Храм святой Троицы

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Храм Святой Троицы в Ельце

Храм Святой Троицы. Фото 1960-х гг.


Основание первого храма за р. Сосной относится к концу XVI в. Освящён он был в честь св. великомученика Димитрия Солунского — покровителя воинов. Казаки Беломестной слободы и стали основными его прихожанами. В конце XVIII столетия храм был перестроен на каменный, но к началу ХIХ в. уже явно не соответствовал количеству прихожан, которыми являлись жители Беломестной и Новой Ямской слобод, а также близлежащих деревень — Ольшанца, Ново-Ольшанца, Верхней и Нижней Сахаровки. К тому же весной во время по­ловодья вода часто заходила в церковь. Поэтому и было принято решение о строительстве нового приходского каменного храма на более высоком месте.

На постройке нового храма на другом более высоком и сухом месте неоднократно настаивал и священник Преображенской церкви Ельца Иоанн Борисович Жданов, почитаемый ельчанами за свою подвижническую жизнь и обилие благодатных даров от Господа. Такое внимание уважаемого ельчанами пастыря к Димитриевскому храму объясняется, наверное, и тем, что в нём в это время служил зять о. Иоанна — священник Иоанн Григорьев. Однако жители Засосенской части города и причт храма ввиду скудости средств долго не решались приступить к постройке новой церкви. Тогда однажды о. Иоанн после литургии в Преображенском храме, в полном облачении, под колокольный звон, с крестным ходом, на своих руках принёс в Димитриевскую церковь икону Богоматери «Всех скорбящих радости» и, поставив её в храме, сказал прихожанам: «Матерь Божия сама будет помощницею вам в построении храма». После сего о. Иоанн своими руками и безо всякого разрешения со стороны епархиального начальства начал копать рвы для фундамента новой церкви. Полиция потребовала прекратить работы, начатые без разрешения, но после обращения о. Иоанна в Орловскую духовную консисторию в 1817 г. было получено благословение на постройку храма Преосвященного Аполлоса, епископа Орловского и Севского. [1]


Проект Троицкой церкви архитектора Шарлеманя

Проект Троицкой церкви. 1828 г. Архитектор И.И. Шарлемань


Однако закладка храма и его строительство без проекта в конце концов привели к печальному результату. Когда постройка храмовой части подходила к завершению и кладка свода завершилась, главный купол его внезапно обвалился и повредил стены вплоть до основания. Сказалось, по-видимому, отсутствие необходимых расчетов по толщине стен и диаметру барабана. Необходимо было вновь начинать возведение храмовой части и делать это, предварительно рассчитав несущие способности существующих стен.

Дело об обрушении Троицкой церкви рассматривалось в Строительном комитете при Министерстве внутренних дел, одному из членов которого — известному петербургскому архитектору Иосифу Ивановичу Шарлеманю и было поручено подготовить проект на исправление Троицкой церкви.

В фондах РГИА сохранился чертёж, подписанный Шарлеманем, именуемый «План и фасад, исправленные в строительном комитете на постройку каменной церкви во имя Живоначальной Троицы в городе Ельце. Августа 1828 года». [2] Судя по нему, план церкви частично уже сложился к моменту обрушения. Цветом на плане отмечены два основных изменения: в храмовой части объём подпорных столбов, несущих главный барабан, увеличен в два раза, что изменило и размеры самого барабана: в трапезной части вместо широких окон — тройные итальянские окна. Переработав объём храмовой части в духе высокого классицизма, Шарлемань включил в общую композицию церкви одноэтажную, перекрытую единым сводом трапезную с полукруглыми в плане углами и с западной части — трёхъярусную колокольню с высоким шпилем. Простота и изящество, прекрасно прочувствованные пропорции всех объёмов отличают проект Троицкого храма, выполненный талантливым архитектором-классицистом. Проект церкви предусматривал три престола: главный — в храмовой части и два — в трапезной. Церковь была задумана стоящей на высоком каменном цоколе, с лестницами-всходами с запада, севера и юга. Фасады всех трёх основных объёмов носят ясный центрический характер и обработаны в едином архитектурном стиле.


Фрагмент плана города Ельца 1849 г.

Фрагмент плана города Ельца 1849 г. 1 — Троицкая церковь, 2 — Архангельская церковь, 3 — Сретенская церковь


Композиционный центр трапезной подчеркнут аттиком, выступающим над рустованным ризалитом с тройным окном посередине.

Строительство Троицкой церкви велось долго. Главным попечителем постройки храма стал священник Димитриевской церкви Константин Алексеевич Попов. [3] Его трудами и заботами собирались основные доброхотные пожертвования, благодаря которым к 1840 г. [4] было закончено возведение нового храма, главный престол которого решено было освятить в 1843 г. во имя Святой Троицы. [5] Кроме того, были устроены придельные алтари. В храмовой части — св. Николая Чудотворца (правый, устроен на средства купца Николая Андреева), св. царицы Александры (левый, устроен на средства купца Якова Зыкова); в трапезной — иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (правый) и св. Димитрия Солунского (левый). Последний придел освящён в память прежней приходской Димитриевской церкви. [6]


Проект перестройки Троицкой церкви Ельца

Проект перестройки Троицкой церкви. План. Южный фасад и план. Середина XIX в.


Храм имел размеры в плане 58 х 26 м. Колокольня в три яруса высотой «до верха карниза 16 сажен 2 аршина», с притвором была пристроена позднее и окончательно отделана в 1860 г. стараниями ктитора храма купца Матвея Максимовича Гаврилова. [7] В 1864 г. храм украшен настенной живописью. Вокруг храма сооружена каменная ограда.

Материалы архивов и сохранившиеся обмеры и фотодокументы показывают, что окончательный облик выстроенной Троицкой церкви значительно отличался от идеи автора. Сказались смена архитектурных вкусов в послеклассическую эпоху 40-х годов XIX века и, по-видимому, отсутствие авторского надзора. Сочный белокаменный и кирпичный декор, упругость линий арок, ясно читаемых на проекте, сменились сухими и вялыми штукатурными профилями. Плоские, слабо выраженные карнизы, мелкие детали, выполненные в натуре, обезличили фасады церкви, сделали их маловыразительными. Вопреки проекту, церковь поставили на низкий цоколь, почти на землю, отчего потерялась монументальность всего образа храма. Трапезную удлинили против проектного плана и, более того, колокольню отодвинули от трапезной, соединив их узким притвором. Все эти отклонения от проекта коренным образом изменили пропорциональное соотношение двух основных объёмов — храма и колокольни. Это обстоятельство, вероятно, заставило безвестного архитектора, ведущего строительство, увеличить вертикаль колокольни, для чего вместо небольшого квадратного основания шпиля он запроектировал дополнительный ярус-восьмерик с круглыми оконцами. Такое решение лишь отчасти уравновесило композицию всей церкви. Все эти изменения как состоявшиеся зафиксированы в чертеже второй половины XIX в. «На перестройку существующей каменной церкви во имя Святой Троицы в городе Ельце Орловской губернии» за подписью А. Александрова. [8]


Вид на Засосенскую часть Ельца и Троицкий храм

Вид на Засосенскую часть Ельца. Слева — Троицкая церковь. Открытка начала XX в.


Автор этого проекта пытался ещё более изменить облик церкви. Получив, по-видимому, заказ на расширение трапезной и пристройку к колокольне двух боковых помещений — сторожек, он пытался не просто механически присоединить новые объёмы к уже существующим, но и полностью заменить оконный декор и сами оконные проёмы всего нижнего яруса. Все окна по проекту растёсывались, получали полуциркульные завершения и килевидные наличники, что должно было, по мнению архитектора, соответствовать духу архитектурных представлений своего времени. Идее этой не суждено было осуществиться по причинам, нам не известным. В противном случае от первоначального проекта Шарлеманя не осталось бы и следа.

По страховой оценке 1910 г. стоимость Троицкой церкви составила 40 тыс. руб. Иконостасы оценены в 18 тыс. руб. Главный иконостас Троицкого алтаря «высотой 14,5 аршин и шириной 16 аршин. Придельные св. Николая и мученицы царицы Александры — высотой 10 аршин и шириной 8 аршин каждый. В трапезной во имя Божией Матери «Скорбящих радости» и св. великомученика Димитрия Солунского — высотой 10 аршин и шириной каждый 15 аршин» с боковыми сторонами. [9] Иконостасы в храмовой части были устроены вновь в 1884 г., за что священнослужители, прихожане и все граждане Ельца получили благодарность епархиального начальства [10], а в трапезной части храма иконостасы были возобновлены в 1900 и 1902 гг. на доброхотные пожертвования старанием ктитора купца Ивана Максимовича Степанова. В храме действовало «духовое, калориферное» отопление.


Фрагмент плана города Ельца 1908 г. с храмами

Фрагмент плана города Ельца 1908 г. 1 — Троицкая церковь, 2 — Вознесенский собор, 3 — Введенская церковь, 4 — Воскресенская церковь, 5 — Преображенская церковь, 6 — Архангельская церковь, 7 — Успенская церковь, 8 — Сретенская церковь


Достопримечательностями храма считались: местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радости» (размером 10 х 8 вершков), украшенная сребропозлащённой ризой с жемчужными одеждами на Божией Матери и Богомладенце, принесённая ещё в Димитриевскую церковь о. Иоанном Ждановым; иконы Божий Матери «Троеручица» и святителя Димитрия Ростовского из старого храма; сребропозлащённый потир 1785 г., служебная минея на июнь 1693 г. и напрестольное Евангелие 1693 г. с надписью «В город Елец, в церковь св. великомученика Димитрия Солунского, что за рекою Сосною, в Беломестной слободе, думного дьяка Иакова Аверкиевича Кириллова жена и вдова Ирина Симонова, за спасение своё, а во блаженном успение во поминовение вечное по муже своем Иакове Аверкиевиче, а в схимонасех Иове, и по родителях его — Аверкие убиенном, Евфимии, и по сродницех их, по прошению отца своего духовного Троицкого иерея Наума Феодорова, что в Верхних Садовниках в Бересневки, при служащем тоя церкви святого великомученика Димитрия священнике Павле Максимове. Подписал сие св. Евангелие троицкий иерей Наум Феодоров властною рукою по ея, Ирины Симоновой, велению».


Троицкая церковь Ельца в 1960-е гг.

Троицкая церковь. Фото 1960-х гг.


Причт Троицкой церкви составляли два священника, диакон и два псаломщика. Храм в разное время посещали орловские архипастыри Макарий (Миролюбов), Симеон (Линьков), Мисаил (Крылов), Митрофан (Невский) и Митрофан (Афонский). В 1900 г. по случаю богослужений для воинских чинов драгунского Нежинского полка, которые состояли в приходе Троицкого храма с 1872 г., церковь посетил протопресвитер армии и флота А.А. Желобовский. В 1902 г. литургию в Троицком храме совершал протоиерей Иоанн Ильич Сергиев — будущий преподобный Иоанн Кронштадтский, прибывший по приглашению военного начальства для участия в церемонии закладки храма Нежинского драгунского полка. [11]

К засосенскому храму были приписаны три часовни — каменная на углу церковной ограды с юго-западной стороны, а также две деревянных — Скорбященская, на Воронежской улице, и Никольская возле моста через Сосну в конце той же улицы. В последней часовне находилась почитаемая ельчанами икона св. Николая Чудотворца, некогда обретённая на камне. [12]


Троицкая церковь Ельца в 1960-е гг.

Троицкая церковь. Фото 1960-х гг.

Троицкая церковь Ельца в 1960-е гг.


Троицкой церкви принадлежало 73 дес. пашенной земли, которая сдавалась в аренду. [13]

В 1889 г. при храме начала действовать церковно-приходская школа, которой заведовал настоятель, а законоучителями обычно состояли священники Троицкой церкви. В 1909 г. заведующим был протоиерей Пётр Гаврилович Шеховцев, законоучителем — священник Иоанн Димитриевич Руднев, учителями — диакон Фёдор Гаврилович Рождественский и Пётр Иванович Руднев, помощницей учителя — Серафима Ивановна Городецкая. [14]

После революции Троицкому храму, расположенному за рекой, в отдалении от центра города, довольно долго удавалось оставаться без внимания властей. Храм продолжал действовать, и его даже миновала громкая кампания по закрытию городских церквей по «требованию» рабочего класса.

Из писем Александры Ивановны Ростовцевой следует, что 23 апреля 1938 г. в церкви была служба и большое количество людей, в т. ч. из соседних сёл, пришло освятить пасху, а 7 августа 1938 г. она сообщает: «За Сосной церковь закрыли, теперь обновленец перешёл в кладбищенскую». [15] Из чего следует, что в последнее время перед закрытием в Троицком храме служил некий обновленческий священник, перешедший в Казанский храм.


Взрыв Троицкой церкви в Ельце

Взрыв Троицкой церкви. Фото 1969 г.

Момент взрыва Троицкой церкви в Ельце


В январе 1943 г. верующие Ельца в количестве 5 человек отправили письмо в Верховный Совет СССР с просьбой об открытии Троицкой церкви. Ответа они не получили и в марте т. г. отправили повторное письмо за 30 подписями, но вновь никакой реакции на их обращение не последовало. Третье письмо с 24 подписями также осталось без ответа. [16] До этого Троицкая церковь использовалась воинской частью как складское помещение, а во время войны здание пустовало, но сохранялась крыша, отсутствовали только полы.

В 1944 г. верующие вновь ходатайствовали об открытии Троицкой церкви, но вновь безрезультатно. [17]

В документах 1962 г. здание церкви на главной площади Засосенской части Ельца обозначено как рынок. [18] А в июле 1969 г. Троицкая церковь была взорвана в числе других трёх елецких храмов.


Икона Феодора Тирона из Троицкой церкви

Икона св. Феодора Тирона из Троицкой церкви


Незадолго до сноса Троицкого храма была разобрана часовня, которая располагалась в юго-западном углу церковной ограды у перекрёстка улиц Орджоникидзе и Красноармейской. Решение исполкома о сносе часовни было принято 10 апреля 1968 г. Так жители Засосенской части Ельца лишились своего приходского храма. На месте Троицкого храма в настоящее время находится Засосенский рынок, а рядом, к югу от места, где находился алтарь храма, по эскизам архитектора А. Новосельцева, созданным в марте 1994 г., построена в 2004 г. каменная часовня. Но необходимость воссоздания всего комплекса Троицкой церкви осознаётся всеми ельчанами.

Священно- и церковнослужители храма Святой Троицы:

Священники:

Оболенский Матвей — ?
Селиверстов Пётр – 1864-1880
Шеховцев Пётр — 1865-1870
Соколов Михаил — 1870-1871
Вележев Николай Александрович – 1871-1885
Космодамианский Иоанн Максимович – 1880-1896
Руднев Иоанн Борисович — 1885-1904
Шеховцев Пётр Гаврилович – 1897-1909
Руднев Иоанн Иоаннович – 1905-1917
Некрасов Димитрий – 1915-1918
Орлов Алексей — 1915-1917
Игрицкий Николай – 1917-1918

Диаконы:

Вуколов Иоанн – 1868
Пятницкий Иосиф -1869-1871
Москвитин Иоанн Петрович – 1873-1887
Сокольский Александр Федорович – 1887-1898
Рождественский Фёдор Гаврилович – 1898-1916
Диесперов Константин – 1915-1917
Никольский Николай – 1916-1917

Пономари:

Гесперадский Андрей — 1870
Тихомиров Николай — 1873
Богоявленский Андрей Алексеевич – 1873-1883

Псаломщики:

Соколов Александр Иванович – 1874-1887
Попов Павел Иванович – 1883-1895
Петров Григорий Афанасьевич – 1888-1911
Минервин Владимир Н. – 1896-1909
Никольский Николай – 1911-1915
Игрицкий Николай – 1915-1917

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 161.
2. РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 103.
3. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20.
4. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 68. Л. 93 об.
5. ГАЛО. Ф. 157. Oп. 1. Д. 17-20.
6. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52.
7. РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 103. Л. 1.
8. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 106. Л. 1.
9. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52.
10. ОЕВ. 1884. № 12. С. 735.
11. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 164.
12. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 50-52; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 162.
13. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об. 21.
14. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1909 год. — Орёл, 1909. С. 170.
15. Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
16. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 24, 26.
17. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 43. Л. 17.
18. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 18.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу 870 лет!
Ельцу — 870 лет

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Wildberries RU
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
goMobi
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2006-2017, REG.RU - хостинг и домен для Вашего сайта