Молитва Игнатия (вместо послесловия)

Продолжение IV главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».

Молитва Игнатия

(вместо послесловия)

Наше путешествие на степное пограничье мы начали далеко от Верхнего Дона, из маленькой кельи одного из монастырей Смоленского княжества в конце XIV века. Именно здесь просматривал свои записи иеродьякон Игнатий, который так тщательно вычитывал бледно-жёлтые листы и размышлял о своих приключениях на пути в Царьград. С грустью вспоминал он, какое печальное зрелище представляли земли Верхнего Дона, опустошенные татарской конницей. И всё же Игнатий верил в победу русского оружия и в торжество православной веры. Свои размышления он оставил нам в небольшом сочинении «Сказание летам вкратце», которое можно перевести на современный язык как «Краткая история прошедших лет». Составляя исторические хроники, он пытался понять судьбы Руси, измученной враждебными силами и внутренней враждой.

Однако этого ему казалось мало. Будучи человеком средневековой эпохи, иеродьякон Игнатий выразил свои чувства и эмоции в каноне Пресвятой Богородице, который стал пользоваться большой популярностью в православных русских монастырях. Причина такого успеха заключалась в оптимизме, радости и вере, заложенными Игнатием в созданный канон. Чтобы лучше понять мысли и чувства героя, знакомство с которым открыло эту книгу, хочется привести слова из этого канона:

Моление моё тёплое, и стена в нём непробиваемая, о источник милости и прибежище для всех, прилежно взываем к Тебе: Богородица Владычица, предвари, и от бед избави нас! Радуйся, ибо вскоре избавишь нас от всех бед! Ты вся исполнена радости, ибо объединила нас, создала град свой духовный, небо и земля радостно зовёт Тебя! Славят Тебя вдовы, обиженные, сироты, ибо ты утешение и источник богатства неистощимого!

В каноне звучит надежда и радость веры в то, что Богородица защитит русскую землю от всякого зла. Благодаря упованию на заступничество высших сил, характерное для всего православного русского народа, картины запустения Верхнего Дона представали уже не такими мрачными, а, главное, появлялись духовные и физические силы на восстановление разрушенного. Моление смоленского инока, вознесенное высоко в небо над Русской землёй, было подхвачено сотнями православных храмов, и вскоре по всей земле раздавалось вопреки бедам и разорению: «Радуйся, Пресвятая Богородица! Радуйся, заступница наша, ибо с тобой наш град духовный несокрушим есть!»

Прошло много лет, и сбылось моление Игнатия: дикий и печальный Верхний Дон превратиться в процветающий край, стал сердцем России, символом русской провинции и культуры.

Можно ли было в конце XIV века поверить в то, что русские люди, отброшенные за Оку и зажатые со всех сторон враждебными силами – татарами, литовцами, поляками и шведами, смогут создать сильное, крепкое государство, пройти через тяжёлые затяжные войны, преодолеть тяготы Смутного времени и покорить степные пространства Верхнего Дона. Чтобы совершить этот подвиг, требовалось приложить немало усилий, построить десятки крепостей, пожертвовать тысячами человеческих жизней, потратить горы денег и море энергии. И всё это для того, чтобы Липецкая земля и всё Черноземье стали неотъемлемой частью Российского государства.

Но никто не погиб напрасно. Города, построенные в тяжёлые годы борьбы с кочевниками, стоят до сих пор, и живут в них потомки тех самых первых колонизаторов Верхнего Дона. А сколько славных имён дала миру Липецкая земля! Сколько поэтов, писателей, учёных, художников, философов, путешественников, духовных подвижников связанно с этим краем! Быть может, уникальность и духовное богатство Липецкой земли объясняется той непростой эпохой, когда сюда, на степное пограничье переселялись люди «с мужеством в сердце», смелые и решительные. Их энергия, обладавшая огромной силой созидания, и создала ту особую атмосферу, которая питала наших прославленных земляков. Чувствовал это И.А. Бунин, когда писал строки, выбранные мной для эпиграфа: «Все мои предки были связаны с народом и землёю, были помещиками … владевшие имениями в средней России… где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, и где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык, и откуда вышли чуть ли ни все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым…».

Эта книга может служить своеобразной данью памяти героическому подвигу наших предков, присоединивших и заселивших земли Верхнего Дона в постоянной борьбе с враждебными силами. Мы должны гордиться людьми, которые в тяжелейших условиях постоянной войны основывали здесь города, пахали землю, строили храмы, занимались торговлей, каждый раз заново терпеливо восстанавливая разрушенные и разорённые неприятелем поселения.

И всегда наши предки в самые трудные минуты, когда дома их превращались в пепел, посевы в огонь, а сыновья в рабов, терпеливо начинали всё заново и возносили мольбу Богородице, следуя вере и надежде, заложенным в каноне Игнатия:

Пресвятая Владычица моя Богородица, святыми твоими и всесильными мольбами отжени от меня смиренного и окаянного раба твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и скверну, лукавые и хулительные мысли от окаянного моего сердца, и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен: и избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых освободи меня. Яко благословенна Ты и славится пречестное имя Твое во веки веков, аминь.

 

Ляпин Д.А. На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках. — Тула: Гриф и К, 2013. — 220 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/verxnij-don-16-17-v/molitva-ignatiya/

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Разделитель нижний
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
Получить туристическую карту Воргольских скал
© 2018, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2018, Разработка WPcore  ·  2006-2018, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором