Храм святого Сергия Радонежского

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Деревянная церковь св. Сергия Радонежского с приделом св. Михаила Малеина в Чёрной слободе Ельца впервые упоми­нается в окладных книгах Ря­занской митрополии 1676 г. [1] В писцовых книгах 1646 г. ни Сер­гиевский храм, ни Чёрная сло­бода ещё не значатся. Следовательно, по­строение этой церкви относится к треть­ей четверти XVII столетия.

Место, выбранное для возведения Сергиевского храма, предание связыва­ло с событиями 1380 г. Именно здесь, по одной из легенд, собиралась на битву с Мамаем елецкая дружина. Здесь же, в начале Московской дороги, начинался её путь на поле Куликово. Считалось, что именно поэтому построенный здесь храм был освящён в честь преподобного Сер­гия Радонежского, благословившего на куликовскую битву Московского князя Димитрия.

Посвящение второго придела Серги­евского храма св. Михаилу Малеину объясняется одной из самых интересных в истории Ельца легенд, вошедшей почти во все дореволюционные издания о горо­де и продолжающей жить сегодня. Это любимое ельчанами предание связывает наличие престола св. Михаила Малеинав Чёрнослободском храме с особой благо­дарностью, которую испытывали жители слободы к первому царю из династии Ро­мановых — Михаилу Фёдоровичу. Легенда повествуется о том, что близ Ельца находились родовые вотчины Романо­вых, и Михаил Фёдорович, уже будучи царём, часто приезжал в Елец и останавливался в Чёрной слободе. Однажды, возвращаясь в Москву, государь застрял в экипаже на подъёме дороги в Чёрной слободе и был отнесён чернослободцами на три версты в гору буквально на руках.

За это растроганный царь подарил жителям слободы землю от их домов до того места, куда они вынесли царский эки­паж, а в подтверждение этого позже вы­дал копию указа — свиток с золотыми буквами. Поэтому благодарные чернослободцы впоследствии и посвятили св. Михаилу Малеину — небесному покро­вителю царя Михаила Фёдоровича — придельный алтарь своего приходского храма. Упоминаемый свиток с золотыми буквами, как явствует из всех исследова­ний по истории Ельца, сгорел в огне по­жара 1848 г., после чего земля, пожало­ванная царём Михаилом Фёдоровичем жителям Чёрной слободы, перешла во владение города.

Первое же документальное упомина­ние Сергиевской церкви, как сказано выше, относится к 1670-м годам — време­ни правления сына Михаила Фёдорови­ча — царя Алексея Михайловича. В переписных книгах Василия Сухотина 1678 г. храм описывется следующим образом: «Церковь Сергия Чудотворца, что в Чёр­ной слободе. Двор попа Иакова. Кресть­ян и бобылей и захребетников нету…». [2]

Согласно же писцовым и межевым книгам стольника Тихона Камынина 1691-1693 гг., вместо Сергиевского хра­ма в Чёрной слободе находилась уже дру­гая церковь – «Пресвятые Богородицы Владимирские». Что стало с Сергиевской церковью, неизвестно. Прийти в силь­ную ветхость за столь короткое время храм не мог. Скорее всего, он сгорел в по­жаре, часто уничтожавшем деревянные строения ельчан, а порой целые кварталы вместе с храмами. И судя по писцовым книгам 1691-1693 гг. вместо Сергиевского храма был построен новый деревянный во имя Владимирской иконы Божией Матери священником прежней

Сергиевской церкви о. Иаковом. При этом непонятна пока и причина, по кото­рой было изменено название главного престола нового храма Чёрной слободы. Однако память ельчан о Сергиевском храме, посвященном народным преда­нием героической странице в истории древнего города, хотя и просуществовав­шем менее 50 лет, была столь сильна, что до начала XX в. Владимирскую церковь, в которой престол в честь св. Сергия Радонежского был придельным, часто называли Сергиевской. И ежегодно 25 сентяб­ря в день памяти св. преподобного Сер­гия Радонежского из Вознесенского со­бора во Владимирский храм совершался крестный ход. [3]

Священно- и церковнослужители храма святого Сергия Радонежского:

Священники:

Иаков — уп. 1678

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 131.
2. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 20.
3. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1899. 244.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу 870 лет!
Ельцу — 870 лет

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Wildberries RU
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
goMobi
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2006-2017, REG.RU - хостинг и домен для Вашего сайта