Из церковной истории города Ельца — Страница 5 — Воргол.Ру

Из церковной истории города Ельца

Архиепископ Сергий (Зверев)
Архиепископ Сергий (Зверев).
Фото начала 1930-х гг.

В 1933 г. по благословению Владыки Сергия духовенство Ельца организовало служение молебнов о сосланных, голодающих священниках, после чего монахини собирали для них же пожертвования.

В 1935 г. архиепископ Сергий (Зверев) был арестован вместе с другими 14 священниками и мирянами по обвинению в организации контрреволюционной церковно — монархической группы, которая систематически проводила агитацию среди населения и духовенства, призывала к борьбе с советской властью. Примечательно, что одним из пунктов обвинения, предъявленного Владыке, был сбор им фотографий и материалов о разрушенных храмах и монастырях Ельца и передача их епископу Митрофану (Поликарпову) в Баку для переправки за границу для дискредитации советской власти. Архиепископ Сергий не отрицал, что собирал по просьбе епископа Митрофана материалы о святителях Митрофане Воронежском и Тихоне Задонском, других подвижниках, о храмах и монастырях Ельца, но только в целях исторической науки.

29 октября 1935 г. Воронежским облсудом Владыка Сергий был приговорён по ст. 58-10-2 к 5 годам лишения свободы. Когда закончился суд, «архиепископа Сергия вывели на улицу, где собралось много людей. Пришли все певчие города, многие, не в силах сдержать свои чувства, плакали. Некоторые навзрыд, переживая случившееся как личное горе и невосполнимую утрату». Одна из свидетельниц этого события вспоминала: «Мы все стояли на улице и ждали, когда его выведут. Он вышел, на всех посмотрел прощальным взглядом, благословил маленьким крестом. Его силой втолкнули в «чёрный ворон». Ступень была высокая, и Владыка не смог сразу поставить на неё ногу. Его грубо втолкнули, и он упал на приступку. Все стояли как мёртвые». [107]

Архиепископ Сергий (Зверев) был отправлен в Карагандинские лагеря, где в 1937 г. за участие в контрреволюционной организации и активную антисоветскую деятельность был расстрелян.

В сентябре-октябре 1935 г. обязанности епископа Елецкого исполнял Владыка Артемон (в миру Василий Иванович Евстратов, 1889-1937) — выходец из крестьянской семьи Тверской губернии. Он окончил Псковскую духовную семинарию в 1910 г. и Московскую духовную академию в 1918 г. В 1911г. рукоположен в иерея, в 1931 г. (по другим сведениям, в 1932 г.) принял монашество и хиротонисан в епископа Петропавловского, викария Омской епархии, митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Алексием (Симанским). В 1933 г. — епископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии. В 1934 г. епископ Артемон был временно командирован для управления Ульяновской епархией и в том же году переведён епископом Мелекесским Уфимской епархии. Пробыв на Елецкой кафедре 3 недели, Владыка был переведён в Орёл на место арестованного Владыки Серафима, а в декабре 1935 г. назначен епископом Курским и Обоянским. В 1937 г. епископ Артемон был расстрелян.

1930-е гг. — страшное время массовых репрессий против православного духовенства, монашества и мирян, не боявшихся признавать себя православными христианами. В начале 1930-х гг. органами НКВД было сфабриковано множество дел, по которым священно- и церковнослужители, монашествующие, старосты и сторожа церквей по обвинению в антисоветской пропаганде и тому подобном осуждались на 5-10 лет лагерей и ссылок. В 1937 г. с началом кампании по физическому уничтожению духовенства и активной части верующих большинство следственных дел заканчивались «вышкой» — «тройка» приговаривала к «высшей мере социальной защиты». Так, в 1937 г. было арестовано 136900 священно- и церковнослужителей, из них 85300 — расстреляно. [108]

Архиепископ Серафим (Протопопов)
Архиепископ Серафим (Протопопов). Фото 1930-х гг.

На Орловщине в 1937-1941 гг. к расстрелу было приговорено 1209 священнослужителей и верующих, а к различным срокам лагерей — 713 человек [109]. В результате гонений к 1941 г. почти все духовенство было ликвидировано в физическом смысле. На свободе остались в подавляющем большинстве глубокие старики или те, кто своевременно успел отказаться от сана и перейти работать в советские организации.

Из сохранившихся в Государственном архиве Липецкой области следственных дел 816 репрессированных в конце 1920-х — 1940-х гг. священно- и церковнослужителей, монашествующих и мирян более 60 — жители Ельца. В основном это священники и диаконы городских церквей. А о многих мы ещё не знаем. Монахов Троицкого и монахинь Знаменского монастырей выселяли десятками, приговаривали к различным срокам заключения в тюрьмах и ссылкам, просто расстреливали, несмотря на возраст и здоровье. Страшное время! Житель Ельца 29 апреля 1937 г. записал: «…сегодня в ночь взяли священника Сергия (от Сретен.) Протасова и еще 2-х». [110]

Мученический венец ждал и последнего елецкого архиерея — архиепископа Серафима (в миру Александр Алексеевич Протопопов, 1894-1937). Он родился в семье военного врача в станице Каменской (Акишевской) области Войска Донского. В 1913 г. окончил Новочеркасскую гимназию, учился в Петроградском университете и одновременно в духовной академии. В 1917 г. принял монашеский постриг, в следующем году был рукоположен в иеромонаха. В 1918-1922 гг. — настоятель Введенского храма за Невской заставой в Петрограде и руководитель созданного им приходского братства, затем настоятель Старомирожского монастыря. По назначению епископа Лужского Мануила (Лемешевского) архимандрит Серафим был одним из духовников для духовенства, принимаемого из обновленчества. Автор «Чина присоединения в православие всех отпавших в обновленчество и другие расколы» и «Чина освящения храмов, бывших у обновленцев». Был настоятелем Смоленской церкви в Петрограде и благочинным монастырей Петроградской епархии. В 1922 г. был арестован по «делу петроградских православных братств» и провёл несколько месяцев в заключении. В 1924 г. хиротонисан во епископа Колпинского, викария Петроградской епархии. В 1924 г. особым совещанием ОПТУ приговорён к 2 годам лагерей на Соловках. Вернувшись в 1926 г. в Ленинград, вновь возглавил викариатство, в 1927 г. примкнул к «непоминающим», после чего митрополитом Сергием был запрещён в служении. В 1928 г. примирился с митрополитом Сергием и назначен епископом Аксайским. Впоследствии епископ Сызранский, затем — Стерлитамакский, в том же году — Бакинский, временно управляющий Сухумской и Ереванской епархиями. С 3 апреля 1930 г. — епископ Рыбинский, с 1934 г. — Челябинский. В 1935 г. возведён в сан архиепископа, временно управлял Елецкой епархией. С 19 октября 1935 г. — архиепископ Елецкий и Задонский.

15 марта 1937 г. архиепископ Серафим и ещё 9 священно- и церковнослужителей Ельца были арестованы по обвинению в создании контрреволюционной монархической группы «церковников, ведшей среди населения активную антисоветскую агитацию». Арестованные содержались в липецкой тюрьме. Всем десятерым 5 августа того же года был вынесен приговор: «Расстрелять. Дело сдать в архив». [111]. 8 августа в Липецке приговор был приведён в исполнение.

Показательны в этом отношении слова репрессированного в том же году священника Владимирской церкви Иосифа Афанасьевича Булгакова, который, согласно показанию свидетеля, говорил до ареста: «…люди не переживали таких ужасов, как переживают сейчас. Сколько невинных людей арестовано властью за то, что эти люди борются с неправдой и с врагами веры православной — с коммунистами, у нас в городе арестовали всех священнослужителей и архиерея, позакрывали все храмы, верующие во избежание ареста и суда не ходят в церковь». [112]

К концу 1930-х годов «по просьбе трудовых коллективов» все храмы Ельца были или порушены, или превращены в складские помещения и зернохранилища. В то же время продолжалось разграбление церквей: уничтожались иконостасы, киоты, рамы и предметы, имеющие позолоту, которую смывал представитель московского завода обработки металлов. Сохранились документы об изъятии из ликвидированной церкви Рождества иконостасов для смывания с них позолоты. [113] Весь «мягкий инвентарь» этой церкви, за исключением антиквариата, Елецкий горсовет 16 ноября 1937 г. передал Елецкому городскому театру «за наличный расчёт в соответствии с актом оценочной комиссии». [114]

К 1941 г. каким-то чудом осталась действующей только Казанская церковь на городском кладбище. Да и то, скорее всего, только потому, что священник её Никанор Петрович Лисянский принадлежал в своё время к обновленцам, а Казанский храм долгое время считался в Ельце обновленческим. [115]. Впрочем это не помешало военному трибуналу войск НКВД в сентябре 1941 г. приговорить священника Н.П. Лисянского по статье 58-10-1 к 10 годам лишения свободы. Нового настоятеля не назначили, и Казанский храм фактически перестал быть действующим, хотя официально его не закрывали. В это время на свободе в Ельце оставалось лишь несколько священников в основном весьма пожилого возраста, которые были вынуждены совершать церковные обряды тайно, на квартирах верующих.

Некоторую надежду на изменение политики Советского государства по отношению к церкви вселило в православных обращение митрополита Московского Сергия (Страгородского) к русским верующим людям, сделанное им в начале войны. В резолюции его, разосланной вместе с экземплярами обращения всем священникам, с которыми патриархия сохраняла хоть какое-то общение, говорилось: «Обращение объявить верующим, прилагаемую молитву читать на молебне после литургии о победе русского воинства». [116]

Верующие и оставшееся духовенство Ельца восприняли присланные проживающему в городе «безместному» протоиерею Иоанну Красовскому обращения как «…пожелания митрополита Сергия употребить меры к открытию православной церкви». [117]

Первым храмом, официально открытым в Ельце, стала Казанская церковь. [118] Произошло это 3 января 1943 г. Но ещё в середине декабря 1942 г. «Елецкий горсовет объявил верующим о том, что по их просьбе митрополит Московский Сергий ходатайствует об открытии в г. Ельце трёх храмов — в первую очередь Владимирского в Чёрной слободе, потом Александро-Михайловского, где был антирелигиозный музей, и Соборного». Однако власти решились на половинчатые меры, открыв Казанскую церковь, настоятелем которой стал протоиерей Николай Антонович Лыков, который многими верующими Ельца воспринимался как обновленческий священник. Об этом же свидетельствовал и протоиерей Иоанн Красовский, утверждавший, что оставшиеся в Ельце священники патриаршего течения с Лыковым молитвенного общения не поддерживают. [119]

В феврале и марте 1944 г. ельчане продолжали ходатайствовать об открытии Александро-Михайловской, Владимирской и Троицкой церквей. [120] В это время в Ельце нелегально исполняли требы 3 священника: протоиереи Афанасий Синягин, Фёдор Павловский и Иоанн Красовский. Последний продолжал просить власти об открытии в Ельце второй церкви для верующих патриаршего течения, против чего категорически выступал настоятель Казанской церкви Н. Лыков. [121]

В своих заявлениях Лыков грозился донести на Красовского в финорганы за исполнение им треб и неуплату налогов. Опасаясь репрессий, о. Иоанн писал: «Имущества у нас никакого, кроме старой одежды. В прошлом за неуплату налогов меня три раза раздевали до белья и разували, а потом признавали переплату и засчитали в будущие платежи, а за незаконно отобранные вещи предлагали взыскивать с председателей сельсовета — с личного их имущества. Нечто подобное готовится и теперь. Допрашивал о доходах агент горфо заштатного прот. Фёдора Павловского 82 лет, почти совершенно глухого (ему надо кричать на ухо). Заштатный прот. Сипягин Афанасий, 81 год, допрашивался прежде, а теперь почти выбыл из строя (падает ходя по улицам города), свою кандидатуру во Владимирскую ц. г. Ельца (о которой идет спор с обновленцами) он снял…». [122] Так и продолжал действовать в Ельце лишь один православный храм.

В сентябре 1943 г., в самое тяжелое и переломное время войны, изменилась политика государства по отношению к православной церкви. Сталин принял в Кремле трёх оставшихся митрополитов во главе с Сергием (Страгородским) и предложил создать специальный Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, решать вопрос о подготовке кадров, открыв семинарии и академию. Сталин сообщил о решении правительства передать церкви для размещения патриархии бывшую резиденцию германского посла Шуленбурга в Москве.

8 сентября 1943 г. поместный собор избрал Патриархом митрополита Московского Сергия (Страгородского).

Рекомендация о передаче верующим Ельца Вознесенского собора
Рекомендация Совета по делам Русской Православной Церкви от 18 июня 1946 г. Орловскому облисполкому о передаче верующим Ельца Вознесенского собора

Предоставив церкви относительную свободу, руководство страны не ослабило своего контроля за этой сферой деятельности. Председателем Совета был назначен Григорий Григорьевич Карпов, полковник, а позднее генерал госбезопасности. Согласно положению о Совете, он должен был иметь своих уполномоченных при исполкомах областей, краёв и республик СССР. В их служебные обязанности входило «наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь законов и постановлений СССР, относящихся к Русской Православной Церкви; своевременное информирование правительства СССР о состоянии Русской Православной Церкви в СССР, её положении и деятельности на местах; общий учёт церквей и составление статистических сводок по данным, представляемым местными органами». 28 ноября 1943 г. CHK принял постановление № 1325 «О порядке открытия церквей».

22 августа 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением предоставил церковным органам: патриархии, епархиальным управлениям, а также приходским общинам и монастырям — право приобретения транспортных средств, производства церковной утвари и её продажи, аренды, строительства и покупки в собственность домов для церковных надобностей с разрешения в каждом отдельном случае уполномоченного по делам Русской Православной Церкви. Этим же постановлением было предложено не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон, используя имеющиеся колокола, и не препятствовать приобретению новых. Совнарком предложил также местным органам предусмотреть в пределах возможного снабжение строительными материалами приходских общин для ремонта церковных зданий.

В Ельце в 1947 г. верующие наконец-то дождались передачи им здания Вознесенского собора, в котором уже со следующего года после небольшого ремонта возобновились богослужения.

Но восстановить всё порушенное безвременьем и войной было невозможно. 20 мая 1950 г. впервые Елецким городским советом депутатов принимаются решения о разборке в Ельце разрушенных и аварийных церковных зданий. Предложение было внесено заместителем председателя горисполкома Севидовым, «…здание бывшей церкви Сретения на углу ул. Лермонтова и Октябрьской в период Отечественной войны было разрушено авиацией … из-за отсутствия кровли пришло в полную негодность…

Здание бывшей церкви Сергия … ул. Маяковского также пришло в негодность… колокольня из-за непрочно сделанного основания имеет большой наклон в северо-западную сторону от 1,5 до 2 м … представляет угрозу для примыкающих домовладений».

Исполком горсовета решил: «Здание бывших церквей Сретенской и Сергия … разобрать на слом…»

Совершенно неожиданно в защиту церквей выступил начальник областного отдела по делам архитектуры Новиков: «…указанные церкви не состоят на учёте памятников архитектуры области, тем не менее отдел считает, что … сохранившаяся коробка здания Сретенской церкви при значительной кубатуре может быть капитально отремонтирована и использована для хозяйственных нужд города. Отдел не рекомендует разбирать колокольню Сретенской церкви, представляющей самостоятельный архитектурный интерес и высотное значение в ансамбле Ельца». [123] Но здравый смысл так и не победил — здания Сретенской церкви позднее было снесено.

Вознесенский собор. Фото 1950-х гг.

В послевоенные годы активизировалась борьба с нелегальной религиозной деятельностью. В 1949 г. в г. Ельце и Елецком районе органы МГБ арестовали группу истинно православных христиан в количестве 14 человек, а в 1950 г. — другую группу в Задонском районе из 25 человек, из них 21 человека осудили к 25 годам заключения каждого и 4 человек — к 10 годам ИТЛ. [124]

Одним из рычагов давления на церковь в послевоенное время стали налоги. Священнослужители по налогам на доходы приравнивались к некооперированным кустарям и облагались повышенным налогом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1951 г. размер подоходного налога был заметно повышен. Однако, несмотря на всевозможные формы давления, церковь пользовалась огромным влиянием на верующих. Храмы продолжали наполняться верующими в обычные и особенно в праздничные дни. Так, только за первое полугодие 1953 г. в Вознесенском соборе Ельца было совершено 255 крещений, в Казанской церкви — 100. До 1954 г. — времени образования Липецкой области — Елец, входящий в состав Орловской области, в церковном отношении был подчинён орловским архипастырям. С 1954 г. Елец на правах районного центра Липецкой области вошёл в пределы Воронежско-Липецкой епархии. Елецкое благочиние вначале Орловской, а затем Воронежско-Липецкой епархии объединяло храмы Елецкого, Задонского, Тербунского и Воловского районов Липецкой области.

В 1958 г. началось очередное наступление на Русскую Православную Церковь. Происходило это в рамках подготовки к XXI съезду КПСС, на котором должна была обсуждаться программа строительства коммунизма в СССР, предполагавшая создание нового человека, без пережитков капитализма в его сознании. Отсюда вытекала задача борьбы с буржуазной идеологией, а следовательно, и с религией. 4 октября 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О докладной записке Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научно-атеистической пропаганды», которое объявило открытую войну религии. Критике за мягкотелость подвергся Совет по делам РПЦ. С принятием постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» и постановления Совета Министров Союза ССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за соблюдением советского законодательства о культах» по всей стране началось массовое закрытие и разрушение церквей. С I960 по 1967 гг. закрыли 5588 православных храмов, что составило 43 процента от общего количества. [125]

Архимандрит Исаакий (Виноградов) и духовенство в Вознесенском соборе
Архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Николай Овчинников и архимандрит Виссарион (Матичин) с матушками в Вознесенском соборе. Фото 1970-х гг.

В 1959 г. ставился вопрос о закрытии в Ельце Казанского храма, но решиться на это власти не смогли: «все похороны совершаются верующими в этой церкви. Если же её закрыть, то покойников с западной части города будут носить в центр города, в собор, что крайне нежелательно, да и елецкие верующие (а их там ещё много) вряд ли допустят…». [126]

Повседневной практикой в эти годы были и преследования людей за веру, контроль за посещением прихожанами своих храмов, грубое вмешательство во внутренние дела приходов. Все члены партии и комсомольцы должны были следить «…за посещением церкви молодёжью и подростками, о чём информируют горкомы и райкомы ВЛКСМ и органы народного образования, которые принимают меры по отрыву молодёжи и подростков от религии и церкви». [127] Порой чиновники в «святом» рвении борьбы с «опиумом для народа» доходили до прямого абсурда. Вот пример из секретного доклада уполномоченного Совета по делам религии при облисполкоме А. Калугина о религиозности граждан Ельца за 1963 г.: «В мае 1963 г. секретарю Елецкого горкома ВЛКСМ Разинкову доложили, что в церкви венчается комсомолец Селищев. Секретарь горкома вызвал двух сотрудников редакции городской газеты, побывал с ними в церкви. Во время религиозного обряда (венчания) он начал требовать от Селищева комсомольский билет. Священник пустил в ход крест. «Сгинь, сгинь», отгонял он Разинкова. И пришлось ему уйти ни с чем». [128] Гонения продолжались вплоть до конца 80-х годов XX столетия, когда в Елецком музыкальном училище ставился вопрос об отчислении студентов училища за пение в хоре Вознесенского собора.

В 1960-е гг. были взорваны и разрушены окончательно многие из чудом уцелевших храмов. В Ельце за один только 1969 г. взорвали несколько церквей. Серьёзная опасность угрожала и Вознесенскому собору. Областному архитектору Медведеву хотелось превзойти творение К. Тона, построив напротив собора 9-этажную гостиницу. Для этого снесли здание городового магистрата — памятника архитектуры XVIII в. — и этим окончательно разрушили архитектурный комплекс Красной площади.

Вознесенский собор все эти годы оставался одним из самых посещаемых храмов области. Как следует из доклада уполномоченного А. Калугина за 1970 г., именно храмы Липецка и Ельца привлекали наибольшее количество верующих. При этом Вознесенский собор и Казанская церковь собирали в праздничные дни на соборную молитву до 2,5 тысяч прихожан. В течение года в соборе крестилось почти 400 человек. [129]

Вознесенский собор. 1980-е гг.
Вознесенский собор. Фото конца 1980-х гг.

Вознесенский собор Ельца в конце 1950-1980-х гг. был подлинным духовным центром Липецкой области. И связано это, прежде всего с теми, кому волей Господа выпало служить в эти годы в главном храме Ельца — истинными подвижниками. Это иеромонах Сергий (Петров) — будущий митрополит Одесский и Херсонский, архимандрит Виссарион (Матичин), протоиерей Николай Овчинников (в монашестве и схиме Нектарий), игумен Валерий (Мирчук) — впоследствии схиархимандрит Серафим и духовник основанной им при Благовещенском храме с. Ожога Воловского района женской монашеской общины. Но настоящей «душой» Вознесенского собора с 1958 г. и до самой своей смерти в 1981 г. был архимандрит Исаакий (Виноградов). Являясь долгие годы настоятелем главного храма Ельца и благочинным церквей Елецкого церковного округа, о. Исаакий был великим молитвенником и пастырем, настоящим духовным отцом для тысяч верующих, приезжавших к нему за советом и наставлениями со всех уголков страны. Деятельность о. Исаакия, о. Нектария и других «соборян» готовила духовное возрождение нашего народа в последующее время, когда преобразования второй половины 1980-х гг. принесли изменения и в отношении государства к Русской Православной Церкви.

В 1988 г. по всей стране торжественно отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Праздничные мероприятия состоялись и в Ельце, соборный храм которого отмечал столетие окончания строительства. [130]

После 1988 г. активно пошёл процесс передачи храмов Ельца Воронежско-Липецкой епархии Русской Православной Церкви. В конце 1980-х — 1990-х гг. были переданы Введенский, Успенский, Преображенский, Архангельский, Христо-рождественский, Елецкой иконы Божией Матери, Великокняжеский, Рождества Богородицы на Аргамаче.

Крестный ход в праздник Елецкой Божией Матери
Крестный ход в праздник Елецкой иконы Божией Матери.
Фото 2006 г.

В 1996 г. в Ельце стараниями настоятеля Вознесенского собора протоиерея Василия Яковлевича Романова была открыта первая в Липецкой области православная гимназия имени святителя Тихона Задонского. Постановлением главы администрации г. Ельца № 389 от 24.07.1995 г. для строительства нового здания гимназии был выделен участок по ул. Ленина. Протоиерей Василий Романов с 1 сентября 1996 г. стал её директором и выполняет эти обязанности сегодня. В 1997 г. в гимназии обучалось в 1-5 классах 48 учащихся, в 2005 г. — 100 детей. [131]

В 1995 г. в Ельце прошли торжества по случаю 600-летия явления Божией Матери и избавления Руси от нашествия Тамерлана. 8 сентября после Божественной литургии в Вознесенском соборе, которую провёл митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), через весь город крестный ход с образом Елецкой Божией Матери отправился к храму, посвященному этой иконе Пресвятой Богородицы.

С 1998 г. в Ельце на базе Елецкого государственного университета им. И. Бунина проходят ежегодные Рождественские чтения, на которых светские и церковные учёные, учителя, священнослужители ведут диалог о значении Православия в деле духовного возрождения нашего Отечества и воспитания подрастающего поколения.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 27.04.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий