Храм Владимирской иконы Божией Матери

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»)

Храм Владимирской иконы Божией Матери

Храм Владимирской иконы Божией Матери. Фото 2006 г.


Владимирская церковь в Чёрной слободе — один из самых любимых ельчанами храмов города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х гг., и её описание встречается в писцовых и межевых книгах 1691-1693 гг. стольника Тихона Камынина: «Церковь Пресвятые Богородицы Владимерские, да в пределе Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца Михаила Молеина, что в слободке. И в той церкви, и в пределе Царские Двери, и Деисусы, и праздники, и пророки, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение той церкви бывшего попа Якова, что ныне архимандрит Иокинф, и мирское. А мерою церкви в длину с олтарем, и с трапезою, и с папертью 10 сажен, поперег, и с пределом 7 сажен бес трети. И круг той церкви огорожено кладбище вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне дватцать сажен, по заподной стороне 17 сажен, а длин по южной 17, по северной 27, а от церкви мерою до городбы от олторя на восток 4 сажени, на юг одна сажень, на север 15, на запад 5 бес трети. Да той же церкви на церковной земли живут поп Степан Никифоров да вдовой поп Тимофей Григорьев сын Макавкин, дьячок Василей Иванов, да три места дворовых пустых: дьяконово, пономарёво, просвирницыно». [1]

Владимирский храм являлся «наследником» Сергиевской церкви, что видно и по наличию в нём южного придела во имя преподобного Сергия Радонежского и потому, что строителем его был священник прежнего храма о. Иаков. Другой, северный придельный алтарь Владимирской церкви был вновь посвящен св. Михаилу Малеину. Этот последний придел со времён Н.А. Ридингера часто считался самостоятельным храмом. [2] Но как показывают документы, отдельно стоящей церкви во имя св. Михаила Малеина в Ельце никогда не было. Причина, по которой придел Владимирского храма стал впоследствии считаться самостоятельным храмом, заключалась, по-видимому, в том, что он некоторое время имел свой причт и считался самостоятельным. Ни один из приделов городских и слободских церквей Ельца, кроме св. Михаила Малеина, не имел самостоятельного земельного участка. При межевании ему выделялась земля за Сосной, отдельно от Владимирской церкви, при которой он тогда находился: «Межа церковной земли церкви Михаила Молеина, что в Чёрной слободе у Сергия Радонежского Чудотворца. Почин за рекою за Сосною меж козачьих земель Беломестной слободы за каменною горою подле земли Вознесения Христова и Николая Чудотворца у реки Сосны поставлен столб дубовой…». [3]


Фрагмент плана города Ельца 1778 г.

Фрагмент плана города Ельца 1778 г. 1 — каменная Владимирская церковь, 2 — деревянная Владимирская церковь, 3 — Знаменская церковь девичьего монастыря


Владимирский храм, по преданию, чудесным образом уцелел во время сильного пожара 1769 г., спалившего весь Елец. По рассказам старожилов, кто-то непрестанно звонил на колокольне храма посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока не затихла огненная стихия.

Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным, место которому отвели в 10 саженях севернее старой церкви. Прежний же храм после построения нового был продан за незначительную цену в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте по древней традиции установлен каменный столб, напоминавший ельчанам о существовании некогда в Чёрной слободе Сергиевской церкви. [4]

Новая каменная Владимирская церковь начата постройкой в середине 1770-х гг. В 1779 г. был освящён Сергиевский престол, в 1784 г. – главный. [5]. Антиминс на него выдал 17 апреля 1784 г. Преосвященный Тихон III (Ступишин-Малинин), епископ Воронежский и Елецкий, благословивший освящение храма. Придельные алтари были устроены в трапезной. Южный — в честь св. Сергия Радонежского, а северный, освящённый ввиду недостатка средств только в 1811 г., — во имя св. Феодосия Тотемского. Для сохранения незабвенной памяти о царе Михаиле Фёдоровиче на местной храмовой иконе придела св. Феодосия вместе с ликом преподобного Феодосия помещено было изображение и преподобного Михаила Малеина.


Владимирская церковь Ельца в конце XVIII в.

Владимирская церковь в конце XVIII в. Рис. А.В. Новосельцева


Главными жертвователями на строительство храма были его прихожане — елецкие купцы Конон Никитич Кожухов, Мартын Ульянов, Ермил Никитин, Калабины, Н.В. Игнатов, Я.К. Гаврилов, Конон Шеламов, Валуйские. Постройка храма обошлась в 150 тыс. руб. [6]

Объёмно-пространственная композиция храма — восьмерик на четверике была традиционна для Ельца того времени. На восьмерике высокий купол, по форме близкий к шатру, с небольшой световой главкой в завершении. Четверик двусветный. Переход от четверика был в виде полукруглых тимпанов, с двумя окнами с южной и северной сторон. Весь декор первого яруса храма был выполнен в древнерусских формах, более свойственных концу XVII столетия. [7]

В 1809 г. [8] построена четырёхъярусная колокольня высотой 19 саж. 1 арш. (около 40 м), проект и фасад которой утвердил Преосвященный Досифей (Ильин), епископ Орловский и Севский, причём предполагаемую по проекту высоту шпиля на колокольне Владыка собственной волею уменьшил втрое только лишь потому, что в «такомто виде устроена колокольня со шпилем на моей родине». [9] Проектная высота шпиля в 37 арш. была возвращена колокольне Владимирского храма только в 1870 г. по рисунку настоятеля о. Павла Бутягина.


План и фасад Владимирской церкви 1829 г. архитектора Вака

План и фасад Владимирской церкви, по которым предполагалось перестроить трапезную часть. 1829 г. Архитектор Вак


В 1820-х гг. стала очевидной необходимость распространения приходского храма Чёрной слободы, для чего были составлены чертежи, представленные священником Владимирской церкви Иоанном Очкиным в Орловскую духовную консисторию 11 июня 1828 г. [10] По неизвестной причине проект этот не был утверждён, и в начале следующего года началась работа над другим проектом, обмерные чертежи для которого в 1829 г. выполнил елецкий городской архитектор Вак. На основании этих чертежей архитектор И.И. Шарлемань сделал проект двух приделов к храмовой части Владимирской церкви, а также надстройки её с приданием всему комплексу храма классического вида. [11]

Работы по распространению храма выполнены в 1841-1844 гг. Распространены на север и юг храмовая часть и трапезная, значительно расширена алтарная часть, в трапезную устроено три входа. При этом у южной стены храма оказался «небольшой каменный столб», указывавший место бывшего прежнего деревянного храма. В 1842-1844 гг. внутренние стены Владимирской церкви расписаны художником Мягковым священными изображениями.

Главный престол во имя Владимирской иконы Божией Матери освящён Преосвященным Евлампием (Пятницким), епископом Орловским и Севским, 23 июня 1844 г. В 1853-1857 гг. наружные стены храма украшены лепниной и расписаны. Лепной орнамент почти сплошь покрывал фасады.

В середине 1860-х гг. к храмовой части были пристроены ещё два придела. С южной стороны — во имя святителя Тихона Задонского, устроенный иждивением потомственного почётного гражданина Николая Васильевича Валуйского в благодарение святителя за исцеление повреждённого зрения сына его Мелитона. Иконостас нового придела был заказан 25 июня 1864 г. Никифору Васильевичу Соколову, а 12 января 1865 г. художник Александр Иванович Лялин по заказу Валуйских начал писать для придела иконы. В иконостасе Тихоновского алтаря были иконы святых, имена которых носили родственники Н.В. Валуйского. А 13 августа 1865 г. после всенощного бдения, совершённого накануне, состоялось торжественное освящение придела в честь св. Тихона Задонского.


План и фасад Владимирской церкви архитектора Шарлеманя

План и фасад Владимирской церкви, по которым был перестроен храм в 1841-1844 гг. Архитектор И.И. Шарлемань


Северный придел храма, сооруженный на средства мещан Якова Климовича Гаврилова и его жены Фёклы Ивановны, освящён 17 июля 1866 г. в честь св. Михаила Малеина. Образа для его иконостаса также выполнил художник А.И. Лялин.

В 1885-1888 гг. усердием прихожан Игнатовых, Киреевых, Калабиных, Валуйских, Гавриловых и Шеламовых росписи внутри храма обновили, а прежние иконостасы заменили новыми. В 1895 г. иконостасы вновь позолочены. [12]

По страховым оценкам 1910 г. главный иконостас Владимирской церкви имел высоту 25 арш., ширину 19 арш. Придельные св. Тихона и Михаила Малеина — 8 арш. в высоту и 8 арш. в ширину. В трапезной при алтарях св. Сергия и св. Феодосия иконостасы имели высоту 10 арш., а ширину 19 арш., считая боковые северную и южную их стороны. Иконостасы были оценены следующим образом: три в храмовой части — в 19 тыс. руб., а два в трапезной — в 9 тыс. руб. Вся церковь с иконостасами оценена в 74 тыс. руб. [13]

Купол Владимирского храма был покрыт листами алюминия, трапезная — железом, окрашенным светлой краской. Северные и южные двери храма украшали медные листы с рельефными изображениями апостолов Петра и Павла, преподобных Михаила Малеина и Феодосия Тотемского, а также изображениями земной жизни Христа. Трапезную часть храма венчал круглый купол и главка.


Владимирская церковь и Предтеченский храм

Владимирская церковь. Вдали — Предтеченский храм. Фото начала XX в.


