Особые отношения сложились у Святителя с Иоанном Тимофеевичем Каменевым — бывшим чиновником Елецкой провинциальной канцелярии, принявшим на себя подвиг Христа-ради юродства. Достигнув благодатного дара читать мысли людей, блаженный Иоанн однажды, когда ум святителя Тихона посетила горделивая мысль о своём нравственном превосходстве пред другими, ударом по щеке и сказанными ему на ухо словами: «Не высокоумь», — уврачевал будущего угодника Божия от этой духовной болезни. [26]
Со дня смерти епископа Тихона в 1783 г. начались постоянные паломничества ельчан в Задонск для служения панихид на его могиле, и задолго до открытия мощей Святитель стал в Ельце местночтимым святым. Традиция его особого почитания сохранялась в Ельце все последующие годы. [27] В Ельце хранилось несколько портретов святителя Тихона Задонского, считавшихся его прижизненными изображениями. Прежде всего это портрет, пожертвованный в 1909 г. Р.А. Ходовой в Покровскую церковь. «На портрете Святитель изображен как полный брюнет, с очень изящным, приветливым и серьезно-философским выражением лица, с прямым носом, красивыми карими, глубоко выразительными глазами, с прекрасным цветом лица. Лицо очень белое, лишено морщин и прыщей, с густыми, почти черными, темно-каштановыми волосами, с легкой проседью, с большою, окладистою, полуседою, темной бородой, с темными, посредине подстриженными усами. Те же черты и на портрете в Задонске в соборе монастыря, а ранее находившемся в церкви, где покоились мощи Святителя». Подобные портреты хранились в соборе Елецкого Знаменского монастыря и в квартире священника елецкого Вознесенского собора отца Василия. Икона-портрет, хранившийся у отца Василия, был покрыт серебряной ризой, частично перекрывавшей изображение. Портрет принадлежал супруге о. Василия — Марии Павловне, урождённой Глумовой. Сестра её бабушки была замужем за Ростовцевым, другом Святителя. [28]
Епископ Тихон III (Ступишин-Малинин), сам глубоко почитавший святителя Тихона, не раз приезжавший к нему в Задонск за советом и наставлениями, и совершавший 20 августа 1783 г. чин погребения великого угодника Божия [29], был последним в истории епископом Воронежским и Елецким. 6 мая 1788 г. последовал высочайший указ о разделении епархий в соответствии с разделением на губернии, после чего 17 мая указом Св. Синода Севская епархия, будучи викариатством Московской епархии, была обращена в самостоятельную Орловскую епархию. Архиереи новообразованной епархии, пределы которой вполне совпадали с границами учреждённой в 1779 г. Орловской губернии, стали отныне именоваться Орловскими и Севскими. Елец вошёл в пределы Орловской епархии, связав с ней свою судьбу на полтора века. [30]
Став уездным центром Орловской губернии, Елец получил новый импульс в своём развитии. После утверждения 13 апреля 1770 г. императрицей Екатериной II плана регулярной застройки города, разработанного архитектором А. Квасовым, это наглядно проявилось в строительстве и благоустройстве города. К концу XVIII в. центр Ельца состоял исключительно из каменных зданий. Центральные улицы и тротуары стали моститься известняком. В соответствии с указом Св. Синода от 29 ноября 1771 г. о закрытии при городских церквях погостов на западной окраине Ельца, в полуверсте от города было отведено место для городского кладбища, на котором в 1771-1781 гг. построен каменный Казанский храм.
К 1800 г. в Ельце проживало 12 тыс. человек. В XIX в. город вошёл крупным уездным городом с большим количеством торговых заведений и представительным по численности и богатству купеческим сословием. Доказательством этому служит указ императора Александра I, объявлявший монаршую благодарность обывателям некоторых городов России. В нём в числе пяти провинциальных городов, которые считались главными торговыми центрами страны, назывался и Елец. [31] Именно своему деловому, активному, но при этом и благочестивому купечеству, в большей степени обязан Елец большому количеству своих каменных храмов, их благолепному внутреннему и внешнему виду.
Елецкое купечество много времени, сил и средств потратило в начале XIX в. на хлопоты по восстановлению двух упразднённых во второй половине XVIII в. монашеских обителей. В 1822 г. был вновь открыт Знаменский женский монастырь, а в 1836 г. — Троицкий мужской. Оба монастыря сделались подлинными центрами духовной жизни города, явив миру целый сонм подвижников веры и благочестия.
Яркой страницей в церковной истории Ельца конца XVIII — первой трети XIX вв. стала подвижническая деятельность священника Преображенской церкви Иоанна Борисовича Жданова и затворницы Знаменского монастыря Meлании. Знаменитый пастырь, глубоко почитавшийся ельчанами за свою праведность и многочисленные духовные подвиги, оказывал значительное влияние на духовную жизнь города и после своей кончины. Среди ельчан долгие годы бережно сохранялось предание о случаях прозорливости о. Иоанна, а вера в молитвенное предстательство его пред престолом Всевышнего заставляли жителей города постоянно посещать его могилу.
Огромной любовью и уважением ельчан при своей жизни и после смерти пользовалась инокиня Мелания, известная далеко за пределами Ельца. Избрав духовный подвиг затворничества в келье Знаменского женского монастыря, Мелания прославилась прозорливостью и духовным провидчеством.
Елец стал родиной и последнего оптинского старца — преподобного Нектария. Николай Васильевич Тихонов (будущий старец Нектарий) родился в 1853 г. в бедной семье мельничного рабочего. В возрасте 7 лет остался сиротой. Окончив церковно-приходскую школу в 1868 г., Николай служил приказчиком в лавке богатого купца Хамова, в свободное время посещал храм и читал духовную литературу. Собираясь жениться на дочери старшего приказчика, он отправился за благословением к старице Знаменского монастыря схимнице Феоктисте, которая посоветовала юноше отправится в Оптину пустынь к её игумену Илариону. Осенью 1876 г. Николай пришел в Оптину, где после беседы со старцем Амвросием (Гренковым) поступил послушником к о. Анатолию (Зерцалову). После смерти о. Анатолия его духовным руководителем был схиархимандрит Агапит.
Николай ухаживал за цветами в монастырском садике, проходил пономарское послушание. Проводил много времени в монастырской библиотеке за чтением книг по истории, математике, литературе, живописи, медицине. Впоследствии о его эрудиции ходили легенды. 14 марта 1887 г. он был пострижен в мантию с именем Нектарий, 19 января 1894 г. рукоположен в иеродиакона, а в 1898 г. — в иеромонаха. Много лет провёл Нектарий в затворе. Старец Амвросий Оптинский считал его своим преемником на посту духовного наставника монахов и послушников обители, священников и мирян. В 1913 г. Нектарий был выбран оптинской братией в старцы, согласившись на это из скромности лишь по послушанию. Принимал старец Нектарий своих посетителей, ищущих ответов на свои духовные вопросы, в келье прежних старцев Оптиной пустыни. В числе его духовных чад в различное время было много знаменитых людей — А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Чехов и др. Исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. При этом старец скрывал свои духовные дарования и достижения под внешним юродством. После закрытия в 1923 г. монастыря Нектарий был арестован, провел некоторое время в тюрьме и был выслан за территорию Калужской области. Последние годы жизни он проживал в с. Холмищи Брянской области, где его по-прежнему посещали духовные чада. Скончался старец Нектарий 12 мая 1928 г. и был похоронен на местном кладбище. Обретение его мощей состоялось 16 июля 1989 г. В настоящее время рака с мощами преподобного Нектария Оптинского находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пустыни.
Во второй половине XIX — начале XX столетий Елец, приравненный в своих торговых правах к губернским и портовым городам России, достиг огромных успехов в своём развитии. По переписи 1897 г. в городе проживало 47 тыс. жителей. Сильный толчок подъему экономики города придало строительство во второй половине XIX в. сети железных дорог, сделавших Елец крупным транспортным узлом. Елецкие купцы богатели, вкладывали средства в промышленное производство. В городе успешно действовали чугунолитейные, табачные, кожевенные, кирпичные, известковые, мыловаренные предприятия. С середины века действовал и свой колокололитейный завод братьев Криворотовых. Всего к началу XX столетия их было 69! В 1888 г. в Ельце построен первый в России элеватор. Широко известным было производство елецких кружев. С 1903 г. на многочисленных городских храмах работала артель «Союз церковных мастеров». [32] Кроме того, в Ельце действовала иконостасная фабрика Трубицына.
Церковную жизнь города характеризовали активные строительные работы на многочисленных храмах — их сооружали уже в «русско-византийском стиле», украшали богатыми иконостасами, новой стенной живописью.
Основоположником этого официального в русской архитектуре всей второй половины XIX века стиля считается академик К.А. Тон. Подъем национального самосознания в первой трети столетия, поиски архитектурного выражения официальной идеологии – «Православие. Самодержавие. Народность» — привели к обращению зодчих к традиционным архитектурным формам Руси XVII в., возврату к конструктивным и декоративным решениям крестово-купольных храмов. Классический подход к использованию древнерусских форм приводил зачастую к сухости, излишней выверенности, правильности построек, возводимых в это время. Ярчайшим образцом таких построек является выстроенный в 1845-1889 гг. по проекту К.А. Тона Вознесенский собор в Ельце.
В это время подъём ощущался и в жизни приходов, и в развитии церковного образования. В 1867 г. впервые в Ельце было открыто церковно-приходское попечительство при Владимирской церкви — новое веяние в приходской жизни, вызванное общим подъёмом общественной жизни в России после отмены крепостного права и начала реформ императора Александра II. Ещё в 1860 г. в городе была открыта первая воскресная школа. В 1861 г. школу посещало 88 учеников разных сословий. 39 человек — от 8 до 20 лет, остальные — старше 20 лет. В школе преподавали Закон Божий, русский язык (чтение и письмо), чтение книг на церковно-славянском языке, четыре действия по арифметике и исчисление на счетах. В 1867 г. на свои средства открыл церковно-приходскую школу при Владимирской церкви М. Валуйский.
26 февраля 1889 г. циркулярным указом Орловской духовной консистории духовенству было объявлено распоряжение епископа Никанора (Каменского) о возможно безотлагательном открытии школ грамоты в тех приходах, где нет никаких школ. В том же году в Ельце открыты церковно-приходские школы при храмах Св. Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1895 г. на средства Ольги Никифоровны Струковой при Воскресенской церкви была открыта 2-классная церковно-приходская школа. В 1899 г. начали функционировать церковно-приходские школы при Троицком монастыре и Сретенской церкви.
На содержание школ использовались отчисления по 60 рублей из доходов церквей и 1000 рублей из доходов епархиального свечного завода. Библиотеки школ комплектовались через Епархиальный совет, а учебными пособиями — через уездную земскую управу. В 1909 г. в Ельце функционировали 4 церковноприходских училища. [33]
С конца XIX в. в Ельце существовали и воскресные школы для взрослых: отдельно для мужчин, открыта 15 января 1895 г. в Засосенской части Ельца, и для женщин, открыта 2 марта 1897 г. В 1909 г. существовала Лучковская воскресная школа, работавшая в здании казённого винного склада, в которой училось 38 человек.
На протяжении десятилетий церковно-приходские школы предоставляли возможность получить бесплатное образование беднейшим слоям населения, воспитывали и приобщали к православной культуре детей. О популярности церковных школ у ельчан говорит тот факт, что в 1909 г. в Аргамаченскую воскресную школу, размещавшуюся в здании ЦПШ, желали записаться 93 человека, но за неимением места 32 пришлось отказать. [34]
Ельчане во все времена отличались особенной любовью к храмам Божиим, почитанием святых угодников, стремлением православной веры. Множество примеров тому можно найти в различных свидетельствах современников, в периодической печати того времени. Все крупные церковные события, будь то какие-нибудь торжества, приезды архиереев, юбилеи святых и т. д., неизменно привлекали тысячи ельчан, искренне стремившихся почтить своим вниманием их память и значение в жизни Отечества. В 1900 г. в Ельце широко отмечался вековой юбилей со дня рождения знаменитого церковного деятеля, богослова, «русского Златоуста», святителя Иннокентия Херсонского (1800-1857). Сын священника Успенской церкви г. Ельца Иоанн Алексеевич Борисов, вошедший в историю Русской Православной Церкви как архиепископ Херсонский и Таврический, занял прочное место в «сонме славных иерархов XIX века… как один из славнейших…». Это был замечательный подвижник веры и благочестия, человек гениальной натуры, во многих отношениях опередивший своё время, всесторонне образованный богослов, что давало повод современникам называть его «положительно живой энциклопедией», блестящий проповедник, самоотверженный пастырь и горячий молитвенник, всегда готовый положить душу свою за вверенную его попечению паству. [35]
Инициатива в проведении в Ельце широких торжеств, посвященных 100-летию святителя Иннокентия, принадлежала епископу Орловскому и Севскому Никанору (Каменскому). Под руководством Владыки Никанора печатались проповеди церковного «витии», готовились материалы в «Орловских епархиальных ведомостях», проводились посвященные Святителю чтения. В дни юбилея — 15 декабря 1900 г. — епископ Никанор отслужил в Вознесенском соборе Ельца позднюю литургию и произнёс две речи в память архиепископа Иннокентия, освятил новоустроенную библиотеку-читальню имени знаменитого ельчанина, посетил устроенные в честь этого события чтения в Елецкой женской гимназии. [36] Ельчане и впоследствии всегда торжественно отмечали годовщину со дня рождения святителя Иннокентия Херсонского, превратив этот день в подлинно городской церковный праздник.
В 1903 г. Елец праздновал день канонизации святого праведного Серафима Саровского: 27 июля со станции Грязи привезли икону св. Серафима и торжественно перенесли её в старый собор. А в 6 часов началась всенощная, на следующий день — обедня и молебны. «Людей собралось столько, что не все могли войти в храм». [37]
По инициативе Елецкого общества хоругвеносцев была установлена традиция ежегодного крестного хода из Ельца в Задонск в день памяти святителя Тихона, собиравшего многих ельчан, стремившихся почтить память великого угодника Божия. Особенно торжественно и даже грандиозно отмечался в Ельце полувековой юбилей прославления Святителя в 1911 г.
Показателем благочестия и глубокой веры ельчан служит традиция запрещения во время церковных постов в Ельце всех увеселительных мероприятий — прекращались театральные представления, концерты, «а равно музыка и пение в городских трактирах». [38]
Елец, по праву считавшийся лучшим из уездных городов Орловской губернии и одним из лучших в России, производил на приезжих очень лестное впечатление своей благоустроенностью, живописностью видов, особый колорит которым придавали многочисленные елецкие храмы и два монастыря. Градостроительной доминантой города стал построенный в 1845-1889 гг. на Красной площади по проекту знаменитого зодчего КЛ. Тона Вознесенский собор. Своим величием, красотой, формами он наглядно подтверждал амбиции жителей Ельца, уже тогда претендовавшего на особую роль в экономической и культурной жизни страны. Сохранилась интересная легенда, согласно которой Елец некогда рассчитывал на роль губернского центра. В связи с этим елецкие купцы якобы подавали на высочайшее имя соответствующее прошение и получили отказ, мотивированный тем, что для получения соответствующего статуса в городе нужно иметь 33 храма. Попробуем посчитать все существовавшие в начале XX в. на территории города церкви: 1) Вознесенская соборная; 2) Воскресенская старособорная; 3) Архангельская; 4) Покровская; 5) Преображенская; 6) Сретенская; 7) Спасовская-Христорождественская; 8) Владимирская; 9) Успенская; 10) Александро-Михайловская — Великокняжеская; 11) Введенская; 12) Предтеченская в Ламской слободе; 13) Воскресенская кладбищенская; 14) Казанская кладбищенская; 15) Иверская в Лучке; 16) Рождество-Богородицкая в Аргамачьей слободе; 17) Троицкая в Засосенской слободе; 18) Покровская церковь Нежинского полка; 19) Златоустовская при мужском приюте; 20) Елецкой иконы Божией Матери. Таким образом, приходских и кладбищенских храмов, имевших отдельное здание, на территории города было к 1917 г. всего двадцать. Прибавим к ним домовые церкви, не имеющие отдельного здания: 21) Троицкая при женском приюте; 22) Александро-Невская при железнодорожном училище; 23) Никольская при Череновском приюте; 24) Тихоновская при тюрьме; 25) Феодоровская при гимназии Павловского. Далее посчитаем все церкви елецких монастырей: 26) Троицкая соборная мужского монастыря; 27) Тихвинская, там же; 28) Тихонов-ская, там же; 29) Пантелеймоновская, там же; 30) Космодамиановская-усыпальница, там же; 31) Знаменская соборная женского монастыря. [39] Можно посчитать за городскую Вознесенскую церковь поселка Олышанец, если рассматривать её как «наследницу» Димитриевской церкви Беломестной слободы, построенную на новом месте переселившимися за 4 версты от Ельца казаками. Сейчас Ольшанец входит в черту города Ельца. Итак, 32 церкви. Чуть-чуть не хватило!
В конце ХIХ в., переболевшего во второй половине столетия прямым подражанием в зодчестве древнерусским, византийским, готическим и другим формам, вплоть до эклектики, началось осмысление архитектуры не только через непосредственное подражание форме, но и духу. В искусстве в целом, архитектуре в частности, родились новые направления — историзм в конце ХIХ в. и модерн с первых лет XX столетия. Они зачастую существовали одновременно т. к. многие архитекторы проектировали свои постройки и в том и в другом стилях, иногда просто неразделимых, как, например, в комплексе Великокняжеской церкви.
Интересно, что в это время в Ельце работал и вел строительство собора один из талантливейших архитекторов второй половины XIX века, ученик К. Тона, Александр Степанович Каминский. Один из основоположников «русского стиля» в архитектуре России, осознавший, по его признанию, русскую архитектуру именно в Ельце, он проектировал несколько сооружений для города, в том числе храм во имя Елецкой Иконы Божией Матери, достраивавшийся уже после его смерти.
Крупный промышленный и торговый город, Елец в начале XX в. являлся подлинным центром православной культуры. Особое значение Ельца в церковной жизни региона подтверждает учреждение в 1906 г. в Орловской епархии Елецкого викариатства. [40] Первым епископом Елецким стал протоиерей Митрофан Васильевич Афонский (1861-1918). Уроженец Орловской губернии, он получил образование в I Орловском духовном училище, затем в Орловской духовной семинарии и Московской духовной академии. В 1886 г. состоял преподавателем частной женской гимназии Сухотиной, а в 1888 г. назначен учителем русского языка во II Орловское духовное училище, занимая одновременно должность учителя пения в I Орловской мужской гимназии. 22 ноября 1892 г. М.В. Афонский был рукоположен в священника с назначением законоучителем Александровского сиротского приюта, а 31 декабря 1896 г. назначен штатным членом духовной консистории. С 1897 по 1910 гг. он редактировал «Орловские епархиальные ведомости». 25 августа 1906 г. последовал указ Св. Синода о «бытии протоиерею Митрофану Афонскому, по предварительном принятии им монашества, епископом Елецким, викарием Орловской епархии». 9 сентября Митрофан Афонский принял монашество с оставлением прежнего имени, а 17 сентября т. г. был хиротонисан в московском Успенском соборе во епископа.