Соборный храм Вознесения Господня — Страница 5 — Воргол.Ру

Соборный храм Вознесения Господня

Протоиерей Николай Овчинников
Протоиерей Николай Овчинников. Фото 1970-х гг.

Так местом духовных подвигов о. Николая Овчинникова, в схиме Нектария, до самых последних дней земной жизни стал богохранимый град Елец и его соборный храм во имя Вознесения Христова. В 1961-1962 гг. о. Николай исполнял обязанности настоятеля Вознесенского собора. В 1959 г. был награждён наперсным крестом, в 1962 г. — саном протоиерея, в 1967 г. — палицей.

Отец Николай всегда с любовью и уважением относился к Ельцу, его истории, храмам и монастырям древнего города, прививал эти чувства своим детям и внукам. Не раз он возвышал свой голос в защиту елецких храмов, судьба которых в 1960-х гг. «висела на волоске». В 1969 г. протоиерей Николай Овчинников обратился с письмом к заместителю Председателя Совета Министров РСФСР, председателю Центрального Совета ВООПИК В.И. Качемасову с просьбой помочь Вознесенскому собору: «Наш собор известен на весь мир как памятник истории и культуры. Это зодчество — дело рук славного архитектора Тона… А отношение к нему местных организаций очень прохладное… Подвалы Собора превращены в овощехранилище всех видов, вплоть до чеснока, запах которых проникает в летнюю часть Собора, и, по заключению художников, плохо действует на краски уникальных произведений академиков Корзухина и Лебедева, расписавших стены храма. Просим Вас сдвинуть с «мёртвой точки» безразличного отношения к храмам Ельца тех, кто должен заниматься реставрацией храмов до степени приведения их в надлежащий вид. Нужно дать нашему поколению возможность восстановить из руин созданное нашими предками то, что было дорого и близко их сердцу. Нужно передать это грядущему поколению как драгоценное наследие наше». [73]

Вознесенский собор в 1960-е
Вознесенский собор. Фото 1960-х гг.

Прихожане Вознесенского собора очень любили своего батюшку, получая в ответ сильную и глубокую любовь пастыря к своим пасомым. Весь день о. Николая, или, как звали его духовные дети и многие верующие, Отче, был наполнен этой любовью к людям, каждая минута его в жизни в Ельце приносила верующим утешение и сострадание. По воспоминаниям о. Андрея Суховского, получившем благословение о. Николая на священническое служение, после службы в соборе «…ему требовались часы, чтобы дойти до своего стоящего рядом с храмом дома. Толпа верующих всегда окружала его: одному он давал духовный совет, другим обещал помочь в беде, третьему — помолиться за потерявшуюся скотинку. Четвёртому отдавал последние деньги. Пятому выписывал здесь же на ходу рецепт». По утверждению писателя Владимира Крупина, духовного сына о. Николая, «…не было человека, который, прибегнув к помощи батюшки, ушёл бы неутешным. Кажется, никто, как он, не обладал такой способностью брать на себя чужие страдания и так скорбеть о гибели во грехах отчаявшихся людей, что не могла не проснуться совесть, если даже она дремала долгие годы, не могла не вытечь слеза, если даже глаза давно были сухими». [74]

Отец Николай стал тем связующим звеном, которое соединило православную русскую культуру старой России и традиции старчества Оптиной пустыни с искавшими духовного определения, а по сути веры в Бога, здоровыми, национальными силами культуры 1970-1980-х гг. О. Николай стал духовным отцом для многих русских писателей и поэтов, кинематографистов, учёных и пр. Именно здесь, в Ельце, литератор Алексей Макаров, лётчица Мария Орлова, учёные Кирилл Флоренский и Фотей Шипунов, писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин, режиссёры Ролан Сергиенко, Ренита и Юрий Григорьевы нашли себя в вере в Господа, получили ответы на мучившие их вопросы, обрели подлинную духовную жизнь. Валентин Григорьевич Распутин крестился именно здесь, в Вознесенском соборе Ельца. По словам Рениты Андреевны Григорьевой, Отче превратил их «…в духовную семью, узы которой были даже сильнее, чем кровные узы. Наша жизнь оказалась под руководством отца Николая, и это была настоящая подлинная жизнь, которая возможна только тогда, когда у вас есть духовный авторитет. Отец Николай учил нас на практике, что Бог есть Любовь. Это было его «простое жизненное кредо». И без благословения нашего духовного отца мы не сняли ни один фильм, не написали ни одной строчки». [75]

