Соборный храм Вознесения Господня

Первые годы работы велись при постоянном надзоре архитектора И.И. Вальпреди. В мае 1848 г. за постройкой наблюдал уже елецкий городской архитектор Померанцев. В этом году строительство продолжалось до 22 сентября и было остановлено из-за сильных дождей. К зиме 1849 г. работы остановились: не было денег, но шла заготовка кирпича. Для обеспечения строительства кирпичом И.Г. Петровым между дорогой на Орёл и Александровской слободой был устроен кирпичный завод, который выпускал от 500 до 700 тысяч кирпича и за счёт продажи бракованного кирпича давал до 2 000 руб. дохода. Добротный кирпич шёл на постройку собора, а выбракованный продавался городским обывателям. Производством кирпича для собора ведал один из помощников строителя: сначала И.И. Уклеин, оставивший нам свои записки, а с 1848 г., — Иван Никитич Ульянов. Для увеличения сбора пожертвований на сооружение собора был открыт сбор средств в Москве, Петербурге и на Нижегородской ярмарке. Деньги на строительство поступали и от принадлежавшей собору земли, которой к 1860-м гг. числилось 268 дес.

27 февраля 1851 г. архиепископ Орловский Смарагд рапортовал в Синод о том, что в 1850 г. стройка шла с успехом: «…оконные решетки трапезы устроены и поставлены, кирпича положено 1100000 с употреблением в приличных местах веневского, вроде мячковского, камня более 1000 камней. Постройка возведена выше трапезных окон на 1,5 аршина по всему периметру». [26]

К 1852 г. были закончены стены и своды трапезной, колокольня возведена на её уровень, стены храмовой части несколько отставали. Встал вопрос о сооружении кровли над всем собором. В том же году 4 января на 57 году от рождения умер помощник строителя Иван Иванович Уклеин, имевший «к строению … величайшее усердие».


Фрагмент плана города Ельца 1849 г.

Фрагмент плана города Ельца 1849 г. 1 — новый собор, 2 — Древне-Вознесенская церковь, 3 — Воскресенский «старый» собор, 4 — Введенская церковь, 5 — Преображенская церковь, 6 — Архангельская церковь


В следующем 1853 г. над трапезной устраивается кровля, внутри здания — полы из плотных досок. Тогда же с трапезной были сняты леса. Городской архитектор титулярный советник Ефимов докладывал в губернский строительный комитет: «Трапезная церковь вчерне совершенно окончена … с весны будущего 1854 г. произвести внутреннюю отделку с установлением иконостасов». [27] За лето было уложено 1200000 кирпича, камня для карнизов и резных украшений — до трёх тысяч, железа для связей и прочего — до двух тысяч пудов и 360 пудов на кровлю. Собор был выведен до окон. [28]

К весне 1854 г. закончились запасы кирпича. Ежегодно на постройку расходовалось по миллиону штук и заводы с трудом справлялись с заказом. Цена кирпича в городе выросла с 4 руб. до 5,5 руб. за тысячу. В трапезной было устроено отопление амосовской печью. Топка печи была расположена в подвальном этаже, а в церковь были проведены каналы для теплого воздуха и сделаны отдушины. В 1854 г. в трапезной начались отделочные работы, был установлен иконостас. Московский иконостасный мастер Котов взял подряд на изготовление двух иконостасов за 8500 руб. Еще 1610 руб. уплатили строители за живопись икон. Заканчивал иконостасы московский мастер Никифор Васильевич Соколов.

В 1855 г. выполнялась позолота, покупалась утварь. Престол и Царские Врата для трапезной церкви были сделаны из серебра и пожертвованы Михаилом Петровичем Лашиным. Была сделана железная дверь с литыми украшениями, стоившая 1000 руб. серебром. В этом году строительство не производилось, так как шла заготовка материалов. В сентябре 1855 г. оба алтаря в трапезной церкви были готовы к освящению. На торжество прибыл архиепископ Орловский Смарагд. Освящение во имя святителя Николая Чудотворца правого алтаря архиерейским чином состоялось 29 сентября, а левого алтаря во имя святителя Димитрия Ростовского — 2 октября. Во вновь устроенной соборной трапезной, освящённой Преосвященным Смарагдом, через 10 лет после начала постройки собора начали совершаться богослужения. [29]

К 1861 г. стены храмовой части собора были выстроены снаружи до карниза, а внутри — до пят арок и сводов. Предстояла серьезная работа по устройству тяжёлого карниза и парапета, возведению сводов и куполов. Чтобы излишне не утяжелять здание, строителям советовали сделать карниз из дерева и обшить его кровельным железом. Однако и Петров, и Платонов решили не отступать от проекта. Карниз и парапет были сооружены из белого веневского камня. Здесь блеснул своим искусством талантливый каменщик Г.М. Платонов.

Между тем возникла серьёзная проблема, связанная с появлением в предалтарной стене трещины. Для консультации из Москвы был приглашён архитектор Воронихин, который посоветовал сделать прикладку каменной стены со стороны алтарей толщиной в аршин, а внутри алтарей — 3/4 арш. Так и было сделано, после чего распространение трещины прекратилось.

30 декабря 1862 г. неожиданно скончался строитель собора И.Г. Петров, посвятивший ему более двадцати лет своей жизни. С ним случился апоплексический удар на обеде у городского головы, где проводилась подписка пожертвований на постройку собора. Вскоре на его место был избран племянник Ивана Герасимовича — купец Александр Петрович Петров (1811-1870). Но и ему не удалось завершить стройку в связи со смертью, последовавшей 15 мая 1870 г. После этого строителем собора был избран сын Александра Петровича Александр Александ Александрович Петров (1834-1894). Именно на его долю выпали двадцатилетние хлопоты по завершению строительства и отделке собора. Новому строителю предстояло решить труднейшие задачи: окончить каменные работы, сделать кровлю на сводах и куполах, поставить «яблоки» и кресты, устроить сходы и входные двери, установить окна, сделать полы, иконостас, расписать собор.

В 1870 г. на постройку собора по подписке было собрано 9893 руб. В 1871 г. прихожанин Вукол Михайлович Лавров пожертвовал на собор 2000 руб. и 300 пудов белого железа. В 1872 г. градское общество по определению думы ассигновало на «народную стройку» 25000 руб.

В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, установлены бронзовые с позолотой «яблоки» и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1600 пудов. Мастер М.И. Лихутин получил 6 руб. 50 коп. за каждый пуд конструкций. Маковки собора покрыли белым железом. По проекту архитектора Дмитриева московский мастер В.Н. Короткий изготовил бронзовые с позолотою «яблоки» и кресты, которые обошлись доброхотным жертвователям в 21 тыс. руб. В 1874 г. собор был покрыт чёрным листовым железом, покрашенным в белый цвет. Внутри здания возведены каменные своды над подвальным этажом. Ещё два года ушло на установку железных переплётов с толстым бемским стеклом в окнах стен и барабанов.

С 1877 г. в соборе начались штукатурные и лепные работы. Московский архитектор, бывший тогда главным архитектором Купеческого общества, Александр Степанович Каминский осуществлял архитектурно-строительный контроль на завершающем этапе строительства. В 1878 г. он разработал проект иконостаса. Его нижний ярус и балдахин перед царскими вратами было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, раскрасить и позолотить. В 1878 г. по подписке было собрано 29372 руб., в том числе на большую люстру в храмовой части купцом А.П. Ростовцевым было пожертвовано 5000 руб. В том же году началось возведение главного иконостаса. Подряд в 36 тыс. руб. на изготовление нижнего яруса иконостаса получил московский мастер-резчик Лебедев. Сооружать верхние ярусы за 6 тысяч подрядился лепщик Сысоев. В 1879 г. на устройство иконостаса во имя Казанской иконы Божией Матери в правом приделе Л.М. Петрова и И.Н. Ульянов пожертвовали по 5000 руб. На устройство иконостаса в левом приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского по приговору Градского общества было определено выдать из городских сумм 12000 руб. [30]


Староста собора Александр Петрович Петров. Фото 1860-х гг.

Староста собора Александр Петрович Петров. Фото 1860-х гг.


Установка и позолота нижнего яруса иконостаса была завершена в июле 1889 г. В росписи собора и написании икон для иконостаса приняли участие Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) и Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Расписывать собор, писать иконы для иконостаса первоначально ельчане пригласили известного живописца Алексея Ивановича Корзухина. Он успел расписать купол, часть стен собора, написать 17 икон для иконостаса, но контракт был расторгнут. Заказчику и архитектору работа почему-то не понравилась. Она была «признана неудовлетворительной по исполнению». Корзухину уплатили 7 тыс. руб. и от дальнейшей работы отстранили. Заканчивал роспись московский художник, академик Клавдий Васильевич Лебедев, который так же, как и А.И. Корзухин, входил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1887 г. была завершена работа по росписи стен и лепке иконостасов. За эту работу оплачено 35000 руб.

Предложение ельчан окончить роспись такого огромного храма было, видимо, первым крупным заказом молодого художника. Лебедев написал иконы нижнего яруса центрального иконостаса, полностью заполнил левый и правый иконостасы, расписал столбы и стены храмовой части собора.

Полное описание росписей, иконостасов и икон собора в первозданном виде было опубликовано в 1889 г. протоиереем Н. Шубиным в «Историческом описании нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце»:

В главном алтаре. Престол на четырех столбах из дубового дерева, а верхняя доска кипарисная; к нему: а) для помещения св. мощей деревянный ящичек с серебряным в нём ковчежцем, крышкою и крестом, б) 4 гвоздя и 4 округлых камня…

Жертвенник из дубового дерева, на четырёх столбах… На горнем месте икона Воскресения Христова, писанная художн. Шаховским, — помещена в киот, устроенный из алебастра и цемента… раскрашенный разными красками и по местам вызолоченный.

За престолом: а) деревянный крест с изображением распятого Спасителя и б) икона коронования Божией Матери, в сребропозлащённой ризе и в металлическом киоте; крест и икона помещены на тумбах.

За жертвенником икона Сошествия Иисуса Христа во ад, в серебряной ризе с позлащенным венцом, и Спасителя, в деревянном резном киоте, выкрашенном и местами позолоченном.


Александр Степанович Каминский в Вознесенском соборе. Фото 1890-х гг.

Александр Степанович Каминский в Вознесенском соборе. Фото 1890-х гг.


Над Царскими Вратами икона Спасителя, благословляющего хлеб.

На стенах: правой — икона святителя Николая Мирликийского в сребропозлащённой ризе и киоте, на левой — свят. Димитрия Ростовского в серебряной ризе, венец и сияние вызолочены, также в киоте.

В правом алтаре. Престол на 4-х столбах, из дубового дерева, верхняя доска из кипарисного; к нему: а) для помещения св. мощей серебряный ковчежец в деревянном ящичке с крышкою и крестом, б) 4 гвоздя и 4 гладких круглых камня…

Жертвенник из дубового дерева на 4-х столбах… На горнем месте в деревянном золочёном киоте икона Явления Воскресшего Спасителя Марии Магдалине.

За престолом — икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, именуемая «Взыскание погибших», в сребропозлащённой ризе и укреплена на тумбе.

Пред жертвенником в деревянном с резьбою, раскрашенном и по местам вызолоченном киоте икона Богоматери со Спасителем, в серебряной ризе; сияние и одежда Божией Матери и Спасителя вызолочены.

Над Царскими Вратами Казанская икона Божией Матери с изображениями свят. Петра митрополита и муч. Екатерины, в серебряной ризе и киоте.

На правой стороне стены икона Божией Матери Троеручицы, на левой — Споручницы: обе иконы в сребропозлащённых ризах и киотах.

В левом алтаре. Престол на 4-х столбах из дубового дерева, а верхняя доска кипарисная; к нему: а) для помещения св. мощей серебряный ковчежец, вложенный в деревянный ящичек, на крышке которого укреплён стоящий крест; б) 4 гвоздя и 4 гладких, круглых камня… Жертвенник из дубового дерева на 4-х столбах… На горнем месте икона в деревянном с резьбою золочёном киоте «Явление Иисуса Христа по воскресении апостолу Фоме».

За престолом икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, в серебряной ризе, укрепленная на тумбе.

Перед жертвенником в деревянном с резьбою, раскрашенном и по местам вызолоченном изящном киоте икона Спасителя с крестом, в серебряной ризе, на коей сияние и крест вызолочены.

Над Царскими Вратами — икона Успения Божией Матери в серебряном киоте.

На правой стороне стены икона Божией Матери «Взыскание погибших» — в серебряной вызолоченной ризе и киоте; на левой — Корсунская икона Божией Матери, в ризе.

Иконостас. Устроен по рисунку московского архитектора А.В. Каминского, в 1878 г. утверждённому бывшим Орловским епископом Ювеналием. Иконостас пред всеми тремя алтарями состоит из трёх ярусов, из коих нижний из дерева, украшенный изящною резьбою и вызолоченный, составляет как бы одно целое пред всеми тремя алтарями; центральная часть иконостаса каждого алтаря над Царскими Вратами до самого верха также из дерева с резьбою, вызолочена и увенчана св. крестом. Пред Царскими Вратами главного алтаря большой балдахин, украшенный резьбою и вызолоченный; он состоит из четырёх колонн, соединённых арками и резным вызолоченным куполом с крестом наверху; с иконостасом прочно соединён передними колоннами. Средний и верхний ярусы устроены лепною работою из алебастра и цемента, раскрашены и по местам вызолочены; эти два яруса среднего алтаря разделяются от боковых пилястрами каменной стены храма.


Иконостас придела св. Александра Невского. Фото конца XIX в.

Иконостас придела св. Александра Невского. Фото конца XIX в.


Иконы в куполе. Спаситель благослов­ляющий и восемь херувимов; на основных стенах купола 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На стене, над средним иконостасом, изображение Господа Саваофа.

В среднем иконостасе. В верхнем ярусе — патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, царь Давид, пророки: Исайя, Иезеркиль и Даниил.

В среднем ярусе — апостолы: Иаков, Симон, Павел, Пётр, Матфей, Филипп. В средине этого яруса — Распятие Спасителя. (Все эти изображения на стенах и иконах — акад. Корзухина.) Над ним — изображение Св. Духа; под ним — Христос перед Пилатом и несение креста. В кружках — двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Рождество Христово, Крещение и Воздвижение креста (Лебедева). В Царских Вратах: Благовещение и 4 евангелиста; по правую сторону их — местная икона Спасителя, сидящего на престоле (Корзухина), далее икона Иоанна Крестителя (Лебедева); по левую — икона Божией Матери с Младенцем Иисусом (Корзухина); далее оной — икона пророка Илии. В балдахине иконы: Тайная Вечеря, Вход Господень в Иерусалим и Воскресение Лазаря (Корзухина). Против сего алтаря помещены в тумбах укрепленные толстыми золочёными шнурами к древкам с крестом вверху две хоругви — на них иконы: 1) Воскресение Христово и Казанская Богородица, 2) Вознесение Христово и св. Александр Невский: на хоругвях по атласу вышиты золотом и шелками бордюр по краям и разные украшения вокруг икон.

В правом иконостасе. Над … иконостасом на стене: Взятие Божией Матери на небо (Корзухина). Иконы в верхнем ярусе — пророки: Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Софония, Аггей, Захария, Малахия и Воскресения Христова. В среднем ярусе — посредине: Божия Матерь с Иисусом Христом, по сторонам её: Лазарь и Иосиф Обручник. В кружках: Благовещение, Введение во храм; над Царскими Вратами — Положение во гроб Иисуса Христа; на северной двери — архидиакон Лаврентий, на южной — муч. Александр; над ними в кругах — иконы мироносиц Марфы и Марии. На Царских Вратах: Благовещение и 4 евангелиста; по обе их стороны — местная икона Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери. На пилястре между главным и правым иконостасами — большая храмовая икона Вознесения Господня. Над оною — Головка Божией Матери, Снятие со креста, Бегство в Египет; в кружке — Сретение Господне.


Иконостас главного алтаря. Фото конца XIX в.

Иконостас главного алтаря. Фото конца XIX в.


На левом иконостасе. Над иконостасом на стене: изображение иконы Елецкой Божией Матери с предстоящими святыми (Корзухина). В верхнем ярусе пророки: Иеремия, Наум, Аввакум, Осия, Воскресение Христово. В среднем ярусе — апостолы: Андрей Первозванный, Спаситель, сидящий на престоле, ап. Фома. В кружках: Преображение, Св. Троица. Над Царскими Вратами: Омовение ног. На Царских Вратах: Благовещение и 4 евангелиста. По обе стороны оных — местные: Спаситель с крестом и Божия Матерь (на обеих иконах во весь рост). На северных дверях: архангел Михаил, на южных — арх. Гавриил. Над ними в кружках: преп. Александр Свирский и муч. Клавдий. На пилястре между средним и левым иконостасами большая храмовая икона св. благоверного князя Александра Невского в сребропозлащённой ризе: над ней вверху образ нерукотворный Спаса; вокруг князя Александра изображены святые, празднуемые 2-го и 4-го апреля: преп. Тит, мученики Амфиан, Едесий и Поликарп; преп. Иосиф, преп. Георгий, преп. Зосима и муч. Фервуда. Внизу на сей иконе надпись: «Сооружена сия икона в благодарную память благословенного царствования Государя Императора Александра Второго гражданами города Ельца». Над сею иконою изображены: Спаситель в терновом венце, лобзание Иуды, моление о Чаше, и в кружке — Успение Божией Матери. В среднем поясе церкви вокруг трёх стен оной между полуколоннами изображения святых в рост следующие: на южной стене от алтаря: равноап. Мария Магда­лина, великомуч. Фёкла и св. Нина, великомученицы: Евфимия, Варвара, Анастасия, Екатерина, Параскева, преподобно-муч. Евгения, муч. Татиана. Преподобные: Ксения, Елизавета чудотворица и Ефросиния преподобная. На западной стороне изображены святые: Роман Сладкопевец, Андрей Критский и Иоанн Дамаскин; св. Алексий, человек Божий, священномуч. Власий, Спиридон Трилийфунский, Игнатий Богоносец, Амвро­сий Медиоланский, Антоний Великий, преп. Онуфрий Великий, мученики Димитрий Солунский, Александр, Феодор Тирон. На северной стороне от алтаря изображены — святые: равноапост. князь Владимир, мученики Борис и Глеб; князь Даниил Московский, князь Георгий Владимирский, святитель Иннокентий Иркутский, святитель Стефан Пермский, святит. Михаил Киевский, князь Андрей Боголюбский, князь Михаил Черниговский, преподобные: Никола Святоша, князь Черниговский, Сергий и Герман — Валаамские чудотворцы.


Росписи Вознесенского собора. Фото конца XIX в.

Росписи Вознесенского собора. Фото конца XIX в.


На столбах. Правый столб передний (ближайший к иконостасу); на оном в верхнем поясе изображены: св. Иаков, епископ Ростовский, апостол Иаков, епископ Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст и св. митрополит Филипп. Левый столб передний: св. Леонтий, еп. Ростовский, св. Григорий Двоеслов, Василий Великий, св. Митрофан, епископ Воронежский. Правый столб задний: св. Михаил — митр. Киевский, св. Иона — митр. Московский, св. Мефодий — епископ и просветитель Славянский, преп. Сергий — игум. Радонежский. Левый столб задний: св. Григорий Богослов, св. Кирилл, просветитель Славянский, преп. Савва Звенигородский и преп. Антоний Киевский. На стенах против изображений верхнего яруса столбов: св. Пётр — митр. Московский, св. Алексий — митр. Московский, преп. Зосима и Савватий Соловецкие, Феодосий Киевский и святитель Тихон Задонский. На столбах в нижнем поясе иконы в киотах из алебастра — раскрашенные и по местам вызолоченные: на правом переднем — чудотворная Казанская икона Божией Матери в сребропозлащённой ризе, помещенная в деревянный с резьбою вызолоченный киот, от неё на правой стороне икона мучениц: царицы Александры, Веры, Надежды и Любви, на левой — икона Св. Троицы. На левом переднем: образ Елецкой Божией Матери в сребропозлащённой ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот; на правой от неё стороне — икона Преображения Господня; на левой — образ святых, празднуемых 17 октября: св. прор. Осии, святых Лазаря, Андрея Критского, Космы и Дамиана, Леонтия, Анфима и Евтропия; сооружён в память чудесного спасения в 1888 г. Государя Императора и царской семьи Его от опасности. На правом заднем: икона Николая Мирликийского; на правой от неё стороне — икона святых: Иоанна Рыльского, муч. Екатерины, преп. Марии Египетской и великомуч. Димитрия Солунского; на левой — архангел Гавриил. На левом заднем: икона преп. Сергия Радонежского (работы Троицкой Лавры) в киоте; на правой от неё стороне — архангел Михаил.

На стенах против икон нижнего яруса на столбах в кружках: Анна пророчица, Симеон Богоприимец, Савва Освящённый, Павел Фивейский, Димитрий царевич, св. княгиня Ольга. На западной стене выше изображений святых три большие священные картины: средняя — изображение второго пришествия Иисуса Христа на всемирный суд; на правой от неё стене — Спаситель, благословляющий детей; на левой — на слова Иисуса Христа: «Воздадите кесарева кесареви, Божие – Богови».


Росписи Вознесенского собора. Фото конца XIX в.

Росписи Вознесенского собора. Фото конца XIX в.


На стенах, по обе стороны входных дверей, на пустых местах, обведённых рамами, начертаны крупными золотыми буквами слова Священного Писания, а именно: около южной и северной дверей — изречения Иисуса Христа из Евангелия, а около западной двери — молитва царя Соломона и наставления Иисуса сына Сирахова». [31]

Выполненные в соборе росписи сохранились в основном без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались не расписанными. Росписи и покраска в них были выполнены только в 1956-1957 гг.

В 1887-1888 гг. в летнем храме были выложены мозаичные полы с прокладкой круглых плит белого и квадратных — серого мрамора. Тогда же на полу в храмовой части слева от входа у столба была выложена цифра «1888».


Вознесенский собор. Фото начала XX в.

Вознесенский собор. Фото начала XX в.


Ступеньки на солее сделаны из чёрного бельгийского мрамора, балюстрады пред алтарями и клиросы — из разноцветного италийского мрамора. Пред св. иконами: на правом столбе — Казанской иконы Божией Матери и на левом — Елецкой иконы Божией Матери — устроены всходы из мрамора. За всё это строителями было заплачено 12800 руб. В 1889 г. в храме была повешена огромная бронзовая с позолотой люстра с 96 подсвечниками, изготовленная на заводе московского купца Постникова, и две в левом и правом приделах — по 24 подсвечника. В этом же году устроены всходы у северных и южных дверей из веневского известняка и двупольные стальные двери весом 516 пудов. За их изготовление московский мастер М.И. Лихутин получил 7 тыс. руб. На западных дверях были укреплены по два латунных в человеческий рост изображения — архангелы Михаил с мечом и Гавриил с ветвью, на второй — апостолы Пётр и Павел. Сегодня об украшении западных дверей напоминают лишь четыре полукруглых венчика на верхней части створок, да чуть заметные обрезки болтов, которыми когдато крепились скульптуры святых.

В Великую Отечественную войну на Красной площади взорвалась бомба. Ударная волна распахнула запертые створы, оторвав кованые кольца для на­весных замков. Во время боев за Елец соборные ворота получили пулевые пробоины. Заклепки, их закрывающие, хорошо видны при внимательном рассмотрении. На северных и южных дверях сохранился красивый кованый узор.

На крыльцах входов, на тумбах перед северными и южными дверями, были поставлены массивные чугунные столбы с тремя фонарями на каждом. Для освещения фонари были вывешены на 22 столбах, стоявших по периметру ограды. Была выполнена окончательная планировка грунта перед собором.

Осталась недостроенной лишь колокольня собора. Колокола пришлось временно повесить на деревянной звоннице, установленной перед западным входом на Красной площади, и эта временная колокольня просуществовала до 1933 г. На козлах из дубовых столбов на площади перед собором висело 16 колоколов. Самый большой весил 706 пудов, второй — 500-пудовый — лишь немногим уступал первому. Тяжелый язык такого колокола, перед тем как начать звонить, приходилось раскачивать несколько минут. Из двух средних колоколов один был набатный. Верёвка от его языка всегда спускалась до земли. Каждый ельчанин мог в случае пожара или другой опасности ударить в набат, всполошить, разбудить город. Двенадцать малых колоколов разного тона позволяли расцветить узор праздничного благовеста.

Недостроенная же колокольня по проекту должна была подняться своим крестом на 10 аршин выше храмовой части. В объёмах колокольни, как она представлена в проекте, угадываются черты колокольни Ивана Великого Московского Кремля, и высота её по проекту также составляла 82 м. Из пяти ярусов колокольни было выстроено лишь два и они незначительно выделяются из общей композиции трапезной и храмовой частей собора. Крыльцо — сень колокольни изначально также не сделано, как и сени над северным и южным входами. Первоначально фасад собора должен был остаться кирпичным с побелкой архитектурного убранства или покрашен в краснокирпичный цвет по штукатурке. [32]

Значительным событием в истории города Ельца стало освящение в 1889 г. Вознесенского собора, ознаменовавшее собой окончание 45-летнего периода его строительства. На торжество освящения было разослано 3000 пригласительных билетов. 20 августа в 10 вечера на станцию Елец прибыл Преосвященный Мисаил, епископ Орловский и Севский, который сразу же отправился в собор для совершения молебствия.


Епископ Орловский Мисаил и семья ктитора Вознесенского собора

Епископ Орловский Мисаил (в центре) с семьёй ктитора Вознесенского собора А.А. Петрова (слева). Фото 1889 г.


21 августа в 6 часов по полудни началось всенощное бдение в соборном храме. Для освящения Вознесенского собора и литургии были назначены: настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Прокопий, настоятель Елецкого Вознесенского собора протоиерей Николай Шубин, протоиерей Владимирской церкви Павел Бутягин, протоиерей Вознесенского собора Гавриил Селихов, протоиерей Казанской церкви г. Ливен Андрей Булгаков, протоиерей Архангельской церкви Пётр Острогорский, священник Сретенской церкви Пётр Шеховцев, священник Введенской церкви Иоанн Вуколов, священник соборной церкви Михаил Иванов, священник Троицкого собора г. Ливен Николай Иванов, священник Покровской церкви Николай Крутиков, иеромонах Елецкого Троицкого монастыря Дионисий, протодиакон московского Успенского Кремлёвского собора Андрей Шеховцев, протодиакон Орловского кафедрального собора Тимофей Архангельский, диакон соборной церкви Георгий Измайлов и др. Утром 22 августа в 9 часов в соборе начался благовест. Собор не смог вместить огромное количество желающих присутствовать в этот радостный для ельчан день на торжественном освящении собора и вся площадь вокруг него была заполнена народом.

Разделитель нижний

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Ельцу — 871 год

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

...Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку...Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

HashFlare
Регистратор
Получить туристическую карту Воргольских скал
HashFlare
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Елец
© 2017, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2017, WPcore - разработка и обслуживание сайтов  ·  2011-2017, Coopertino - хостинг на SSD, домены и серверы