Так, к концу XIX столетия в основном сложился облик одного из самых интересных в архитектурном отношении храмов Ельца. Любопытно, что если бы было неизвестно точное время создания храма, то по первоначальному архитектурному облику Владимирский храм можно было бы смело отнести к концу XVII в. — так ярко во всех его деталях прозвучал «нарышкинский» стиль. Видно, очень крепкими оказались в Ельце прежние строительные традиции, да и руководил стройкой судя по всему опытный мастер. Возведенная по излюбленному древнерусскими зодчими конструктивному приёму «восьмерик на четверике», Владимирская церковь церковь имела красиво обработанные окна с характерными для конца XVII столетия полуколонками и разорванными фронтонами, причём с южного и северного фасадов они имели разный рисунок. Северный фасад — в традиции древних мастеров был решён асимметрично.

Во времена классицизма храм надстроили, растесали и приподняли окна восьмерика, закрыли новым полусферическим куполом древний, имеющий шатрообразную форму, восходящую к XVI в., и главку шатра с богатым профилем окон и полуколонок. При обследовании храма под более чем метровым слоем мусора над поздними приделами обнаружились древние окна второго света четверика с первоначальным декором.


Владимирская церковь в начале XX в.

Владимирская церковь. Открытка начала XX в.


При раскопках выяснилось и первоначальное цветовое решение храма — он был оштукатурен известковым раствором и побелен. Все эти находки позволяют утверждать, что стилистически этот памятник является одним из самых древних среди зданий, сохранившихся до наших дней в Ельце.

Наконец, что касается росписей наружных стен и украшения их лепниной. Эти работы, поражавшие мастерством исполнения, впоследствии стали приписывать французам, оставшимся в России навсегда после 1812 г. Но архивные документы свидетельствуют о том, что в 1853 г. иностранцы в Ельце не проживали, следовательно, лепные работы выполнены были русскими мастерами. Декоративное убранство фасадов выполнено просто и торжественно, лепной растительный и геометрический орнамент покрывал почти сплошь стены фасадов и словно легким белым кружевом вился по стенам изумрудного цвета.

Лепная работа как бы соревновалась в выдумке рисунка с народными елецкими кружевницами, перекликаясь и повторяя движение тонких линий кружев. Прямых аналогов такому декорированию в XIX в. нам не известно. Корнями эта традиция восходит к зодчеству древнего Владимира с его памятниками мирового значения — Дмитриевский собор, а также Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. По словам исследователя архитектуры Г.И. Гунькина, Владимирский храм, если бы он сохранил весь свой первоначальный убор, можно было бы считать памятником елецким кружевницам, так как он был понародному красив, ярко наряден, так профессионально был выполнен его орнамент, щедро разбросанный по фасадам. Теперь, к сожалению, большая часть этого кружевного узорочья осыпалась.


Вид на Владимирскую церковь из Чёрной слободы

Вид на Владимирскую церковь из Чёрной слободы. Фото конца XIX — начала XX вв.


Следует отметить удачное с градостроительской точки зрения расположение колокольни. Старомосковская улица (ныне Маяковского) шла через Чёрную слободу на гору, где была одна из четырёх городских застав — Московская. Подъезжающему к заставе со стороны столицы путнику открывалась панорама Ельца, и первое, что его встречало, — стоящая по оси улицы, посреди Владимирской площади высокая колокольня.

Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. В храме находились «замечательные своею древностью иконы» и другие святыни, тщательно «зафиксированные» елецкими историками в XIX — начале XX в.:

1. Владимирской Божией Матери (8 х 10 верш.), украшенная тяжеловесной сребропозлащённою ризой и убрусом, шитая крупным жемчугом и усыпанная бриллиантами. Риза устроена ельчанами Калабиными после смерти их матери Александры Алексеевны, завещавшей употребить свой жемчужный и алмазный фермуар на украшение иконы. Икона вложена в другую икону, представляющую содержание акафиста Божией Матери. Данная икона обложена серебряною гравированною ризою работы известного московского художника Сазикова. Риза на иконе стоила более 3 тыс. руб. серебром.

2. Икона Богоматери «Утоли моя печали» (1 арш. 6 верш. х 1 арш. 4 верш.), древнего письма, в киоте в левом приделе Михаила Малеина главного храма, близ северных дверей. Украшена сребропозлащённою художественною ризой. Почитание иконы возросло во время Русско-Японской войны.

3. Нерукотворный образ Спасителя (7 х 5 верш.), украшенный сребропозлащённою ризой. По преданию, сей образ вывезен из Москвы после 1812 г., где найден был в пепле невредимым после московского пожара.

4. Иконы Божией Матери Елецкой, св. Николая Чудотворца и св. преподобного Сергия Радонежского.

5. Сребропозлащённый ковчег и три таких же сосуда.

6. Неповреждённый антиминс 1784 г., освящённый Преосвященным Тихоном III, епископом Воронежским, а также антиминсы 1811, 1855, 1865 и 1866 гг.

7. Большой колокол весом 716 пудов, названный «Тихоном» в честь открытия мощей св. Тихона Задонского в 1861 г.

8. Евангелие, напечатанное во времена царя Фёдора Алексеевича в конце XVI в.

Ежегодно 25 сентября в день памяти св. преподобного Сергия Радонежского из Вознесенского собора во Владимирскую церковь совершался крестный ход. [14]

Заметным событием в жизни прихода Владимирского храма стали торжества 1911 г., связанные с 50-летием прославления святителя Тихона Задонского, который весьма почитался духовенством и прихожанами и во имя которого в храме был освящён придельный алтарь. 19 июня житель Чёрной слободы купец Иван Данилович Мамонтов передал Владимирской церкви в дар икону-портрет святителя Тихона, которая несколько поколений хранилась в его роду и считалась чудотворной. По семейному преданию, написана она была с живого святителя и с его благословения для любимой им семьи ельчан. Размер иконы — 1,5 арш. в высоту и 5 четв. в ширину. Пожертвованная Мамонтовым икона была торжественно, с крестным ходом перенесена в храм.

Само здание церкви в преддверии празднования полувекового юбилея открытия мощей святителя Тихона было приведено в порядок — исправлена кое-где штукатурка, наружные стены побелены, обновлены иконостасы приделов св. Тихона и св. Михаила Малеина усердием ктитора храма Михаила Алексеевича Меркулова.

Накануне торжеств 12 августа 1911 г. в храме состоялось всенощное бдение с чтением акафиста Святителю. На следующий день после ранней литургии с акафистом, водосвятия, поздней литургии и проповеди в память Задонского чудотворца начался крестный ход из Владимирского храма по Чёрной слободе с хоругвями и иконой святителя Тихона. На площади перед Воскресенским кладбищем был отслужен молебен, после которого крестный ход вернулся в храм по разным улицам слободы. В заключение состоялся «торжественный акт» и благотворительный обед для бедных прихожан. [15]

Воскресенская кладбищенская церковь считалась приписной к Владимирскому храму, священнослужители которого по особым дням совершали в ней богослужения.

Штат священно- и церковнослужителей храма Владимирской иконы Божией Матери состоял в XIX в. из двух священников, диакона и дьячка с пономарём. В конце XIX — начале XX в. — из двух священников, диакона и псаломщика.


Протоиерей Лука Васильевич Ефремов

Протоиерей Лука Васильевич Ефремов. Литография 1860-х гг.


Из служившего во Владимирском храме духовенства особенно замечательны два протоиерея, которые навсегда вписали свои имена в церковную летопись Ельца Лука Васильевич Ефремов (1789-1877) и Павел Николаевич Бутягин (ок. 1824-1908).

Лука Ефремов родился 14 октября (по ст. ст.) 1789 г. в семье священника Предтеченской церкви г. Ельца Василия Фёдорова. По окончании курса наук в Орловской духовной семинарии в 1809 г. он рукоположен в священника елецкой церкви св. Иоанна Предтечи на место своего больного отца. В 1816 г. о. Лука Васильевич перешёл к Владимирской церкви, в которой, за исключением двух лет, прослужил до 1847 г. Около 1820 г. на свои средства он выкупил близ Владимирской церкви участок огородной земли, на которой по благословению о. Иоанна Борисовича Жданова построил одноэтажное здание для богадельни из четырёх покоев, служившей приютом для бедных и престарелых ельчан до самой революции 1917 г. Кроме того, протоиерей Лука Ефремов был автором нескольких десятков сочинений на религиозно-нравственную и историческую темы, став самым известным духовным писателем Ельца. Его перу принадлежат такие известные сочинения, как «Уроки из жизни святителя Митрофана, или Поучительная для нас жизнь его», «Пути промысла Божия в моей жизни», «Воспоминание об о. Иоанне Борисовиче, священнике Елецкой градской Преображенской церкви», «Житие Татьяны Борисовны Потёмкиной», «Нравоучительные басни», «Ревность о Господе Бозе Моем» и др. Отец Лука был дружен с известным елецким подвижником о. Иоанном Борисовичем Ждановым, а супруга о. Луки — Прасковья Семёновна, урождённая купеческая дочь Перекалина, пользовалась особым расположением затворницы Мелании, часто удостаивавшей её духовными беседами. Последние годы жизни о. Лука Ефремов прожил в Воронеже в семье своей дочери Александры — супруги священника Пятницкой церкви Николая Скрябина. Там он скончался в 1877 г. и погребён на новостроящемся Всесвятском кладбище. [16]


Протоиерей Павел Николаевич Бутягин

Протоиерей Павел Николаевич Бутягин. Фото конца XIX в.


Более полувека — 58 лет — прослужил во Владимирском храме о. Павел Николаевич Бутягин. Он родился в семье священника соборного храма г. Карачева Николая Иоанновича Бутягина, бывшего впоследствии протоиереем кафедрального собора Орла. По окончании курса Орловской духовной семинарии П.Н. Бутягин был определён преподавателем 1-го Орловского духовного училища, а в 1846 г. рукоположен в священника к Владимирской церкви города Ельца на место своего тестя — священника Павла Иоанновича Очкина. Кроме исполнения обязанностей вначале приходского священника, а затем и настоятеля Владимирского храма, о. Павел Бутягин долгие годы состоял законоучителем городского приходского училища, женской прогимназии, а впоследствии гимназии. Отец Павел отличался неутомимым трудолюбием и был знаменитым проповедником.

Именно ему выпала честь представлять елецкое духовенство на торжествах по случаю открытия честных мощей святителя Тихона Задонского в 1861 г. На его средства была устроена каменная ограда вокруг Чернослободского кладбища. Авторитет этого пастыря в Ельце был велик и непререкаем, подтверждаемый практически всеми церковными наградами, возможными для белого духовенства. Он был отмечен скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом (1867), орденом св. Анны III степени (1872), саном протоиерея (1876), орденом св. Анны II степени (1881), орденом св. Владимира IV степени, палицей. В 1904 г. ввиду преклонности лет протоиерей Павел Николаевич Бутягин вышел за штат, уступив своё место сыну — священнику Тихону Павловичу Бутягину. Скончался протоиерей П.Н. Бутягин 9 октября (по ст. ст.) 1908 г. [17]

Владимирскую церковь многократно посещали орловские архипастыри: 23 июня 1844 г. — епископ Евлампий; 26 августа 1856 г. — архиепископ Смарагд; 4 июня 1863 г. — епископ Поликарп; весной 1868 г. — епископ Макарий; в 1888 г. — епископ Симеон; 19 июня 1892 г. — епископ Мисаил; 18 мая 1897 г. — епископ Митрофан; 18 августа 1899 г. и 25 июля 1900 г. — епископ Никанор, 13 февраля 1911 г. — епископ Григорий. [18]

С 1865 г. Владимирской церкви принадлежала деревянная лавка и 40 дес. земли. В приходе храма в начале XX в. числилось 2587 человек. [19]

Прихожане Владимирской церкви одними из первых в Ельце откликнулись на призывы духовных властей о создании при городских и сельских храмах церковно-приходских попечительств. 19 марта 1867 г. в доме старосты храма купца Д.В. Валуйского состоялось торжественное собрание, на котором в присутствии городского полицмейстера H.A. Ридингера, благочинного и священнослужителей после прочтения высочайшего положения о приходских попечительствах и воззвания Преосвященного Поликарпа, епископа Орловского и Севского, собравшиеся прихожане приступили к выборам председателя и членов приходского попечительства. Главой его был избран староста Владимирской церкви Д.В. Валуйский, а членами — священники П.Н. Бутягин и И.Л. Ефремов, диакон А.А. Бекетов, а также многие «именитые» граждане Ельца — Пётр Николаевич Ростовцев, Иван Иванович Калабин, Мелитон Николаевич, Алексей Дмитриевич и Платон Дмитриевич Валуйские, Николай Васильевич Игнатов, Василий Михайлович Шеламов, Василий Александрович Кожухов и другие. [20]

При храме действовала приходская богадельня, основанная протоиереем Лукой Ефремовым около 1820 г. Находилась она в одноэтажном каменном здании размером 23 х 9 арш., высотой 7,5 арш. и тесовыми сенями 12 x 4 арш. В начале XX в. в богадельне проживали до 30 лиц женского пола из духовного звания. При богадельне в 1900 г. купцом Константином Алексеевичем Гавриловым построено деревянное здание, в котором разместилась больница. В 1905 г. построено двухэтажное смешанное здание столовой длиной 23 арш., шириной 8,5 арш. В 1908 — кирпичное здание для воскресной школы длиной 21 арш., шириной 8,5 арш. и высотой 8 арш. [21]


Мелитон Николаевич Валуйский

Мелитон Николаевич Валуйский. Фото 1892 г.


В 1866 г. потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Мелитон Валуйский основал при Владимирской церкви церковно-приходское училище, за что в следующем году получил благословение Святейшего Синода. [22] Законоучителем в нём долгие годы состоял Павел Николаевич Бутягин.

Именем протоиерея П.Н. Бутягина была названа приходская библиотека-читальня, открытая 21 ноября 1907 г. в каменном одноэтажном здании, построенном на средства бывшего ктитора Владимирской церкви Сергея Васильевича Кожухова. 27 апреля 1908 г. здесь же, в пристройке к библиотеке, было открыто Владимирское Чернослободское общество трезвости, насчитывавшее 450 человек и руководимое священником Тихоном Павловичем Бутягиным.