В 1976 г. о. Николай серьёзно заболел и вскоре был пострижен в монашество с именем Нектарий. По заключению врачей жить ему оставалось недолго, но старец прожил ещё девять лет, принял схиму, и даже тяжелобольной, прикованный к постели, оставался всё тем же Отче, дающим советы, поддерживающим в трудную минуту, руководящим духовной жизнью своих чад и пробуждающим дремлющие силы православных людей в преддверии грядущего духовного возрождения России. Скончался иеросхимонах Нектарий (Овчинников) 1 марта 1985 г. и погребён на городском кладбище Ельца рядом с могилой своего духовного друга и сослуживца по Вознесенскому собору архимандрита Исаакия (Виноградова), который с перерывом в один год двадцать с лишним лет настоятельствовал в главном храме Ельца.

Архимандрит Исаакий (Виноградов)
Архимандрит Исаакий (Виноградов). Фото 1977 г.

Отец Исаакий (в миру Иоанн Васильевич Виноградов) родился 12 февраля 1895 г. в Петербурге, в семье учителей. Отец его — Василий Васильевич — был регентом церковного хора, а матушка — Анна Ивановна — пела в том же хоре. Они были людьми глубоко верующими, поэтому будущий пастырь буквально с пелёнок присутствовал на богослужениях и вообще воспитывался родителями в строго православном духе. В 1905-1913 гг. Иоанн Виноградов учился в 1 реальном училище Петербурга, в 1914-1916 гг. — в Петроградской духовной академии. В 1916 г. он был призван в армию и по окончании Владимирского пехотного училища в столице направлен офицером в действующую армию на Румынский фронт. В 1918 г. И.В. Виноградов вступил в Добровольческую армию, с которой в 1920 г. эмигрировал в Европу. Жил в Греции, Болгарии, Франции. В 1926-1928 гг. проходил обучение в Париже в православном богословском институте при Сергиевском подворье, во время которого в 1927 г. митрополитом Евлогием (Георгиевским) был пострижен в монашество с именем Исаакий и вскоре рукоположен в иеродиакона, а после окончания института в 1928 г. тем же Владыкой рукоположен в иеромонаха и направлен в Прагу в качестве помощника епископа Сергия (Королёва). Иеромонах Исаакий служил в храме св. Николая Чудотворца, преподавал в русской гимназии и окормлял русские общины, не имевшие постоянного священника. В 1933 г. о. Исаакий возведён в сан игумена, в 1936 г. — в сан архимандрита. После занятия в мае 1945 г. советскими войсками Праги архимандрит Исаакий был арестован и Львовским военным трибуналом осуждён на 10 лет ИТК по 58 статье. В 1946 г. о. Исаакий был досрочно освобождён и отправлен в г. Актюбинск на поселение. В 1947-1957 гг. служил настоятелем Никольского кафедрального собора в г. Алма-Ате. В конце 1957 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) вызвал архимандрита Исаакия в Троице-Сергиеву Лавру, где тот, по собственному выражению, нёс «гряду служения» с января по апрель 1958 г. [76] Именно в стенах Лавры святейший предложил о. Исаакию отправиться в Воронежско-Липецкую епархию, где архиепископ Иосиф (Орехов) предлагал ему место настоятеля Вознесенского собора города Ельца. Отец Исаакий ответил Патриарху: «На Ваше предложение я, как монах на слова старшего, должен ответить: «Слушаю и готов исполнить». [77]

5 апреля 1958 г. указом Владыки Иосифа архимандрит Исаакий назначен настоятелем Елецкого Вознесенского собора. Прихожане вначале присматривались к новому настоятелю, сменившему любимого ельчанами отца Сергия (Петрова), но вскоре всей душой полюбили отца Исаакия, став называть его между собой не иначе как «наш благодатный батюшка» и «наше золотце». Простые верующие ельчане сразу оценили и полюбили этого смиренного и благочестивого монаха, на долгие годы ставшего главным столпом православной веры в Ельце.

Панихида возле часовни в ограде собора
Панихида возле часовни в ограде собора.
Фото 2-й половины 1970-х гг.

Архимандрит Исаакий всегда интересовался историей и традицией своего места служения, стремился узнать побольше о своих предшественниках, нравах и обычаях местных жителей. Именно о. Исаакию принадлежит установление традиции крестного хода к соборной часовне на могиле ельчан, павших во время нашествия Тамерлана в 1395 г., и служения там панихиды. Когда это случилось впервые, радостному удивлению прихожан не было предела: «Батюшка, да тут столетиями не молился никто!»

Отец Исаакий жил неподалёку от собора, в доме на улице Октябрьской, 122, где в его скромной келий стояли железная кровать, тумбочка, письменный стол, кресло и книжный шкаф. В иконостасе большинство икон составляли подаренные ему фотографии образов, а на стенах висели портреты его наставников и особо почитаемых батюшкой русских подвижников веры и благочестия.

Как настоятелю собора архимандриту Исаакию, кроме постоянных богослужений и исполнения треб наравне с другими священниками причта, приходилось решать массу хозяйственных, организационных и административных вопросов. Одним из сложнейших был вопрос поддержания в благолепии внутреннего и внешнего видов собора. Поэтому практически всё время настоятельства о. Исаакий лично и усердно занимался различными ремонтами, главным его помощником при этом была староста собора монахиня Александра (Захарова, 1923-2000), в схиме Серафима. [78]

Так, в 1960 г. в иконостасах придельных алтарей летнего храма — Казанского и Александро-Невского были сделаны новые Царские Врата, «представляющие собою воспроизведение по размеру и оформлению тех Царских Врат, какие были в этих приделах при первоначальном открытии собора в 1888 году, для чего послужили фотографические снимки, какие удалось достать у старожилов г. Ельца…».

После сильного повреждения ветром в мае 1962 г. кровли трапезной Вознесенского собора в 1962-1963 гг. старанием старосты И.М. Зубова был проведён ремонт кровли зимнего храма и остеклены рамы в главах летнего, деревянный пол притвора заменён на цементный, отремонтировано отопление, побелены фасады и окрашены купола. В 1962 г. за ветхостью старого был выдан новый антиминс на Димитриевский престол. В 1965 г. настоятель и община наметили ремонт летнего храма и трёх его иконостасов. Благословение на проведение ремонта от правящего архиерея было получено 6 февраля 1966 г. и в том же году провели все работы. В 1968 г. с огромным трудом удалось купить сусальное золото, чтобы вызолотить иконостасы в зимнем храме.

7 июля 1974 г. настоятель собора архимандрит Исаакий вновь по благословению Владыки Воронежского и Липецкого Платона (Лобанкова) приступил к ремонту: «…Да будет благословение Божие в вашем благом начинании, исполнении работ и их завершении. Епископ Платон». В 1975 г. был проведен большой ремонт летнего храма: вызолочен иконостас, лепные украшения столбов и киоты икон. Чтимые иконы украсили шитыми бисером по бархату и парче ризами. Сделаны две плащаницы — Спасителя и Божией Матери, покрашены стены в интерьерах, выполнено ограждение солеи. Были отремонтированы фасады и перекрыта крыша собора.

В 1978 г. архимандрит Исаакий завершил очередной ремонт собора. Представленное правящему архиерею доношение об окончании ремонта столь интересно для истории Вознесенского собора, что стоит привести его полностью: «1978-го года, августа 14/1-го, при Патриархе Московском и всея Руси Пимене, при епископе Воронежском и Липецком Ювеналии, во время производства ремонта Вознесенского собора г. Ельца, внутри позолоченного яблока под крестом, венчающим главный купол собора, в железной запаянной коробке найдена бумага следующего содержания: «1873 года сентября 6 дня положена сия записка в память совершения сего храма. Начат храм сей 1845 года августа 22-го закладка была преосвященным Смарагдом, священники были в соборе протоиерей Пётр Максимович Малышевский, Иоанн Андреевич Свинцов, Пётр Стефанович Рязанов. Строителем храма при начале был Иван Герасимович Петров, его помощники Иван Иванович Уклеин и Иван Ларионович Попов, на место Ивана Герасимовича за смертию его в 1863 году был выбран Александр Петрович Петров, который умер 1870 года мая 16 с того время на его место строитель Александр Александрович Петров его сын. При нём и окончена каменная кладка и поставлены кресты. Каменная кладка окончена, и замки в главном своде замкнуты 1873 года июня 24-го при торжественном благодарственном молебне на самом куполе и положены замки кирпичныя протоиереем Малышевским, одним из оставшихся в живых при начале стройки бывших. Железные главы деланы кузнецом Лихутиным. Весу в малых по 200 пудов в каждом. Большой весит 1070 пудов за всё отдано 10000 рублей. Кресты медныя гальванически позлащёныя деланы московским мастером Коротковым отдать за них придётся 22000 рублей. Кирпичныя кладки производил Григорий Макаров П (неразборчиво) более 20 лет. В настоящее время в наличности помощником строителя Иван Никитич Ульянов, Николай Васильевич Перекалин — да извинит меня нашедший эту записку, за поспешностью писаную не складно — Александр Петров». Продолжая эту поучительную традицию, мы вкладываем и нашу записку, как бы продолжение только что приведённой записки 105-летней давности. Ремонт собора в нынешнем, 1978 году, внешний и внутренний, производился двумя бригадами такого состава: 1 бригада Зимина: Николай Зимин, Пётр Бабенков — нашедший коробку с запиской 1873 г., Виктор Авдошин, Иван Сидоров, Анатолий Карпинчик, Валерий Клименков, Алексей Мещеряков, Виктор Погребин, Юрий Галух; 2 бригада Борисова: Владимир Григорьевич Борисов — бригадир, Григорий Борисов, Михаил Борисов, Михаил Трояновский, Валерий Хартиков, Олег Красиков. Состав церковного причта: настоятель архимандрит Исаакий (Виноградов), игумен Виссарион (Матичин), протоиерей Василий Поваляев, иеромонах Вениамин (Волков), священник Пётр Лукин, диакон Николай Ковалёв и диакон Николай Борзенко. Церковный староста Любовь Тихоновна Шанина. Благодарно поминаем имена основателей и строителей святого храма нашего. Вечная память! И просим нашедших сие писание и нас помянуть в молитвах своих. Архимандрит ИСААКИЙ». Записка, написанная 105 лет тому назад, сохранилась прекрасно. Она была вложена в особую металлическую коробочку, которая обнаружена в «яблоке» под крестом, когда его золотили летом 1978 г. После того, как сняли копию этой записки, её снова поместили на прежнее место. [79]

Настоятельство о. Исаакия совпало с тяжёлыми для церкви временами «хрущевских» гонений. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области часто и по мелочам вмешивался во внутреннюю жизнь общины Вознесенского собора, заставлял правящего архиерея отстранять от служения или даже увольнять тех священнослужителей, кто нарушал установленный им порядок. Так было в 1961 г., когда за нарушение правил о крестинах о. Исаакий на несколько месяцев был отстранён от должности настоятеля собора. [80]

Восьмидесятилетие архимандрита Исаакия
Восьмидесятилетие архимандрита Исаакия. Слева направо: диакон Николай Ковалев, иеромонах Василий (Мирчук), игумен Виссарион (Матичин). Архимандрит Исаакий (Виноградов), протоиерей Николай Овчинников, протоиерей Василий Поваляев, диакон Павел Поваляев. Фото 1975 г.

В 1959 г. о. Исаакий просил разрешения повесить в соборе колокола, но уполномоченный А. Калугин ему в этом отказал. И ещё одна инициатива настоятеля была «пресечена» бдительным уполномоченным в этом же году: духовенство и наиболее активные верующие г. Ельца решили возбудить ходатайство перед Патриархом о перемещении мощей св. Тихона Задонского из Орла в Елецкий собор. «Узнав об этом, я (Калугин) специально по этому вопросу выезжал в Елец. В беседе с настоятелем собора Виноградовым … предложено разъяснить верующим, что Тихон Задонский к Елецкому собору не имел никакого отношения … и поэтому Вы не имеете никакого права претендовать на эти мощи…». [81] Странная логика советских чиновников «духовного ведомства» — выставлять мощи в антирелигиозном музее Ельца было можно, а вот в соборе они находиться никак не могут!

Само дальнейшее существование собора как действующего православного храма в это время было под угрозой. В 1962 г. власти объявили, что Вознесенский собор больше не является памятником архитектуры, не охраняется государством и должен быть закрыт. Долгие и тяжкие хлопоты архимандрита Исаакия (Виноградова) внесли свою лепту в то, что собор не прекратил действовать. Лишь решением Липецкого облисполкома № 874 от 2.11.1971 г. Вознесенский собор вновь был поставлен под охрану как памятник истории и культуры, а в 1980 г. иконостас собора рекомендован к постановке на учет как памятник союзного значения.

В 1963 г. уполномоченный заставил общину собора ввести один санитарный день в неделю «для уборки церкви как общественного помещения» и богослужений в этот день не совершать.

Владыка Сергий в соборе в праздник Троицы
Владыка Сергий (Петров) в Вознесенском соборе в праздник Троицы. Фото 1962 г.

В 1961 г. в соборе работало 5 человек административно-управленческого персонала, 18 человек технического персонала и 28 хористов. В штате соборе на 1962 г. состояли 4 священника, два диакона и 1 псаломщик — инокиня бывшего Знаменского монастыря Елена Ивановна Похачёва. [82]

Огромным духовным подспорьем для ельчан в эти годы было посещение Ельца и их собора воронежскими архипастырями. Так, на Троицу в 1961 г. в собор второй раз в качестве правящего архиерея приехал вновь назначенный епископом Воронежским и Липецким Владыка Сергий (Петров). Утром на архиерейской службе присутствовало 1000-1200 человек, вечером — 500-600. [83]

Неоднократно посещал Владыка Сергий Вознесенский собор и в 1962 г.

18 марта 1963 г. епископ Сергий служил в соборе всенощную и литургию, во время которой возложил на настоятеля собора и благочинного церквей Елецкого округа архимандрита Исаакия высокую патриаршую награду — второй крест с украшениями и в кратком своём слове приветствовал награждённого. Вот что сам о. Исаакий писал о том посещении Ельца архипастырем в заметке «Из жизни Воронежской епархии» для «Журнала Московской Патриархии»: «Эта награда не только растрогала до слёз самого её получателя, но исполнила высокой и чистой радости и глубокой благодарностью к Святейшему отцу нашему Патриарху и к Владыке Сергию сердца елецких пасомых, что они и выражали горячо своему любимому гостю… Любит наш русский православный народ встречи и молитвенное общение со своими архипастырями. И это посещение Владыки Сергия любимого им города Ельца и его храмов прошло в особо тёплом и умилительном настроении, что отметил и он сам, и сослужившее ему духовенство, и церковный народ елецкий!» [84]

В 1979 г. в Ельце торжественно отмечался 90-летний юбилей освящения главного престола Вознесенского собора, на котором побывал епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий (Тарасов). [85]

Епископ Ювеналий (Тарасов) среди ельчан
Епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий (Тарасов) среди ельчан на ступенях Вознесенского собора. Фото начала 1980-х гг.

При архимандрите Исаакий Вознесенский собор стал подлинно духовным центром не только Ельца и всей Липецкой области, но и России. Вслед за ним в Елец переехали многие его духовные чада из Алма-Аты, основав в купленной ими части дома так называемое Сергиевское подворье Иверско-Исаакиевского скита — монастырь в миру. Под старческим руководством архимандрита Исаакия все живущие в Ельце и приезжающие духовные чада подчинялись установленным им порядкам, близким к монастырским. У каждого было своё послушание — по хозяйству, в храме, украшению икон и переплёту книг и т. д. Обязательным было посещение богослужений.

В Елец на подворье приезжали десятки и сотни людей за год, многие из-за границы. Частыми гостями архимандрита Исаакия становились архиереи, священники, монахи, которые нуждались в его духовной помощи и старческом совете.

В 1960-1970-х гг. в Вознесенском соборе часто проходили постриги послушниц и монахинь бывшего Знаменского монастыря в рясофор, в мантию и схиму. Именно архимандрит Исаакий постриг почитаемого липчанами священника протоиерея Павла Котельникова в монашество с именем Серафим. [86]

Узы глубокой духовной дружбы и братской любви связывали о. Исаакия с о. Николаем Овчинниковым. Вот какую характеристику дал своему духовному другу как благочинный Елецкого округа архимандрит Исаакий ещё в 1973 г.: «Весьма культурный и начитанный во многих областях человек, незаурядную культуру своей светской работы и службу врача – хирурга с университетским образованием сменивший на служение священника. Усердный служитель алтаря Божия — неустанный проповедник, отзывчивый к нуждам своих словесных овец добрый пастырь. Обладает хозяйственными способностями. В последние годы, достигнув уже и 70-летия, не оставляет службу свою, невзирая на пошатнувшееся здоровье, и старается служить наравне со своими значительно более молодыми сотрудниками». [87]

Архимандрит Исаакий (Виноградов)
Архимандрит Исаакий (Виноградов). Фото 1977 г.

Архимандрит Исаакий обладал удивительным даром проникновенного и сосредоточенного служения, при котором его глубокий молитвенный настрой передавался всем присутствующим на богослужении. Он признавал только индивидуальную исповедь, призывал к искреннему покаянию и воистину был духовником всех верующих ельчан. Он вёл обширную переписку с сотнями людей по всему миру, передавая своим духовным чадам на далёкие расстояния свою любовь, поддержку, благословение. Другой щедрый талант, которым наградил Господь о. Исаакия, — дар проповедничества. Его слово обладало огромной духовной силой. Он был также автором множества поучений, молитв, тропарей и канонов. Его тропарь Елецкой иконе Божией Матери в 1977 г. был переложен на ноты и до сих пор поётся в храме и келейно.

Благою волей Алексия Патриарха,
Преемника Митрополита древних дней,
Тогда всея Русия Кириерарха,
Направлен был я в город сей,
Который некогда святителем Московским
От берегов Сосны был к бытию призван.
А после Тихоном, угодником Задонским,
Сионом Новым наименован...

Хорошо известны верующим его стихи, которые несли радость и утешение его знакомым и духовным чадам, воплощали собой мысли и впечатления самого автора. Такими строками откликнулся архимандрит Исаакий на первую «встречу» со «славным градом Ельцом»:

Архимандрит Исаакий (Виноградов) за свою многолетнюю пастырскую деятельность был награждён почти всеми церковными наградами, возможными для священнослужителя. В 1957 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) наградил его посохом. Позже о. Исаакий был удостоен права ношения второго креста, служения божественной литургии при открытых Царских Вратах. Ему были пожалованы ордена святого равноапостольного князя Владимира III и II степеней, патриаршая грамота, и третий — патриарший крест.

Духовенство в Вознесенском соборе Ельца
Сидят слева направо: протоиерей Николай Овчинников, игумен Виссарион (Матичин), архимандрит Исаакий (Виноградов), игумен Евсевий (Саввин), иеромонах Валерий (Мирчук), протоиерей Василий Поваляев. Посох держит Дмитрий Поваляев. Стоят слева направо: инокиня Анна, сторож Анна, продавец Варвара Петровна, схимонахиня Серафима, монахиня Ангелина, чтец Антонина, схимонахиня Геронтия, монахиня Тихона, схимонахиня Магдалина, монахиня Василиса, игумения Людмила. Фото начала 1970-х гг.

Скончался о. Исаакий 12 января 1981 г. Власти, к сожалению, отказали верующим в просьбе похоронить любимого батюшку в соборной ограде. 14 января после отпевания, которое совершил Владыка Ювеналий, архимандрит Исаакий был погребён на Казанском городском кладбище Ельца. Сегодня могила о. Исаакия — святое для ельчан и многих разбросанных по миру духовных чад батюшки. В дни памяти архимандрита Исаакия (12 января, 12 июня, 25 февраля) в Вознесенском соборе служится заупокойная литургия и панихида, после чего почитатели его памяти едут на могилку батюшки.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 27.04.2022
Поделиться в социальных сетях: