортное, низкосортное кружево сдабривают хорошим дорогим и рассылают товар по магазинам, по заказам, где предъявляют требования по качеству и ассортименту изделий. Мелкие и средние скупщики в основном имели дело непосредственно с кружевницами- одиночками. Они играли главную роль в сбыте и рекламе елецкого кружева от Балтики до Кавказа, от Бреста и Варшавы до Урала и Сибири. Скупщики не только сбывали кружевной товар, но и принимали заказы от потребителей. Главное, путешествуя по России, елецкие женщины-скупщики собирали новые образцы кружев, новые узоры и композиции.

В итоге средние и большое число мелких скупщиков вносили положительный вклад в обогащение художественных форм и качеств елецкого «русского» кружева, в технику и технологию кружевоплетения. Например, в середине XIX века в Вологде Анфия Федоровна Брянцева создала «вологодский манер» плетения сцепного кружева, когда при наличии 6-12 пар коклюшек можно выполнить одновременно сложные узоры и различные виды фоновой сетки. Это от крыло возможности для производства штучных кружевных изделий.

Елецкие кружевницы не только быстро овладели вологодской парно-сцепной техникой, но и значительно усовершенствовали сцепное кружевное производство, особенно тучные изделия: накидки, блузки и женские платья. Они были вне конкуренции и славились не только в России своей легкостью, ажурностью и художественной выразительностью.

[singlepic id=1366 w=450 h=500]

На внутреннем рынке сбыта кружева господствовали крупные и средние скупщики. Чтобы получить побольше прибыли, они искусственно снижали цены на кружевные изделия. Сельские женщины, девушки и подростки нуждались в деньгах, но, чтобы получить деньги за кружево, они могли продать все свои изделия только скупщикам по низким ценам. Эти стихийные законы рынка пагубно сказывались на качестве елецких кружев и положении кружевниц. С.А. Давыдова сообщает: «В связи с тем, что скупщики снижали цены на кружева, покупали у кружевниц весь товар без браковки, хорошие и плохие изделия по одной цене, тонкое и изящное плетение должно было уступить место более грубому и жидкому кружеву» [2].

Почему так произошло? Ответ на этот вопрос дали материалы Российской комиссии по кустарным промыслам 1886 г.: «Дешевые цены, предлагаемые скупщиками кружевницам за их изделия, дают им повод небрежно относиться к своему рукоделию».

Мастера используют худшие материалы, сокращают сложность узора, потерю в цене они пытаются наверстать скоростью в работе. Так на рынке появляется низкосортное, жидкое «мыльное» кружево. В чем его особенности?

В орнаменте черных шарфов, косынок и мерных парных кружев, шелковых и бумажных, появляются узоры и мотивы нечеткие и запутанные, с однообразными изгибами велюшек. Зубцы сцепного кружева становятся невыразительными. Некоторые рисунки и узоры, мотивы выполняются в стиле «модерн» — это лилии, амуры с ирисами, жанровые, сентиментальные сцены.

Мотивы — это мелкие художественные кружевные формы, ромбы, овалы, треугольники, квадраты с изображением ветки с цветком, оленем и птицы, розы и другие узоры. Все эти геометрические формы и мелкие кружевные узоры непо-средственно вшивались для украшения одежды и в готовые изделия. Мотивы были модными в 80-90-х годах, но их плетение не требовало хорошей выучки, знания техники и технологии исполнения, поэтому этим делом были заняты под-ростки и дети. В ухудшении качества и художественных достоинств кружевных изделий, в появлении на рынке грубого «мыльного» кружева были повинны скупщики. Им было легче сбыть дешевое кружево, чем тонкое высокосортное, да и качество их не интересовало. Они стремились выполнить запросы потребителей и получить доход за счет труда кружевницы, покупая их изделия по заниженным ценам.

Снижение цен на кружевные изделия на рынке сбыта в период с 1880 до 1913 г. повлекло за собой снижение годового дохода кружевниц Елецкого уезда. Если в 1880 г. годовой доход взрослой кружевницы при 120-и рабочих днях составлял 34 рубля 64 копейки, то в 1890 г. доход женщины-мастерицы средней квалификации составлял 30 рублей и 40 рублей у мастериц шелковых кружев и гипюров (их было 12% от всех кружевниц уезда). В период засилья скупщиков и перекупщиков на кружевном рынке, с 1892-1893 гг. по 1913 г., годовой заработок взрослых девушек и женщин составлял 19 рублей 87 копеек. Заработок детей и подростков — 10 рублей 30 копеек. При таком падении доходов было невыгодно с экономической точки зрения заниматься производством кружев. Но, несмотря на это, в г. Ельце и уезде кружево плести не перестали.

Все 18 волостей уезда (более 40 тысяч кружевниц) делились на две части. 48% плели белое бумажное и льняное кружево, тонкое, легкое и дорогие высокосортные изделия. Остальные производили модные черные шарфы, косынки, черные кружева и штучные изделия. На модных шарфах, косынках, мотивах специализировались подростки и дети. В большинстве сельских семей на крестьянский двор приходи лось по две кружевницы: взрослая и девушка-подросток. Вдвоем в год они могли заработать 30 рублей 17 копеек на крестьянский двор, но в среднем по уезду на крестьянский двор приходилось 29 рублей 29 коп. Доход выравнивался за счет роста общего количества кружевниц, а вот качество кружевных изделий в начале 90-х гг. XIX века к 1910 году значительно снизилось.

Все трудности с производством и качеством кружева, снижение цен на рынке сопровождались огромным спросом на елецкое кружево на российском и внешнем рынке. Поэтому повышенный спрос стимулировал рост производства, а низкие цены влияли на снижение зарплаты кружевниц, но были сильным средством в конкуренции на рынке. На елецком кружевном рынке можно было встретить изделия из кружев различных регионов страны, но елецкое кружево по ценам и качеству было вне конкуренции. В 1894 году на рынках Воронежа, Ельца и Ефремова появилось модное, дорогое, тонкое игольное задонское кружево, вышитое на тюлевой сетке. Вот это «новое» кружево и стало конкурентом не только елецкому, но и всему русскому плетеному кружеву.

Так случилось, что в Задонском уезде в имении Е.Н. Чоколовой была создана мануфактура, где 50 кружевниц и мастеров производили по парижским и брюссельским узорам трудоемкое, красивое и качественное игольное кружево [3].

Это кружево появилось в России в 1844 г., когда в Москве была построена тюлевая фабрика. Но крепостные фабрики игольного кружева не могли конкурировать на рынке с дешевым плетеным кружевом, поэтому через 2-3 года фабрики закрылись, а игольные кружева пропали с рынка. В 90-х гг. XIX века появление игольного кружева на елецком рынке было не «новым», а возвратом хорошо забытого старого. Могло ли задонское кружево быть опасным для развития елецкого промысла? Во-первых, безусловно, «новое», модное дорогое и красивое игольное кружево могло конкурировать с изделиями елецкого промысла. Это бы усилило трудности его производства и сбыта.

Во-вторых, появление на елецком рынке задонских кружев заставило елецких кружевниц овладеть сцепной техникой плетения кружевных штучных изделий, а также внедрить в производство сетчатое плетение. Все это значительно повысило качество елецких кружев, их прозрачность, многообразие фонов и узоров, а низкие цены обеспечили им победу в конкурентной борьбе на рынке. Подлинно новое задонское кружево пропало с елецких рынков через 3 года.

Забытое старое не может быть новым. Только подлинно новое неодолимо в своем развитии.

 

С.П. Ершов. Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк). — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 129 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-3/

Литература:

1. Брокгауз, Ефрон. Энциклопедия. 1894. — Т.22. — С. 604.
2. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. — СПб, 1892. — С. 24.
3. Там же. — С. 150.
4. Твердова-Савицкая З.М. Кустарные промыслы Елецкого уезда. — М., 1916. — С.28-29.
5. Там же. — С.10-11.

Статья подготовлена по материалам 2-го издания книги Ершова С.П. «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)», изданной в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в работе.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Промышленность города » Елецкие кружева и кружевницы
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий