Великокняжеский храм — один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является настоящим символом купеческой благотворительности. Сооружением этого комплекса Елец обязан своему знаменитому гражданину — купцу первой гильдии, потомственному почётному гражданину, коммерции советнику Александру Николаевичу Заусайлову, взявшему на себя все расходы по строительству. Храм сооружён в память посещения в 1909 г. Ельца великим князем Михаилом Александровичем — братом императора Николая II.
Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. Освящён он во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского — небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и строителя храма — Александра Николаевича Заусайлова.
Елецкое общество хоругвеносцев было учреждено в сентябре 1907 г. «По указу Его императорского Величества, самодержца Всероссийского за № 16652…» с целью «…достижения и поддержания благолепия, во время крестных ходов и общественных молений, в городе Ельце совершаемых». [1] В состав его входили до 500 членов из разных слоев городского населения, которые стремились окружить «должным благоговением свои святыни и общими усилиями их оберегать». Первым почётным председателем общества был избран Преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Елецкий, почётным членом — Орловский губернатор Сергей Сергеевич Андреевский, первым старшиной — Глеб Дмитриевич Фёдоров. Почётные и действительные члены общества для торжественных случаев имели кафтан русского покроя из темно-синего сукна с бархатным того же цвета воротником и обшлагами, обложенными серебряным галуном. Общество хоругвеносцев имело специальный нагрудный знак.
В сентябре 1909 г. Елецкое общество хоругвеносцев решило отправить депутацию в г. Орёл с целью представления великому князю Михаилу Александровичу, командовавшему там 17-м Черниговским гусарским полком, и Преосвященному Александру (Головину), епископу Орловскому и Севскому. Был подготовлен краткий отчёт о деятельности общества с 1 января 1908 г. по 16 сентября 1909 г. и адрес великому князю. Депутатами для поездки были избраны елецкий городской голова — потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев, генерал — майор Николай Константинович Парамонов, протоиерей Василий Рязанов, старшина общества Глеб Дмитриевич Фёдоров, его помощники — Дионисий Фёдорович Рощупкин и Николай Гаврилович Быстров, казначей общества Иван Константинович Орлов, регент хора Сретенской церкви Пётр Ильич Астахов и хоругвеносец Аргамаченской слободы Василий Яковлевич Поваляев.
Владыка Александр, которого 16 сентября первым посетила елецкая делегация, преподал каждому из членов в отдельности своё архипастырское благословение и передал свое святительское благословение всем елецким хоругвеносцам и всем православным жителям г. Ельца. После этого депутация отправилась к великому князю Михаилу Александровичу. В приёмном зале ельчане во главе с Преосвященным Митрофаном и встретили брата императора, который приехал прямо с кавалерийского учения в гусарской форме. Встреченный низким поклоном депутации, он приветствовал всех поклоном и выслушал речь Владыки Митрофана, представившего елецких хоругвеносцев. После этого протоиерей Василий Рязанов прочитал адрес, а в заключение попросил великого князя изъявить согласие на принятие общества под августейшее покровительство. Михаил Александрович принял адрес, устав и знак общества, а затем икону святителя Тихона Задонского, освящённую 29 августа 1909 г. на мощах Задонского чудотворца во время паломничества ельчан в Богородицкий монастырь. Великий князь с благоговением приложился к поднесённому образу и подошёл к епископу Митрофану под благословение.
На просьбу же ельчан покровительствовать обществу он ответил следующее: «Я изъявляю свое согласие быть покровителем Елецкого общества хоругвеносцев, но утверждение меня в этом звании зависит от Государя Императора; поэтому я буду просить моего Любезного Брата, Моего и вашего Государя утвердить Меня в этом звании, и надеюсь, что Моё и ваше желание будет исполнено». Сделав общий поклон, его императорское высочество на прощание удостоил рукопожатия всех членов депутации. После аудиенции депутация посетила губернатора — Сергея Сергеевича Андреевского, который обещал содействовать полезной деятельности общества и согласился сфотографироваться вместе с депутатами.
По возвращении делегации в Елец 20 сентября т. г. в зале Елецкой городской думы прозвучало сообщение о поездке, после чего была отправлена благодарственная телеграмма великому князю Михаилу Александровичу с приглашением посетить Елец. [2]
Приглашение было принято на удивление быстро, и город стал готовиться к приезду августейшего гостя. В 9 часов утра 2 октября 1909 г. его высочество великий князь Михаил Александрович прибыл в Елец на главный вокзал. Оттуда он сразу отправился в Вознесенский собор, где настоятельницею Елецкого Знаменского монастыря игуменьей Рафаилою ему была преподнесена икона Знамения Пресвятой Богородицы, а обществом хоругвеносцев — альбом с фотографическими снимками всех елецких городских храмов, монастырей и часовен. Для отдыха великий князь остановился в доме Александра Николаевича Заусайлова, потом посетил гимназии — мужскую и женскую, приют, дом офицерского собрания и присутствовал на молебне по случаю пожалования государем императором Нежинскому гусарскому полку серебряных Георгиевских труб за отличие в военных действиях против японцев. [3]
Приезд великого князя всколыхнул в Ельце волну верноподданнических чувств, результатом которой и стало сооружение прекрасного храма. Но вначале 9 октября 1909 г. Елецкая городская дума решила переименовать улицу Орловскую в Великокняжескую. [4] Затем общество хоругвеносцев возбудило ходатайство перед городскими властями о передаче ему часовни на Успенской улице. Часовня была выстроена обществом елецких ремесленников в память императора Александра II и указом Орловской духовной консистории от 27 сентября 1882 г. за №14163 приписана к Преображенской церкви. Хоругвеносцы попросили также передать им прилегающий к часовне участок земли для сооружения на нём храма в память приезда в Елец великого князя Михаила Александровича. Инициатива эта встретила столь единодушную поддержку ельчан, что уже 9 октября постановлением Елецкой городской думы обществу хоругвеносцев была передана усадьба, а 17 октября представители городской думы передали обществу и здание часовни. [5]
Через месяц — 10 ноября 1909 г. — было опубликовано объявление о закладке в 12 часов 15 ноября т. г. храма в честь свв. Михаила Тверского и Александра Невского. [6]. При этом проект храма, заказанный орловскому епархиальному архитектору Э. Вильфарту, ещё не был готов.
Торжества, связанные с закладкой храма, стали настоящим событием в жизни не только города. Вот как писали об этом «Орловские епархиальные ведомости»: «15 ноября 1909 г. в городе Ельце произошло событие, может, пока единственное в истории русских хоругвеносцев. В этот день состоялась закладка собственного храма Елецкого общества хоругвеносцев во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Слухи о том, что елецкие хоругвеносцы собираются строить свой храм в память посещения 2 октября 1909 года Ельца Его Императорским Высочеством, Великим Князем Михаилом Александровичем, носились ещё в начале октября 1909 года; всех сильно интересовало, как хоругвеносцы возьмутся за такое важное дело, на какие средства … справятся ли хоругвеносцы с таким делом, когда исторический Иверский храм строится уже 14 лет и никак не достроится». [7]
Но опасения были напрасными — все финансовые затраты намеревался взять на себя Александр Николаевич Заусайлов, а организационную сторону дела и многочисленные хлопоты взвалил на свои плечи старшина общества хоругвеносцев Глеб Дмитриевич Фёдоров.
Накануне закладки храма были «разостланы ковры для высокопоставленных особ, заборы и прилегающие строения задрапированы полотнами национальных цветов, колышется множество флагов, рабочие с фонарями спешно заканчивают свои дела, разбрасывают хвойные ветки, сколачивают барьеры». [8]
На торжество по пригласительным билетам собралось около 1500 человек. Прибыли также епископ Митрофан (Афонский) и орловский губернатор С.С. Андреевский.
К 9 часам утра к Вознесенскому собору начали стягиваться хоругвеносцы церквей — Покровской, Введенской, Преображенской, Сретенской, Успенской, Иверской с хоругвями и со святынями хоругвеносцев — иконами святителя Тихона Задонского и благоверной Анны Кашинской.
По окончании литургии из собора двинулся крестный ход к месту закладки, впереди 8 пар лучших хоругвей, святые иконы, 18 пар священников, за ними Владыка Митрофан, далее начальник губернии Андреевский, генералитет, чиновники Ельца, а замыкал шествие взвод гусар с хором военной музыки. По обеим сторонам от крестного хода «толпились густые стены народа». На месте будущего храма двор до тесноты уже был наполнен богомольцами, крестный ход с трудом вошёл под шатёр, разбитый над местом будущего алтаря, и начался величественный чин основания храма. Безвозмездно пел хор регента-хоругвеносца П.И. Астахова. «Основывается церковь сия во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в честь и память святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского», — громко возглашает Владыка, полагая первый камень в основание храма. После этого Владыка Митрофан обошёл вокруг будущего храма, призывая Божие благословение и окропляя основания будущих стен святою водою. По окончании чина Преосвященный Митрофан сопровождал крестный ход обратно в собор. [9]
На торжественном завтраке, состоявшемся после закладки храма, губернатор от имени великого князя Михаила Александровича передал благодарность Преосвященному председателю общества епископу Митрофану, строителю храма А.Н. Заусайлову и всему обществу елецких хоругвеносцев, пожелал успешного окончания задуманного. На это Александр Николаевич Заусайлов поспешил ответить, что он «употребит всё свое умение и силы, чтобы оправдать высокое доверие Его Высочества».
Присутствовавшие отправили телеграммы с выражением верноподданнических чувств государю императору и великому князю Михаилу. В ответ были получены телеграммы от царя и великого князя: «Елец. Господину Орловскому губернатору. Из Орла. №1016. 15 ноября 1909 года. Благодарю Вас за телеграмму и прошу Вас передать мою сердечную благодарность Его Преосвященству, строителю храма Александру Заусайлову и всем собравшимся за выраженные чувства, меня искренне тронувшие. От души желаю полного успеха начатому сооружению храма и ещё раз сердечно благодарю щедрого жертвователя. Михаил». [10]
Великокняжеский храм задумывался как продолжение Царской часовни. Проект его был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, который состоял в этой должности с 1903 г. [11]
Следует отметить те сложности, с которым столкнулся архитектор при проектировании храма. Церковь была задумана как домовая, соединённая с рядом стоящим домом, принадлежавшим обществу хоругвеносцев. Участок под храм имел небольшие размеры: по красной линии 13 саж. 2 арш. и в глубину квартала 17 саж. С юга к церкви примыкал участок священника Архангельского, куда должна была стекать вода с крыши храма. Всё это наложило свой отпечаток на проект. Храм получился асимметричным. Южная его стена была продолжением стены часовни, а северная сильно выдавалась.
Вильфарт закончил выполнение проекта 24 ноября 1909 г., а 31 декабря он был уже представлен на рассмотрение в строительный комитет МВД. Почётный председатель Елецкого общества хоругвеносцев епископ Елецкий Митрофан ходатайствовал перед комитетом о скорейшем утверждении представленного проекта. [12]
Проект был рассмотрен 21 января 1910 г., а 29 числа подготовлено письмо с замечаниями. В нём отмечалось, что церковь не может быть домовой, так как по размерам и площади «значительно превышает величину дома, к которому примыкает». Несимметричность плана по продольной оси делала некрасивым иконостас и, самое главное, вызывала «неодинаковое давление на северную и южную части фундамента, что предполагало неравномерную осадку и разрушение стен. Признана была недостаточной и 2-х аршинная ширина винтовых лестниц на хоры, на звонницу и в подвал. Показались недостаточными и размеры алтаря – «нужна ризница». Рекомендовалось отказаться от боковых окон на втором ярусе храма, уменьшить толщину сводов до 2,5 кирпичей и убрать лишние связи, изменить неудобный подход по чердаку к звоннице, разработать систему отопления и вентиляции. [13]
В тот же день общество хоругвеносцев обратилось к своему августейшему покровителю — великому князю Михаилу Александровичу с просьбой о содействии в ускорении утверждения проекта. И в тот же день комитет возвратил проект орловскому губернатору, признав его «подлежащим исправлению» и рекомендовав епархиальному начальству «войти с представлением в Св. Синод об испрошении Высочайшего соизволения». Об этом же 6 февраля комитет сделал доклад управляющему делами великого князя Михаила Александровича. [14]
Выполнение всех требований строительного комитета привело к сносу старого здания общества хоругвеносцев и незначительным изменениям объёмно-пространственной композиции храмового комплекса: звонница перенесена с алтарной части в северо-западный угол храма, несколько упростился каменный декор, исчезли украшения из майоликовых плиток с геометрическим орнаментом на фризе и надписи на подпружных арках «Да будут очи твоя отверсты на сей храм» и «Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные аз упокою вас», завершения в виде корон на малых главках заменили на простые. Управляющий делами великого князя, которому тот поручил согласование проекта, потребовал от заместителя министра внутренних дел А.И. Лыкошина ускорить его принятие строительным комитетом. В докладе комитета на имя Лыкошина все замечания были представлены и определено, что строительство храма возможно лишь минуя нормы по высочайшему соизволению. Такое разрешение вскоре было дано и стало возможно начинать строительство храма.
Был разобран стоящий севернее часовни дом, расчищена площадь для строительства, и начато рытье котлована. Над местом строительства был сооружён деревянный отапливаемый «шатёр», что позволило вести работы без остановки всё зимнее время 1909 -1910 гг.
В субботу 20 февраля 1910 г., в Елец вновь прибыли великий князь Михаил Александрович, его сестра великая княгиня Ольга Александровна с мужем — принцем Петром Александровичем Ольденбургским. Целью их приезда был осмотр строительной площадки, где ускоренными темпами возводился Великокняжеский храм. Высокие гости сначала направились в Вознесенский собор, где их встретил епископ Елецкий Митрофан и при «огромном стечении публики и учащихся всех учебных заведений» Ельца был отслужен молебен.
В 4 часа пополудни высокие гости прибыли на строительную площадку, где великого князя встретили хлебом-солью с золотой пластиной и надписью на ней: «Своему августейшему покровителю», а Заусайлов подарил великой княгине Ольге Александровне и принцу Ольденбургскому иконы Елецкой Божией Матери и красивую папку с уставом, отчётами и брошюрой о деятельности Общества хоругвеносцев. Затем гости осмотрели постройку, где великому князю Михаилу Александровичу были представлены архитектор и первый строитель Царской часовни Охотников, которому исполнилось уже 84 года. На обеде в доме А.Н. Заусайлова гости расписались в специальной книге посетителей строящегося храма, а местный фотограф Кунце поднёс великому князю Михаилу Александровичу альбом с фотографиями, запечатлевшими первое его посещение Ельца в октябре 1909 г. [15]. После этого гости присутствовали на спектакле в 18-ом Нежинском гусарском полку и поездом уехали в Орёл.
Первоначально планировалось закончить кладку храма к 1 марта 1910 г., а отделку к августу того же года. Художнику Васнецову было заказано несколько икон для строящегося храма. [16]
Желая получить для нового храма святыню, 31 января епископ Елецкий Митрофан обратился к архиепископу Тверскому и Кашинскому Алексию с просьбой подарить для строящегося храма иконы с частью мощей св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского.
В Тверь отправилась депутация общества хоругвеносцев в составе протоиерея Василия Рязанова, священника Николая Фёдоровича Протасова, диакона Бориса Федотовича Шаповалова, старшины общества хоругвеносцев Глеба Дмитриевича Фёдорова и хоругвеносца Николая Сергеевича Боева.
Проездом через Москву они побывали в магазине Оловянишникова, где взяли давно заказанную икону св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского, «художественной живописи на кипарисной доске, размером 13 вершков ширины и 17 вышины в дубовом киоте», более 20 икон и 100 картин с изображением св. благоверного кн. Михаила для освящения их на мощах, серебряный вызолоченный ковчежец в виде звезды для вложения святых мощей, молебные крест, Евангелие и пелену. Для приношения в Твери к раке св. благоверного князя Михаила Ярославича была заказана серебряная с позолотой и эмалевыми изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя лампада. На ней славянскими буквами написано: «Святый Благоверный княже Михаиле, моли Бога о граде Ельце», а внизу по ободку надпись: «Сооружена Елецким обществом хоругвеносцев».
В Твери, где в первый день Пасхи 1759 г. небесный покровитель Ельца святитель Тихон Задонский получил чрез архиепископа Тверского Афанасия указание на своё архиерейство, состоялась торжественная служба и вложение полученной частицы святых мощей в икону, о чём ельчанами было получено свидетельство: «Свидетельство. 1910 г. марта 13 дня в Тверском соборе вложена частица святых мощей св. Благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского в икону сего святого для Михайло-Александровской церкви Елецкого общества хоругвеносцев, состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича, что удостоверяется…» Ельчане в свою очередь в торжественной обстановке подарили к раке святого лампаду, и депутация отбыла в Елец.
В день прибытия в Елец на вокзале икону встречали гусары с оркестром. В зале 1-го класса состоялся первый молебен, после которого крестный ход проследовал к храму. У Сретенской церкви его встретил Преосвященный епископ Митрофан. По главным улицам Ельца в третьем часу крестный ход прибыл к Царской часовне, где воздвигался храм во имя благоверных князей. [17] Ещё ранее, в июле 1909 г., из г. Кашина ельчане привезли икону с частицей мощей св. княгини Анны (супруги великого князя Михаила Тверского). До завершения строительства Великокняжеской церкви икона хранилась в Иверском храме. [18]
К весне 1910 г. работы по возведению стен и сводов Александро-Михайловского храма были завершены, и началась отделка фасадов и интерьера специально изготовленной модульной майоликовой плиткой, а также устройство майоликового иконостаса.
12 марта 1910 г. состоялось торжественное водружение креста на сооружаемый храм. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью и тщательно пропаяна. Чердачное помещение отапливалось. А 18 августа 1910 г. на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов.
К началу февраля 1911 г. храм был полностью готов. При его сооружении были использованы все технические новинки начала XX в.: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм. По завершении строительства на месте снесенного дома по красной линии Успенской улицы была установлена чугунная решетка с одними воротами и двумя калитками.
Большое спасибо за интересный рассказ! Но создатели тоже заслуживают упоминания! Архитектор,строители, создатели майолики!Если возможно — опишите кто сделал эти великолепные панно.