Из церковной истории города Ельца — Страница 3 — Воргол.Ру

Из церковной истории города Ельца

Епископ Митрофан (Афонский)
Епископ Митрофан (Афонский). Фото 1910-х гг.

Епископ Митрофан Елецкий оставил о себе добрую память среди духовенства и мирян как незаурядная личность и милостивый архипастырь, доступный для всех и всегда готовый оказать просителям посильную помощь или подать совет. Проживая постоянно в Орле, Владыка Митрофан часто посещал Елец, проживая иногда по нескольку недель в Троицком мужском монастыре, настоятелями которого с момента введения викариатства были елецкие епископы. Он часто служил в елецких храмах, заботясь о том, чтобы служба была строго уставная и благолепная. Будучи знатоком и любителем церковного пения, епископ Митрофан завёл в Троицком монастыре пение стихир и антифонов с канонархом, что способствовало уяснению молящимися церковных песнопений и смысла богослужения. По инициативе Елецкого епископа в зале городской думы устраивались публичные лекции с привлечением к участию в них гимназических законоучителей и городского духовенства. Не забывал Владыка и церковные школы, наблюдая за постановкой преподавания и обучения церковному пению. По его инициативе в Ельце был составлен детский хор для пения при архиерейском богослужении. Преосвященный Митрофан содействовал организации в Ельце Общества хоругвеносцев, чья деятельность немало способствовала вовлечению простых людей в активную приходскую жизнь, воспитывала и укрепляла в них глубокие патриотические чувства, основанные на любви к родной истории, православной вере и русской государственности.

Зарекомендовавший себя с наилучшей стороны Преосвященный Митрофан (Афонский) 2 апреля 1910 г. получил назначение на самостоятельную Екатеринбургскую кафедру, а 2 марта 1914 г. был переведён в Каменец-Подольск, где и скончался на покое в 1920 г.

Деятельность епископа Митрофана в Ельце проходила в сложный период во время и после первой русской революции 1905-1907 гг. Снижение активности церковной жизни в городе поставило перед священниками задачу её оживления за счёт организации воскресных чтений, церковных хоров, просветительных церковных организаций, библиотек-читален, обществ трезвости. Священству не возбранялась организация потребительских обществ.

В Чёрной слободе протоиерей Н. Макарьев и священник Т. Бутягин с членами приходского совета организовали чтения для прихожан Владимирской церкви. На общем пастырском собрании елецкого духовенства и мирян, членов церковноприходских советов и попечительств 27 февраля 1907 г. был избран особый просветительный совет. В состав совета вошли: благочинный — как председатель пастырских собраний; члены исполнительного совета: священники Николай Брянцев, Николай Протасов и кандидат прав А.П. Бутягин. Кроме того, протоиерей В.Е. Рязанов, священники Владимир Кавказский, Феодор Руднев, Николай Орлов и Тихон Бутягин и миряне — члены церковно-приходских советов: присяжный поверенный А.П. Глумов, инспектор народных училищ Г.С. Высокосов и жена священника О.А. Брянцева. [41] Совет активно занимался внебогослужебными чтениями в городских храмах Ельца. 18 октября 1909 г. в Чёрной слободе освятили и открыли помещение для проведения в нём чтений, размещения библиотеки читальни имени умершего протоиерея Павла Николаевича Бутягина, воскресной школы и чайной. Строителем был священник Т.Н. Бутягин, а крупным жертвователем — прихожанин Николай Васильевич Ростовцев. [42] Все эти меры способствовали подъёму церковной и приходской деятельности, усилению роли православной церкви в общественной и частной жизни Ельца.

Вторым елецким епископом стал архимандрит Митрофан (в миру Михаил Александрович Землянский, 1863-1914). Он родился в С.-Петербургской губернии в семье священника. По окончании С.-Петербургской духовной семинарии в 1884 г. он поступил надзирателем в Александро-Невское духовное училище. В 1887 г. был рукоположен в священника и определён к церкви Михайловского погоста Новоладожского уезда С.-Петербургской епархии. Спустя год после неожиданной смерти жены (1890 г.) он поступил в Петербургскую духовную академию, которую и окончил в 1895 г. В течение своей академической жизни он состоял членом-проповедником Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, в коем качестве привлек к себе немало слушателей, в числе которых были и старообрядцы.

В 1895 г. пострижен в монашество, а в следующем году о. Митрофан назначен в Московское Заиконоспасское духовное училище помощником смотрителя, а через полгода — смотрителем. В 1897 г. перемещён преподавателем в Новгородскую духовную семинарию, а в 1903 г. направлен в Могилевскую духовную семинарию инспектором, в должности которого он пробыл до 1905 г. В этом году о. Митрофан назначен на должность настоятеля Астраханского Покрово-Болдина монастыря с возведением в сан архимандрита. Указом Св. Синода от 2 апреля 1910 г. он был назначен епископом Елецким, викарием Орловской епархии.

Преосвященный Митрофан имел прямое назначение жить в Ельце, однако переехать смог лишь через два года. Как викарный епископ, которому было поручено ведение и назначение псаломщиков, Владыка Митрофан первым делом озаботился устройством при Троицком мужском монастыре псаломщической школы, исходатайствовав у епархиального съезда пособие на её содержание. Другим делом Преосвященного Митрофана стал выпуск религиозно-нравственных листков для народного чтения, издание которых было устроено при Елецкой Троицкой мужской обители.

Смерть застигла Преосвященного Митрофана 29 августа 1914 г. в Орле, где он жил последние два с половиной месяца в качестве временного управляющего епархией по случаю болезни Преосвященного епископа Григория.

Епископ Митрофан известен не только как талантливый администратор, но и как духовный писатель. Его труды по истории раскола и сектантства, литургике и пастырскому богословию печатались в различных духовных периодических журналах. Наиболее известные его работы: «Три слова о монашестве» (СПб., 1909), «Восстановление церковно-уставной проповеди» (СПб., 1910), «На чреде молитвы и служения слову» (СПб., 1910), «Церковная проповедь как душеспасительный труд благовестников» (СПб., 1910), «Истовое богослужение как общенародный проводник евангельской проповеди» (Орёл, 1911).

Одной из главных заслуг епископа Митрофана (Землянского) перед Ельцом стало открытие в городе отделения Орловского церковного историко-археологического общества. Оно возникло на основе Орловского церковно-археологического комитета, учреждённого 28 сентября 1900 г. и преобразованного высочайшим указом 27 августа 1905 г. в Орловское церковное историко-археологическое общество. [43] Уставом общества так определялась его главная цель: «Изучение церковно-религиозной и общественной жизни местного края в её прошлом и настоящем, обследование, охранение и собирание памятников древности и старины». [44] Вопрос об открытии отделения в г. Ельце предварительно обсуждался 4 ноября 1911г. на общем собрании Орловского общества. Представление епископа Митрофана получило полную поддержку членов общества. Елецкое отделение было создано 20 декабря 1911 г. – в день блаженной кончины достоуважаемого… пастыря о. Иоанна (Жданова. — прим. авт.) и в 75-ю годовщину восстановления Троицкого монастыря (6 сентября 1836 г.) Председателем совета был избран Преосвященный Митрофан, товарищами председателя — священник о. Николай Яковлевич Соколов и врач Николай Николаевич Холин. В совет Елецкого отделения вошли известные и уважаемые в городе люди — священнослужители, дворяне, купцы. Заведующим музеем был избран преподаватель гимназии Тихон Николаевич Покровский, его помощником — кандидат прав Александр Павлович Бутягин. [45] Музейное собрание сразу же стало пополняться пожертвованными ельчанами церковными реликвиями и подлинными святынями. Так, протоиерей Пётр Шеховцев преподнес в дар «…книгу «Чин благословения Иконы Христовы», от руки печатанной, с датой драгоценной – «Списал августа 25-го 1790-го года Елецкой Преображенской церкви о. Иоанн Борисов», акафистник, подаренный о. И.Б. Ждановым сыну его Георгию — о. диакону Знаменского монастыря в 1809 г. [46]

Храмы, монастыри и часовни в истории города Ельца

  1. Вознесенский собор
  2. Древне-Вознесенский храм
  3. Воскресенский старый собор
  4. Никольский храм «в городе»
  5. Космодамианский храм
  6. Димитриевский храм
  7. Борисоглебский храм
  8. Георгиевский храм
  9. Пятницкий храм
  10. Введенский храм
  11. Преображенский храм
  12. Архангельский храм
  13. Покровский храм
  14. Сергиевский храм
  15. Владимирский храм
  16. Великокняжеский храм
  17. Христорождественский Спасовский храм
  18. Успенский храм
  19. Сретенский храм
  20. Храм Елецкой иконы Божией Матери
  21. Никольский храм в Аргамачьей слободе
  22. Рождество-Богородецкий храм
  23. Предтеченский храм
  24. Троицкий храм
  25. Иверский храм
  26. Покровский храм Нежинского полка
  27. Вознесенский храм в Ольшанце
  28. Тихоновский храм
  29. Александро-Невский храм
  30. Троицкий храм при женском приюте
  31. Иоанно-Златоустовский храм
  32. Никольский храм при детском приюте
  33. Феодоровский храм при гимназии А.Ф. Павловского
  34. Казанский храм
  35. Воскресенский храм
  36. Древне-Троицкий мужской монастырь
  37. Троицкий мужской монастырь
  38. Знаменский женский монастырь
  39. Древне-Успенский храм
  40. Древне-Казанский храм
  41. Архангельский храм «в городе»
  42. Воскресенский храм в ИК-4
  43. Спасский храм в ИК-3
  44. Пантелеимоновский храм в доме-интернате № 2
  45. Вознесенская часовня
  46. Часовня на Казанском кладбище
  47. Часовня у Успенской церкви
  48. Часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского
  49. Часовня «у главных городских ворот»
  50. Часовня на Старомосковской улице
  51. Часовня у святого колодца
  52. Часовня в память императора Александра III в Ламской слободе
  53. Часовня в память императора Александра II
  54. Часовня на Манежной улице
  55. Часовня в Мясных рядах на Успенской улице
  56. Часовня в Рыбном ряду
  57. Часовня в ограде Архангельской церкви
  58. Часовня в память Древне- Вознесенской церкви
  59. Часовня в конце Торговой улицы
  60. Часовня в память Древне-Успенской церкви
  61. Часовня на Кузнецкой улице
  62. Часовня у храма Рождества Пресвятой Богородицы
  63. Часовня на могиле затворницы Меланин в Знаменском монастыре
  64. Часовня во дворе табачной фабрики
  65. Часовня на углу ограды Троицкой церкви
  66. Часовня на месте Космодамианской церкви
  67. Часовня на месте Троицкого храма упраздненного Троицкого монастыря
  68. Часовня-столб за Черной слободой
  69. Скорбященская часовня на Воронежской улице
  70. Никольская часовня
  71. Часовня при Вознесенском соборе
  72. Часовня у Иверской церкви
  73. Часовня при богадельне Покровской церкви
  74. Часовня-столб на Соборной улице у дома Хренникова
  75. Часовня в Черной слободе
  76. Часовня на Орловской улице
  77. Часовня у колодца на реке Ельчик у Александровской слободы
  78. Часовня в Преображенской церкви
  79. Часовня-столб при тюремном замке на Орловской улице
  80. Часовня-голубец в Старой Александровской слободе у «Винных подвалов»
  81. Часовня-столб в память Сергиевской церкви
  82. Ново-Троицкая часовня
  83. Часовня в здании железнодорожной больницы
  84. Часовня святителя Тихона Задонского
  85. Часовня в Православной гимназии имени святителя Тихона Задонского
  86. Часовня в здании Елецкой тюрьмы
  87. Новостроящаяся часовня на новом городском кладбище
Храмы, монастыри и часовни в истории города Ельца

При Елецком отделении Орловского общества в 1912 г. в Троицком монастыре с благословения Преосвященного Григория, епископа Орловского и Севского, был организован кружок добротворцев и ревнительниц милосердия в память Иоанна Елецкого (Жданова), который ставил следующие задачи: уход за могилами, организация душеполезного чтения, помощь нуждающимся. В том же году был опубликован первый отчёт о деятельности Елецкого отделения, список членов и перечень экспонатов музея-древлехранилища в домике о. Иоанна Борисовича Жданова в Троицком монастыре. [47] К 1913 г. было выпущено 20 брошюр церковно-исторического и духовно-нравственного содержания, отреставрирован пещерный храм-усыпальница Иоанна Елецкого в Троицкой обители. [48]

На место умершего епископа Митрофана (Землянского) в 1914 г. во епископа Елецкого был определён архимандрит Павел (Вильковский, 1870-1933). Он родился в семье псаломщика в г. Николаеве Херсонской губернии, окончил Одесскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1895 г. со степенью кандидата богословия. Работал корректором Синодальной типографии в Петербурге. В 1896 г. — послушник Макарьевской пустыни Нижегородской епархии, пострижен в монашество в 1898 г., рукоположен в иеромонаха в том же году. В 1901-1908 гг. был настоятелем Сан-Стефанского храма-памятника и заведующим русскими школами, а 30 апреля 1908 г. назначен законоучителем русского коммерческого училища в Константинополе. В 1910 г. посвящен в архимандрита и назначен смотрителем Торопецкого духовного училища Псковской губернии, а 8 августа 1911 г. перемещается на должность ректора Таврической духовной семинарии. В том же году он был определён настоятелем Уфимского Успенского монастыря, а 4 февраля 1913 г. назначен ректором Уфимской семинарии. 6 сентября 1914 г. был утверждён указ Св. Синода о «бытии ректору Уфимской семинарии архимандриту Павлу епископом Елецким, викарием Орловской епархии, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа произведены были в Петрограде». 30 сентября 1914 г. на заседании Св. Синода «состоялось наречение ректора Уфимской семинарии архимандрита Павла (Вильковского) во епископа Елецкого, викария Орловской епархии, а 1-го октября совершена была его архиерейская хиротония в Александро-Невской лавре». [49]

Преосвященный Павел в качестве епископа Елецкого проявил себя как энергичный и деятельный администратор. Кроме исполнения непосредственных обязанностей викарного епископа Орловской епархии, он активно участвовал в организации лазаретов для раненых, помощи беженцам, сбору пожертвований для фронта и в решении множества других проблем, вызванных Первой мировой войной. Он запомнился духовенству и верующим как внимательный и справедливый архипастырь. Указом Св. Синода от 27 мая 1917 г. викарий Орловской епархии епископ Елецкий Павел был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии. В последующие годы Владыка Павел управлял несколькими епархиями и в 1931 г. в сане архиепископа Пятигорского ушёл на покой. В 1933 г. он был расстрелян в Ростове-на-Дону за участие в контрреволюционной церковно-монархической организации.

Очередная смена елецких архиереев совпала с революционными событиями в стране, резко прервавшими естественное течение церковной жизни в городе и округе. Первые шаги новой богоборческой власти были направлены на ограничение влияния церкви на общество, на подрыв и так очень скромного материального положения подавляющего большинства приходов и монастырей, без чего духовенство и монашествующие просто оказывались лишёнными элементарных средств к существованию. Такими действиями власти стали декрет «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г., объявивший все церковные и монастырские земли «всенародным» достоянием, декрет от 11 (24) ноября 1917 г., отнявший у Русской Православной церкви все учебные заведения, декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 (31) декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 16 (29) декабря 1917 г., которые в какой-то степени изолировали церковь от общества, лишили возможности благотворного влияния на семейные отношения. Последней точкой в этой политике советской власти стал декрет «О свободе совести, церковных и религиозных организациях» от 20 января (2 февраля) 1918 г., лишивший церковь права юридического лица и собственности, окончательно поставивший точку в процессе отделения церкви от государства. Всё церковное имущество отныне объявлялось всенародной собственностью, а на деле поступало в распоряжение органов советской власти.

Епископ Амвросий (Смирнов)
Епископ Амвросий (Смирнов). Фото 1910-х гг.

В июле 1918 г. в Орле властями было реквизировано здание духовной консистории. На следующий день красноармейцы, осматривающие его помещения, нашли комнаты архива консистории удобными для себя и стали освобождать: «…все книги. Связки дел и ведомостей были выброшены из окна на двор». Бесценные документы, характеризующие жизнь Орловской епархии за сотни лет, превратились в беспорядочную кучу, порванную на клочки и унесенную ветром. Часть архива, которую не успели и не смогли спасти работники консистории, попала под дождь. По свидетельству очевидцев, «…огромная площадь архиерейского дома, а равно и дорога перед зданием консистории усеяна обрывками ведомостей, бумаг и книг». [50] Не удивительно, что «благодаря» такому вандализму мы сегодня вынуждены по крупицам восстанавливать историю.

Все вышеназванные преобразования властей по отношению к церкви в той или иной степени влияли и на церковную жизнь Ельца. В феврале 1919 г. завершилось изъятие метрических книг из елецких храмов. Распоряжение от 13 февраля 1919 г. гласило: метрические книги «…почему-либо не изъятые… немедленно должны быть переданы в губернский отдел записей актов гражданского состояния… Подлежат немедленному изъятию». [51]

После изъятия метрических книг власть принялась за учёт движимого церковного имущества. От всех храмов Ельца 26 февраля 1919 г. затребовали представить «…в четырех экземплярах инвентарную опись имущества… для богослужебных и обрядовых целей». Имущество по описи должны были принять представители общины — не менее 20 человек. [52] Составленные в том году описи и договоры послужили основой для последующего ограбления церкви.

Не прекращались и начатые сразу после революции открытые гонения на представителей духовенства, активных прихожан. Одна из инструкций для «революционно настроенных масс» открыто опубликована в местных газетах: «Аресты и обыски духовных лиц, уличённых в контрреволюционной деятельности, должны проводиться по возможности не во время совершения службы…». [53] По всей видимости, ретивые борцы арестовывали священников и во время богослужения, что вызывало активный протест со стороны многочисленных верующих, к чему новая власть пока не была готова. Были в Ельце и случаи физической расправы над священнослужителями, самый известный из которых — арест и последующее убийство священника Владимирской церкви Михаила Тихомирова. [54]

Не останавливались власти и перед откровенной фальсификацией фактов и кощунством: 23-25 апреля 1919 г. в кинотеатрах Ельца показывался фильм о вскрытии гробницы с мощами особо почитаемого ельчанами святителя Тихона в Задонском Богородицком монастыре [55], ставший настоящим глумлением над чувствами верующих.

В страшное время первых революционных лет Елецкое викариатство возглавлял епископ Амвросий (в миру Алексей Степанович Смирнов, 1874-1942). Он родился в семье протоиерея г. Костромы, окончил местную духовную семинарию и Московскую духовную академию (1899 г.), после чего состоял помощником инспектора Благовещенской духовной семинарии. В 1900 г. пострижен в монашество и вскоре рукоположен в иеромонаха. В 1904 г. возведён в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской семинарии. С 1906 г. настоятельствовал в Псковском Спасо-Мирожском монастыре. 31 июля 1911 г. архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. В 1917 г. указом Синода он был назначен епископом Елецким на место епископа Павла (Вильковского), который занял должность епископа Михайловского.

В 1917-1918 гг. епископ Амвросий много времени проводил в Москве, являясь участником поместного собора Русской Православной Церкви. На основании постановления Св. Синода от 27 марта 1918 г. викарный епископ Орловской епархии должен был отныне иметь постоянное пребывание в Троицком монастыре Ельца с правом управления Елецким и Ливенским уездами. [56] 18 апреля т. г. епископ Амвросий уехал в Елец, но вскоре вынужден был вернуться обратно для временного управления епархией ввиду отъезда епископа Орловского Серафима (Остроумова) в Москву. В Орле Владыку Амвросия застали события 6 июля 1918 г., когда в ответ на спровоцированный эсеровский мятеж в Москве большевики принялись арестовывать и сажать в тюрьмы всех противников нового режима. После обыска в Орловском архиерейском доме епископ Амвросий был арестован и препровождён в тюрьму, куда на следующий день отправили и вернувшегося епископа Серафима и двух членов епархиального собрания. Всех, к счастью, вскоре отпустили, а епископа Амвросия заставили вернуться в Елец. [57]

В Ельце Владыка Амвросий продолжал оставаться под пристальным вниманием властей. Его ещё не раз арестовывали, Троицкий монастырь постоянно подвергался обыскам. Летом 1918 г. в обители реквизировали последнюю лошадь, сбрую и единственную пролётку. В связи с этим епископу Амвросию приходилось почти ежедневно по делам епархии добираться в центр города пешком, поскольку Троицкий монастырь находился на самой его окраине. [58]

В 1921 г. епископ Амвросий был переведён на Брянскую кафедру. Возглавлял несколько епархий, несколько раз арестовывался. В 1928 г. был возведён в сан архиепископа. В 1935 г. архиепископ Муромский Амвросий был арестован и осуждён на несколько лет. По данным митрополита Мануила (Лемешевского), скончался в заключении в 1942 г.

После епископа Амвросия должность Елецкого викария Орловской епархии несколько месяцев исполнял епископ Даниил (в миру Дмитрий Алексеевич Троицкий, 1887-1934). Он родился в Тульской епархии в семье священника, братом его был будущий архиепископ Иларион — ближайший сподвижник Патриарха Тихона. В 1909 г. Д.А. Троицкий окончил Тульскую духовную семинарию, в 1913 г. — Петербургский археологический институт и Петербургскую духовную академию и направлен преподавателем в Холмскую семинарию. В том же году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. В 1914-1917 гг. — преподаватель Священного Писания Тульской духовной семинарии. С 1917 г. — настоятель в сане игумена Волховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. Ко дню Святой Пасхи в 1918 г. возведён в сан архимандрита. Являлся председателем Волховского Макарьевского отделения Орловского церковного историко-археологического общества. В апреле 1921 г. хиротонисан в архиерея и с сентября — епископ Волховский, викарий Орловской епархии. Возможно, что Владыка Даниил сразу был назначен на Волховскую кафедру, но временно управлял и Елецким викариатством ввиду отсутствия там епископа после перевода Владыки Амвросия. Впоследствии Владыка Даниил временно управлял Орловской епархией, а в 1922 г. и 1926-1928 гг. находился в тюрьме и ссылке. Затем был епископом Рославльским, Орловским и Брянским. В 1934 г. возведён в сан архиепископа Брянского.

Скончался осенью того же года в Брянске от тифа.

Епископ Даниил (Троицкий)
Епископ Даниил (Троицкий). Фото конца 1920-х-начала 1930-х гг.

9 октября 1921 г. в епископа Елецкого после пострижения в монашество с именем Николай был хиротонисан епископом Серафимом вдовый протоиерей Алексей Николаевич Никольский (1879-1928). [59] Он родился в Орле в семье священнослужителя, служил делопроизводителем Орловского епархиального училища, окончил Петроградскую духовную академию, с 1914 г. до октября 1917 г. служил священником детского приюта обуховских рабочих в Петрограде. После революции переехал в Орёл, где служил в бывшей военной церкви вплоть до архиерейской хиротонии. [60]

Именно епископу Николаю пришлось управлять Елецкой епархией в тяжелейший период обострения церковно-государственных отношений, вызванных окончанием Гражданской войны и началом нового этапа в антицерковной политике советской власти. Речь идёт о кампании по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Причём, кроме материальных выгод, которые получала власть вместе с несметными «богатствами» церкви, появлялась возможность для проведения репрессий в отношении духовенства, возмущённого настоящим ограблением храмов. Об этом Ленин недвусмысленно писал в секретном письме Молотову: «…провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетии». [61]

Декрет об изъятии церковных ценностей был издан ЦИК 23 февраля 1922 г. Инструкция ВЦИК на ту же тему гласила: «В недельный срок от всех местных советов заверенные копии описей и договоров… На основании описей и иных… данных устанавливается очередной порядок производства работы по изъятию ценностей… Примечание: никакой реализации ценностей на местах не производится. …Цекомиссия Помгол незамедлительно обращает реализованные суммы на закупку продовольствия и семян для голодающих… Губфинотдел и уфинотдел, а также губпомголы и укомпомголы обязаны один раз в месяц представлять в Цекомиссию Помгол и наркомфин сведения об изъятых предметах: золотых и серебряных — в весовых единицах, драгоценных камнях — в штуках, с обозначением названия их, — и ежемесячно предоставлять подробный отчет для публикации в газетах… Губкомиссии по изъятию церковных драгоценностей один раз в месяц публикуют подробный перечень ценностей, изъятых из местных храмов, молелен и синагог, т. п., с указанием названия последних. Цекомиссия Помгол ВЦИК. М. Калинин». [62] Следует заметить, что предложение об организации и проведении изъятия церковных ценностей принадлежало Л. Троцкому, а М. Калинин выполнял лишь функцию «прикрытия».

Всего на первом этапе ограбления храмов Елецкого уезда было изъято серебряной утвари весом 9 пудов 1 фунт 84 золотника. [63] К маю 1922 г. все елецкие храмы были ограблены полностью. 14 мая 1922 г. ельчанин Ростовцев в письме сыну Сергею сообщал: «Милый дорогой Сережа!.. В церквях у нас отборы у Сретения, у Успения, у Покрова, в Новом Соборе, в Архангеле, в Пр., в Введ. церквях все взяли. Все сняли ризы с икон, Кресты, Сосуды все забрали, жаль Архангельскую церковь, там, ты знаешь, какие чудные ризы на местных иконах, приблизительно сошло по весу с каждой церкви от 12 до 18 пуд, в Задонске тоже взяли раку, гроб у мощей св. Тих. и с икон оклады…». [64] Это свидетельство очевидца подтверждает тот факт, что на самом деле было изъято гораздо больше, чем содержали официальные отчёты.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 27.04.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий