Храм Покрова Пресвятой Богородицы

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Фото 2006 г.


Первая деревянная Покровская церковь построена в Ельце в конце XVI — начале XVII вв. Упоминание храма в документах связано с заверением 27 ноября 1617 г. «покровского попа Богдана» своей подписью свидетельских показаний прихожан по делу о краже денег из царской казны. Подобные документы он заверял также 16 и 27 января 1618 г. [1] Приход Покровского храма состоял в основном из казаков Александровской и Кузнецкой слобод.

В переписных книгах 1646 г. значится «Церковь Покрова Пресвятые Богородицы, что в Кузнецкой слободе, за попом за Обросимом бобыли Яшка Леонтьев, Мартынка Миленин, Афонька Фёдоров с сыном с Тараском. Всего три двора, людей в них четыре человека». [2]

Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на посаде в Казачьей слободе, «строение попа Михаила», и кладбище при ней упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. «У тое церкви двор попа Михаила, двор дьячков. Церковные земли дватцать четвертей сенного покосу на 10 копен. Рыбных ловлей нет. В приходе 30 дворов казаков и драгун, несколько дворов кузнецов, всего 40 дворов». [3] Сведения из окладных книг дают основания предполагать, что в 1660-х — 1670-х гг. прежний деревянный храм был заменён новым, «строения попа Михаила», который упоминается в качестве священника Покровского храма в документах с 1676 по 1691 г. Это же подтверждает писцовая и межевая книга Тихона Камынина 1691-1693 гг., в которой приводится наиболее полное описание Покровского храма: «Церковь Покрова Пресвятые Богородицы в Козачей, в Олександровской же и в Кузнецкой слободе, да колокольня древянная. А в той церкви Царские Двери, и Деисусы, и праздники, и пророки, и месные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и на колокольне колокола. Строение попа Михаила и мирское, а мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью двенатцать сажен, поперег пять сажен с третью. И круг той церкви огорожено кладбище вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стране 17 сажен, по заподной 20 сажен бес трети, а длину по южной стране дватцать две сажени да попов двор 3 сажени, по северной стороне 22 сажени с третью, да в дьяческом дворе 3 сажени. А от церкви мерою до городьбы от олторя на восток две сажени, на юг тринатцать сажен с полусаженью, да той же церкви на церковной земле живут староста покровской поп Михайло с сыном, с попом Иваном, дьячок Стенька Иванов…». [4]


Покровская церковь Ельца в XVIII в.

Покровская церковь в XVIII в. Рис. А.В. Новосельцева


В середине XVIII столетия прихожане решились на строительство новой каменной церкви вместо старой деревянной, о чём и просили разрешения епархиального начальства. Указ о постройке каменного храма был выдан из Воронежской духовной консистории 20 марта 1751 г., после чего на средства прихожанина, елецкого купца Никиты Криворотова до 1759 г. велось сооружение одной из первых в Ельце каменных церквей. Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского и Елецкого, архимандриту Елецкого Троицкого монастыря об освящении Покровского храма датирован 13 января 1759 г., а доставлен он был в Елец купцом Никитой Криворотовым, хлопотавшим о строительстве храма. Кроме главного Покровского престола, в новопостроенной церкви были устроены и два придельных, освящённые во имя небесных покровителей супругов Криворотовых — св. Никиты Халкедонского и св. муч. Варвары. Во вновь сооруженную церковь были перенесены Царские Врата, иконостас и местные иконы из старого деревянного храма. Тогда же построена и каменная колокольня. [5]

Сложившееся мнение елецких историков о 1729 г. как дате строительства Покровской церкви не подтверждается, поскольку по указу Петра I, изданному в январе 1714 г., всякое каменное строительство в Российской империи кроме Петербурга было запрещено. Запрет был снят лишь к 40-м годам XVIII в., а архивные документы за 1787 г. прямо указывают на 1759 г. как дату освящения Покровского храма. [6]

Современные исследования сохранившейся части здания Покровского храма подтверждают эту датировку: нижний ярус руинированной колокольни сложен из болыпемерного кирпича, применявшегося в первой половине XVIII в., и, судя по уцелевшим тромпам в углах четверика, второй ярус её был восьмериковым и, вероятно, завершался каменным шатром. Таким образом, остатки колокольни Покровского храма вместе с фундаментами старого Воскресенского собора на Красной площади, вскрытые при археологических работах 1996 г., являются древнейшими по времени памятниками архитектуры города Ельца.


Фрагмент плана города Ельца ок. 1800 г.

Фрагмент плана города Ельца ок. 1800 г. 1 — Покровская церковь, 2 — Воскресенская церковь, 3 — Успенская церковь, 4 — Вознесенская соборная церковь, 5 — Введенская церковь


В конце XVIII столетия между колокольней и храмовой частью была построена трапезная, а на двух древних нижних ярусах колокольни, имевших в основании толщину стен в сажень (2,13м), были выстроены ещё три яруса.

В XVIII столетии приход Покровского храма был одним из самых многолюдных в Ельце, и составляли его, кроме жителей Александровской и Кузнечной слобод, уже многие горожане, чьи дома были разбросаны по всему городу. Поэтому причт Покровской церкви был в это время трёхштатным. После построения в 1813 г. Сретенской церкви в неё был переведён священник Иоанн Морозов с причтом и в новый приход отчислена значительная часть городских жителей, находившаяся до этого в приходе Покровского храма. А в 1857 г. при открытии второго штата при Христорождественской — Спасовской церкви к ней в приход отошла пригородная Александровская слобода, что ещё значительно уменьшило количество прихожан Покровской церкви. С 1847 г. к Покровскому приходу относилась Елецкая городская больница, где священнослужителями Покровского храма безвозмездно совершались церковные требы. [7]

К середине ХIХ столетия стала очевидной необходимость ремонтных работ в храмовой части Покровской церкви, поскольку уже давно были заметны трещины в её стенах. Осматривавшие здание на предмет исправления повреждений елецкие архитекторы Померанцев и Ефимов, приходили к одному выводу исправить их невозможно, а нужно перестраивать всю храмовую часть.


Фасад и план Покровской церкви Ельца в 1853 г.

Фасад и план Покровской церкви в 1853 г.


Вследствие этого 29 марта 1852 г. прихожане Покровской церкви обратились к Преосвященному Смарагду (Крыжановскому), архиепископу Орловскому и Севскому, с прошением, в котором изложили свою озабоченность состоянием храма и испрашивали мнения Владыки о дальнейших действиях. Когда же по благословению Преосвященного Смарагда был снят иконостас и открылись большие трещины в алтарной арке и клиросных столбах, стало ясной необходимость скорейшей перестройки храма. При этом прихожане обязались собрать необходимые средства для строительства нового храма. Главными жертвователями стали почётные граждане Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, пожертвовавшие 3 тыс. руб. сер., церковный староста купец Николай Матвеевич Криворотов и его брат Алексей Матвеевич Криворотов дали 2 тыс. руб. сер., Иван Платонович Горшков и купеческая жена Александра Алексеевна Горшкова пожертвовали 100 тыс. штук кирпича, купец Стратон Корнилович Ходов — 100 тыс. штук кирпича, купец Иван Петрович Заусайлов — 50 тыс. штук кирпича. Были среди ельчан и другие неизвестные благотворители, которые «…с усердием жертвовали по силам своим на сие святое дело». [8]

Проект был заказан харьковскому архитектору Андрею Андреевичу Тону, брату знаменитого зодчего К.А. Тона, который к началу 1853 г. и выполнил его в традициях поздней классики и по образцу Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

По сохранившемуся в архиве делу, в котором был представлен отчёт о состоянии древнего храма и приложен его чертёж, можно представить, какими были первые каменные храмы города. Судя по чертежам и планам 1853 г., Покровский храм, построенный в 1751-1759 гг., был небольшим и традиционным для Ельца: восьмерик на четверике с завершавшим их кирпичным куполом и световой восьмигранной главкой. Изображённый на чертеже высокий восьмигранный купол говорит о том, что конструкция кирпичного свода, перекрывавшего храмовый восьмерик, была еще близка к конструкции шатра, как это можно наблюдать и в сохранившемся своде, перекрывающем храмовую часть Владимирской церкви в Ельце. Следует также отметить, несмотря на то, что на чертеже изображено здание со сложившимися классическими формами, всё же перестроено было оно на основе конструкций барочных форм.


Проект перестройки Покровской церкви 1853 г.

Проект перестройки Покровской церкви, утверждённый в 1853 г.


Орловская губернская строительная комиссия на своем заседании 2 апреля 1853 г. признала проект А.А. Тона «удовлетворительным», и 30 апреля т. г. архиепископ Смарагд направил все планы фасадов и чертежи в Святейший Синод, откуда они поступили в июне в Департамент проектов и смет Главного управления путями сообщения и публичных зданий. При рассмотрении там проекта перестройки Покровской церкви он был найден неудовлетворительным и «для благовидности фасада» переделан, «не выходя при том из размеров проекта». На разрезе, соответствующем второму варианту, значится, что составлял его «архитектор, коллежский асессор Василий Моргалов». Вероятно, ему же принадлежит и новый вариант фасада, выполненного в «русско-византийском» вкусе. Храму были приданы черты официального «русско-византийского» стиля, причём без изменения конструктивной основы, предложенной первым, классическим вариантом, с нанесением прямо на классический фасад гипертрофированных форм кокошников вместо классического портика, полуколонн по углам многогранного барабана вместо колоннады и огромной, не имеющей, пожалуй, равных в русской архитектуре, луковицей вместо полусферического купола. За пример архитектурного оформления Покровской церкви были взяты элементы строившегося в это время в Ельце Вознесенского собора. Так, на примере Покровской церкви зримо происходила отставка классицизма и замена его официальным византийским стилем, прочно вошедшим в моду в середине XIX в.

Издержки на приведение нового проекта в исполнение должны были простираться до 60 тыс. руб. В сентябре 1853 г. проект был препровождён в Синод, где он был рассмотрен 14-20 октября и по предложению оберпрокурора Синода графа Н.А. Протасова «Высочайшим образом» утверждён после 27 октября 1853 г. и отослан архиепископу Орловскому для исполнения. [9]

В 1854 г. Покровская церковь была разобрана (кроме трапезной), отстроена вновь старанием купца Алексея Матвеевича Криворотова и освящена в 1867 г. епископом Орловским Поликарпом (Радкевичем). [10] Постройка церкви обошлась в сумму около 80 тыс. руб.

Покровский храм бесстолпный, одноглавый, с небольшими выступами-ризалитами по сторонам света и прямоугольной апсидой. Фасады его выполнены из маломерного кирпича тычковой кладки с декором из пилёного известняка. Цокольная часть выложена из тщательно обработанных пилёных блоков известняка, которые обрабатывались местными мастерами, в том числе расположенного неподалеку от города села Сазыкино. Памятник этот интересен как редкий образец переходного стиля от позднеклассицистического к «русско-византийскому», совмещающего в себе планировочные особенности одного и сугубо декоративные другого. Храмовая часть Покровской церкви стала уникальным по своей наглядности примером смены стилей. Несмотря на то, что по заключению комиссии, обследовавшей Покровскую церковь перед перестройкой 1854 г., «колокольня и трапезный храм в настоящем виде находятся в прочном состоянии», после окончания в 1867 г. постройки храмовой части было решено перестроить и трапезную. На средства ктитора Матвея Криворотова она была разобрана и построена вновь в 1869 г., получив новое архитектурное оформление, причём нижние участки старых стен были частично сохранены.

В результате перестроек середины XIX в. Покровский храм стал одним из самых больших и величественных храмов города, и выходил своими фасадами на две стороны целого квартала между улиц Соборной и Старооскольской, а его пятиярусная колокольня на целое столетие стала высотной и градостроительной доминантой Ельца. Самый большой колокол на ней, отлитый старанием ктитора храма, елецкого купца Ивана Петровича Хренникова, весил 500 пуд. [11]

Покровский храм с трёх сторон был окружён кирпичной оградой с железными решётками, внутри которой располагалось каменное здание бывшего Елецкого духовного правления, построенное из кирпича разобранной колокольни древнего Троицкого монастыря и занятое в начале XX в. сторожкой. [12]


Священник елецкого Покровского храма Николай Фёдорович Протасов

Священник Покровского храма и законоучитель женской гимназии Николай Фёдорович Протасов с учителями и учащимися гимназии. Фото ок. 1910 г.


Кроме того, в 7 саженях от церкви находились два каменных здания так называемой Покровской богадельни, основанной в 1770-х гг. елецкой помещицей Екатериной Феоктистовной Даниловой. По сведениям 1801 г., собранным А.Г. Пупаревым, в это время в богадельне призревались: отставной солдат 90 лет с женой 80 лет, больная солдатка 60 лет с 10-летней дочерью и безумная солдатка 100 лет, которые питались на подаяния городских жителей. [13]. В начале XX в. в богадельне содержались на пожертвования ельчан и выделяемые городом средства 30 «бедных стариц». [14]

История Покровской церкви тесным образом связана с именем святителя Тихона Задонского. В ней хранилось несколько реликвий, имеющих к нему непосредственное отношение и переданных в храм прихожанами. В Покровской церкви служил о. Василий Никитин, которого местные предания называли другом Святителя Тихона. Священник этот был погребён в северо-западной части трапезной церкви, и, когда трапезный храм перестраивался в 1868-1869 гг., тело о. Василия было обретено нетленным. Очевидцами чудесного события стали протоиерей Николай Фёдорович Леонов и пономарь Пётр Григорьевич Красин. [15]

Во второй половине XVIII в. долгое время ктитором Покровской церкви состоял купец Косьма Иванович Студеникин, известный ельчанам своим благочестием и целомудрием. Будучи старостой храма и достаточно богатым человеком, К.И. Студеникин раздал своё имущество нуждающимся, «оставил свой благоустроенный дом и, поселившись в церковной сторожке, в ней безвозмездно обучал детей соседних жителей грамоте». [16] Именно у Студеникина, который проводил большую часть своей жизни в посте и молитве, чаще всего останавливался при посещении Ельца святитель Тихон, называвший Косьму своим другом. Целые ночи проводили они в беседах на душеспасительные темы в скромном жилище Студеникина в Ельце или в келье святителя Тихона, которого часто посещал блаженный Косьма в Задонском монастыре. Святитель подарил духовному другу свой портрет, который тот как святыню хранил до самой своей смерти, последовавшей 2 января (по ст. ст.) 1802 г. Могила К.И. Студеникина на Казанском кладбище Ельца до сих пор привлекает почитателей его памяти, заказывающих панихиды. На могильной плите надпись: «Здесь покоится прах в Бозе почившего друга новаго святителя и чудотворца Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, — Казьмы Игнатьевича Студеникина, родившегося в 1729 году января мес. Скончавшегося в 1802 г. янв. 2 дня, имея от роду 73 года».


Михаил Яковлевич Садовников - диакон Покровской церкви Ельца

Михаил Яковлевич Садовников — диакон Покровской церкви. Фото конца XIX в.


Портрет святителя Тихона размером 5 x 4 четверти, «ценный по верности черт лица», стал главной святыней Покровского храма. Потомки К.И. Студеникина передали его в церковь в 1909 г., где он был помещён в медную с позолотой раму. По ходатайству председателя Елецкого общества хоругвеносцев в портрет – икону святителя Тихона в Задонском монастыре была вложена частица мощей великого угодника Божия, после чего сия святыня торжественно с крестным ходом была возвращена в Покровскую церковь. Наследники блаженного Косьмы подарили храму и шёлковый платок, который, согласно семейному преданию, в 1770 г. святитель Тихон подарил племяннице Студеникина пятилетней Татьяне. Платок этот хранился в Покровской церкви на престоле, и от него, по уверениям ельчан, многие получали исцеление от головной боли.

Другими достопримечательностями Покровской церкви считались древние иконы Божией Матери: Покрова (разме­ром 2,5 х 2 арш.), Тихвинская и Боголюбская тех же размеров, а также Корсунская. [17]

В приходе Покровской церкви было несколько учебных заведений. После открытия в Ельце мужской гимназии, по случаю которого в Покровском храме 20 сентября 1871 г. был отслужен торжественный молебен, она вместе с женской гимназией и начальными городскими училищами была причислена к Покровскому приходу. Законоучитель мужской гимназии, не имевший своего прихода, с 1891 г. сверх штата был причислен к Покровской церкви без права получения дохода. Кроме него, в это время в Покровском храме служили два священника, диакон и два псаломщика. Приписной к Покровской церкви после 1911 г. считался Александро-Михайловский храм, официально числившийся «при богоугодных заведениях». [18]


Вид на Покровскую церковь с Соборной улицы

Вид на Покровскую церковь с Соборной улицы. Фото 1930-х гг.


Самым известным из священно- и церковнослужителей елецкого храма Покрова Пресвятой Богородицы был её настоятель в 1847-1874 гг. — протоиерей Алексей Иосифович Вуколов. Он родился около 1817 г. в семье широко известного и весьма уважаемого впоследствии священника с. Крутое Елецкого уезда Иосифа Захаровича Вуколова. По окончании Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии со степенью магистра богословия в 1843 г. Алексей Иосифович около двух лет был инспектором и преподавателем Задонского духовного училища, а с 1845 г. состоял профессором в богословском классе Орловской семинарии. Но полезная и заслужившая благодарность начальства, уважение коллег и учеников деятельность его на этом поприще был непродолжительна — в 1847 г. по собственному желанию выбрал пастырскую службу и был рукоположен в священника к Покровской церкви города Ельца.

Кроме служения на приходе, о. Алексей выполнял множество других обязанностей, возлагаемых на него по назначению епархиального начальства или по выбору елецкого духовенства. С 1865 г. и до самой своей кончины он состоял благочинным сначала по Елецкому уезду, а затем и по городскому округу, с 1848 г. – сотрудником попечительства и безвозмездным исполнителем треб при Елецкой городской больнице, с 1854 г. — цензором проповедей по городу и уезду, а также катехизатором и депутатом от духовенства при экзаменах в учебных заведениях. Кроме того, однажды о. Алексею было поручен надсмотр за братией Елецкого Троицкого монастыря по случаю смерти его настоятеля до назначения нового. На долю о. Алексея выпали труды по перестройке Покровской церкви в середине XIX столетия. Сохранилось свидетельство, что в 1869 г. по баллотировке протоиерею Алексею Вуколову предлагалась должность ректора Орловской духовной семинарии, но он от неё отказался.


Вид на Покровскую церковь с Ламской слободы

Вид на Покровскую церковь с Ламской слободы. Фото 1950-х гг.


За свою многолетнюю и многополезную пастырскую деятельность о. Алексей Вуколов был удостоен ряда церковных наград, среди которых: сан протоиерея в 1850 г., наперсный крест в 1867 г. и орден св. Анны II степ., в 1870 г. Но главной наградой для пастыря были любовь и уважение прихожан, наглядным выражением которых стали похороны почившего протоиерея 18 августа 1874 г. По свидетельству очевидца, «нужно было видеть это грустно-торжественное зрелище: обширный Покровский храм не вместил всех желающих почтить прощальной слезой покойника; тысячи желающих поклониться ему в последний раз наполняли улицы города от храма и до кладбища. Редкий не уронил слезы во время проповеди, произнесённой пред погребением и во время речи, которой перед прощанием с покойником почтил его директор здешней мужской гимназии, — речи, дышащей глубокой правдой и чувством уважения к доброй душе и заслугам покойного. Всё елецкое духовенство, настоятель монастыря с некоторыми из братии и многие из духовенства сельского провожали усопшего до места его вечного покоя и попеременно несли его на своих руках. Честно жил почивший, и каждый день жизни составил светлую страницу его биографии, и при воспоминании о нём сердце невольно наполняется надеждой, что и смерть этого добросовестного трудолюбивого человека, без сомнения, честна пред Господом». [19]

Причт Покровского храма в начале XX в. пользовался принадлежавшими церкви 63 дес. земли.

По страховой оценке 1910 г. Покровская церковь оценивалась в 85,5 тыс. руб., была вся оштукатурена, имела тёплую трапезную, отапливаемую «камерною печью, устроенной под церковью». Главный иконостас храма «высотой 21 арш. и шириной 14 арш., в трапезной … высотой 7 арш. и шириной 16 арш., считая и боковые». Общая стоимость иконостасов составляла 19700 руб. [20]


Вид с Аргамачьей слободы

Вид с Аргамачьей слободы. Справа — Покровская церковь. Фото 1960-х гг.


В начале XX в. старостой Покровской церкви был Н.И. Криворотов — представитель известной елецкой купеческой династии, представители которой на протяжении более полутора веков на свои средства строили и благоукрашали приходской храм. В приходе Покровского храма в это время числилось 1762 жителя Ельца [21], среди которых был и выдающийся русский композитор Тихон Николаевич Хренников, мальчиком певший в церковном хоре Покровского храма.

В начале 1911 г. жители Покровского прихода «прославились» на весь Елец, когда открыто и громогласно выступили против назначения в их церковь священника Василия Архангельского из городского храма Архистратига Михаила вместо умершего 30 декабря 1910 г. уважаемого протоиерея Николая Александровича Крутикова. Все городские газеты описывали необычную для своего времени ситуацию, когда после первой службы о. Василия Архангельского в Покровской церкви прихожане стали кричать в храме: «Не нужен он нам! Не нужен! Крестом дерётся! Не желаем!» Ни увещевания священника, ни его сына-семинариста на прихожан воздействия не возымели. Лишь когда кто-то сказал, что уже послали за полицией, люди быстро разошлись по домам. [22] Случай этот получил широкую огласку по всей Орловской губернии, и вскоре о. Василий Архангельский указом Преосвященного Григория (Вахнина) был возвращён на прежнее место служения, а в Покровский храм переведён из Архангельского другой священник — Василий Хлебтовский, против которого прихожане уже не возражали.

Первое время после революции Покровский храм продолжал действовать в прежнем режиме, за исключением того, что священники его теперь не преподавали Закон Божий в учебных заведениях города.

В феврале 1921 г. власти изъяли из Покровской церкви и передали в Елецкий пролетарский музей главную храмовую святыню — портрет-икону св. Тихона, а также резное изображение Христа в темнице. [24]

В 1922 г. из храма изъята серебряная утварь весом 31 фунт 27 золотников 40 долей [25], а 9 декабря т. г. музей получил из Покровской церкви плащаницу XVII в., с тканой ризой, выполненную на холсте маслом. [26]


Покровская церковь

Покровская церковь. Фото 2006 г.


Закрытие храма произошло после 1933 г. — уже в 1937 г. он был занят под ссыпку хлеба. В декабре 1943 г. церковь пустовала и, по свидетельству протоиерея Иоанна Красовского, в ней начали ломать полы.

Согласно документам 1962 г. Покровская церковь использовалась как складское помещение. [27]

В 1965 г., по воспоминаниям члена Липецкого областного краеведческого общества Рувима Николаевича Кузьмина, к Покровской церкви подогнали четыре бульдозера, зацепили тросами крест главного купола и сбросили его и всю крышу. Вырытая неподалеку от стен ко­локольни по улице Октябрьской траншея для прокладки коммуникаций ив 1961 г. стоявшая в ней вода ослабили грунт, и колокольня рухнула. При этом не пострадал ни один из стоящих вблизи домов.

Здание Покровского храма постановлением главы администрации Липецкой области № 41 от 20 апреля 1997 г. было передано церкви. Однако реставрационные работы на одной из самых величественных по размеру и архитектурному решению елецких церквей, которые потребуют огромных материальных затрат и времени, ещё впереди.

Священно- и церковнослужители храма Покрова Пресвятой Богородицы:

Священники:

Богдан — уп. 1617-1618
Михаил — уп. 1676-1678
Алексеев Михаил — уп. 1751-1759
Никитин Василий — уп. 1751-1791
Дементьев Тихон — уп. 1751-1759
Тихонов Афанасий – 1780-1789
Стефанов Дмитрий – 1793-1795
Третьяков Дмитрий Иванович – 1796-1824
Посельский Иоанн Саввич — 1798-1824
Морозов Иоанн Семёнович – 1802-1813
Вуколов Алексей Иосифович – 1847-1874
Леонов Николай Фотиевич — 1864-1899
Крутиков Николай Александрович – 1874-1910
Мусатов Григорий Иванович — 1900
Крестовоздвиженский Василий – 1901-1903
Махов Иоанн — 1895-1903
Протасов Николай Фёдорович – 1904-1933
Архангельский Василий — 1911
Хлебтовский Василий – 1911-1933
Соловьев Владимир – 1913-1917

Диаконы:

Яковлев Иоанн — уп.1751-1759
Иванов Пётр — уп. 1751-1759
Васильев Савва – 1783-1785
Филипов Иоанн — 1802-1812
Архипов Иоанн – 1803
Алексеев Пётр – 1803-1812
Побединский Георгий – 1819-1824
Александров Евгений Андреевич – 1864-1874
Корольков Никифор — 1864-1870
Высотский Иоанн Иоаннович – 1864-1878
Кузнецов Игорь Иванович — 1878-1886
Знаменский Георгий Семёнович – 1887-1891
Глебов Михаил Алексеевич – 1897-1903
Садовников Михаил Яковлевич – 1897-1906
Глаголев Михаил – 1901
Никифоров Виктор – 1902
Хлебтовский Василий -1903-1911
Бунин Леонид Иоаннович — 1911-1920
Шаповалов Борис Фёдорович – 1915
Бурмистров Василий — 1915-1918

Дьячки:

Яковлев Никита — уп. 1751-1759
Петров Фёдор — уп. 1751-1759
Иванов Панкрат — 1786-1802
Михайлов Михаил – 1791-1795
Глаголев Иван Афанасьевич – 1798-1820
Павлов Пётр – 1807
Панкратов Пётр – 1812
Побединский Георгий — 1817-1818
Иванов Иван — 1818
Кутепов Георгий — 1819-1824
Александровский Евгений Андреевич – 1823-1824

Разделитель нижний

Страницы: 1 2

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 871 год

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

HashFlare
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
goMobi
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2006-2017, REG.RU - хостинг и домен для Вашего сайта