Храм святых князей Бориса и Глеба

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Бывшая Борисоглебская слобода г. Ельца

Бывшая Борисоглебская слобода г. Ельца. На переднем плане — незастроенная площадка, на которой находился до середины XVIII в. храм свв. Бориса и Глеба. Фото 2006 г.


Деревянная Борисоглебская церковь была приходским храмом одной из казачьих слобод г. Ельца, получившей своё название по приходскому храму. Борисоглебская слобода находилась между двумя другими казачьими слободами — Аргамачьей и Ламской.

Борисоглебский приход возник на рубеже XVI-XVII вв. Священники храма свв. Бориса и Глеба «Трафим» и «Фатей» 12 декабря 1617 г. в «прихожен своих места руки приложили» к обыскным речам елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверили своими подписями показания прихожан.[1] Церковь размещалась на краю площадки, с юга и севера ограниченной двумя оврагами, впадающими в долину Ельчика. В настоящее время это место находится напротив дома № 74 по ул. Морозовка.

Храм упомянут в переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Церковь Бориса и Глеба, что в козачей слободе на Оргомачьей горе, за попом за Трофимом Фёдоровым бобылей Ивашка Коряк, Васька Шелудяк, Афонька Кривой, бобылка Ульянка Селеменова жена Сидорова, а муж её в нынешнем году пошол в солдаты. Всего четыре двора…». [2] В книге Василия Сухотина 1678 г. при Борисоглебской церкви в одноимённой слободе значатся уже дворы «…попа Ивана да крестьян. Всех дворов четыре, а в них одиннадцать человек крестьян». [3]


Лист из писцовой книги с описанием Борисоглебской церкви

Лист из писцовой книги 1691-1693 гг. с описанием Борисоглебской церкви


Первое довольно подробное описание храма оставили писцовые и межевые книги Тихона Камынина 1691-1693 гг.: «Церковь Бориса и Глеба, да предел великомученика Никиты. А в той церкви и в пределе Царские Двери, и Деисусы, и празники, и пророки, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и на колокольне колокола. Строение попа Ивана, а мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью 7 сажен, а поперег с пределом 3 сажен. И крут той церкви огорожено кладбище вновь по наезду по восточной сто­роне поперечнику дватцать восемь сажен, по заподной стороне 25 сажени, а длин по южной 20, а от церкви мерою от олторя на восток 12 сажен, на юг 11, на север 11, на запад 6 . На церковной земле живет поп… А та церковная земля писана и мерена Леонтием Погожевым в 1627 го­ду. И от тех церковных земель земли Космодемьянские и Чернослободские…». [4] Из описания видно, что церковное кладбище в это время имело размеры 60 х 42 м, а сам храм — 15 х 6,5 м. Звонница храма с колоколами стояла отдельно.

Описанная в документе деревянная Борисоглебская церковь была уже второй построенной, вероятно, во второй половине XVII в. взамен прежней обветшавшей или сгоревшей, поскольку упоминаемый в документах 1691 г. её строитель «поп Иван» служил в ней уже в 1678 г.


Фрагмент плана города Ельца 1722 г.

Фрагмент плана города Ельца 1722 г. 1 — Борисоглебская церковь в одноимённой слободе, 2 — Рождество-Богородицкая церковь в Аргамачьей слободе, 3 — Троицкий мужской монастырь


Последний раз в истории Ельца Борисоглебская слобода отмечена на планах города 1722 г. В первой половине XVIII в. в связи с расформированием гарнизона Елецкой крепости казаки перешли в разряд крестьян-однодворцев, а древняя Борисоглебская церковь была упразднена, скорее всего, в середине столетия по причине ветхости. Престол же во имя свв. Бориса и Глеба предполагалось устроить в начатой постройкой в 1768 г. каменной Рождество-Богородицкой церкви Аргамачьей слободы. Население же Борисоглебской слободы постепенно слилось с населением расположенной рядом Ламской слободы и было причислено к её приходу.

До настоящего времени площадь, где до XVIII столетия размещались Борисоглебская церковь и окружавшее её когда-то кладбище, не застроена. К ней сходятся узкие улочки бывшей здесь когда-то давно забытой Борисоглебской слободы. В 90-е годы XX столетия северный край этой площадки был срезан при строительстве мостового перехода на дороге Елец-Красное, но ещё осталось место для того, чтобы по православному обычаю соорудить на том месте, где стоял храм, часовню.

Священно- и церковнослужители храма святых князей Бориса и Глеба:

Священники:

Фатей — уп. 1617
Трофим — уп. 1617
Фёдоров Трофим – 1646
Иоанн — 1678

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. РГАДА. Ф. 210. Белг. стол. Ст. 2. Л. 57-57 об.
2. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 48.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 21 об.
4. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 2, 11 об.-12 об.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 871 год

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

HashFlare
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
goMobi
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2006-2017, REG.RU - хостинг и домен для Вашего сайта