Сложно переоценить роль семьи Валуйских в судьбе Владимирского храма и в жизни всего Ельца. Представители этого купеческого рода более 100 лет были его постоянными благотворителями, многие годы несколько представителей рода Валуйских выполняли обязанности старосты Владимирской церкви. Так, Николай Васильевич Валуйский потратил на украшение храма в 1860-х гг. 3275 руб., на работы по всему храму — 580 руб., на иконостасы в трапезную — 1000 рублей, на колокол — 1150 рублей, на две ризы для икон: 1-я Сергия Радонежского, св. Николая, св. Димитрия Ростовского и Иоанна Воина, 2-я св. Феодосия Тотемского и св. Михаила Малеина — 1000 руб. Всего же благотворитель пожертвовал на Владимирскую церковь 8898 руб. Дмитрий Васильевич Валуйский более 30 лет был ктитором церкви, отдавая много сил и средств на благоукрашение приходского храма. Будучи старостой храма, Д.В. Валуйский заказал на заводе Криворотовых колокол весом 716 пудов в честь открытия в 1861 г. мощей св. Тихона и назвал его «Тихоном». [23] Дважды — в 1867 и 1868 гг. — он получал благословение Святейшего Синода, а 14 марта 1877 г. награждён медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

Мелитон Николаевич Валуйский с 1866 по 1885 гг. содержал на свои средства приходское училище при Владимирской церкви, в котором обучалось 110 человек. Училище располагалось в доме, принадлежавшем Валуйским, а с 1878 г. — в построенном для него доме по улице Глухой. Директор Елецкой гимназии ходатайствовал о награждении М.Н. Валуйского орденом св. Анны 3-ей степени за деятельность в области просвещения. В начале XX в. в училище было 250 учащихся и три учительницы. В 1868 г. М.Н. Валуйский был награждён благословением Святейшего Синода за пожертвования в пользу Владимирской церкви. [24]


Вид на Владимирскую церковь и Чёрную слободу

Вид на Владимирскую церковь и Чёрную слободу. Фото 1935 г.


С 1871 по 1879 г. старостой был Платон Дмитриевич Валуйский, С 1879 до 1887 г. — Николай Мелитонович Валуйский. До самой революции Валуйские продолжали оставаться главными попечителями храма, который их трудами и заботами в начале XX в. стал подлинной жемчужиной древнего Ельца.

За годы же советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные, взывающие к совести руины. Начало этому было положено в 1922 г, ограблением церкви. Тогда из неё изъяли серебряную утварь весом 1 фунт 43 золот. [25] Еще ранее — летом 1918 г. — был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В мае он был арестован властями и заключён в тюрьму по обвинению в сопротивлении властям и контрреволюции. На самом деле он просто воспротивился конфискации имущества своей тёщи — купчихи В.П. Кулагиной. При этом прихожане активно выступили на стороне своего батюшки, в том числе и многочисленные рабочие кожевенного завода. В самый разгар конфликта прозвучал набат, и к храму стал стекаться народ, возмущённый попыткой ареста о. Михаила. Впро­чем, священник всё равно был арестован, но через несколько дней выпущен из тюрьмы. [26] Что произошло впоследствии, пока не известно, но уже следующий номер «Орловских епархиальных ведомостей» сообщил об убийстве в Ельце священника Михаила Тихомирова. [27]


Владимирская церковь в 1969 г.

Владимирская церковь. Фото 1969 г.


В конце 1920-х гг. Владимирский храм стал елецким символом противостояния внутри Русской Православной Церкви, вызванного декларацией митрополита Сергия 1927 г. Главой «иосифлян» — сторонников митрополита Иосифа (Петровых), отвергнувших саму декларацию и всякое общение с поддержавшим митрополита Сергия духовенством, в нашем регионе стал епископ Козловский Алексий (Буй), назначенный управляющим Воронежской епархией. Запрещённый вскоре в служении и отстранённый от управления епархией епископ Алексий в начале 1928 г. нашёл поддержку в Ельце, в лице священника Владимирской церкви Сергия Бутузова. Тот ещё 17 марта 1928 г. переписал в Воронеже все воззвания и послания митрополита Иосифа и, получив в поддержку игумена Питирима (Шумских), взялся за организацию при храме монашеской общины из насельниц Знаменского монастыря, ориентированных на отделение от митрополита Сергия. [28] В это время епископ Алексий часто и подолгу проживал в Ельце и служил во Владимирском храме.

Таким образом, в 1928 г. причт и приход Владимирской церкви встали в открытую оппозицию советской власти и лояльному ей священству. К общине Владимирской церкви примкнула часть монахинь Знаменского монастыря. Некоторые из них даже переселились из монастырских стен поближе к Владимирской церкви. После этого о. Сергий Бутузов 12 сентября 1928 г. был выслан из Ельца. На его месте ещё некоторое время служил опальный епископ Алексий, который уже 7 марта 1929 г. был арестован в Москве.


Нижняя часть колокольни Владимирской церкви

Нижняя часть колокольни Владимирской церкви. Фото 1969 г.


Владимирская церковь оставалась в центре событий до 1929 г. В этом году в местной газете «Красное знамя» появилась статья «Святые закройного цеха» о верующих рабочих Елецкого госкожзавода. Среди высмеиваемых ельчан, не порвавших связи с «церковниками» и даже активно участвующих в церковной жизни, автор называет и А.П. Потанина — члена церковного совета Сергиевской церкви и ктитора Воскресенской кладбищенской церкви. Одно из самых серьёзных обвинений, выдвигаемых в его адрес на страницах газеты, — «обе церкви украшает цветами своего сада». [29]

Служба во Владимирском храме продолжалась до 1937 г. В этот год в ней служил о. Иосиф Афанасьевич Булгаков, расстрелянный в том же году за антисоветскую деятельность. [31] После ареста последнего священника храм был закрыт и вскоре занят военным ведомством, что в какой-то мере спасло его от разрушения.


Окно храмовой части Владимирской церкви

Окно храмовой части Владимирской церкви. Фото 1969 г.


Община Владимирского храма была создана ельчанами вновь в 1943 г. Верующие пригласили двух престарелых священников — протоиерея Афанасия Сипягина (81 год) и протоиерея Иоанна Красовского (75 лет) и начали ходатайствовать об открытии храма, к тому времени находившемуся в хорошем состоянии. 25 июля 1943 г. верующие обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о возвращении для богослужения собора или Владимирской церкви. Первая подпись на заявлении принадлежит М.Н. Крыловой, проживавшей в Ельце в доме № 30 по ул. Литейной. [32]

28 февраля 1944 г. верующие — члены церковного совета Гриднев, Зотова, Поляков, Каратеев, Федоркина, Шилова, Пыльникова, Кокоткина, Боровкова вновь ходатайствовали об открытии пустующей Владимирской церкви, в которой полностью «сохранился иконостас с Царскими Дверями, а также престол и жертвенник». До этого церковь использовалась как складское помещение лётной частью и, согласно обследования инженерами горкомхоза, была в хорошем состоянии. Требовался лишь частичный ремонт полов (50 кв. м) и кровли (100 кв. м). [33] Но хлопоты об открытии церкви взял в свои руки энергичный обновленческий священник, и многие прихожане откачнулись от храма под влиянием мысли: «Если будет в церкви обновление, то не надо лучше никакой церкви». Открытие Владимирского храма так и не состоялось, а уже в декабре 1944 г. из церкви начали растаскивать полы. За тем последовало частичное разрушение храма.

В 1950 г. городские власти приняли решение о разборе Владимирской церкви, которому постарались придать вид законности, предварительно составив акт технического состояния, который явно готовился по заказу, так как специальных обследований не проводилось, о чём говорит текст составленного документа: «Произведён осмотр церкви Сергия … колокольня… высотою до 50 метров… наклон в северо-западную сторону 1,5-2 м. Северо-восточный угол церкви имеет высоту 9- 10 м, имеет отклонения в наружную сторону до 20 см. …кирпич на сводах вследствие неисправности крыши потерял прочность … колокольня стесняет проезд». Далее следовала рекомендация – «разобрать»…


Владимирская церковь

Владимирская церковь. Фото 2006 г.


Одновременно власти попытались провести необходимые согласования. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Орловской области Н. Зверев ответил на соответствующий запрос: «…Исторической и архитектурной ценности церковное здание (Сергиевской церкви) не представляет … разрешить разобрать». Совершенно неожиданно в защиту церкви выступил начальник областного отдела по делам архитектуры Новиков: «…указанные церкви не состоят на учёте памятников архитектуры области, тем не менее … отдел не рекомендует разбирать колокольню Сергиевской церкви, представляющей самостоятельный архитектурный интерес и высотное значение в ансамбле Ельца». [34]

Но здравый смысл так и не победил. На основании «заключения» Елецкий городской Совет принял решение за № 200/18 от 8.05.1950 г. о сносе: «Здание бывших церквей Сретенской и Сергия … разобрать на слом. Поручить произвести слом церквей начальнику строительного участка объекта 112 т. Капустину… Вывезти весь мусор и спланировать площадки». Вскоре верхние ярусы колокольни были разобраны, но снос церкви по каким-то причинам отложили.


Владимирская церковь. Фото 2006 г.

Владимирская церковь

Владимирская церковь

Владимирская церковь

Владимирская церковь

Владимирская церковь


А в 1971 г. решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября Владимирская церковь Ельца поставлена под охрану как памятник местного значения. В таком виде и дошла до наших дней Владимирская церковь. Сам храм — древнейшая часть церкви — ещё крепок, целы его своды, но колокольня и трапезная полуразрушены и ждут помощи реставраторов и общественности.

Священно- и церковнослужители храма Владимирской иконы Божией Матери:

Священники:

Фёдоров Роман – 1781-1798
Александров Иоаким – 1781-1798
Родионов Никифор Романович – 1799-1807
Ипполитов Иоанн Иоаннович – 1799-1816
Очкин Иоанн Исидорович – 1807-1828
Ефремов Лука Васильевич — 1816-1830, 1832-1847
Очкин Павел Иоаннович – 1829-1844
Соломин Иоанн – 1845-1846
Ефремов Иоанн Лукич – 1847-1876
Бутягин Павел Николаевич – 1846-1904
Макарьев Николай Владимирович – 1879-1913
Крутиков Александр Захарович – 1881
Бутягин Тихон Павлович – 1904-1918
Михайлов Николай – 1914-1915
Тихомиров Михаил – 1915-1918
Соловьёв B.C. – 1922
Бутягин Сергий – 1926
Бутузов Сергий – 1928
Питирим (Шумских), игумен – 1928

Диаконы:

Фёдоров Василий – 1785-1798
Ипполитов Иоанн Иоаннович – 1797-1798
Павлов Архип — 1799-1819
Филонов Василий Дмитриевич – 1822-1840
Бекетов Александр Алексеевич – 1841-1867
Кутепов Иоанн Егорович – 1846-1877
Нецветаев Николай Егорович – 1864-1865
Сокольский Александр Фёдорович – 1867-1888
Жданов Димитрий Адрианович – 1868-1913
Соколов Пётр Александрович – 1906
Тихомиров Михаил – 1914-1915
Старых Иоанн Алексеевич – 1917
Диесперов Константин – 1926

Дьячки:

Игнатов Фёдор Дмитриевич — 1781-1787
Родионов Никифор Романович – 1787-1795
Попов Иоанн Фёдорович – 1797-1801
Тихонов Иван Андреевич – 1802-1803
Левандов Тихон Васильевич – 1804-1807
Вележев Дмитрий – 1808-1812
Высоцкий Борис Петрович – 1809-1827
Нацкий Василий – 1813-1815
Глаголев Иоанн Афанасьевич – 1824-1839
Самоцветов Афанасий Григорьевич – 1829-1846
Кутепов Иоанн Егорович – 1840-1845
Рудаков Василий Михайлович — 1864-1884
Сокольский Александр Фёдорович – 1866

Пономари:

Попов Иван Фёдорович – 1781-1796
Исакиев Яков – 1781-1798
Павлов Архип – 1791-1798
Рудаков Михаил Кондратьевич – 1803-1829
Попов Афанасий Иванович – 1805-1821
Афанасьев Николай Иванович – 1826-1846
Очкин Пётр Иванович – 1831-1876

Псаломщики:

Очкин Пётр Иванович – 1882-1884
Рудаков Василий Михайлович – 1885-1900
Соколов Александр Иванович – 1888-1905
Семёнов Пётр Александрович – 1901-1917
Драчёв Иван Дмитриевич – 1906-1915
Болдырев — 1926

 

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

 

Примечания:

1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 13-14 об.
2. Материалы для истории и статистики г. Ельца, собранные д. ч. стат. комит. Н. Ридингером. • Орёл, 1865. С. 59.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 29-30 об.
4. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 126.
5. ОГВ. 1865. № 35.
6. Родословная Валуйских. Рукопись.
7. РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 2941. Л. 2-3.
8. ОГВ. 1865. № 35.
9. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 127.
10. РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 2941. Л. 1.
11. РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 2941.
12. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 128.
13. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 13-15.
14. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 94; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). Елец, 1999. С. 128-131.
15. Голос порядка. 1911. № 547. С. 3.
16. Ефремов Л. Пути промысла Божия в моей жизни. Воронеж, 1872; Русский провинциальный некрополь / В кн.: Река времён. Кн. 4. — М., 1996. С. 131.
17. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец. 1999. С. 179.
18. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 128-129; Голос порядка. 1911. № 438. С. 3.
19. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 14-15; ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21. ОЕВ. 1915. № 34-35. С. 769.
20. ОЕВ. 1867. № 11. С. 848-849.
21. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 14-15.
22. ОЕВ. 1867. № 20. С. 1491.
23. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Орел, 1865. С. 59-60, 94.
24. ОЕВ. 1868. № 16. С. 1214.
25. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
26. ОЕВ. 1918. № 13-14.
27. ОЕВ. 1918. № 15. С. 390.
28. Морев Л. Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе. — Задонск, 2007. С. 68-70.
29. Красное знамя. 1929. № 40. С. 4.
30. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 23429. Л. 5, 18.
32. Архив уполномоченного Совета но делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 24 об.
33. ГАЛО. Ф. Р-664. Оп. 1. Д. 43. Л. 14, 21; Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 36, 38.
34. ГАОО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 450. Л. 229, 233-234.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором