В праздники — Воргол.Ру

В праздники

Продолжение VI главы книги «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».

В праздники

Праздники в народной допетровской Руси носили ярко выраженный обрядовый характер. Возможности показать праздники на протяжении всего XVII века в рамках этой книги нет. На основании сохранившихся документов, рассмотрим праздники зимнего цикла, которые отмечались ельчанами с ноября 1615 по февраль 1616 года [420].

Итак, в Елецком уезде поздняя осень 1615 года. Ноябрь, конечно, время праздников, но короткий и серый день, дожди и грязь заставляли впадать в уныние. Ситуация была примерно такова: «После Покрова самая осень наступает: дожди студеные, гололед. На дворе грязь чуть не по колено, и ничего с ней нельзя поделать, спокон веку все мелится. Побывали свозить, а ее все не убывает… Осень без грязи не бывает… зато душе веселей, как снежком покроет» [421]. Такие обстоятельства заставляли русского человека менять привычный, «летний» характер своей жизни. До больших снегов ельчанин был привязан к дому, к своей избе почти физически.

Большим ноябрьским праздником был день Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 ноября [422]. Введение — один из главных праздников Православной Церкви, установленный в память дня, в который родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, привели трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм. Согласно христианской легенде девочка с легкостью преодолела все пятнадцать высоких ступеней лестницы в храм, и священник, по Божьему повелению, ввел Ее в святое место, куда ему самому разрешалось входить раз в год. С тех пор Пречистая Мария воспитывалась при Иерусалимском храме. В народной памяти сохранилось первое название праздника — Введение, ельчане называли этот праздник «Веденев день». С этого дня считалось начало зимы, и начинались зимние ярмарки.

К Введению изготовляли все: пиво, брагу, вино. Иногда сразу браги и вина, либо пива и вина в небольших количествах. Например, 12 ноября явился в кабак неслужилый казак Семен Кузнец, по прозвищу Строк. Он просил «питии браги полосьмины да вина укурить полосьмины». Другой пример — явка в кабак казака Игната Мишина, который просил изготовить браги четверть и вина три четверика. Казаки Курбат Дроздов и Терех Семенов просили сварить к Введению по четверти пива.

26 ноября ельчане отмечали один из самых популярных праздников — Егорьев день. Популярность его в Ельце была очень высока, особенно среди служилого населения.

Егорьев день имел и иные названия Григорий осенний, холодный, Юрьев день. К Егорьеву дню обычно утепляли дома, заканчивали сельскохозяйственные работы. Считали, что этот праздник открывает единый цикл зимних праздников. Егорий — покровитель домашнего скота, но одновременно и всех животных вообще («волчий пастырь»). Известно, что он принял на себя функции языческого бога Велеса. Культ Егория имел широкое распространение по всей России. Егорий считался покровителем воинов, земледельцев и скотоводов. Учитывая это, понятна его популярность в Елецком уезде. Существуют два Егория — Зимний (Холодный) и Весенний (23 апреля).

[singlepic id=1424 w=620 h=560]

Ельчане с охотой праздновали Егорьев день. Производство алкогольных напитков к этому празднику было очень крупным. Например, помещики Прон и Осип Малютины наметили сделать около двух ведер вина. Иногда просили в кабаке изготовить сразу вина и пива. Помещики Федор и Иван Ефремовы 17 ноября отмечены в кабацких книгах, как планировавшие сварить четверть вина и четверть пива.

После Егория начиналась пора «больших снегов», становился лед на реках. А жизнь принимала новый оборот. Можно было идти на промыслы, заниматься охотой или рыболовством.

Зима все уверенней вступала в свои права. Наступал Рождественский пост (с 14 ноября по 24 декабря), и ельчане спешили сыграть свадьбы.

Например, до начала Рождественского поста женился Малик Юрьев, житель Черной слободы. Его свадьба была особенно богатой. Вообще, в канун поста наблюдается огромное число явок в кабак, вплоть до 25—30 в день. С началом поста, их число резко снижается. По одному человеку подали просьбы в ноябре к крестинам и к именинам. 18 человек просили сварить вина с целью помянуть родителей. В пост ельчане употребляли спиртное, поскольку оно имело не столько увеселительное значение, сколько обрядовое.

Популярным праздником в Ельце был Николин день, отмечаемый 6 декабря. Праздник Николы Зимнего посвящен святому Николаю Чудотворцу Мирликийскому, заступнику от всех бед и несчастий, покровителю земледелия «и всех вод». Популярность этого святого на Руси была очень высокой. 37 ельчан просили разрешение изготовить спиртного на этот день. Николу праздновали несколько дней подряд, с большим количеством

пива или, в крайнем случае, браги из зерна нового урожая. Этот день праздновался как праздник всего рода, семьи, во главе с хозяином дома (большаком). Интересно, что казак Яков Золототрубов попросил в кабаке «поставить» к Николину дню пуд меда, а помещик Афанасий Федорович Савельев к «Николину дни» намеривался сварить целых 3 четверти пива и две четверти вина.

Иногда ельчане обращались с просьбой сварить пива или вина не специально к Николину дню (6 декабря), а к определенному дню по собственному усмотрению. Такая просьба аргументировалась, как «Николе помолиться». Это действие, видимо, было связанно с особым обрядом, обращенным к святому угоднику и включавшим в себя употребление алкоголя. Несколько ельчан обратилось с просьбой сварить пива или вина «Николе помолиться» в декабре и январе. Среди них был и Малик Юрьев, уже упоминаемый выше, который решил «помолиться Николе» после свадьбы. Такая молитва была неслучайной. Именно с Николина дня начинались сватовства, служили молебен те, кто думал жениться. Николай выступал и как покровитель бракосочетаний: важного события в жизни человека. Обрядовое действие святому Николаю, совершенное Маликом Юрьевым, возможно, акт благодарности святому за удачный исход сватовства. Часто в представлении средневекового русского человека заключался «договор» с предметом культа: иконой или конкретным святым. Если святой помогал человеку в совершении какого-либо мероприятия, то и человек выражал всяческую благодарность святому: ставил свечку, служил молебен, совершались молитвенное обращение и прочие обрядовые действия. Молитва святому Николаю в сознании ельчан могла быть наиболее услышанной Богом. Николай Угодник в сознании народа выступал как Надежный посредник между Богом и человеком. Как правило, к нему обращались с самыми заветными просьбами, при этом совершался особый обряд, в котором принимало участие пиво, либо вино.

Кроме Николая Чудотворца, обрядовое вино изготовляли Пречистой Марии. 15 декабря елецкий стрелец Тарас Филимонов и его соседка вдова Марья просили вина «Тарасу родителей помянуть, а Марии Пречистай молица». В конце февраля беломестный казак Алексей Яковлевич Милаков просил сварить вина для обряда в честь своего покровителя, святого Алексея человека божьего.

После поста, 25 декабря, наступал праздник Рождества Христова. К этому дню 28 ельчан явились в кабак с просьбой разрешить варку вина и пива. Рождество — один из главных праздников православного человека. В этом празднике также переплелись языческие и христианские традиции: поминать предков, колядовать, рядиться в чертей и зверей. Рождество — массовый праздник, рождественские гулянья были общенародным делом.

От Рождества до Крещения шли Святки, очень популярные в народе. Святки имеют явный языческий оттенок, их почитание связанно с культом предков, характерным для славян. В документах мы видим, что ельчане часто молились в эти дни умершим родственникам, а также Николаю и Богородице. Святки имели особую атмосферу переплетения двух миров: живых и мертвых, именно в это время человек мог прикоснуться к потустороннему миру духов. Эта праздничность жизни на Святках и в то же время некая мрачность потустороннего мира глубоко отразились в русской традиционной культуре. Обстоятельство это было отмечено в творчестве И.А. Бунина, описывавшего Елецкий уезд в начале XX века [423].

Время Святок — время безудержного, разгульного языческого веселья. По улицам города ходили ряженые, царило веселье и хаос.

На Рождество групповые явки в кабак наиболее многочисленны. Чаще приходили по двое. Например, 10 декабря в елецкий кабак пришли крестьяне села Воргол Степан Григорьев и Никита Иванов. Оба просили сварить по полчетверти к Рождеству. Целовальник потребовал с них поруки. Поручителем согласился стать местный затинщик Аноха Егупов. Особенностью празднования Рождества можно уверенно назвать большое число явок крестьян. По поводу производства вина 16 из 28 обратившихся в кабак были жителями уезда.

26 декабря отмечали праздник бабьи каши, ныне почти совсем забытый населением. 15 человек просили в кабаке сварить вина к бабьим кашам. Этот праздник связан с рождением детей, праздник повивальных бабок и рожениц. Население ходило к роженицам и повивальным бабкам с угощением и выпивкой. Совершался специальный обряд, связанный, опять же, с употреблением алкоголя. Люди, имеющие детей, ходили к повивальным бабкам приносили вина, пирогов, блинов и всякой пищи. Подобное посещение и еда с повивальными бабками проходили с вечера до утра. Конечно, непростое застолье проходили в эти часы. Совершался специальный обряд, ритуал, связанный, видимо, с рождением детей.

В своем быту простонародная жизнь почти не отличалась от царской, только внешне была беднее. Яркий тому пример — празднование бабьих каш при царском дворе. «Когда у царицы, — пишет И.Е. Забелин, — бывали родинный или крестинный столы, то с ним, между прочим, подавалась и каша, вероятно, символическая, а к ней прилагалась пара соболей в 5 рублей… которую царица всегда жаловала приемной бабке» [424].

Обряд бабьи каши, безусловно, имеет древние языческие корни. Население, которое проживало на территории Восточной Европы, еще в начале I тысячелетия до н.э. использовало горшки с кашей в магических ритуалах, посвященных божествам плодородия. Приготовление и поедание каши имело ритуальный характер. В горшках для каши погребали также прах умерших [425]. Вероятно, этот обряд, посвященный плодородию и роженицам, дошел и до XVII века.

Посмотрим на ельчан, отмечавших бабьи каши. Из деревни Крутой 15 декабря 1615 года явился в кабак крестьянин с земель помещика Гаврилы Рощупкина, Изот Милентиев. На следующий день к бабьим кашам просила сварить вина жительница Стрелецкой слободы вдова Марья. В тот же день, 16 декабря, пришел в кабак казак Беломестной слободы Мануил Шерстов, он также просил сварить вина «с осьмину» к бабьим кашам. Из Беломестной слободы 19 декабря 1615 года явилась вдова, повивальная бабка Акулина. В тот же день из той же слободы обратился с просьбой варить вина к бабьим кашам Добрик Беляев «для внук». 20 числа пришла в кабак повивальная бабка Фетинья из казачьей слободы. 21 декабря обратилась с просьбой варить пива к бабьим кашам Степанида, дочь Макеева. Она была еще незамужней, так как у нее упомянуто отчество, тогда как замужняя женщина обычно именовалась по мужу.

Часто обращались за разрешением изготовить вина или пива к бабьим кашам женщины, в основном уже старшего поколения, вдовы. Отсюда, как мне кажется, можно угадать факт того, что обрядовое действие приготовлялось всегда незамужними женщинами. Сам же обряд, связанный с праздником, мог быть направлен только на замужнюю женщину, поскольку был связан с рождением ребенка.

На Васильев день 1 января попросили сварить вина 11 человек. Этот праздник был посвящен святому «отцу церкви» Василию Великому. В представлении населения святой Василий являлся покровителем свиней, «свинятник». Ельчанин, беломестный казак Андрон Петрович Сизиков, просил варить четверть вина к Васильеву дни.

[singlepic id=1425 w=370 h=370]

В январе начиналась новая пора свадеб. 21 свадьба состоялась в Ельце в январе 1616 года. Но уже в конце января свадьбы прекращались. Последним за разрешением сварить вино к свадьбе обратился 29 января «старчик» Введенской церкви Василий Васильев. Варили к свадьбе вино и пиво. Количество спиртного для свадьбы было небольшим.

6 января праздновали Богоявление или Крещение. 17 ельчан получили разрешение на варку вина к этому дню. В православной традиции считается, что Христос сделался известным не тогда, когда родился, а когда крестился в возрасте 30 лет. Во время крещения Христа Бог явил себя людям, слетев в виде голубя с небес. Отсюда название праздника. По традиции считается, что вода в крещенскую ночь обретает особые магические свойства. В реке Сосне делалась прорубь (Ердань) для омовения в крещенскую ночь. Накануне Крещения во всех храмах происходило водосвятие. Крещенскую воду, наделявшуюся особыми свойствами, хранили весь год, используя как лекарство и особую духовную защиту.

Социальный состав ельчан, праздновавших Крещение, был весьма разнообразен. 27 декабря воротник Яков Гончар просил сварить четыре четверти пива к Крещению. Такого большого количество пива просили крайне редко, но разрешение Гончар получил даже без поручительств. Не менее большие планы на Крещение имел затинщик Федор Сергеев: он просил сварить три четверти пива, но сверх того попросил еще и осьмину вина. Три четверти вина просили сварить дворник Бажена Вялехова Онцыфор Лаврентьев с товарищем Азаром.

[singlepic id=1426 w=370 h=370]

В начале февраля в Ельце начиналась маслина. 27 ельчан изготовили вина и пива к этому празднику, который назывался в документах «маслина неделя». Этот русский праздник, как и большинство других, имел языческие корни. Древние славяне праздновали проводы зимы и встречу весны, устраивали гуляния в честь Велеса. С XVI века праздник стал называться Масленицей. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «мясопустной» недели. Некоторые ельчане предпочитали называть этот праздник именно так, но конкретизируя при этом день: 24 января крестьянин Павел Иванов просил варить вина к мясопустной субботе. Ельчане отмечали с вином на столе один конкретный день в масленой неделе.

Холоп Кирея Филатова, Давид Яковлев, просил «к масленому загавеину» полосьмины вина. Но можно было отмечать понемногу каждый день и праздновать всю неделю. Так, казак Василий Григорьев просил, как и многие ельчане, сварить вина к масленой неделе. Ельчане почти не варили пива на маслину.

Явок было много особенно в самом начале февраля перед Великим постом. С 9 по 13 февраля кабак был закрыт.

Начинался Великий пост, и количество посетителей кабака резко снижалось. Кроме того, ельчане просили разрешение помянуть родителей, отпраздновать некоторые праздники, выпадавшие на пост. Употребление спиртного в праздники, выпадающие на пост, не возбранялось, поскольку вино не всегда ассоциировалось в сознании человека с весельем.

[singlepic id=1411 w=620 h=560]

Много ельчан в январе—феврале—марте обращались в кабак с просьбой сварить вина на помин родителей (51 человек). Поминание родителей были важным ритуальным действием в жизни человека XVII века. Ельчане не сомневались в том, что предки их не канули в никуда, но верили, что существует иная жизнь и души их умерших родителей реальны. Тот мир, где находятся души умерших, также реален, как и этот. Более того, живущий в этом мире может оказывать определенное влияние на обитателя того мира, и наоборот. Такое воздействие происходит только через правильное исполнение обряда. Считалось, что до дня Страшного суда участь умершего может быть изменена. Сила поминовения такова, что даже находящаяся в аду душа может быть прощена и спасена. Обычай поминать мертвых и молиться за их прощение сложился еще на заре христианства и закрепился в текстах литургических служб [426].

1 марта праздновали Евдокинин день, или, как говорили ельчане, Евдакию. У современных этнографов встречаем название — Евдокия-весновка. Уже 19 февраля просил сварить вина полосьмины бобыль Афанасий. Общее же число явок в кабак по этому поводу — 11.

День св. Евдокии (Авдотьи) выпадал на Великий пост, но это не значило, что употреблять алкогольные напитки в этот день запрещалось. Евдокия имела особое значение и связывалась с наступлением весны. В старые времена, до XV века 1 марта отмечалось как начало нового года. Этот праздник в Ельце имел свое обрядовое действие, которое в письменных документах никак не отразилось. По поздним (XIX век) этнографическим данным народ праздновал этот день, «кликая весну», для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорки.

В феврале народ просил варить пива к Пасхе, в документах называемый «Велик день». Не менее популярным был праздник Сороки (Сорок мучеников), празднуемый 9 марта. К концу февраля праздники зимнего цикла завершаются.

В заключении этого небольшого очерка о праздниках стоит обратить внимание на то, что Древняя Русь не знала светских праздников. Все праздники были церковными и отмечались «всем миром», от царя до нищего у церкви. Православная Церковь, таким образом, выступала в роли объединяющего начала, что позволяло ей влиять на общество с куда большей силой, чем это было в последующие времена. Однако церковный раскол, а затем начавшаяся при Петре I борьба за обмирщение культуры и общества нарушили традиционную роль Православной Церкви в жизни государства и народа.

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/v-prazdniki/

 

Примечания:

420. См. также: Ляпин Д.А. Русские праздники осенне-зимнего цикла в XVII веке // Живая старина. 2009. № 4. С.38-41.
421. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1989. С.460.
422. Все даты праздников даются по старому стилю.
423. См.: Пискулин А.А. Русские календарные праздники в художественной прозе И.А. Бунина // Бунинская Россия: уездное. Елец, 2007. С.65—69.
424. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI—XVII вв. М., 2005. С.546.
425. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С.77.
426. Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С.198-199.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание», изданной в 2011 году под редакцией Н.А. Тропина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков
Обновлено: 28.10.2013
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий