Продолжение II главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».
Великий боярин Никита Иванович
«А чем боярина пожаловати,
А старова Никиту Романовича?
А погреб тебе злата-серебра,
Второе тебе – питья разного…»
Никите Романовичу дано село Преображенские
Древние Российские стихотворения,
собранные Киршою Даниловым.
В предыдущей главе мы видели, как оказались на Дону бояре Романовы, а также их вклад в колонизацию этого края. Дядя царя Михаила Иван Никитич Романов скончался в 1640 году, и его донские вотчины перешли единственному сыну Никите.
Имя «Никита» было очень популярным в этой ветви Романовых. Одного из первых Романовых, возвысившихся при царе Иване Грозном, звали Никита Романович Захарьин. Именно он положил начало фамилии Романовых. О Никите Захарьине было сложено много популярных народных песен, рисующих его мудрым и смелым человеком.
Трудно сказать, что за человек был его потомок Никита Иванович Романов – владелец донских вотчин. О нём имеются разные сведения, из которых мы можем заключить следующее. Это был культурный, образованный, хозяйственный человек, но почти равнодушный к политике и к власти. В нём проявлялась романовская страсть к Европе. Немецкий посол Адам Олеарий, критически описав быт и нравы русской знати, отметил в своём сочинении о России: «Никита Романов, пожалуй, по уму, честности и обходительности превосходит всех и является самым полезным деятелем и красою всех русских» [1].
Никита Иванович участвовал в борьбе против всесильного боярина Бориса Ивановича Морозова, возглавившего правительство при молодом Алексее Михайловиче. Но не проявлял в этой борьбе активность, хотя своих убеждений не скрывал, прямо и дерзко высказывая государю, что недоволен всевластием его любимца Морозова.
Донские вотчины Никиты Романова непрерывно развивались. Теперь, когда были построены Усмань, Добрый и другие города, романовские земли были более-менее защищены. Никита Иванович понимал необходимость поддержки служилого населения Верхнего Дона и никогда не скупился на помощь ближайшему городу – Лебедяни. «Романов городок», как называли в 40-е годы XVII века центр донских вотчин Романова, имел свою казну и финансировал из её средств различные предприятия по защите Дона. Романовские крестьяне строили валы и крепости, делали струги, ковали гвозди для общего дела защиты рубежей. В сентябре 1648 года в Лебедянь были посланы по распоряжению боярина 40 рублей на струговое дело. Эти деньги Прон Семёнович Коптев роздал лебедянцам, участвовавшим в изготовлении стругов [2].
Никита Иванович являлся одним из самых крупных землевладельцев в России, на территории его владений находилось 7012 дворов крестьян и бобылей. Он имел земли в различных районах страны, поэтому мог себе позволить широкий спектр деятельности. В своих донских вотчинах Никита Романов сделал ставку на добычу руды. У него имелся огромный штат слуг и чиновников, словно целое государство находилось под его управлением. Однако вскоре состоянию влиятельного боярина был нанесён большой урон. Правительство Бориса Ивановича Морозова начало борьбу с частновладельчес
Всё это заставляло приказчиков боярина быть расторопней и пытаться привлечь людей на свои земли всеми возможными способами. Приказчики высматривали слободы и поселения за пределами городов, сёл или деревень и силой свозили людей в вотчины Романова.
Так случилось в Ельце, где в районе реки Лучок выросла целая слобода переселенцев из Чёрной слободы, которые поселились здесь на стрелецкой земле. Жители объединились в небольшую общину во главе с посадскими людьми Кузьмой Рубцом и Сидором Васильевым [4]. 26 марта 1649 года из вотчин боярина Романова сюда пришли крестьяне с приказчиком Григорием Верещагиным (всего 30 человек). Они силой захватили Рубца, Васильева и ещё пятерых ельчан, живших в этой слободе, с семьями и имуществом и повели в вотчину к боярину. Остальные жители слободы разбежались. Вскоре обо всем стало известно воеводе Хрущеву. Недолго думая, воевода послал в погоню стрельцов вместе со стрелецким головой Иваном Бужениновым. Настигнув людей боярина Романова, ельчане «отбили своих» и вернули обратно в Елец.
После этого случая родственник царя боярин Никита Иванович Романов подал царю челобитную с жалобой на действия елецкого воеводы Хрущёва. Оправдываясь, воевода писал в столицу, что люди боярина не предъявили ему никаких государевых грамот, и указа по этому поводу ему не поступало.
Ельчане жаловались Хрущёву и писали в Москву о том, что они всегда были посадскими жителями Ельца и никакого отношения к вотчинам бояр Романовых не имеют. Боярин ссылался на переписную книгу 1646 года, где, якобы, указывалось, что они жили на его землях в крестьянах. Конечно, дело закончилось в пользу влиятельного боярина.
Добыча руды в донских землях Романова не прекращалась. Здесь были леса, использовавшиеся как топливо для печей, реки и подземные воды, глина и известняк. Местное население быстро освоило навыки плавильного дела. В деревнях и сёлах ставили домницы, где плавили руду и получали крицы. Затем крицы везли в кузни, чтобы перековать в железо различных сортов [5].
В Переписной книге 1646 года по Лебедянскому уезду сохранилось и описание Романова городища. Здесь, среди прочего, указано, что отдельной слободой живут служилые казаки, а «устроены для береженья вотчин его (Никиты Ивановича – Д.Л.) от татарских приходов». Для своих людей боярин выстроил храм в честь Троицы. В городище проживали 130 казаков в 60 дворах. В 23 дворах жили ремесленники, из них — один кузнец и один бочар (специалист по изготовлению бочек). Всего в романовской вотчине проживали 1093 неслужилых человека в 954 дворах, 198 казаков в 86 дворах и 98 бобылей в 74 дворах [6].
Сам город Романов стоял на высоком холме возле густого леса на берегу реки Воронеж, где были идеальные условия для разработки месторождения железной руды. Город был настоящей крепостью: в 1649 году здешнем арсенале было 9 железных пищалей, 230 ядер и 41 пуд пороха [7].
Никита Иванович Романов сумел, несмотря на трудности, продолжить дальнейшее развитие своих вотчинных владений. Он не жалел денег на финансирование обороны Верхнего Дона, его политика не противоречила общим тенденциям закрепления этих земель за Россией, а, напротив, способствовала этому.
Ляпин Д.А. На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках. — Тула: Гриф и К, 2013. — 220 с.
Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/verxnij-don-16-17-v/velikij-boyarin-nikita-ivanovich/
Примечания:
1. Олеарий А. Описание путешествия в Московию //Россия в XVII веке: воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 356.
2. РГАДА. Ф. 210. Д. 275. Л. 188.
3. См.: Важинский В.М. Корни Липецка (к 300-летию города). Липецк, 2003. С. 56-57.
4. Дело излагается по: РГАДА. Ф. 210. Д. 275. Лл. 70-73.
5. Важинский В.М. Корни Липецка… С. 67.
6. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 2. Д. 139. 02. Л. 116 об-123, 172.
7. Там же. Ф. 210. Оп. 1. Д. 259. Л. 32.
Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.